• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
французский
английский
немецкий
Контакты
Телефон:
+7(495) 621-6245
+7(495) 772-9590 доп. 23075
Электронная почта:
Адрес: Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5, каб. П-413
Время присутствия: Вторник 15:00 - 18:00 Четверг 17:00 - 18:00
Расписание
SPIN РИНЦ: 4932-5236
ORCID: 0000-0001-6035-5960
ResearcherID: L-1487-2015
Scopus AuthorID: 8661634700
Google Scholar
Руководитель
Кирия И. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Шариков Александр Вячеславович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2005 году.
  • Научно-педагогический стаж: 31 год.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 1992
    Старший научный сотрудник
  • 1989

    Кандидат педагогических наук: Академия педагогических наук СССР, специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации: Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников

  • 1973

    Специалитет: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, факультет: физический факультет, специальность «Физика»

Профессиональные интересы

  • Теория массовых коммуникаций
  • Социология СМИ
  • Аудиториология
  • Социология рекламы
  • Медиамаркетинг 
  • Анализ медиарынков и др.

Достижения и поощрения

Полномочия / обязанности

Как заместитель главного редактора:

1. Формирование портфеля редактора

2. Формирование содержания выпусков журнала

3. Контроль работы штата штата редакции журнала

4. Подпись выпуска журнала к публикации

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • 1)Журнал "Медиаобразование"

    2)Журнал "Реклама: теория и практика"

    3)Член экспертного совета "Новая Российская энциклопедия"

  • С 2015 г.: член редколлегии журнала «Медиаобразование».

Конференции

2015
XII Всероссийская конференция «Экранная культура начала XXI века» (Москва). Доклад: Динамика содержания новогодних выступлений президентов РФ по телевидению в 2000-2014 гг.

Участие в конференциях:

2009 год

  • Семинар «Медиа-знание - XXI век» (проект Международной академии телевидения и радио). Москва, апрель 2009. Доклад "Тенденции в развитии методов измерения телевизионной аудитории".
  • 4-й Белорусский информационный форум. Минск, Белоруссия, май 2009. Сообщение "Телевидение России в 2008 году".
  • 42-я ежегодная конференция Группы европейских исследователей аудитории (GEAR). Копенгаген, Дания, май 2009. Двасообщениянаанглийскомязыке: "Digital Radio Distribution in European Countries" и "Radio Listening in the Russian Federation: Latest Facts and Trends".
  • Семинар «Медиа-знание - XXI век» (проект Международной академии телевидения и радио). Оренбург, июнь 2009. Доклад "Аудитория телевидения в России в 2006-2008 гг."
  • Семинар «Медиа-знание - XXI век» (проект Международной академии телевидения и радио). Ростов-на-Дону, сентябрь 2009. Доклад "Парадоксы телесмотрения".
  • Круглый стол Министерства связи и массовых коммуникаций "Медиаграмотность в контексте перехода к информационному обществу в России". Москва, сентябрь 2009.
  • Конференция по радиорекламе "Радио Маяк". Тунис, Монастир, октябрь 2009. Доклад "Потребительское поведение жителей сёл и городов численностью менее 250 тыс.чел. в Российской Федерации".
  • Семинар "Психология Интернета". Москва, ГУ-ВШЭ, октябрь 2009. Сообщение "СМИ и Интернет: опыт и возможности качественного исследования".
  • Всероссийский фестиваль телевизионных программ и фильмов "Теле-профи". Саратов, октябрь 2009. Доклад "Тенденции развития телевидения в России: взгляд социолога".
  • IX Дридзевские чтения. Москва, Институт социологии РАН, ноябрь 2009. Сообщение "Ценностные ориентации аудитории радиостанции классической музыки".
  • XII Евразийский телефорум. Москва, ноябрь 2009. Круглый стол "Общественное влияние на телевидение и радио". Сообщение "Кризис коммерческой модели телевидения в России".
  • Конференция Сообщества профессиональных социологов. Москва, ГУ-ВШЭ, декабрь 2009. А.В.Шариков вёл секцию "Медиасоциология: новейшие факты и тренды". Доклад "Бегство" от телевизора: тренд последнего пятилетия в России".
  • Круглый стол Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Нишевые радиостанции в цифровом формате". Москва, декабрь 2009. Два сообщения: "Радиослушание в России (по результатам опроса ВЦИОМ)" и "Медиаметрия цифрового вещания: методики и перспективы".

