• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка образовательной модели инженерного образования для массовой школы

ФИО студента: Беляев Евгений Владимирович

Руководитель: Серёгин Константин Сергеевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2026

Введение. Государственная политика в области общего и дополнительного образования актуализирует необходимость углубленного изучения технических и естественнонаучных предметов, интеграцию с реальным сектором, практическое применение метапредметных навыков. Крупные промышленные предприятия участвуют в реализации образовательных треков, обеспечивая образовательные организации технологиями проектирования. Целью данного исследования является изучение опыта внедрения моделей инженерного образования в массовой школе, проектирование на их основе образовательно-организационной модели, которая будет внедрена впоследствии в инженерной школе «Циолковский» в городе Липецке. Материалы и методы. Первый этап исследования был направлен на анализ родительских предпочтений в отношении будущей школы. Был проведен опрос 253 человек, проживающих в районах «Взлетный» и «Звездный» города Липецка и являющихся родителями 35,6 % от общего числа зачисленных детей на программы дошкольного образования. Применялась методика ВЦИОМа, сбор данных осуществлялся на платформе «Опросникум». Второй этап включал проведение серии полуформализованных экспертных интервью с директорами школ, со схожими контекстными данными. В выборку вошли директора десяти государственных массовых школ из восьми регионов России, имеющих опыт внедрения и реализации инженерного образования. Результаты. Запрос родителей подтвердил значимость инженерного и IT-образования как векториальных в профилизации обучающихся, проектные методы обучения поддержаны в качестве основных у трети респондентов. Интервью с директорами инженерных школ позволили сформулировать как общие черты данных видов образования (отсутствие стартовой диагностики и отбора в инженерные классы, использование потенциала внеурочной деятельности и дополнительного образования для углубления материала), так и специфические (модель насыщения школы различными проектными событиями и мероприятиями, «тернарная модель», профориентационная модель). Анализ данных позволил сформировать образовательно-организационную модель инженерной школы, которая включает систему индикаторов, отслеживающих ее эффективность. Обсуждение и заключение. Успешное внедрение MVP-модели инженерной школы станет стимулирующим фактором повышения мотивации школьников к освоению сложных технических задач, приведет к повышению эффективности образовательного процесса, что позволит тиражировать модель в школы с аналогичными контекстными данными. Вместе с тем, в ходе реализации внедрения модели необходим постоянный мониторинг и корректировка управленческих, методических и образовательных решений.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