• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Аспирантский семинар

Статус: Курс обязательный
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта образовательной программы «Политические науки» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данный семинар нацелен на изучение методологических проблем, которые свойственны различным типам политических исследований. В фокусе - разработка дизайна диссертационного исследования; по завершении аспирант представляет проект диссертационного исследования и формулирует дальнейшие перспективы его развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  •  Обучить аспирантов навыкам ведения самостоятельной научной работы и представления ее результатов в академических текстах различных типов на русском и английском языках, которые позволят им успешно подготовить статьи, диссертационную работу и резюме диссертации к защите в диссертационном совете на соискание кандидатской степени, а также эффективно взаимодействовать с международным научным сообществом и, в частности, продолжить научную деятельность в российских и зарубежных университетах.  Способствовать вовлечению аспирантов в активную исследовательскую деятельность через написание научных статей и рецензий, участие в дискутировании и взаимном рецензировании письменных научных работ, обсуждение и корректировку академических текстов разных форматов.  Развить у аспирантов навыки работы с научными текстовыми источниками, в том числе их быстрого и эффективного поиска, беглого и академического чтения, структурного и содержательного анализа научных публикаций; способствовать получению аспирантами достоверных критериев для анализа и интерпретации научного текста; продемонстрировать возможности междисциплинарной работы для диссертационных исследований, выполняемых в рамках социальных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет формулировать исследовательский вопрос и ставить в его рамках научные задачи.
  •  Умеет ясно выражать и убедительно обосновывать основные тезисы и аргументы своей научной работы;
  •  Имеет навыки самостоятельного написания научных текстов различных типов – аннотация, синопсис, пропозал исследования, литературный обзор, систематический обзор, эмпирическая статья, рецензия на статью, сопроводительное письмо в научный журнал
  • Владеет понятийным аппаратом социальных исследований в выбранной проблемной области, оперирует релевантными своей теме теоретическими категориями
  •  Способен самостоятельно применять теоретические понятия в решении задач диссертационного исследования
  •  Умеет квалифицированно трансформировать академические тексты различных типов, в том числе создавать на базе трансформируемого текста новых текстов, на русском и английском языках
  •  Демонстрирует способность самостоятельно найти и систематизировать источники, подготовить структурированный историографический обзор и сформулировать на этой основе аргументированные выводы относительно выбора и обоснования концептуальной рамки исследования. Дает оценку объяснительному потенциалу и ограничениям выбранной концептуальной рамке исследования
  •  Владеет навыками составления структурированного краткого обзора источников и корректно оформленной библиографии для обоснования исследовательской темы
  •  Определяет для себя круг чтения научной литературы, необходимый для систематизации подходов к выбранному методу и предмету исследования
  •  Умеет ориентироваться в научной литературе и периодике по социальным наукам
  •  Умеет осуществлять целенаправленный, экономичный и эффективный поиск научной информации по изучаемой проблеме, подбирать подходящую методологию и методы исследования, отличать беглое, ознакомительное чтение от аналитического, выделять ключевые тезисы и конспектировать научные тексты на русском и английском языках
  •  Представляет содержательные и исторические связи между теоретическими концептами в интеллектуальной и контекстуальной истории понятий и идей. Распознает особенности основных теоретико-методологических направлений и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области
  •  Имеет практические навыки анализа структуры и содержания научного текста, рецензирования научных работ и публичных выступлений, умеет ясно выражать и убедительно обосновывать основные тезисы и аргументы своей научной работы
  •  Умеет ясно выражать и убедительно обосновывать основные тезисы и аргументы своей научной работы
  •  После окончания курса применяет полученные знания и навыки при написании кандидатской диссертации и научных статей
  • Представляет содержательные и исторические связи между теоретическими концептами в интеллектуальной и контекстуальной истории понятий и идей. Распознает особенности основных теоретико-методологических направлений и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области
  •  Знаком с основным теоретико-методологическим аппаратом и соответствующей русской и английской терминологией в области социальных наук
  •  Применяет риторические стратегии и работает в рамках конвенций академического и креативного письма, проводит связи и различия жанров
  •  Демонстрирует результаты научной работы с использованием презентационного оборудования
  •  Использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по подходами результатам исследований на семинарах и конференциях
  • Имеет навыки описания эмпирических результатов, полученных с применением количественных, качественных и смешанных методов исследования
  • Различает и применяет релевантные методы публичной презентации результатов исследований специалистам и неспециалистам
  •  Способен проводить и принимать независимую конструктивную критику научных статей, подготовленных к подаче в рецензируемый журнал
