• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
французский
английский
немецкий
Контакты
Телефон:
+7(495) 621-6245
+7(495) 772-9590 доп. 23075
Электронная почта:
Адрес: Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5, каб. П-413
Время присутствия: Вторник 15:00 - 18:00 Четверг 17:00 - 18:00
Расписание
SPIN РИНЦ: 4932-5236
ORCID: 0000-0001-6035-5960
ResearcherID: L-1487-2015
Scopus AuthorID: 8661634700
Google Scholar
Руководитель
Кирия И. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Шариков Александр Вячеславович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2005 году.
  • Научно-педагогический стаж: 32 года.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 1992
    Старший научный сотрудник
  • 1989

    Кандидат педагогических наук: Академия педагогических наук СССР, специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации: Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников

  • 1973

    Специалитет: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, факультет: физический факультет, специальность «Физика»

Профессиональные интересы

  • Теория массовых коммуникаций
  • Социология СМИ
  • Аудиториология
  • Социология рекламы
  • Медиамаркетинг 
  • Анализ медиарынков и др.

Достижения и поощрения

  • Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (март 2018)
  • Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2016)
  • Лучший преподаватель – 2017, 2014

  • Персональная надбавка ректора (2016-2017, 2012-2013)

  • Надбавка за академическую работу (2017-2018, 2015-2016, 2014-2015, 2013-2014, 2009-2010, 2008-2009, 2007-2008)

Полномочия / обязанности

Как заместитель главного редактора:

1. Формирование портфеля редактора

2. Формирование содержания выпусков журнала

3. Контроль работы штата штата редакции журнала

4. Подпись выпуска журнала к публикации

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • 1)Журнал "Медиаобразование"

    2)Журнал "Реклама: теория и практика"

    3)Член экспертного совета "Новая Российская энциклопедия"

  • С 2015 г.: член редколлегии журнала «Медиаобразование».

Конференции

2015
XII Всероссийская конференция «Экранная культура начала XXI века» (Москва). Доклад: Динамика содержания новогодних выступлений президентов РФ по телевидению в 2000-2014 гг.

Участие в конференциях:

2009 год

  • Семинар «Медиа-знание - XXI век» (проект Международной академии телевидения и радио). Москва, апрель 2009. Доклад "Тенденции в развитии методов измерения телевизионной аудитории".
  • 4-й Белорусский информационный форум. Минск, Белоруссия, май 2009. Сообщение "Телевидение России в 2008 году".
  • 42-я ежегодная конференция Группы европейских исследователей аудитории (GEAR). Копенгаген, Дания, май 2009. Двасообщениянаанглийскомязыке: "Digital Radio Distribution in European Countries" и "Radio Listening in the Russian Federation: Latest Facts and Trends".
  • Семинар «Медиа-знание - XXI век» (проект Международной академии телевидения и радио). Оренбург, июнь 2009. Доклад "Аудитория телевидения в России в 2006-2008 гг."
  • Семинар «Медиа-знание - XXI век» (проект Международной академии телевидения и радио). Ростов-на-Дону, сентябрь 2009. Доклад "Парадоксы телесмотрения".
  • Круглый стол Министерства связи и массовых коммуникаций "Медиаграмотность в контексте перехода к информационному обществу в России". Москва, сентябрь 2009.
  • Конференция по радиорекламе "Радио Маяк". Тунис, Монастир, октябрь 2009. Доклад "Потребительское поведение жителей сёл и городов численностью менее 250 тыс.чел. в Российской Федерации".
  • Семинар "Психология Интернета". Москва, ГУ-ВШЭ, октябрь 2009. Сообщение "СМИ и Интернет: опыт и возможности качественного исследования".
  • Всероссийский фестиваль телевизионных программ и фильмов "Теле-профи". Саратов, октябрь 2009. Доклад "Тенденции развития телевидения в России: взгляд социолога".
  • IX Дридзевские чтения. Москва, Институт социологии РАН, ноябрь 2009. Сообщение "Ценностные ориентации аудитории радиостанции классической музыки".
  • XII Евразийский телефорум. Москва, ноябрь 2009. Круглый стол "Общественное влияние на телевидение и радио". Сообщение "Кризис коммерческой модели телевидения в России".
  • Конференция Сообщества профессиональных социологов. Москва, ГУ-ВШЭ, декабрь 2009. А.В.Шариков вёл секцию "Медиасоциология: новейшие факты и тренды". Доклад "Бегство" от телевизора: тренд последнего пятилетия в России".
  • Круглый стол Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Нишевые радиостанции в цифровом формате". Москва, декабрь 2009. Два сообщения: "Радиослушание в России (по результатам опроса ВЦИОМ)" и "Медиаметрия цифрового вещания: методики и перспективы".

