• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Правовое регулирование деятельности СМИ в Российской Федерации

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Когда читается: 5-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Монахов Виктор Николаевич, Энтин Владимир Львович
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Правовое регулирование деятельности СМИ в Российской Федерации» предполагает глубокое изучение студентами действующего российского законодательства, регулирующего организацию и функционирование средств массовой информации (СМИ), его доктринальную основу, а также практику его применения. В ходе освоения курса обучающиеся изучат правовые основы учреждения, регистрации, приостановления и прекращения производства и выпуска СМИ, правовой статус медийных организаций (издательских домов, телерадиокомпаний, информационных агентств и т.д.), юридическое оформление отношений между учредителями СМИ, редакциями, издателями, вещателями, распространителями продукции СМИ. Отдельное внимание уделяется изучению правового статуса журналистов, в том числе выполняющих редакционные задания в особых условиях, а также особенностей публично-правовой и частно-правовой ответственности в сфере СМИ. Студенты, изучившие дисциплину, смогут давать характеристику и предлагать варианты решения правовых проблем, возникающих в деятельности медийных организаций, классифицировать информационную продукцию, оценивать распространяемую массовую информацию на предмет ее соответствия законодательству РФ, учитывать особенности функционирования интернет-СМИ и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов комплексного представления о правовых основах функционирования СМИ в РФ, освоение законодательства, регулирующего организацию и функционирование СМИ в РФ, освоение правоприменительной практики в сфере функционирования СМИ, развитие навыков анализа и критического мышления в области правового регулирования массовых коммуникаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации в Российской Федерации
  • Воспроизводит принципы работы СМИ, включая права и обязанности журналистов, редакций и издателей
  • Анализирует правовые аспекты журналистской деятельности, в том числе вопросы авторского права, защиты персональных данных и соблюдения этических норм
  • Применяет полученные знания при разработке медиаконтента, учитывая требования законодательства и этические нормы
  • Анализирует и оценивает правомерность действий участников процесса создания и распространения информации
  • Находит и анализирует информацию в области правового регулирования СМИ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Законодательство о СМИ в системе российского законодательства
  • Тема 2. Коммерческие аспекты деятельности СМИ
  • Тема 3. Регулирование в области рекламы
  • Тема 4. ОКУПЫ (РАО/ВОИС), использование РИД
  • Тема 5. Правовые аспекты создания контента СМИ.
  • Тема 6. Digital
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Работа на семинарах + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ильина, М. В.  Международное гуманитарное право и сми : учебное пособие для вузов / М. В. Ильина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 95 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13700-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543947 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Марков, Е. А., Российская власть и СМИ: история информационного взаимодействия : монография / Е. А. Марков. — Москва : Русайнс, 2021. — 278 с. — ISBN 978-5-4365-8024-1. — URL: https://book.ru/book/941070 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Фатеева, И. А. История средств массовой информации: модели СМИ и место в них рекламы : учебно-методическое пособие / И. А. Фатеева. — Москва : МПГУ, 2022. — 56 с. — ISBN 978-5-4263-1079-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/253178 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Толкачев Иван Владимирович
  • Александрова Елена Валерьевна