• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
французский
английский
польский
немецкий
чешский (чтение)
итальянский (чтение)
сербохорватский (чтение)
латинский (перевод со словарем)
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590 *22870
Электронная почта:
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 3, каб. Л-416
Время работы: пт 10:30-16:30
Расписание
Резюме (DOC, 185 Кб)
SPIN РИНЦ: 7730-6875
ORCID: 0000-0002-4101-8755
ResearcherID: C-5302-2017
Руководители
Каменский А. Б.
Бойцов М. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Дмитриев Михаил Владимирович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2006
    Ученое звание: Профессор
  • 2002

    Доктор исторических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: Киевская митрополиия во второй половине 16-го века и генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг.

  • 1984

    Кандидат наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: Религиозно-реформационные движения в украинско-белорусских землях Речи Посполитой во второй половине 16-го века

  • 1981

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «История»

Достижения и поощрения

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2005г.: член редколлегии журнала «European Review of History».

Конференции

  • 2015
    Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции (Москва). Доклад: Конфликт двух языков «иконического» на пограничье латинской и восточнохристианской культур Восточной Европы (circa 1550-1650)
  • Древняя Русь после Древней Руси: дискурс восточнославянского (не)единства (Минск). Доклад: Складывание представлений о «русском триедином народе» в XVII в.: конфессиональные, политические и кросс-культурные факторы
  • Le fait religieux dans les manuels d’histoire. Contenus – Pratiques - Institutions. Essai de comparatisme à l’échelle international (Ле-Ман). Доклад: Les Christianismes dans les manuels scolaires de Russie, 1985-2015
  • 2014
    Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции (Москва). Доклад: Новый Иерусалим патриарха Никона: метафора? символ? икона?
  • Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира (Москва). Доклад: “Вода вся - святая”. О «магическом» и мистическом в древнерусских обрядах освящения воды
  • Мир ислама: история, обществоб культура. Третья Международная конференция/The World of Islam: History, Society, Culture (Москва). Доклад: Muslims and Christians in Rus’ and Muscovy (XIVth through XVIIth centuries): paradoxes of interaction
  • 2013
    Политика обращения и религиозный плюрализм в Европе раннего Нового времени (Будапешт). Доклад: Московская модель религиозно-культурного плюрализма? Русская православная церковь и иудеи, мусульмане, язычники, индуисты и буддисты России в XVII-м веке
  • Духовенство при дворе европейских монархов в раннее Новое время (Версаль). Доклад: Царский двор, духовенство и церковь России в эпоху Ивана Грозного: неудавшаяся симфония?
  • Религии и труд (Париж). Доклад: Православная церковь, крестьяне и крепостное право на Руси, XI-XVII вв.
  • Межэтнические отношения в конфессионально гетерогенных обществах Восточной и Центральной Европы в XVII-XIX вв. (Москва). Доклад: Русское как православное: парадоксы прото-национальных дискурсов восточнохристианской культуры Речи Посполитой в первой половине XVII-го века
  • Галицкая митрополия в XIV- XIX вв. (Львов). Доклад: Западнохроистианские и восточнохристианские традиции в культуре православного духовенства Киевской митрополии в конце XVI в.
  • Католическая и Православная церковь в поисках будущего (Варшава). Доклад: Опыт унии и взаимоотношений католиков и православных Речи Посполитой в конце XVI–XVII вв.
  • Christianitas: понятие, история, будущее (Париж). Доклад: Святая Русь и Christianitas, XVII-XIX вв.
  • 2012
    Политическая/ этническая/ конфессиональная/ языковая карта Восточной Европы: история и современность (Вильнюс). Доклад: Конфессиональная граница (православие и "латинское христианство") в XV-XVII вв. как граница культур: опыт исследований, перспективы, гипотезы
  • Политическая/ этническая/ конфессиональная/ языковая карта Восточной Европы: история и современность (Вильнюс). Доклад: Из Москвы в Острог. "Русский фактор" в развитии православной культуры украинско-белорусских земель во второй половине XVI в.
  • Sécularisation et сulture russe (Лион). Доклад: Sécularisation impossible ? Eglise-Etat-Nation dans le contexte des discours de la symphonie des pouvoirs dans la culture russe antérieure à Pierre le Grand
  • Religious Minorities, Integration and the State (Ле-Ман). Доклад: Les musulmans et les païens dans les confins de l’ Etat Moscovite : integration ou aliénation (XVe – XVIIe siècles)?
  • Frontiere educative e religiose nell’Europa Moderna: le Alpi e l’Europa orientale (Аоста). Доклад: Deux modèles éducatifs comme fonctions de deux modèles confessionnels (orthodoxe et « latin ») en Ruthénie (Ukraine- Biélorussie), XVIe – XVIIe siècles