 

2010 год

  • Конференция работников СМИ "Программа передач на завтра". Москва, 10 февраля 2010 г. Доклад: "Закат телевидения?"
  • 8-я Ежегодная конференция Международной академии телевидения и радио. Москва, 19-20 марта 2010 г.  Доклад на тему: «Телевидение и радио в Российской Федерации в 2009 году: социологический анализ».
  • 42-й Всемирный конгресс Международной рекламной ассоциации. Конференция "Образование, подготовка и развитие компетенций будущих и начинающих специалистов рекламной индустрии". Москва, ГУ-ВШЭ, 24 марта 2010 г. Сообщение на тему: "Формирование компетенций в области рекламы в системе подготовки журналистских кадров: опыт Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ".
  • Юбилейная конференция "125 лет Московскому психологическому обществу". Москва, 26-27 марта 2010 г. Сообщение на секции "Психология массовых коммуникаций" на тему: "Стили телесмотрения и радиослушания: новейшие факты и тренды".
  • Семинар Комитета по цифровому радиовещанию Цифрового альянса России. Москва, 16 апреля 2010 г. Сообщение на тему: "Радиослушание в России: результаты социологических исследований."
  • 43-я ежегодная конференция Группы европейских исследователей аудитории. Рим (Италия), 9-12 мая 2010 г. Доклад: "Russian Radio Market in 2009 " (на англ.яз.).
  • Конференция "Медиасфера России и Беларуси в условиях современных геополитических трансформаций". Минск (Белоруссия), 21-22 октября 2010 г. Доклад на тему: "Измерение телевизионной аудитории в странах Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана".
  • Франко-российская конференция в рамках года Франции в России и России во Франции "Экономика, политика, общество: новые вызовы, новые возможности". Москва, ГУ-ВШЭ, 28-29 октября 2010. Сообщение на секции "Культурная идентичность и медиарыннок" на тему: "Preferences televisuelles et problemes d’identite" (на фр.яз.).
  • Международная социологическая конференция "Продолжая Грушина". Москва, 11-12 ноября 2010 г. Сообщение на секции "Социология СМИ: цифровизация электронных СМИ и проблемы исследования аудитории" по теме: "Проблемы исследования аудитории телевидения и радио в контексте перехода на цифровое вещание".
  • X Дридзевские чтения "Современные вызовы и технологии управления инновационным развитием: от социального отчуждения к социальному участию", Москва, 26-27 ноября 2010 г. Сообщение на секции "Коммуникативное пространство России" по теме: "Выбор кинопоказа на телевидении и идентичность россиян".
  • Международная конференция "Повышение эффективности социальной рекламы в России". Москва, 2-3 декабря 2010 г. Доклад: "Цивилизационная идентичность и телевизионные предпочтения".
  • Конференция Сообщества профессиональных социологов. Москва, ГУ-ВШЭ, 10-11 декабря 2010 г. Доклад: "Телевизионные предпочтения как индикатор становления новой цивилизационной идентичности в странах СНГ".

                    2011 год

  • Семинар Комитета по цифровому радиовещанию Цифрового альянса России. Москва, 8 февраля 2011 г. Доклад: "Трансформация бизнес-моделей радиовещательных компаний в России в связи с переходом на цифровое вещание".
  • Конференция "Процессы идентификации на телевидении и в сетях". Москва, Государственный институт искусствознания, Центр социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН, 20-21 апреля 2011 г. Доклад: "Телевизионные предпочтения как индикатор трансформации цивилизационной идентичности в России, Казахстане и Белоруссии".
  • Конференция "Управление и общество". Москва, Академия труда и социальных отношений, Институт социологии РАН. 1-2 ноября 2011 г. А.В. Шариков - руководитель секции "Технологизация управления в информационно-коммуникативном пространстве". Доклад: "Изучение аудитории как проблема теории и практики управления медиасферой".
  • X ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социальное знание в условиях модернизации: экспертные сообщества и междисциплинарный синтез". Москва, НИУ "Высшая школа экономики", 19 ноября 2011 г. А.В. Шариков - руководитель секции "Who are we? Самоидентификация, информационно-коммуникативное пространство, менталитет россиян". Доклад: "Есть ли перспективы развития у социологии массовых коммуникаций?"
  • 3-я международная конференция "Повышение эффективности социальной рекламы в России". Москва, Общественная палата, 9 декабря 2011 г. Доклад: "Телевидение и социум: проблемные зоны".    