 

2010 год

  • Конференция работников СМИ "Программа передач на завтра". Москва, 10 февраля 2010 г. Доклад: "Закат телевидения?"
  • 8-я Ежегодная конференция Международной академии телевидения и радио. Москва, 19-20 марта 2010 г.  Доклад на тему: «Телевидение и радио в Российской Федерации в 2009 году: социологический анализ».
  • 42-й Всемирный конгресс Международной рекламной ассоциации. Конференция "Образование, подготовка и развитие компетенций будущих и начинающих специалистов рекламной индустрии". Москва, ГУ-ВШЭ, 24 марта 2010 г. Сообщение на тему: "Формирование компетенций в области рекламы в системе подготовки журналистских кадров: опыт Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ".
  • Юбилейная конференция "125 лет Московскому психологическому обществу". Москва, 26-27 марта 2010 г. Сообщение на секции "Психология массовых коммуникаций" на тему: "Стили телесмотрения и радиослушания: новейшие факты и тренды".
  • Семинар Комитета по цифровому радиовещанию Цифрового альянса России. Москва, 16 апреля 2010 г. Сообщение на тему: "Радиослушание в России: результаты социологических исследований."
  • 43-я ежегодная конференция Группы европейских исследователей аудитории. Рим (Италия), 9-12 мая 2010 г. Доклад: "Russian Radio Market in 2009 " (на англ.яз.).
  • Конференция "Медиасфера России и Беларуси в условиях современных геополитических трансформаций". Минск (Белоруссия), 21-22 октября 2010 г. Доклад на тему: "Измерение телевизионной аудитории в странах Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана".
  • Франко-российская конференция в рамках года Франции в России и России во Франции "Экономика, политика, общество: новые вызовы, новые возможности". Москва, ГУ-ВШЭ, 28-29 октября 2010. Сообщение на секции "Культурная идентичность и медиарыннок" на тему: "Preferences televisuelles et problemes d’identite" (на фр.яз.).
  • Международная социологическая конференция "Продолжая Грушина". Москва, 11-12 ноября 2010 г. Сообщение на секции "Социология СМИ: цифровизация электронных СМИ и проблемы исследования аудитории" по теме: "Проблемы исследования аудитории телевидения и радио в контексте перехода на цифровое вещание".
  • X Дридзевские чтения "Современные вызовы и технологии управления инновационным развитием: от социального отчуждения к социальному участию", Москва, 26-27 ноября 2010 г. Сообщение на секции "Коммуникативное пространство России" по теме: "Выбор кинопоказа на телевидении и идентичность россиян".
  • Международная конференция "Повышение эффективности социальной рекламы в России". Москва, 2-3 декабря 2010 г. Доклад: "Цивилизационная идентичность и телевизионные предпочтения".
  • Конференция Сообщества профессиональных социологов. Москва, ГУ-ВШЭ, 10-11 декабря 2010 г. Доклад: "Телевизионные предпочтения как индикатор становления новой цивилизационной идентичности в странах СНГ".

