• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репетиторство как форма вторичной занятости студентов

ФИО студента: Стульба Мария Михайловна

Руководитель: Прикот Олег Георгиевич

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2026

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) посвящена исследованию репетиторства как формы вторичной занятости студентов очных отделений педагогических и непедагогических направлений. Актуальность темы обусловлена ростом популярности репетиторства среди студентов и недостаточной изученностью данного феномена в научной литературе. Целью работы является выявление специфики репетиторства как формы вторичной занятости. В процессе исследования решались задачи по определению нормативно-правовой базы, регулирующей занятость студентов в качестве репетиторов; выявлению направлений исследований вторичной занятости студентов и релевантных научных публикаций по теме исследования; выявлению факторов, влияющих на выбор студентов заниматься репетиторством; определению мотивов студентов и их восприятия репетиторской деятельности как средства для приобретения профессиональных компетенций. Методологическую основу исследования составили библиографический и библиометрический анализы, анкетирование (n=1046), полуструктурированное интервью (n=10), статистический анализ (коэффициент корреляции Спирмена - корреляционная матрица, критерий хи-квадрат Пирсона, линейная регрессионная модель и логистическая модель) и качественный контент-анализ. Результаты исследования показали, что факторами, влияющими на наличие у студентов опыта репетиторства, являются уровень образовательной программы и город обучения. Выявлены различия в мотивации: для студентов педагогических направлений основными мотивами, побуждающими к занятию репетиторством, являются приобретение педагогического опыта и стремление к самостоятельности, тогда как для студентов непедагогических направлений – финансовый мотив и реализация личного интереса к преподаванию. Определено, что репетиторство отличается от других форм вторичной занятости гибкостью графика, возможностью выбора формата и прибыльностью. Доказано, что студенты воспринимают репетиторство как ресурс для развития профессиональных компетенций: будущие педагоги отмечают развитие коммуникации и общепрофессиональных компетенций, а студенты непедагогических направлений – развитие системного и критического мышления и коммуникации. Научная новизна работы заключается в выявлении специфики репетиторства как формы вторичной занятости студентов в зависимости от уровня, профиля и локации обучения. Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования образовательными учреждениями для информационных кампаний о возможностях и рисках репетиторства, мониторинга вторичной занятости студентов, отслеживания масштабов и последствий совмещения учебы и работы. Магистерская диссертация структурно представлена введением, 3 главами и заключением. Работа включает 2 приложения. Общий объем работы составляет 83 страницы. Текст работы содержит 12 рисунков и 15 таблиц. Библиографический список представлен 38 источниками. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, СТУДЕНТЫ, СТУДЕНТ-РЕПЕТИТОР, РЕПЕТИТОРСТВО СТУДЕНТОВ, РЕПЕТИТОРСТВО, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОТЛИЧИЯ РЕПЕТИТОРСТВА, МОТИВЫ СТУДЕНТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, САМОЗАНЯТОСТЬ.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