• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Связь восприятия социальной изоляции с карьерными планами учителей в школах Чукотского автономного округа: опыт остающихся и уехавших

ФИО студента: Валиев Дмитрий Рашитович

Руководитель: Серёгин Константин Сергеевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2026

Чукотский автономный округ как один из самых удалённых регионов России сталкивается с острым дефицитом педагогических кадров в сельских школах, где высокая зарплата не всегда компенсирует социальную изоляцию. Статья анализирует влияние социальной изоляции на профессиональные решения учителей, сравнивая опыт остающихся и уехавших педагогов. На основе полуструктурированных интервью с директорами школ, остающимися и уехавшими учителями выявлены формы изоляции: объективная (географическая удалённость, дефицит ресурсов, суровый климат) и субъективная (одиночество, отчуждённость). Изоляция усиливает эмоциональное выгорание и демотивацию, особенно у уехавших, где преобладают внешние мотивы (финансовые стимулы), приводя к оттоку. Остающиеся учителя адаптируются через внутреннюю мотивацию (профессиональная ответственность, карьерный рост) и социальную поддержку (коллектив, наставничество), что смягчает стресс. Институциональные меры (жильё, надбавки) помогают, но их недостатки (бюрократия, качество жилья) усугубляют проблемы. Результаты подтверждают теории социальной изоляции, выгорания и копинга, подчёркивая необходимость комплексных программ адаптации. Выводы предлагают рекомендации по удержанию кадров: усиление наставничества, улучшение инфраструктуры и психологическая поддержка. Исследование заполняет пробел в изучении адаптации педагогов в арктических регионах, способствуя снижению текучести и повышению качества образования.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