                    2012 год

  • 5-й съезд Российского общества психологов. Симпозиум "Психология массовой коммуникации". - Москва, Институт психологии РАО, 18 феввраля 2012 г. Сообщение на тему: "Типология закономерностей поведения телевизионной аудитории".
     

 

 

 

 

Публикации47

Публикации

 

  1. Шариков А.В. Медиа-образование: мировой и отечественный опыт. – М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. – 65 с.
  2. Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве. / Под общ. ред. Шарикова А.В. – М.: ЮНПРЕСС, 1994. – 77 с.
  3. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: материалы международного семинара, проходившего 16-17 июля 1993 г. в Звенигороде. / Под общ. ред. Шарикова А.В. - М.: ЮНПРЕСС, 1994. – 166 с.
  4. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М.: ВГТРК, 1997. – 79 с.
  5. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний. / Под общ.ред. Шарикова А.В. – М.: Национальная ассоциация телевещателей, 1997. – 78 с.
  6. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. – М.: ЮНПРЕСС, 1998. – 44 с.
  7. Методологические проблемы и практика изучения Интернета: Сб.научн. статей. / Под ред. Шарикова А.В. – М.: ВГТРК, 1999. – 76 с.
  8. На пути гармонизации медиа и общества: Медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г. Самары. /  Авторский коллектив: Шариков А.В. – научный руководитель, Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. – Самара: Изд-во МГПУ, 2006. – 52 с.  
  9. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – 128 с.
  10. А.В. Шариков. Политическое радио через призму истории. / в кн.: Ключи к эфиру. Кн.1. Радиожурналист и политика. / Под ред. Г.А.Шевелева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С.11-29.
  11. А.В. Шариков. Политическое радио и общество. / в кн.: Ключи к эфиру. Кн.1. Радиожурналист и политика. / Под ред. Г.А.Шевелева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С.30-58.
  12. А.В. Шариков. Где, кто и как слушает политическое радио. / в кн.: Ключи к эфиру. Кн.1. Радиожурналист и политика. / Под ред. Г.А.Шевелева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С.157-202.
  13. Шариков А.В. Измерение телевизионной аудитории в странах Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь). / В кн.: Медиасфера России и Беларуси в условиях современных геополитических трансформаций: материалы Междунар. научн.-практ. конф.,  Минск 21-22 окт. 2010 г. / Редкол.: Л.Е.Криштапович (пред.) [и др.]. - Минск.: Изд. центр БГУ, 2010. - С.176-192.
  14.  Шариков А.В. Цивилизационная идентичность и телевизионные предпочтения. // Реклама и право, 2010 №2 (16). – С. 24-26.
  15. Единый глоссарий основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат вещания. - М.: НП "Медиа Комитет", 2010. (совместно с О.Я.Ермолаевой, С.И.Ермолаевым и др.)
  16. Шариков А.В. Аудиториология. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.330-331.
  17. Шариков А.В. Аудитория в массовой коммуникации. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.331-332.
  18. Шариков А.В. Аудитория СМИ: типологии. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.332.
  19. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.332-333.
  20. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории Интернета (русскоязычного). / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.333.
  21. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории печатных СМИ. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.333.
  22. Шариков А.В. Аудитория СМИ: цикличность аудитории радио. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.333.
  23. Шариков А.В. Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.334.
  24. Шариков А.В. Методы измерения аудитории СМК. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.355.
  25. Шариков А.В. Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.355-356.
  26. Шариков А.В. Методы измерения аудитории СМК: опросные. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.356-357.
  27. Шариков А.В. Социология публики. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.383.
  28. Шариков А.В. Телевидение: роль в современном российском обществе. / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева.  – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.384.
  29. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2011: Отраслевой доклад. / Под общ. ред. О.Я.Ермолаевой и А.В.Шарикова. - М.:  Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.
  30. Шариков А.В. Стили телесмотрения и радиослушания: новейшие факты и тренды. // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах: Том 4. / Отв. ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С.203-205.
  31. Шариков А.В. Реклама как составляющая контента телеканала: социологические и семантические аспекты. // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. / Под ред. М.Н.Володиной. - М.: Академический проект, 2011. - С.200-208.
  32. Шариков А.В. Мак-Люэн. // Новая российская энциклопедия. Том Х(1). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. С.247-248.
  33. Шариков А.В. Массовая коммуникация. // Новая российская энциклопедия. Том Х(2). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. - С.55-58.
  34. Шариков А.В. Медиакультура. // Новая российская энциклопедия. Том Х(2). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. - С.132-133.