                    2011 год

  • Семинар Комитета по цифровому радиовещанию Цифрового альянса России. Москва, 8 февраля 2011 г. Доклад: "Трансформация бизнес-моделей радиовещательных компаний в России в связи с переходом на цифровое вещание".
  • Конференция "Процессы идентификации на телевидении и в сетях". Москва, Государственный институт искусствознания, Центр социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН, 20-21 апреля 2011 г. Доклад: "Телевизионные предпочтения как индикатор трансформации цивилизационной идентичности в России, Казахстане и Белоруссии".
  • Конференция "Управление и общество". Москва, Академия труда и социальных отношений, Институт социологии РАН. 1-2 ноября 2011 г. А.В. Шариков - руководитель секции "Технологизация управления в информационно-коммуникативном пространстве". Доклад: "Изучение аудитории как проблема теории и практики управления медиасферой".
  • X ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социальное знание в условиях модернизации: экспертные сообщества и междисциплинарный синтез". Москва, НИУ "Высшая школа экономики", 19 ноября 2011 г. А.В. Шариков - руководитель секции "Who are we? Самоидентификация, информационно-коммуникативное пространство, менталитет россиян". Доклад: "Есть ли перспективы развития у социологии массовых коммуникаций?"
  • 3-я международная конференция "Повышение эффективности социальной рекламы в России". Москва, Общественная палата, 9 декабря 2011 г. Доклад: "Телевидение и социум: проблемные зоны".    

                    2012 год

  • 5-й съезд Российского общества психологов. Симпозиум "Психология массовой коммуникации". - Москва, Институт психологии РАО, 18 феввраля 2012 г. Сообщение на тему: "Типология закономерностей поведения телевизионной аудитории".
     

 

 

 

 

Публикации46

Публикации

 

