• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУСУЛЬМАНАХ В КУЛЬТУРЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ (XVI В.): ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ОБРАЗЫ

ФИО студента: Баранова Ксения Евгеньевна

Руководитель: Дмитриев Михаил Владимирович

Кампус/факультет: Факультет истории

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>В исследовании впервые предпринимается попытка увидеть, как именно в &nbsp;памятниках XVI в. рассматривался ислам и конструировался образ мусульманина, как представителя категории &laquo;чужого&raquo;. Настоящая работа предлагает подробный анализ коннотациий различных терминов и понятий, введеных авторами XVI в. для описания жителей Казани и других представителей ислама. Решение подобных задач имеет важное значение как для изучения истории средних веков, так и для истории раннего нового времени, а также истории религий и сравнительной истории.</p><p>Основная задача, которую мы пытаемся решить на протяжении всей работы - выяснить, возможно ли говорить о существовании неких нормативных традиций оценки ислама&nbsp; православием XVI в. Для решения данной задачи, прежде необходимо ответить на следущие вопросы:</p><p style="margin-left:72.0pt;">1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;Какие именно черты предписываются в книжной традиции мусульманам? Что было для них более характерно &ndash; позитивная или негативная оценка магометан в роли главных врагов христианства?</p><p style="margin-left:72.0pt;">2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Свидетельствует ли об отношении к мусульманам отношение к казанцам (жителям Казани и подданным казанских ханов) и&nbsp; наоборот &ndash; свидетельствует ли об отношении к казанцам отношение к мусульманам?</p><p style="margin-left:72.0pt;">3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Как, представленный в источниках, редкий позитивный взгляд на представителей ислама соотносится с негативной оценкой своих единоверцев &ndash; таких же христиан? Ставят ли мусульман на тот же уровень, что и своих &laquo;братьев по вере&raquo;, наравне с ними?</p><p style="margin-left:54.0pt;">&nbsp;</p><p>&nbsp;В качестве источников были отобраны следущие материалы: &laquo;Казанская история&raquo;, &laquo;Летописец начала царства&raquo;, полемические послания Максима Грека, послания митрополита Макария, а также публицистика Ивана Пересветова.</p><p>Особенность методологического подхода данного исследования&nbsp; &ndash; терминологический и компаративный анализ источников, включающий в себя анализ составных и образующих элементов, из которых впоследствии выстраивается система представлений того или иного текста, повествующего о казанцах/ мусульманах.</p><p>Структура работы определяется классическими канонами, а также выбранными историческими источниками. Основной части работы предшествует введение с формулировкой проблем и обоснованием актуальности проблемы. Далее следует основная часть, каждая из глав которой, посвященна подробному последовательному анализу одного из заявленных источников.&nbsp; Завершается работа обобщающими выводами результатов изучения всех привлеченных материалов.</p><p>&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