  35. Шариков А.В. Медиаобразование. // Новая российская энциклопедия. Том Х(2). – М.: Издательство «Энциклопедия»; Издательский дом «ИНФРА-М», 2012. - С.133.
  36. Шариков А. В. Типология закономерностей поведения телевизионной аудитории // V съезд Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество". Москва, 14-18 февраля 2012 г. : Научные материалы. Том III. - М., 2012. - С.379-380. 
  37. Шариков А. В., Симоненко Д. А. О явлении идентификационного резонанса // V съезд Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество". Москва, 14-18 февраля 2012 г. : Научные материалы. Том III. - М., 2012. - С.380-381. 
  38.  Шариков А. В. Значимость доходов от рекламы среди других истончиков дохода радиостанций России // Реклама: теория и практика. 2012 №5. - С.302-319.
  39.  Шариков А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование. 2012 №4. - С.61-76.
  40. Шариков А. В. На пути к построению общей теории аудитории // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Очередного   Всероссийского социологического конгресса [электронный ресурс] / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. CD ROM. - С.965-973.
  41.  Шариков А. В. Законы телеаудитории: опыт эмпирических исследований // Наука телевидения. Вып.9. - М.: ГИТР им. М. А. Литовчина; ГИИ Министерства культуры РФ, 2012. - С.33-50.
  42.  Шариков А. СМИ и социум: проблемные зоны // Повышение эффективности социальной рекламы в России. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - С.30-36.
  43. Радиовещание в 2012 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред. О. Я. Ермолаевой и А. В. Шарикова. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. - 97 с.
  44. Цымбаленко С., Шариков А., Майорова-Щеглова С. и др. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. - М.: ООДО "Лига юных журналистов", 2013. - 183 с.
  45.  Цымбаленко С., Шариков А., Жилавская И. и др. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: результаты социологических исследований и программирования. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 108 с. 
  46.  Шариков А. В. В поисках общего методологического базиса теорий медиаобразования и информационной грамотности // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. - М.: МЦБС, 2013. - С.122-129.
  47.  Sharikov A. V. Seeking for a Common Methodological Basis for Media Education and Information Literacy Theories // Media and Information Literacy for Knowledge Society. - Moscow: Interregional Library Cooperation Centre, 2013. - pp.110-117.   
  48. Шариков А. В. Телевидение и общество: нравственный конфликт // Художественная культура. 2013 №1 [электронный ресурс]. URL: http://sias.ru/magazine/vypusk-6-2013/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/849.html.
  49. Шариков А. В. Телевидение в системе средств массовой коммуникации России: тенденции 1999-2012 годов // Федеральный справочник. Связь и массовые коммуникации в России. Т.12. - М.: НП "Центр стратегического партнерства", 2013. - С.111-120.
  50.  Шариков А. В. Динамика содержания показа и просмотров на российских телеканалах в 2000-2012 гг. // Наука телевидения. Вып.10. - М.: ГИТР им. М. А. Литовчина; ГИИ Министерства культуры РФ, 2013. - С.66-68.
  51.  Радиоввещание в России в 2013 году. Состояние, тенденции и перспективы развития : Отраслевой доклад / Под общ. ред. О. Я. Ермолаевой и А. В. Шарикова. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. - 100 с.
  52.  Шариков А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства : Коллективная монография / Отв. ред. И. В. Жилавская и Т. Н. Владимирова. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - С.8-27.
  53.  Шариков А. В. Индивидуальные стили телесмотрения // Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития. материалы Вскероссийской научно-практической конференции и XII-XIII Дридзовских чтений. - М.: ИС РАН, 2014. - С.235-239.
  54. Шариков А. В. Ценностные ориентации и телевизионные предпочтения: в поисках взаимосвязи // Психология общения и доверия: теория и практика : Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИРАО, МГУ им. М. В. Ломоносова. 6-7 ноября 2014 г. / Под ред. Т. П. Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. - С.666-669.
  55. Шариков А. В. Закономерности поведения российской аудитории Интернета // Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе. Сборник материалов международной конференции (Южно-Сахалинск, 8-12 сентября 2013 г.) / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. - М.: МЦБС, 2014. - С.198-207.
  56. Sharikov A. V. Russia's Internet Audience: Bihavioural Patterns and Trends // Internet and Socio-Cultural Transformations in Information Society. Proceedings of the international conference (Yuzhno-Sakhalinsk, 8-12 September, 2013). - Moscow: Interregional Library Cooperation Centre, 2014. - pp.174-182.
  57.  Шариков А. В., Айгистова Ю. В. Место анимации в жизни младших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2014. Т.10 №4. - С.72-79.
  58.  Шариков А. В. Типология радиостанций Москвы и Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования // Реклама: теория и практика. 2014 №6. - С.346-360.
  59.  Шариков А. В. Общество и телерадиовещание в постсоветской России: латентное напряжение // Вестник электронных и печатных СМИ. 2014 №17. - С.175-204.