Публикации31

Публикации

Автор более чем 200 научных публикаций (более 100 статей), в том числе 4-х книг.

Монографии:

  1. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003.
  2. Dmitriev M. Dissidents russes. II. Matvej Baskin. Le starec Artemij. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1999 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Vol. XX. Ed. par A. Séguenny)
  3. Dmitriev M. Dissidents russes. I. Feodosij Kosoj. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1998 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Vol. XIX. Ed. par A. Séguenny)
  4. Дмитриев М.В. Православие и Реформация.  Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI  века. М.: Издательство МГУ,1990.

Под редакцией:

  1. Православие Украины и Московской Руси в XV – XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: «Индрик», 2012.
  2. Евреи и христиане в обществах  православных стран Восточной Европы.Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2011
  3. Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – Новое время. Под ред. М.В. Дмитриева / Religion et ethnicité dans la formation des identités nationales en Europe. Moyen Age – Epoque moderne.  Sous la dir. de  Mikhail V. Dmitriev М.: Индрик, 2008.
  4. Les Chrétiens et les Juifs dans les sociétés de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organisé les 14-15 juin 1999 à la Maison des Sciences de l’Homme (Paris).Textes réunis par M. Dmitriev, D. Tollet et E. Teiro. Paris: Honoré Champion Éditeur, 2003.
  5. Être catholique, être orthodoxe, être protestant. Confessions et identités culturelles en Europe médiévale et moderne. Études réunies et publiées par Marek Derwich et Mikhaïl V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003.
  6. Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les sociétés de rite grec et latin au Moyen Âge et à l’époque moderne. Approche comparative. Sous la dir. de M. Derwich et M. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 1999
  7. Moines et monastères dans les sociétés de rite  grec et latin. Études publiées par J.-L. Lemaitre, M. Dmitriev et P. Gonneau. Genève, 1996.
  8. Исследования по истории Украины и Белоруссии. Вып. 1. М., 1995.
  9. Oчерки по истории Украины. М.,1993

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
1
Тюрина Н. Д. Светские и духовные элиты России и мусульмане Поволжья во второй половине XVII – начале XVIII в. (aспирантура: 1-й год обучения)

Основное место работы, должность

профессор кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета МГУ, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ;  recurrent visiting professor, Central European University, Budapest (с 2003 года)


Преподавание

Исторический факультет МГУ 

Начал преподавать в 1984 г.

Общие курсы и просеминары:

  • История южных и западных славян в Средние века и Новое время (1994, 1995, 2005, 2006, 2009-2011)
  • Введение в историю Польши (на филологическом факультете МГУ) (1989, 2000, 2003, 2006, 2009, 2011),
  • Введение в историю Украины (на филологическом факультете МГУ) (2000, 2004)
  • Просеминар по истории западного средневековья (1985, 1986, 1988)
  • Просеминар по истории русского средневековья (1989).

Курсы специализации:

Ежегодные курсы в рамках кафедральной специализации «История Польши» и «История южных и западных славян» (с 1984 года):

  • История Польши до конца 18 века
  • Источниковедение истории Польши
  • Спецсеминар  для студентов 4-5 курса по истории православия, католицизма и протестантизма в Восточной Европе в 16-17 вв. (с 1985 г.)
  • Спецсеминар  для аспирантов по истории православия, католицизма и протестантизма в Восточной Европе в 16-17 вв. (с 1994г.)

4 аспиранта защитили кандидатские диссертации.

