Аспирантура
2024/2025





Исследования в области стратегического менеджмента
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шапошников Сергей Вячеславович
Язык:
русский
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование у аспирантов целостного представления о стратегическом менеджменте как области научного исследования. В рамках дисциплины рассматриваются ключевые теоретические подходы- от классических моделей (ресурсно-ориентированный подход, теория ключевых компетенций, динамические способности) до актуальных концепций устойчивого развития, платформенных экосистем, стратегического лидерства. Особое внимание уделяется поведенческим аспектам управления, включая эмоциональный интеллект, служащее лидерство и гибкие модели организации труда. В курс также входит освоение методологии стратегических исследований: постановка научных вопросов, выбор методов исследования, интерпретация данных, а также подготовка аспирантов к публикационной активности в российских и международных академических журналах.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать целостное понимание ключевых теорий, концепций и современных направлений исследований в стратегическом менеджменте- от классических моделей (RBV, динамические способности) до новых парадигм (устойчивое развитие, цифровая трансформация, платформенные экосистемы и др.).
- Развить навыки критического анализа и оценки научной литературы, включая изучение и интерпретацию статей из ведущих академических журналов в области стратегического менеджмента.
- Овладеть методами постановки научной проблемы, выбора дизайна исследования, сбора и анализа данных, релевантных стратегическим исследованиям.
- Содействовать развитию академического мышления, исследовательской самостоятельности и подготовки публикаций в рецензируемых научных изданиях по стратегическому менеджменту.
Планируемые результаты обучения
- Анализировать актуальные научные статьи по стратегическому менеджменту: выделять исследовательскую логику, теоретические основания, методологические особенности.
- Дифференцировать между подходами и концепциями стратегического мышления и оценивать их применимость к различным ситуациям.
- Оценивать качество и новизну академических публикаций в соответствии с критериями научной значимости, оригинальности и методологической строгости.
- Проводить аргументированную научную дискуссию, выстраивая обоснованные позиции и критически относясь к альтернативным точкам зрения.
- Формулировать актуальную научную проблему, цели и задачи исследования в области стратегического менеджмента.
- Разрабатывать исследовательский проект: выстраивать теоретическую рамку, обоснованно выбирать методы исследования, описывать ожидаемые научные результаты.
- Создавать тексты, соответствующие академическим стандартам (включая IMRAD-структуру), готовые к подаче в научные журналы.
- Проектировать стратегическую концепцию исследования, ориентированную на дальнейшую публикацию и профессиональное использование.
Содержание учебной дисциплины
- Методология стратегических исследований и академическая публикационная активность
- Новые модели организации труда и корпоративной культуры
- Эмоциональный интеллект и лидерство в стратегическом контексте
- Стратегия устойчивого развития и концепция тройного критерия (Triple Bottom Line)
- Радикальные трансформации и стратегический вызов
- Знание и способности как стратегические ресурсы
- Эволюция стратегического менеджмента: теории и парадигмы
Элементы контроля
- Участие в академической дискуссииАспиранты обязаны активно участвовать в работе на занятиях, демонстрируя глубокое понимание прочитанных научных статей и способность к их критическому осмыслению. Оцениваются: • подготовленность к обсуждению (наличие заметок, вопросов, альтернативных интерпретаций); • аргументированность ответов на вопросы и суждений; • уважительное и продуктивное взаимодействие с участниками дискуссии; • систематичность участия в обсуждениях на протяжении всего курса.
- Групповая работа: Анализ академических статейВ рамках малых групп аспиранты готовят аналитическую презентацию двух ключевых публикаций в области стратегического менеджмента (одна статья выбирается аспирантами, вторая статья предлагается преподавателем). Оцениваются: • качество теоретического анализа и интерпретации исследовательской логики; • выявление методологических особенностей статей; • структура и логика презентации; • вовлеченность в групповое взаимодействие; • способность вести академическую дискуссию по теме анализа статей.
- Индивидуальное исследование академических журналов для возможной публикации
- Разработка исследовательского проекта
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st semester0.2 * Групповая работа: Анализ академических статей + 0.1 * Индивидуальное исследование академических журналов для возможной публикации + 0.5 * Разработка исследовательского проекта + 0.2 * Участие в академической дискуссии
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Главные идеи — 2025 : сборник информ.-аналит. ст., , 2025
- Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01109-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535436 (дата обращения: 04.07.2025).
- Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2024
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jorrit Gerritsen, & Джоррит Геритсен. (2012). How to Write an Article about a Study for a Peer-Reviewed Journal ; Как Написать Статью Об Исследовании Для Рецензируемого Журнала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E6980240
- Менеджмент нового времени : простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке, Деминг, Э., 2023
- Стратегический менеджмент по Котлеру : лучшие приемы и методы, Котлер, Ф., 2024