Научное руководство студентами

2009-2010 уч.г.

Бакалавриат Отделения деловой и политической журналистики

Выпускные квалификационные работы:

  • Дудина А.Е. Позиционирование музыкальных телеканалов: российский и зарубежный опыт.
  • Ефимова Д.М. Рынки телеканалов и радиостанций классической музыки.
  • Милачева Т.В. Стратегии иностранных инвесторов в российском медиабизнесе.
  • Шаханова Г.С. Тенденции в развитии рынка аудиозаписи классической музыки в России.

Курсовые работы (3 курс):

  • Опачанова А.С. Особенности непрямой рекламы в СМИ.
  • Сидакова М.О. Рынок рекламы в кинотеатрах: тенденции и перспективы.

 Магистратура Отделения деловой и политической журналистики (магистерская программа "Менеджмент в СМИ")

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Абаджян А.Г. Жанрово-тематические предпочтения аудитории Интернет-телевидения.
  • Бекмирзаев Э.А. Российский рекламный рынок в 2009-2010 гг.: динамика развития и качественные изменения.
  • Губернаторова Ю.В. Антикризисные стратегии книготорговых предприятий в России в 2008-2009 гг.
  • Ипатова А.А. Антикризисные стратегии региональных газет в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
  • Ковтун М.О. Жанрово-тематические предпочтения  российской телевизионной аудитории.
  • Мухлынина Е.М. Информационные агентства как субъекты медиарынка в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
  • Осипов И.С. Прогнозирование рынка рекламы в российских печатных СМИ в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
  • Полудина В.П. Интернет в структуре потребления кинопродукции в России.
  • Сотников О.Б. Влияние экономического кризиса 2008-2009 гг. на рекламный рынок Рунета.

 Курсовые работы (1 курс):

  • Барковский Д.В. Анализ информационной архитектуры специализированных Интернет-проектов.
  • Киссель Н.Е. Тенденции развития рынка научно-популярных телеканалов в России в 2000-2009 гг.
  • Ланин Д.Ю. Слияния и поглощения на медиарынке в условиях экономического кризиса 2008-2009 г.г.
  • Рязанцева Е.А. Рынок компьютерных игр в России.
  • Симоненко Д.А. Психологический тип ведущего авторской программы как фактор привлечения аудитории.
  • Смирнова Е.Е. Рынок нестандартной рекламы и тенденции его развития.
  • Чернова О.В. Тенденции развития рынка печатных СМИ России с 1991 по 2010 г.г.
  • Шведова К.А. Влияние СМИ на выбор студентами образовательной стратегии.