  1. Шариков А.В. Медиа-образование: мировой и отечественный опыт. – М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. – 65 с.
  2. Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве. / Под общ. ред. Шарикова А.В. – М.: ЮНПРЕСС, 1994. – 77 с.
  3. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: материалы международного семинара, проходившего 16-17 июля 1993 г. в Звенигороде. / Под общ. ред. Шарикова А.В. - М.: ЮНПРЕСС, 1994. – 166 с.
  4. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М.: ВГТРК, 1997. – 79 с.
  5. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний. / Под общ.ред. Шарикова А.В. – М.: Национальная ассоциация телевещателей, 1997. – 78 с.
  6. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. – М.: ЮНПРЕСС, 1998. – 44 с.
  7. Методологические проблемы и практика изучения Интернета: Сб.научн. статей. / Под ред. Шарикова А.В. – М.: ВГТРК, 1999. – 76 с.
  8. На пути гармонизации медиа и общества: Медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г. Самары. /  Авторский коллектив: Шариков А.В. – научный руководитель, Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. – Самара: Изд-во МГПУ, 2006. – 52 с.  
  9. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – 128 с.
  10. А.В. Шариков. Политическое радио через призму истории. / в кн.: Ключи к эфиру. Кн.1. Радиожурналист и политика. / Под ред. Г.А.Шевелева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С.11-29.
  11. А.В. Шариков. Политическое радио и общество. / в кн.: Ключи к эфиру. Кн.1. Радиожурналист и политика. / Под ред. Г.А.Шевелева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С.30-58.
  12. А.В. Шариков. Где, кто и как слушает политическое радио. / в кн.: Ключи к эфиру. Кн.1. Радиожурналист и политика. / Под ред. Г.А.Шевелева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С.157-202.
  13. Шариков А.В. Измерение телевизионной аудитории в странах Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь). / В кн.: Медиасфера России и Беларуси в условиях современных геополитических трансформаций: материалы Междунар. научн.-практ. конф.,  Минск 21-22 окт. 2010 г. / Редкол.: Л.Е.Криштапович (пред.) [и др.]. - Минск.: Изд. центр БГУ, 2010. - С.176-192.
  14.  Шариков А.В. Цивилизационная идентичность и телевизионные предпочтения. // Реклама и право, 2010 №2 (16). – С. 24-26.
  15. Единый глоссарий основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат вещания. - М.: НП "Медиа Комитет", 2010. (совместно с О.Я.Ермолаевой, С.И.Ермолаевым и др.)
  16. Шариков А.В. Аудиториология. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.330-331.
  17. Шариков А.В. Аудитория в массовой коммуникации. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.331-332.
  18. Шариков А.В. Аудитория СМИ: типологии. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.332.
  19. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.332-333.
  20. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории Интернета (русскоязычного). / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.333.
  21. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории печатных СМИ. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.333.
  22. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории радио. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.333.
  23. Шариков А.В. Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.334.
  24. Шариков А.В. Методы измерения аудитории СМК. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.355.
  25. Шариков А.В. Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.355-356.
  26. Шариков А.В. Методы измерения аудитории СМК: опросные. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.356-357.
  27. Шариков А.В. Социология публики. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.383.
  28. Шариков А.В. Телевидение: роль в современном российском обществе. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.384.
  29. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011: Отраслевой доклад. / Под общ. ред. О.Я.Ермолаевой и А.В.Шарикова. - М.:  Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.
  30. Шариков А.В. Стили телесмотрения и радиослушания: новейшие факты и тренды. // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах: Том 4. / Отв. ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С.203-205.
  31. Шариков А.В. Реклама как составляющая контента телеканала: социологические и семантические аспекты. // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. / Под ред. М.Н.Володиной. - М.: Академический проект, 2011. - С.200-208.
  32. Шариков А.В. Мак-Люэн. // Новая российская энциклопедия. Том Х(1). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. С.247-248.
  33. Шариков А.В. Массовая коммуникация. // Новая российская энциклопедия. Том Х(2). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. - С.55-58.
  34. Шариков А.В. Медиакультура. // Новая российская энциклопедия. Том Х(2). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. - С.132-133.
  35. Шариков А.В. Медиаобразование. // Новая российская энциклопедия. Том Х(2). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. - С.133.
  36. Шариков А. В. Типология закономерностей поведения телевизионной аудитории // V съезд Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество". Москва, 14-18 февраля 2012 г. : Научные материалы. Том III. - М., 2012. - С.379-380. 
  37. Шариков А. В., Симоненко Д. А. О явлении идентификационного резонанса // V съезд Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество". Москва, 14-18 февраля 2012 г. : Научные материалы. Том III. - М., 2012. - С.380-381. 
  38.  Шариков А. В. Значимость доходов от рекламы среди других истончиков дохода радиостанций России // Реклама: теория и практика. 2012 №5. - С.302-319.
  39.  Шариков А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование. 2012 №4. - С.61-76.
  40. Шариков А. В. На пути к построению общей теории аудитории // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Очередного   Всероссийского социологического конгресса [электронный ресурс] / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. CD ROM. - С.965-973.
  41.  Шариков А. В. Законы телеаудитории: опыт эмпирических исследований // Наука телевидения. Вып.9. - М.: ГИТР им. М. А. Литовчина; ГИИ Министерства культуры РФ, 2012. - С.33-50.
  42.  Шариков А. СМИ и социум: проблемные зоны // Повышение эффективности социальной рекламы в России. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - С.30-36.
  43. Радиовещание в 2012 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред. О. Я. Ермолаевой и А. В. Шарикова. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. - 97 с.
  44. Цымбаленко С., Шариков А., Майорова-Щеглова С. и др. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. - М.: ООДО "Лига юных журналистов", 2013. - 183 с.
  45.  Цымбаленко С., Шариков А., Жилавская И. и др. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: результаты социологических исследований и программирования. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 108 с. 
  46.  Шариков А. В. В поисках общего методологического базиса теорий медиаобразования и информационной грамотности // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. - М.: МЦБС, 2013. - С.122-129.
  47.  Sharikov A. V. Seeking for a Common Methodological Basis for Media Education and Information Literacy Theories // Media and Information Literacy for Knowledge Society. - Moscow: Interregional Library Cooperation Centre, 2013. - pp.110-117.   
  48. Шариков А. В. Телевидение и общество: нравственный конфликт // Художественная культура. 2013 №1 [электронный ресурс]. URL: http://sias.ru/magazine/vypusk-6-2013/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/849.html.
  49. Шариков А. В. Телевидение в системе средств массовой коммуникации России: тенденции 1999-2012 годов // Федеральный справочник. Связь и массовые коммуникации в России. Т.12. - М.: НП "Центр стратегического партнерства", 2013. - С.111-120.
  50.  Шариков А. В. Динамика содержания показа и просмотров на российских телеканалах в 2000-2012 гг. // Наука телевидения. Вып.10. - М.: ГИТР им. М. А. Литовчина; ГИИ Министерства культуры РФ, 2013. - С.66-68.
  51.  Радиоввещание в России в 2013 году. Состояние, тенденции и перспективы развития : Отраслевой доклад / Под общ. ред. О. Я. Ермолаевой и А. В. Шарикова. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. - 100 с.
  52.  Шариков А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства : Коллективная монография / Отв. ред. И. В. Жилавская и Т. Н. Владимирова. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - С.8-27.
  53.  Шариков А. В. Индивидуальные стили телесмотрения // Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития. материалы Вскероссийской научно-практической конференции и XII-XIII Дридзовских чтений. - М.: ИС РАН, 2014. - С.235-239.
  54. Шариков А. В. Ценностные ориентации и телевизионные предпочтения: в поисках взаимосвязи // Психология общения и доверия: теория и практика : Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИРАО, МГУ им. М. В. Ломоносова. 6-7 ноября 2014 г. / Под ред. Т. П. Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. - С.666-669.
  55. Шариков А. В. Закономерности поведения российской аудитории Интернета // Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе. Сборник материалов международной конференции (Южно-Сахалинск, 8-12 сентября 2013 г.) / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. - М.: МЦБС, 2014. - С.198-207.
  56. Sharikov A. V. Russia's Internet Audience: Bihavioural Patterns and Trends // Internet and Socio-Cultural Transformations in Information Society. Proceedings of the international conference (Yuzhno-Sakhalinsk, 8-12 September, 2013). - Moscow: Interregional Library Cooperation Centre, 2014. - pp.174-182.
  57.  Шариков А. В., Айгистова Ю. В. Место анимации в жизни младших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2014. Т.10 №4. - С.72-79.
  58.  Шариков А. В. Типология радиостанций Москвы и Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования // Реклама: теория и практика. 2014 №6. - С.346-360.
  59.  Шариков А. В. Общество и телерадиовещание в постсоветской России: латентное напряжение // Вестник электронных и печатных СМИ. 2014 №17. - С.175-204.

