• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии конструирования религиозной идентичности на примере католиков Москвы

ФИО студента: Зуева Анна Владимировна

Руководитель: Сорвин Кирилл Валентинович

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p style="text-align: justify;">На фоне произошедших и происходящих трансформаций общества наблюдается увеличение интереса к теме идентичности человека. Этот возрастающий интерес со стороны не только ученых, но и простых людей можно объяснить тем, что идентичность человека эпохи модерн претерпела ряд значительных трансформаций вследствие изменения самого окружающего мира. Во-первых, сегодня стоит отметить появление разделения на традиционные (гендерная, религиозная, национальная, профессиональная) и нетрадиционные идентичности (например, виртуальная, корпоративная, потребительская). Во-вторых, сегодня идентичность не дается человеку с рождения и на всю жизнь. Человек в течение всей жизни самостоятельно выбирает идентичности и выстраивает их определенную иерархию.</p><p style="text-align: justify;">В связи с этим встает вопрос о трансформации традиционных идентичностей, в особенности религиозной, так как достаточно долгое время именно она определяла восприятие окружающего мира и социума. Таким образом, данное исследование, проведенное в теоретической рамке символического интеракционизма (теория идентичности Ш. Страйкера), посвящено рассмотрению стратегий конструирования и поддержания религиозной идентичности. В качестве кейса были выбраны московские католические приходы, так как российские католики в силу соседства с Русской Православной Церковью находятся в определенном смысле уникальном институциональном оформлении Католической Церкви. Из этих институциональных условий во многом вытекают особенности постконверсионного периода, характеризующегося разным уровнем неопределенности в зависимости от включенности неофита в приходскую общину. Также российский католик постоянно находится в поиске &laquo;настоящей и подлинной&raquo; религиозной идентичности. Конструирование религиозной идентичности проходит красной нитью через всю жизнь &laquo;воцерковленного&raquo; католика. Здесь можно выделить два &laquo;идеальных типа&raquo; используемых стратегий &ndash; &laquo;молитвенная&raquo; и &laquo;общинная&raquo;, которые различаются между собой интенциями и средствами.</p><p style="text-align: justify;">Данный кейс ярко иллюстрирует превращение идентификации в постоянный и беспрерывный процесс Люди в современном мире не только совершают выбор идентичности, в начале конструируют ее, но и впоследствии в мире повседневной жизни они продолжают восстанавливать ее. Современные люди, каждое утро отвечая на вопрос &laquo;Кто Я?&raquo;, используют одновременно разнообразные способы (механизмы) для поддержания ощущения непрерывности своих идентичностей.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