• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дошкольное образование глазами родителей: категории выбора и обоснование значимости

ФИО студента: Борисова Ольга Николаевна

Руководитель: Павлюткин Иван Владимирович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Данная работа представляет собой попытку понять, как соотносятся детский сад и семья в процессе воспитания детей. Ответ на данный вопрос представляется возможным с помощью выявления основных категорий, через которые информанты объясняют свой выбор в пользу детского сада, а также обосновывают его значимость. В теоретической части работы было показано, что моделирование выбора дошкольного воспитания может осуществляться с двух позиций. С точки зрения экономистов, детский сад является институтом, позволяющим минимизировать временные издержки домохозяйства, связанные с уходом за ребенком, а сам выбор детерминирован экономическими параметрами. В частности, он описывается как поиск баланса между качеством и стоимостью доступных вариантов. В то же время, представители социологического лагеря делают акцент на социальной укорененности данного выбора и культурной обусловленности представлений о приемлемых способах воспитания ребенка. Кроме того, указывалось, что пространство данного выбора задается целым рядом смыслов и категорий, связываемых с деятельностью детского сада. На основании проведения 20 глубинных интервью с родителями дошкольников, посещающих детский сад, было выявлено, что экономические индикаторы играют слабую дифференцирующую роль, так как ситуация выбора характеризуется высокой неопределенностью, затрудняющей реализацию рационального подсчета. Вместо этого, логика выбора задается следующими смысловыми категориями, которые были выявлены путем применения процедур обоснованной теории, и объясняющими роль сада: общение, самостоятельность, развитие. В итоге, было показано, что детский сад рассматривается родителями не просто как способ заменить материнское время или образовательное учреждение, - а инструмент социализации ребенка, способ его встраивания в мир взрослых. В свою очередь, различия в понимании выявленных категорий обуславливаются структурой семьи, развитостью связей, и образовательными установками родителей, которые и дифференцируют выбор.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