Научное руководство студентами

2009-2010 уч.г.

Бакалавриат Отделения деловой и политической журналистики

Выпускные квалификационные работы:

  • Дудина А.Е. Позиционирование музыкальных телеканалов: российский и зарубежный опыт.
  • Ефимова Д.М. Рынки телеканалов и радиостанций классической музыки.
  • Милачева Т.В. Стратегии иностранных инвесторов в российском медиабизнесе.
  • Шаханова Г.С. Тенденции в развитии рынка аудиозаписи классической музыки в России.

Курсовые работы (3 курс):

  • Опачанова А.С. Особенности непрямой рекламы в СМИ.
  • Сидакова М.О. Рынок рекламы в кинотеатрах: тенденции и перспективы.

 Магистратура Отделения деловой и политической журналистики (магистерская программа "Менеджмент в СМИ")

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Абаджян А.Г. Жанрово-тематические предпочтения аудитории Интернет-телевидения.
  • Бекмирзаев Э.А. Российский рекламный рынок в 2009-2010 гг.: динамика развития и качественные изменения.
  • Губернаторова Ю.В. Антикризисные стратегии книготорговых предприятий в России в 2008-2009 гг.
  • Ипатова А.А. Антикризисные стратегии региональных газет в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
  • Ковтун М.О. Жанрово-тематические предпочтения  российской телевизионной аудитории.
  • Мухлынина Е.М. Информационные агентства как субъекты медиарынка в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
  • Осипов И.С. Прогнозирование рынка рекламы в российских печатных СМИ в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
  • Полудина В.П. Интернет в структуре потребления кинопродукции в России.
  • Сотников О.Б. Влияние экономического кризиса 2008-2009 гг. на рекламный рынок Рунета.