Спецкурсы 2001-2011 гг.:

  • Генезис капитализма как альтернатива исторического развития (в 1987 г.).
  • Католицизм, православия, Брестская уния и «униатство» в истории Речи Посполтитой. XVI – XVIII вв.
  • Христианство в истории польской культуры. XI – XVII вв.
  • Реформация и католическая Реформа в Европе. XVI – XVII вв.
  • Христианство и иудаизм на Востоке Европы. XIII – XVII вв.
  • Христианство и общество на востоке и западе Европы. XVI – XVII вв.
  • Христианство – этнос – протонационализм в истории Франции, России, Польши, Речи Посполитой. XIII – XVIII вв.
  • Ключевые и спорные проблемы истории Украины. XIV – XIX вв.
  • Православие и католицизм в истории Европы: общее и различное. XIII – XVII вв.
  • «Национальное» и  национализм в истории Польши, Франции, Руси и России, 16-19 вв. XVI – XIX вв.

Другие вузы России и СНГ

Читал серии лекций и отдельные лекции в университете Йошкар-Олы (1989), Московской Академии художеств (1990), Европейском университете Минска (1993), Смоленском университете (2007), Санкт-Петербургском университете (2007, 2008)  в университете им. Г. Алиева в Баку (2010), в университете им. Л.Н. Гумилева в Астане (2011).

Зарубежные вузы

  • 1992  - приглашенный доцент Венского университета, курс по истории Реформации, Контрреформации и Католической Реформы в славянских странах в Венском университете (преподавание на немецком языке).
  • 1993, 1995, 1996-1997, 1999-2000 (6 семестров в общей сложности) – приглашенный профессор, курсы в университете Альберты (Эдмонтон, Канада) по истории России, Центральной и Юго-Восточной Европы и сравнительной истории православной и западнохристианских культур в Средние века и раннее Новое время (преподавание на английском языке).
  • 1994, 1997-1999 (4 семестра в общей сложности) – приглашенный профессор в университете Париж-1 Пантеон-Сорбонна, курсы по истории России, Польши, Украины и Белорусси в 15 – 19 вв.; семинар дипломантов и аспирантов по сравнительной религиозной истории в 1997-1999 гг. (преподавание на французском языке).
  • 2004 – приглашенный профессор в университете Монпелье III (один семестр), курсы по сравнительной религиозной и социальной истории Европы в Новое время (преподавание на французском языке).
  • 2002 -  2012 гг. (зимние семестры) – приглашенный профессор Исторического факультета Центрально-Европейского университета в Будапеште, курсы-семинары по сравнительной истории России, Польши, Украины и Белоруссии в 16-18 вв.; по социальным и культурным аспектам истории  христианства в Восточной и Центральной Европе в  раннее Новое время (преподавание на английском языке).
  • 1991 – 2011: читал циклы лекций и докладов и отдельные лекции и доклады в университете университете Париж I Сорбонна-Пантеон, Париж IV Сорбонна,  Высшей школе прикладных исследований в общественных науках (Париж), Высшей школе общественных наук (Париж), университете Париж VII Дени Дидро, университете Мак Гилл (Монреаль, Канада), Йельском университете (США),  Венском университете, университете Инсбрука (Австрия), университете Тура, университете Монпелье, университете Пуатье, университете Мэна (Франция), Варшавском университете, Центрально-Европейском университете (Будапешт), университете Фрайбурга (Швейцария), Женевском университете, Европейском университете во Флоренции. 

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Что значит – подойти исторически к богословской мысли Московской Руси?

Доклад Михаила Дмитриева в ПСТГУ

Политические функции культа святых и религиозная нетерпимость в дискурсах святости христианской культуры Запада и Востока Европы

15 ноября 2016 года состоялся коллоквиум, организованный в рамках проекта  Europa sanctorum

Исторические нарративы "Руси" в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой, Московском государстве и Российской империи, конец XV - середина XVIII вв.