Магистратура факультета социологии (магистерская программа "Социология публичной сферы")

Курсовые работы (1 курс):

  • Батракова М.М. Рекламные деятели в Публичной Сфере.

2010-2011 уч.г.

Бакалавриат Отделения деловой и политической журналистики

Выпускные квалификационные работы:

  • Александрова Д.Д. Рынок музыкального радио в России 2005-2010 гг.
  • Барышева Е.А. Сравнительный анализ аудитории печатных СМИ и их Интернет-версий.
  • Гонсалес Шнек П. Конвергентные аудитории радиостанций и Интернета.
  • Сидакова М.О. Тенденции в изменении кинопросмотров на телеканалах.

Курсовые работы (3 курс):

  • Андрианов М.Р. Телевидение в Интернете.
  • Баскова С.М. Процессы конвергенции печатных СМИ и Интернета.

Магистратура Отделения деловой и политической журналистики (магистерская программа "Менеджмент в СМИ")

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Барковский Д.В. Становление новых типов СМИ в русскоязычном сегменте Интернета.
  • Киссель Н.Е. Тенденции развития рынка нишевых телеканалов в России в 2000-2010 гг.
  • Ланин Д.Ю. Влияние слияний и поглощений на стоимость медиакомпаний.
  • Рязанцева Е.А. Управление персоналом в медиакомпаниях с различными типами корпоративной культуры.
  • Симоненко Д.А. Образ ведущего авторской программы как фактор привлечения аудитории.
  • Смирнова Е.Е. Роль СМИ в процессе распространения инноваций.
  • Чернова О.В. Трансформация бизнес-моделей информационных агентств в 2000-2010 гг.
  • Шведова К.А. Образовательные СМИ в Интернете: особенности и тенденции развития.

Курсовые работы (1 курс):

  • Ефимова Д.М. Трансформация стратегии иновещательных компаний.
  • Ильина А.Ю. Тенденции развития сериальной продукции в России.
  • Харина Ю.А. Стратегии крупнейших печатных медиа-холдингов стран БРИК во время финансово-эконономического кризиса 2008-2010 гг.

Магистратура факультета социологии (магистерская программа "Социология публичной сферы")

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Батракова М.М. Самоидентификация рекламных деятелей в Публичной Сфере

 

2011-2012      

Бакалавриат факультета медиакоммуникаций

 

ВКР (4 курс)

 

  • Андрианов М.Р. Подходы к классификации контента в Интернете.
  • Баскова С.М.Сравнительный анализ стратегий интеграции в Интернет российских ежедневных газет.

 

Магистратура факультета медиакоммуникаций

 

Магистерская программа «Менеджмент в средствах массовой информации»

 

Магистерские диссертации (2 курс):

  • Ефимова Д.М. Анализ восприятия сайта Deutsche Welle студентами московских вузов.
  • Иванова Ю.С. Организационные аспекты создания единого межгосударственного радиовещания (на примере межгосударственной телерадиокомпании "МИР")
  • Ильина А.Ю. Кинопоказ на российском телевидении в 21 веке.
  • Харина Ю.А. Влияние финансово-экономического кризиса 2008-2010гг. на поведение крупнейших печатных медиахолдингов стран БРИК.
  • Шичавин Е.А. Сравнительный анализ детского радиовещания в России и Великобритании.

 

Курсовые работы (1 курс):

 

  • Айгистова Ю.В. Развитие отечественного  рынка анимационной продукции для детей дошкольного возраста.
  • Барышева Е.А. Сравнительный анализ аудитории печатных СМИ, их Интернет-версий и одноименных радиостанций
  • Пенкина А.С. Развитие собственных Интернет-ресурсов радиостанций города Москвы как элемент стратегии привлечения рекламодателей
  • Терновская Д.А. Сравнительный анализ информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России.
  • Тютюнина А.В. Типология форматов российских телеканалов.
  • Шохина Н. Сравнительный анализ детских телеканалов России и Германии

Опыт работы

2005 - н. вр. - Профессор НИУ ВШЭ, советник ряда телерадиокомпаний, с 2013 член наблюдательного совета ОТР

2003-2005 - Руководитель отдела региональных исследований Аналитического центра "Видео интернашнл"

