• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Территориальный маркетинг в России: оценка эффективности

ФИО студента: Мурин Андрей Андреевич

Руководитель: Батчаев Артур Русланович

Кампус/факультет: Факультет экономики (Санкт-Петербург)

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Бакалаврская работа на тему: &laquo;Территориальный маркетинг: оценка эффективности&raquo; содержит 16 таблиц и 5 приложений. Объем работы составляет 68 страниц. Для написания работы было использовано 30 источников. Ключевые слова: территориальный маркетинг, брендинг территории, динамический и интегральный методы оценки эффективности, туристическая и инвестиционная привлекательность территории. В современном мире, территории очень сложно развиваться в сторону повышения качества жизни населения и инвестиционной привлекательности, опираясь лишь на эффективность промышленного сектора. Монопрофильность многих городов не позволяет им эффективно развиваться в заданном направлении. Практика создания для городов и регионов необходимой конкурентной среды на основе территориального маркетинга (в т.ч. брендинга трерритории) на западе показала состотельность и эффективность этого метода как инструмента территориальной политики. Именно поэтому тема внедрения подобной политики в российские территории (города и регионы) является актуальной в настоящее время. Целью представленной работы является проведение экономического анализа региональных проектов, анализ их целесообразности и выявление проблем и возможностей их развития и им подобных. Объектом исследования являются &laquo;бренд-города&raquo;: Пермь, Шарья, Нижний Новгород, Калуга и Нарьян-Мар. Предметом данной работы являются стратегии территориального маркетинга, воплощающиеся в этих городах. В ходе изучения литературы по выбранной тематике было выявлено, что основных работ по проблеме оценки эффективности территориального маркетинга не существет, базовые работы по территориальному маркетингу принадлежат зарубежным авторам, а в российской литературе недостаточно изучены особенности учета и ведения данной политки. Научная новизна работы состоит в разработке методики для оценки эффективности территориального маркетинга в России, а также адаптации существующих оффииальных методик с учетом специфики &laquo;новой&raquo; для нашей страны политки. Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и рекомендации, содержащиеся в бакалаврской работе, могут быть использованы региональными властями при разработке концепции развития территории, а также при составлении плана социально-экономического развития региона. В первой главе &laquo;Теоретический анализ экономики городов&raquo; рассмотрены базовые концепции территориального маркетинга, его основные элементы и виды, а также рассмотрены и проанализированы концепции, реализуемые в российских городах. Далее, анализируемые города и им противопоставленные, были разбиты на три группы: &laquo;бренд-города&raquo;, &laquo;промышленные центры&raquo; и &laquo;стагнационные города&raquo;. Во второй главе &laquo;Эффективность экономики городов&raquo; была проанализирована динамика изменения базовых показателей туристической отрасли в городах трех групп. Также, были описаны методики, используемые в данной работе для оценки эффективности экономики городов &ndash; динамическая и интегральная методики оценки. На основе данных о социально-экономическом развитии городов производились необходимые расчеты. Динамический метод включал в себя нахождении динамики изменений основных социально-экономиеских показателей города, ее соотношение с затратами (бюджетными расходами), а также с учетом бюджетной эффективности экономики города. Интегральный метод включал в себя ранжирование городов по каждому показателю, суммирование этих рангов и нахождение интегральной оценки за каждый год из рассматриваемого периода (2009-2013 гг.). Результаты, полученные обоими методами, были сформированы в матрицы &laquo;лидеров и аутсайдеров&raquo;, после чего были сделаны выводы об эффективности городов всех трех групп. Выводы могут быть сведены к тому, что &laquo;бренд-города&raquo;, ориентированные на внешний туризм и привлечение инвестиций, занимают высшие позиции в общем рейтинге городов, превосходя аналогичные им промышленные центры, а те, которые ориентированы на внутренний туризм (как правило, это маленькие города, которым сложно сразу разворачивать масштабнуюмкомпанию по брендингу), демонстрируют положительную социально-экономическую динамику, которой, однако, недостаточно для движения вверх в составленном рейтинге. Так или иначе, каждая из рассмотренных стратегий территориального маркетинга доказала свою эффективность и целесообразность на уровне экономических районов, реализовав потенциал территории (которые всегда можно создать) и достигнув намеченных результатов.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