 Курсовые работы (1 курс):

  • Барковский Д.В. Анализ информационной архитектуры специализированных Интернет-проектов.
  • Киссель Н.Е. Тенденции развития рынка научно-популярных телеканалов в России в 2000-2009 гг.
  • Ланин Д.Ю. Слияния и поглощения на медиарынке в условиях экономического кризиса 2008-2009 г.г.
  • Рязанцева Е.А. Рынок компьютерных игр в России.
  • Симоненко Д.А. Психологический тип ведущего авторской программы как фактор привлечения аудитории.
  • Смирнова Е.Е. Рынок нестандартной рекламы и тенденции его развития.
  • Чернова О.В. Тенденции развития рынка печатных СМИ России с 1991 по 2010 г.г.
  • Шведова К.А. Влияние СМИ на выбор студентами образовательной стратегии.

Магистратура факультета социологии (магистерская программа "Социология публичной сферы")

Курсовые работы (1 курс):

  • Батракова М.М. Рекламные деятели в Публичной Сфере.

2010-2011 уч.г.

Бакалавриат Отделения деловой и политической журналистики

Выпускные квалификационные работы:

  • Александрова Д.Д. Рынок музыкального радио в России 2005-2010 гг.
  • Барышева Е.А. Сравнительный анализ аудитории печатных СМИ и их Интернет-версий.
  • Гонсалес Шнек П. Конвергентные аудитории радиостанций и Интернета.
  • Сидакова М.О. Тенденции в изменении кинопросмотров на телеканалах.

Курсовые работы (3 курс):

  • Андрианов М.Р. Телевидение в Интернете.
  • Баскова С.М. Процессы конвергенции печатных СМИ и Интернета.

Магистратура Отделения деловой и политической журналистики (магистерская программа "Менеджмент в СМИ")

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Барковский Д.В. Становление новых типов СМИ в русскоязычном сегменте Интернета.
  • Киссель Н.Е. Тенденции развития рынка нишевых телеканалов в России в 2000-2010 гг.
  • Ланин Д.Ю. Влияние слияний и поглощений на стоимость медиакомпаний.
  • Рязанцева Е.А. Управление персоналом в медиакомпаниях с различными типами корпоративной культуры.
  • Симоненко Д.А. Образ ведущего авторской программы как фактор привлечения аудитории.
  • Смирнова Е.Е. Роль СМИ в процессе распространения инноваций.
  • Чернова О.В. Трансформация бизнес-моделей информационных агентств в 2000-2010 гг.
  • Шведова К.А. Образовательные СМИ в Интернете: особенности и тенденции развития.

Курсовые работы (1 курс):

  • Ефимова Д.М. Трансформация стратегии иновещательных компаний.
  • Ильина А.Ю. Тенденции развития сериальной продукции в России.
  • Харина Ю.А. Стратегии крупнейших печатных медиа-холдингов стран БРИК во время финансово-эконономического кризиса 2008-2010 гг.

Магистратура факультета социологии (магистерская программа "Социология публичной сферы")

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Батракова М.М. Самоидентификация рекламных деятелей в Публичной Сфере

 

2011-2012      

Бакалавриат факультета медиакоммуникаций

 

ВКР (4 курс)

 

  • Андрианов М.Р. Подходы к классификации контента в Интернете.
  • Баскова С.М.Сравнительный анализ стратегий интеграции в Интернет российских ежедневных газет.

 

Магистратура факультета медиакоммуникаций

 

Магистерская программа «Менеджмент в средствах массовой информации»

 

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Ефимова Д.М. Анализ восприятия сайта Deutsche Welle студентами московских вузов.
  • Иванова Ю.С. Организационные аспекты создания единого межгосударственного радиовещания (на примере межгосударственной телерадиокомпании "МИР")
  • Ильина А.Ю. Кинопоказ на российском телевидении в 21 веке.
  • Харина Ю.А. Влияние финансово-экономического кризиса 2008-2010гг. на поведение крупнейших печатных медиахолдингов стран БРИК.
  • Шичавин Е.А. Сравнительный анализ детского радиовещания в России и Великобритании.

