• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Исследования в области стратегического менеджмента

Статус: Курс обязательный
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у аспирантов целостного представления о стратегическом менеджменте как области научного исследования. В рамках дисциплины рассматриваются ключевые теоретические подходы- от классических моделей (ресурсно-ориентированный подход, теория ключевых компетенций, динамические способности) до актуальных концепций устойчивого развития, платформенных экосистем, стратегического лидерства. Особое внимание уделяется поведенческим аспектам управления, включая эмоциональный интеллект, служащее лидерство и гибкие модели организации труда. В курс также входит освоение методологии стратегических исследований: постановка научных вопросов, выбор методов исследования, интерпретация данных, а также подготовка аспирантов к публикационной активности в российских и международных академических журналах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать целостное понимание ключевых теорий, концепций и современных направлений исследований в стратегическом менеджменте- от классических моделей (RBV, динамические способности) до новых парадигм (устойчивое развитие, цифровая трансформация, платформенные экосистемы и др.).
  • Развить навыки критического анализа и оценки научной литературы, включая изучение и интерпретацию статей из ведущих академических журналов в области стратегического менеджмента.
  • Овладеть методами постановки научной проблемы, выбора дизайна исследования, сбора и анализа данных, релевантных стратегическим исследованиям.
  • Содействовать развитию академического мышления, исследовательской самостоятельности и подготовки публикаций в рецензируемых научных изданиях по стратегическому менеджменту.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать актуальные научные статьи по стратегическому менеджменту: выделять исследовательскую логику, теоретические основания, методологические особенности.
  • Дифференцировать между подходами и концепциями стратегического мышления и оценивать их применимость к различным ситуациям.
  • Оценивать качество и новизну академических публикаций в соответствии с критериями научной значимости, оригинальности и методологической строгости.
  • Проводить аргументированную научную дискуссию, выстраивая обоснованные позиции и критически относясь к альтернативным точкам зрения.
  • Формулировать актуальную научную проблему, цели и задачи исследования в области стратегического менеджмента.
  • Разрабатывать исследовательский проект: выстраивать теоретическую рамку, обоснованно выбирать методы исследования, описывать ожидаемые научные результаты.
  • Создавать тексты, соответствующие академическим стандартам (включая IMRAD-структуру), готовые к подаче в научные журналы.
  • Проектировать стратегическую концепцию исследования, ориентированную на дальнейшую публикацию и профессиональное использование.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология стратегических исследований и академическая публикационная активность
  • Новые модели организации труда и корпоративной культуры
  • Эмоциональный интеллект и лидерство в стратегическом контексте
  • Стратегия устойчивого развития и концепция тройного критерия (Triple Bottom Line)
  • Радикальные трансформации и стратегический вызов
  • Знание и способности как стратегические ресурсы
  • Эволюция стратегического менеджмента: теории и парадигмы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в академической дискуссии
    Аспиранты обязаны активно участвовать в работе на занятиях, демонстрируя глубокое понимание прочитанных научных статей и способность к их критическому осмыслению. Оцениваются: • подготовленность к обсуждению (наличие заметок, вопросов, альтернативных интерпретаций); • аргументированность ответов на вопросы и суждений; • уважительное и продуктивное взаимодействие с участниками дискуссии; • систематичность участия в обсуждениях на протяжении всего курса.
  • неблокирующий Групповая работа: Анализ академических статей
    В рамках малых групп аспиранты готовят аналитическую презентацию двух ключевых публикаций в области стратегического менеджмента (одна статья выбирается аспирантами, вторая статья предлагается преподавателем). Оцениваются: • качество теоретического анализа и интерпретации исследовательской логики; • выявление методологических особенностей статей; • структура и логика презентации; • вовлеченность в групповое взаимодействие; • способность вести академическую дискуссию по теме анализа статей.
  • неблокирующий Индивидуальное исследование академических журналов для возможной публикации
  • неблокирующий Разработка исследовательского проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.2 * Групповая работа: Анализ академических статей + 0.1 * Индивидуальное исследование академических журналов для возможной публикации + 0.5 * Разработка исследовательского проекта + 0.2 * Участие в академической дискуссии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Главные идеи — 2025 : сборник информ.-аналит. ст., , 2025
  • Попов, С. А.  Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01109-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535436 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jorrit Gerritsen, & Джоррит Геритсен. (2012). How to Write an Article about a Study for a Peer-Reviewed Journal ; Как Написать Статью Об Исследовании Для Рецензируемого Журнала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E6980240
  • Менеджмент нового времени : простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке, Деминг, Э., 2023
  • Стратегический менеджмент по Котлеру : лучшие приемы и методы, Котлер, Ф., 2024

Авторы

  • Шапошников Сергей Вячеславович