  • Демонстрирует результаты научной работы с использованием презентационного оборудования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Подготовительный этап написания диссертации. Подготовка обоснования темы диссертационного исследования (синопсис)
  • Тема 2. Эффективный поиск и чтение научной литературы
  • Тема 3. Новизна и оригинальность в диссертационном исследовании
  • Тема 4. Диссертационное исследование в формате «тезиса»
  • Тема 5. Историографический обзор по теме исследования.
  • Тема 6. Систематический литературный обзор
  • Тема 7. Рецензирование
  • Тема 8. Подготовка публикаций на основе обзора и рецензирования источников
  • Тема 9. Подготовка параграфа диссертации. Апробация
  • Тема 10. Междисциплинарность в социальных исследованиях
  • Тема 11. Проблемы диссертационного исследования.
  • Тема 12. Научная работа аспиранта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
    Домашние задания представляют собой: - Составление план-графика написания своих научных работ на первый год обучения в аспирантуре, учитывая нормативы публикационной деятельности для аспирантской программы, участия в грантовых проектах (при наличии), исследовательской работы в лабораториях/центрах (при наличии). Указать сроки выполнения публикаций и дедлайны их предоставления в редакции, а также ожидаемые сроки публикаций. Для плана-графика используется диаграмма Ганта. - Подготовку развернутого синопсиса диссертационного исследования в соответствии с требованиями аспирантской школы в НИУ ВШЭ. - Подготовку историографического обзора по теме диссертационного исследования. - Подготовка рецензии на монографию/автореферат/PhD thesis по теме диссертационного исследования. - Подберите 3 варианта неудачных и удачных, на Ваш взгляд, формулировок заголовков научных статей, на русском и английском языках, по тематике Вашего диссертационного исследования. Также принесите на занятие аннотации к этим статьям, оцените их качество и сформулируйте, на каких критериях Вы основываете свою оценку. - Найдите теоретические, систематические и/или мета обзоры по тематике своей диссертации (не менее 5-и статей), опубликованные в высоко цитируемых международных журналах, на русском и на английском языке. - Сформулируйте исследовательский вопрос для систематического исследовательского обзора (основываясь на диссертационном исследовании). Можно предложить более одного RQ. Опишите выборку, протокол и фильтр (protocol and practical screen) для систематического обзора литературы, предоставьте список из не менее чем 10-и источников.
  • неблокирующий работа на семинарах
    Работа на сеимнарах. Каждый аспирант должен быть готов участвовать в обсуждениях, дискуссиях
  • неблокирующий контрольная работа
    Тема контрольной работы соответствует тематическим разделам курса.
  • неблокирующий экзамен
    Экзаменационная работа представляет собой авторскую рукопись научной статьи по теме диссертационного исследования, на русском или английском языках, подготовленную для журналов и изданий, входящих в Web of Science, Scopus / для изданий, входящих в список журналов высокого уровня, подготовленный в НИУ ВШЭ в соответствии с требованиями, установленными профильным диссертационным советом НИУ ВШЭ. Требования к оформлению и содержательным частям работы определяются требованиями журнала, куда подается текст статьи.
  • неблокирующий Доклад
    аспирант готовит доклад по теме своего исследования
  • неблокирующий рецензия
    Аспиранты готоврят письменную рецензию на одну из выбранных статей, близких к их теме исследования
  • неблокирующий доклад-2
    каждый аспирант делает доклад по тематике своей диссертации
  • неблокирующий рецензия-2
    Аспирант дложен подготовить рецензию по одонй из статей по теме своей диссертации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.15 * Доклад + 0.15 * домашние задания + 0.15 * контрольная работа + 0.15 * работа на семинарах + 0.15 * рецензия + 0.25 * экзамен
  • 2025/2026 1st semester
    1 * рецензия-2
  • 2026/2027 1st semester
    1 * доклад-2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Green, B. N., Johnson, C. D., & Adams, A. (2006). Writing narrative literature reviews for peer-reviewed journals: secrets of the trade. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.86A0B01A
  • Snyder, H. (2019). Literature review as a research methodology: An overview and guidelines. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.07.039
  • Исхаков, Х., & Кондратенко, Ю. (2007). Как Делать Научный Доклад. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C6B587F
  • Методология диссертационного исследования: как защитить диссертацию : полезно молодому ученому, соискателю ученой степени, Ярская, В. Н., 2011
  • Резник, С. Д. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности : монография / под общ. ред. С. Д. Резника. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 236 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-006929-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1896465
  • Резник, С. Д. Как защитить свою диссертацию : практическое пособие / С. Д. Резник. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 245 с. — (Менеджмент в науке). — DOI 10.12737/1816400. - ISBN 978-5-16-017143-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2140709

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Guetzkow, J., Lamont, M., & Mallard, G. (2004). What is Originality in the Humanities and the Social Sciences? American Sociological Review, 69(2), 190–212. https://doi.org/10.1177/000312240406900203

Авторы

  • Немировская Анна Валентиновна
  • Щербак Андрей Николаевич