 

Курсовые работы (1 курс):

 

  • Айгистова Ю.В. Развитие отечественного  рынка анимационной продукции для детей дошкольного возраста.
  • Барышева Е.А. Сравнительный анализ аудитории печатных СМИ, их Интернет-версий и одноименных радиостанций
  • Пенкина А.С. Развитие собственных Интернет-ресурсов радиостанций города Москвы как элемент стратегии привлечения рекламодателей
  • Терновская Д.А. Сравнительный анализ информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России.
  • Тютюнина А.В. Типология форматов российских телеканалов.
  • Шохина Н. Сравнительный анализ детских телеканалов России и Германии

Опыт работы

2005 - н. вр. - Профессор НИУ ВШЭ, советник ряда телерадиокомпаний, с 2013 член наблюдательного совета ОТР

2003-2005 - Руководитель отдела региональных исследований Аналитического центра "Видео интернашнл"

1996-2003 - Руководитель службы изучения аудитории ВГТРК

1992-1996 - Заместитель начальника  отдела социологических исследований ВГТРК

1990-1992 - Заведующий лабораторией интерактивных обучающих комплексов АПН СССР


Дополнительные сведения

  • Советник ГРК "Радио России" по вопросам изучения аудитории
  • Член Группы европейских исследователей аудитории (GEAR),
  • Член Международной академии телевидения и радио (IATR),
  • Член Академии Российского телевидения (ТЭФИ),
  • Член Российского общества социологов,
  • Член Сообщества профессиональных социологов,
  • Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Не от того и не так ограждаем детей

...На пресс-конференции члены Общественной палаты и научный коллектив творческого объединения "Юнпресс" представил журналистам социологическое исследование "Российские подростки в информационном пространстве".
С любопытными данными нас познакомили президент Лиги юных журналистов Александр Школьник, президент творческого объединения Сергей Цымбаленко и профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Александр Шариков...

Московская правда

Магистратура открывает двери

11 июня на Хитровке состоялся день открытых дверей для будущих магистров ФКМД. Академические руководители направлений рассказали об учебном процессе на программах, требованиях к поступающим и перспективах, которые ждут студентов по окончании вышкинской магистратуры.

День открытых дверей прошел на магистерских программах по направлениям «Медиакоммуникации» и «Журналистика»

24 апреля академические руководители «Журналистики данных», «Медиапроизводства в креативных индустриях» и «Менеджмента в СМИ» рассказали про поступление на программы и учебу на них. Особый акцент они сделали на подготовку портфолио.

Эркин Бекмирзаев: «Журналистика не имеет пола, в ней есть только характер»

Выпускник «Журналистики» и магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Эркин Бекмирзаев сейчас работает в международном рекламном агентстве. В 2015 году за проект для потенциальных приемных родителей он получил золотого и серебряного львов в Каннах. Про учебу и работу с ним поговорила первокурсница «Журналистики».

Руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков: «Мы учим не по книге, а по опыту»

Академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков рассказывает про студентов-«технарей», преподавателей-практиков и выпускников — каннских лауреатов.  А кроме того — о комплексном подходе к обучению на программе и  изменениях, которые ждут магистрантов в ближайшее время.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

Итоги XI Конференции Сообщества профессиональных социологов
"Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения"

16 марта на факультете социологии НИУ ВШЭ прошла XI конференция Сообщества рофессиональных социологов. Тема — «Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения», — по мнению организаторов, должна была отразить проблемы сохранения научной объективности при изучении тем современной действительности.

Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения

16 марта на факультете социологии НИУ ВШЭ прошла XI конференция Сообщества профессиональных социологов.

Дети в интернете: все будет хорошо?

12 марта состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России» выступили Владимир Грамматиков, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» и Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президент творческого объединения ЮНПРЕСС.

Сильные. Мотивированные. Успешные

Как быстро, весело и максимально эффективно развалить любое СМИ? Так, чтобы камня на камне не осталось? Ответить на эти вопросы теперь точно могут участники Зимней школы по журналистике, которая состоялась в подмосковном пансионате «Голицыно» с 31 января по 4 февраля 2011 года.

«К оживлению мысли в медиа-бизнесе кризис не привел»

8 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошел круглый стол «Медиа-бизнес в России: выход из кризиса?».

Студенты-журналисты выступили с докладами на Весеннем дне науки

20 марта на отделении деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ прошел Весенний день науки.