2024/2025





Микроэкономика и прогнозирование отраслевых рынков
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина состоит из теоретической и эмпирической части. Теоретическая часть направлена на освоение студентом основных понятий микроэкономики, экономики фирмы. Рассматривается суть коммерческой фирмы, состоящая в максимизации чистой прибыли за счет установления отпускной цены и планируемого объема выпуска. Анализируются виды издержек предприятия. Также рассматриваются базовые модели равновесия на отраслевых рынках чтобы теоретически показать, что выручка и прибыль фирмы будет зависеть от числа конкурентов (товаров-заменителей), имеющихся конкурентных преимуществ и специфических потребительских предпочтений. После этой теоретической части эмпирическая часть дисциплины будет направлена на изучение методов сегментации и оценки емкости рынка сбыта, методов анализа конкурентоспособности продукции и методов прогнозирования объема продаж как отдельной фирмы, так и отрасли в целом. В ходе изучения дисциплины студент осваивает компетенцию подготовки отраслевого аналитического обзора с выделением сегментов рынка и анализом конкурентных преимуществ продуктов отдельных компаний, включая построение unit модели объема продаж отдельной компании отрасли.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина состоит из теоретической и эмпирической части. Теоретическая часть направлена на освоение студентом основных понятий микроэкономики, экономики фирмы. Рассматривается суть коммерческой фирмы, состоящая в максимизации чистой прибыли за счет установления отпускной цены и планируемого объема выпуска. Анализируются виды издержек предприятия. Также рассматриваются базовые модели равновесия на отраслевых рынках чтобы теоретически показать, что выручка и прибыль фирмы будет зависеть от числа конкурентов (товаров-заменителей), имеющихся конкурентных преимуществ и специфических потребительских предпочтений. После этой теоретической части эмпирическая часть дисциплины будет направлена на изучение методов сегментации и оценки емкости рынка сбыта, методов анализа конкурентоспособности продукции и методов прогнозирования объема продаж как отдельной фирмы, так и отрасли в целом. В ходе изучения дисциплины студент осваивает компетенцию подготовки отраслевого аналитического обзора с выделением сегментов рынка и анализом конкурентных преимуществ продуктов отдельных компаний, включая построение unit модели объема продаж отдельной компании отрасли.
Планируемые результаты обучения
- Способен написать отчет по выбранной отрасли, сделать отраслевую презентацию для принятия инвестиционных решений
- Владеет основными понятиями и моделями микроэкономики, экономики фирмы, функционирования рынков
- Способен моделировать ценообразование, издержки фирмы на выпуск заданного вида продукции
Содержание учебной дисциплины
- Микроэкономика и введение в экономику фирмы
- Прогнозирование отраслевых рынков
Элементы контроля
- Проект
- Домашнее задание по Отраслевым рынкам
- Индивидуальный проект
- Домашние задания по Микроэкономике
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Домашнее задание по Отраслевым рынкам + 0.2 * Домашние задания по Микроэкономике + 0.2 * Индивидуальный проект + 0.4 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анализ отраслевых рынков : учебник, Рой Л.В., Третьяк В.П., 2008
- Анализ отраслевых рынков : учебник, Рой, Л. В., 2008
- Корнейчук, Б. В. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07542-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512709 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лихачев, М. О. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика : учебно-методическое пособие / М. О. Лихачев. — Москва : МПГУ, 2017. — 112 с. — ISBN 978-5-4263-0520-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107358 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Микроэкономика : Учебник и практикум для академического бакалавриата, Корнейчук, Б.В., 2016
- Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939
- Рой Л.В., Третьяк В.П. - Анализ отраслевых рынков. Учебник - 978-5-392-20474-8 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/31155 - 31155 - PROSPECT
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 21135 - Н. Талеб - Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. (краткое изложение) - 9785961400299kkaudio - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21135
- Иванова, Л. И., Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / Л. И. Иванова, А. С. Бобылева. — Москва : КноРус, 2020. — 331 с. — ISBN 978-5-406-07420-6. — URL: https://book.ru/book/932482 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Казакова, Н. А. Анализ финансовой отчетности. Консолидированный бизнес : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Казакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11232-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444780 (дата обращения: 28.08.2023).
- Комплексный финансовый анализ, Бочаров, В. В., 2005
- Ситуационный финансовый анализ : схемы, задачи, кейсы, учебное пособие, 605 с., Теплова, Т. В., Григорьева, Т. И., 2006
- Ситуационный финансовый анализ : схемы, задачи, кейсы: учеб. пособие для вузов, Теплова, Т. В., 2006
- Ситуационный финансовый анализ: схемы, задачи, кейсы : Учеб. пособие для вузов, Теплова, Т.В., 2006
- Ситуационный финансовый анализ. Схемы, задачи, кейсы : учеб. пособие, Теплова Т.В., Григорьева Т.И., 2006
- Чан Ким - Стратегия голубого океана - 9785001002581 - МИФ - 2016 - https://hse.miflib.ru/#/book/17572 - 17572