• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственное управление социальной сферой в России: эффективность программно-целевого метода

ФИО студента: Литинская Анастасия Юрьевна

Руководитель: Ахременко Андрей Сергеевич

Кампус/факультет: Факультет прикладной политологии

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

Работа была выполнена с целью выявления степени эффективности применения программно-целевого метода в реализации федеральных целевых программ (ФЦП) социальной направленности в современной России.Достижение поставленной цели предполагали решение следующих исследовательских задач:1.Определить специфику государственного управления в области социальной сферы;2.Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к анализу эффективности государственного управления в области социальной сферы;3.Раскрыть сущность программно-целевого метода управления в рамках государственного регулирования социальной политики;4.Сформировать методику оценки эффективности реализации ФЦП социальной направленности, определив и обосновав систему обобщающих показателей состояния социальной сферы, выявив критерии анализа;5.Провести анализ эффективности системы управления социальной сферой программно-целевым методом в современной России;6. Выявить динамику развития важнейших социальных целевых индикаторов ФЦП на основе проведенного анализа.По завершению работы были получены следующие результаты:Социальная сфера рассматривается как устойчивая область деятельности людей по воспроизводству своей жизни: продолжение рода, производство и развитие средств к жизни для удовлетворения своих потребностей. Такой подход позволяет охватить все три стороны социальной деятельности и определить специфику государственного управления социальной сферой как создание условий для воспроизводства населения, который подразумевает комплексный характер государственных решений, принимаемый в силу закономерностей процессов функционирования и развития сферы. Эффективность государственного управления социальной сферы рассчитывается путем соотношение затрат и результатов, включает в себя критерии, на улучшение которых направлены действия органов государственной власти по реализации рассматриваемых ФЦП. Критерии и показатели, предусмотренные текстом ФЦП, подразделяются на экономические и технические и рассматриваются с учетом их социальной важности. Оценка эффективности также отражает степень отклонения от нормы критериев, не достигших своих плановых значений. Более того, в результате проведенного анализа установлено, что степень отклонения нереализованных индикаторов и показателей от своих первоначально заданных значений оказывает влияние на итоговый результат эффективности реализации программ. Несмотря на широкое применение программно-целевого метода управления в России, в настоящее время реализацию ФЦП социальной направленности сложно назвать эффективной и прозрачной. Помимо серьезного отклонения итоговых результатов от планируемых, существуют проблемы с количеством нереализованных индикаторов и показателей, качеством отчетности и доступностью итоговых данных. Более того, даже в случае успешной реализации программы вызывает трудность оценить ее вклад в улучшение состояния социальной сферы в целом. Таким образом, долгосрочные ФЦП, являясь одним из ключевых инструментов реализации государственных управленческих функций и политики, в ряде случаев не способны достичь поставленных перед ними задач улучшения социально-экономических показателей развития страны, несмотря на управленческую эффективность их исполнения. Гипотеза исследования предполагающая, что состояние и динамика развития социальной сферы отражают эффективность реализации программно-целевого метода государственного управления, выявленную с помощью разработанной автором системы показателей, опровергнута. В качестве дальнейших направлений изучения этой темы можно назвать следующие:•поиск механизмов повышения эффективности реализации ФЦП социальной направленности, качества отчетности и ее прозрачности;•исследование причин отсутствия положительной динамики важнейших целевых индикаторов и показателей программы в случае ее эффективной реализации.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