Михаил Владимирович Дмитриев выступил в качестве эксперта на международной научной конференции во Львове

Конфликт христианских традиций и дискурсов "этнической" идентичности в России Средних веков и раннего Нового времени

Доклад Михаила Дмитриева во Владимире

О парадоксах протонациональной идентичности в культуре Московской Руси: представления о "русских" как Израиле

Доклад Михаила Дмитриева в ИВИ РАН

Этническое и конфессиональное в исторической памяти славян: новый импульс к диалогу

Доклад Михаила Дмитриева в музее современной истории

"Реформация-протестантизм-Запад" как тема русской религиозно-богословской мысли 19 - начала 20 вв.

Доклад Михаила Дмитриева в ПСТГУ

Антииудаизм и антисемитизм в православной и католической культуре Речи Посполитой в XVI – начале XVII вв.

Доклад Михаила Дмитриева на Ломоносовских чтениях

Discourses of "ethnicity" in Europe’s Orthodox and Latin cultures on the turn from Middle Ages to the Modern period (from experience of the international research project "Confessiones et nationes")

Доклад Михаила Дмитриева в Европейском университете

В Лаборатории открылся новый семинар "Europa sanctorum"

26 февраля 2016 года состоялся первый семинар из цикла "Europa sanctorum", посвященный современной историографии святости

«Этническое» и конфессиональное. Тексты протонационального самосознания Московской Руси и Франции в   XVI-XVII вв.: что сравнение двух стран дает для понимания генезиса национализма...?

Доклад Михаила Дмитриева в семинаре "Ремесло историка"

Конференция "Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы: религиозное, политическое, социальное": репортаж стажеров Лаборатории

12-13 ноября в Лаборатории прошла конференция, посвященная святости и культу святых в Средние века. Публикуем фоторепортаж и заметки Натальи Тарасовой, Эльвиры Музафаровой, Алисы Лапшиной, Дениса Голованенко и Андрея Кравченко

Как изучать и как преподавать сравнительную историю религиозных и культурных традиций православного Востока и латинского Запада Европы?

Полина Василенко подготовила транскрипцию дискуссии, прошедшей 26 июня 2015 года в Лаборатории медиевистических исследований.

Началась запись на факультативы по медиевистике

Началась запись на общеуниверситетские факультативы, организуемые Лабораторией медиевистических исследований в первом полугодии 2015/16 учебного года. В этот раз объявлено два факультатива — «Варяги и хазары в истории Руси» (д-р ист. наук, проф. Владимир Яковлевич Петрухин) и «Христианство, ислам, иудаизм в истории Европы: конфликты и диалог, XI - XIX вв.» (д-р ист. наук, проф. Михаил Владимирович Дмитриев). Запись продлится до 20 сентября.

Новая книга сотрудников Лаборатории медиевистических исследований

Увидел свет первый коллективный научный труд Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ «Средневековая Европа: Восток и Запад». Этот труд появился в рамках проекта «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия» и открывает собой книжную серию Polistoria, ключевая цель которой — выразить идею множественности и разнообразия «истории», понимаемой в данном случае двояко: и как цепь событий, и как рассказ о них.

«Пока мы будем думать о Средневековье как о темном времени, мы сами останемся темными»

Каждая эпоха выстраивает для себя свое Средневековье, и современность — не исключение.  В чем причина популярности метафор, отсылающих к тому времени, почему паблик «Страдающее Средневековье» не медиевистика и как желание быть непохожим на всех может привести школьника к изучению Средних веков, рассказывает Олег Воскобойников, самый молодой ординарный профессор Высшей школы экономики.

Отчет о конференции “Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы: религиозное, политическое, социальное” (НИУ ВШЭ, 13-14 ноября 2014 года)

13 и 14 ноября 2014 г. в здании Вышки на Мясницкой, 20 прошла конференция, организованная Лабораторией медиевистических исследований. Она собрала участников не только из московских институтов и университетов, но и коллег из Томска, Казани, Кирова, Иваново, Санкт-Петербурга, Киева и Будапешта. Мероприятие задумывалось как попытка выяснить, насколько продуктивен сравнительный подход в изучении такого предмета, как святость в католической и православной культурах, а также попытка выявить в них некоторые особенности восприятия понятия святости, политические и социальные последствия развития и формирования культа святых.