• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация бизнес-моделей радиостанций в контексте развития цифрового вещания

ФИО студента: Боева Наталия Николаевна

Руководитель: Шариков Александр Вячеславович

Кампус/факультет: Факультет медиакоммуникаций

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>Основной целью работы &laquo;Трансформация бизнес-моделей радиостанций в контексте развития цифрового вещания&raquo; было выявить изменения бизнес-моделей радиокомпаний под влиянием процесса цифровизации радиовещания. Цифровое вещание подразумевает не только цифровое производство контента, но и цифровые способы распространения радиосигнала.</p><p>В 1-ой главе исследования были выполнены следующие задачи: изучено понятие бизнес-модель; выявлены характерные черты бизнес-моделей медиа, радио; рассмотрены основные бизнес-модели российских радиостанций и описаны основные источники дохода. Во 2-ой главе внимание было сконцентрировано на опыте европейских стран по внедрению цифровых стандартов радиосвязи; изучены кейсы нескольких европейских станций (норвежской NRK; голландских OMP и 100% NL) и выявлены изменения бизнес-моделей станций при переходе на &laquo;цифру&raquo;; указаны предпосылки развития цифрового эфирного вещания в России. В 3-ей главе были рассмотрены различные цифровые платформы передачи радиосигнала; проведен экспертный опрос по выявлению изменений бизнес-моделей станций при присутствии сразу на нескольких цифровых платформах; &nbsp;обозначены возможные пути развития цифрового радио.</p><p>Были использованы следующие методы: сравнительный анализ и анализ научной литературы; анализ документов, экспертный опрос, анализ кейсов. Эмпирической базой для диссертации стали результаты экспертного опроса. В общей сложности были задействованы 13 экспертов (8 российских; 5 иностранных).</p><p>Подтвердились все выдвинутые гипотезы: бизнес-модель радиостанции с цифровым эфирным вещанием не отличается от традиционной бизнес-модели; государственные и/или общественные станции первыми переходят на цифровое эфирное вещание, и лишь после этого следуют коммерческие вещатели; вещатели пока не научились монетизировать аудиторию различных цифровых платформ; бизнес-модель радиостанции, представленной на различных цифровых платформах, не отличается от традиционной бизнес-модели.</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Среди главных выводов: для общественных/и или государственных станций при переходе на эфирное цифровое вещание на первом месте стоит расширение охвата населения своими сервисами и снижение расходов на дистрибьюцию. Коммерческие вещатели оказываются в более сложном положении, так как пытаются сохранить и на новом &laquo;цифровом&raquo; рынке свои&nbsp; доли аудитории, а соответственно и рекламы. Во время переходного периода расходы станций на дистрибьюцию удваиваются (так как сигнал дублируется на двух платформах).</p><p>Мультиплатформенное радио присутствует уже на всех рынках в разных формах (от Онлайн-радио до Apps), однако вещатели пока не могут увеличить свои неэфирные доходы. У самых успешных показатель составляет лишь 15% (от всех доходов).</p><p>Автор выдвигает три возможных сценария развития радиовещания: паритет эфирного вещания и Интернета (бизнес-модель меняться не будет, не исключено увеличение неэфирных доходов); победа Интернета (размывание рынка и появление модели &laquo;радиоконстуктора&raquo;); победа эфира над Интернетом (бизнес-модель не изменится). &nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