1996-2003 - Руководитель службы изучения аудитории ВГТРК

1992-1996 - Заместитель начальника  отдела социологических исследований ВГТРК

1990-1992 - Заведующий лабораторией интерактивных обучающих комплексов АПН СССР


Дополнительные сведения

  • Советник ГРК "Радио России" по вопросам изучения аудитории
  • Член Группы европейских исследователей аудитории (GEAR),
  • Член Международной академии телевидения и радио (IATR),
  • Член Академии Российского телевидения (ТЭФИ),
  • Член Российского общества социологов,
  • Член Сообщества профессиональных социологов,
  • Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Не от того и не так ограждаем детей

...На пресс-конференции члены Общественной палаты и научный коллектив творческого объединения "Юнпресс" представил журналистам социологическое исследование "Российские подростки в информационном пространстве".
С любопытными данными нас познакомили президент Лиги юных журналистов Александр Школьник, президент творческого объединения Сергей Цымбаленко и профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Александр Шариков...

Московская правда

Как с пользой провести лето онлайн

В июне Вышка открывает два новых образовательных курса на Coursera и запускает акцию «Лето онлайн» на Национальной платформе открытого образования: впервые там можно будет пройти курсы ВШЭ в летний период.

Сотрудники ВШЭ получили медали «Признание»

Приказом ректора Высшей школы экономики ряд сотрудников ВШЭ за высокие результаты в профессиональной деятельности и преданность своему делу были награждены медалями «Признание».

«Нигде не чувствовала такого уюта, как на ФКМД». Абитуриенты магистратуры – о Зимней школе

С 1 по 3 февраля на факультете коммуникаций, медиа и дизайна проходила Зимняя школа для абитуриентов магистерских программ ФКМД. За три дня участникам школы рассказали об особенностях обучения на магистерских программах. Кроме того, преподаватели факультета читали для студентов лекции и готовили творческие задания.

Магистратура открывает двери

11 июня на Хитровке состоялся день открытых дверей для будущих магистров ФКМД. Академические руководители направлений рассказали об учебном процессе на программах, требованиях к поступающим и перспективах, которые ждут студентов по окончании вышкинской магистратуры.

День открытых дверей прошел на магистерских программах по направлениям «Медиакоммуникации» и «Журналистика»

24 апреля академические руководители «Журналистики данных», «Медиапроизводства в креативных индустриях» и «Менеджмента в СМИ» рассказали про поступление на программы и учебу на них. Особый акцент они сделали на подготовку портфолио.

Эркин Бекмирзаев: «Журналистика не имеет пола, в ней есть только характер»

Выпускник «Журналистики» и магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Эркин Бекмирзаев сейчас работает в международном рекламном агентстве. В 2015 году за проект для потенциальных приемных родителей он получил золотого и серебряного львов в Каннах. Про учебу и работу с ним поговорила первокурсница «Журналистики».

Руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков: «Мы учим не по книге, а по опыту»

Академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков рассказывает про студентов-«технарей», преподавателей-практиков и выпускников — каннских лауреатов.  А кроме того — о комплексном подходе к обучению на программе и  изменениях, которые ждут магистрантов в ближайшее время.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

Итоги XI Конференции Сообщества профессиональных социологов
"Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения"

16 марта на факультете социологии НИУ ВШЭ прошла XI конференция Сообщества рофессиональных социологов. Тема — «Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения», — по мнению организаторов, должна была отразить проблемы сохранения научной объективности при изучении тем современной действительности.

Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения

16 марта на факультете социологии НИУ ВШЭ прошла XI конференция Сообщества профессиональных социологов.

Дети в интернете: все будет хорошо?

12 марта состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России» выступили Владимир Грамматиков, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» и Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президент творческого объединения ЮНПРЕСС.

Сильные. Мотивированные. Успешные

Как быстро, весело и максимально эффективно развалить любое СМИ? Так, чтобы камня на камне не осталось? Ответить на эти вопросы теперь точно могут участники Зимней школы по журналистике, которая состоялась в подмосковном пансионате «Голицыно» с 31 января по 4 февраля 2011 года.

«К оживлению мысли в медиа-бизнесе кризис не привел»

8 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошел круглый стол «Медиа-бизнес в России: выход из кризиса?».

Студенты-журналисты выступили с докладами на Весеннем дне науки

20 марта на отделении деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ прошел Весенний день науки.