Павлюткин Иван Владимирович
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 17 лет.
Образование, учёные степени
- 2010Кандидат социологических наук
- 2006
Магистратура: Государственный университет – Высшая школа экономики, специальность «Социология», квалификация «Магистр социологии»
- 2006
Магистратура: Высшая школа экономики, факультет: Социология, специальность «Социология»
- 2005
Магистратура: Московская высшая школа социальных и экономических наук, факультет: Социология, специальность «Социология»
- 2005
Магистратура: Манчестерский университет, специальность «Социология», квалификация «Магистр»
- 2005
Магистратура: University of Manchester, факультет: Социология, специальность «Социология»
- 2004
Бакалавриат: Государственный университет – Высшая школа экономики, специальность «Социология», квалификация «Бакалавр социологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2013 Повышение квалификации по теме Управление университетами: зависимость от предшествующего развития. Российская экономическая школа.
2014 Университет Осло (Норвегия). Организационные исследования в высшем образовании.
2015 Католический университет Святого Сердца в Милане (Италия). Реляционная социология и современные исследования семьи.

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2014-2015)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Семья в перспективе социологии отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Introduction to Sociology (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар кафедры экономической социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Основы экономической социологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Проектный семинар по экономической социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семья в перспективе социологии отношений (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Introduction to Sociology (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектный семинар по экономической социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Экономическая социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Introduction to Sociology (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектный семинар по экономической социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Экономическая социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Introduction to Sociology (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Проектный семинар по экономической социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Introduction to Sociology, Anthropology and Demography (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Основные социологические подходы к анализу организаций (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 4 модуль)Рус
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Введение в социологию (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Введение в социологию (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Introduction to Sociology, Anthropology and Demography (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; направление "38.03.04. Государственное и муниципальное управление", направление "37.03.01. Психология"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Проекты
Парадокс связи религии и семьи в современной России (Грант РНФ № 18-78-10089, организация -исполнитель ПСТГУ, руководитель проекта, 2018-2023)
Религия и модели социальной и экономической организации. Избирательное сродство религии и хозяйства на примере христианских конфессий в Швейцарии и России (РГНФ, организация-исполнитель ПСТГУ, грант № 16-23-41006). (2016-2019 гг., участник проекта)
Рождаемость и социальные сети поддержки: исследование факторов создания многодетной семьи (ИСЭПИ, грант № Г-25 -2/15). (2015-2016 гг., участник проекта)
Локальное сообщество в маломгороде: основания для объединения (РГНФ, грант № 14-33-01339). (2014-2016 гг., участник проекта)
World Universities Rankings: Impacts on Universities Worldwide (Center for Insitutional Studies, HSE; Center for International Higher Education, Boston College) (2014 гг, участник проекта)
Социальное значение долговых практик в жизни сообществ современной России (Грант фонда развития ПСТГУ). (2014, участник проекта)
Гражданская миссия университетов в России (социальное значение образовательных институтов) (Грант РГНФ № 12-33-01366, 2012-2013)
Слияние университетов и организационная культура (НИУ ВШЭ, 2011)
Исследование эффектов конфессионального университета в России (2011, руководитель проекта)
2010 Организационные изменения в российских технических вузах: институционализация качества образования
2009 Социологические и экономические объяснения формирования образовательных рынков
2008 Разработка методологии анализа организационных форм и параметров успешности вузов
2007 Оценка хозяйственной деятельности высших учебных заведений
Конференции
- 2014
"Higher Education Diversity and Excellence for Society". The European Higher Education Society 36th Annual Forum (Essen). Доклад: Religiosity, Social Capital and Civic Engagement: Cluster Effects on Russian Undergraduate Programmes
"Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности", V Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (Москва). Доклад: World Universities Rankings: Impacts on Universities Worldwide. Case of Higher School of Economics
- 2012III Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов» (Москва). Доклад: Going world-class through merger: how the state affects identity formation in Russian flagship universities
- Embeddedness and Beyond: Do Sociological Theories meet Economic Realities? (Москва). Доклад: Constructing Organization across Institutional Boundaries: The Case of Orthodox University
- 2011
Debt: Interdisciplinary considerations of an enduring human passion (Кембридж). Доклад: To pay and not to pay: Symbolic meaning and structure of debt relationships in a Russian town
- II международная конференция исследователей высшего образования "Университеты и государство" (Москва). Доклад: В поисках формулы слияния университетов: почему организационная культура имеет значение?
- Конференция по итогам летних полевых исследований "Социальные исследования местных сообществ" (Москва). Доклад: Восприятие религиозности в малом городе (на примере г. Гороховец)
- 2010IV Конференция "Современное российское общество и социология" (Москва). Доклад: "Организационные изменения в "постсоветских" технических университетах: от нарратива к построению операциональной модели объяснения"
- XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: "Зависимость от предшествующего развития и обновление "постсоветского" университета"
- "Векторы развития современной России: научное знание в контексте современности", IX международная научная конференция (Москва). Доклад: "Маркетизация образования и её социологическое описание"
- 32nd EAIR Forum “Linking Society and Universities: New Missions for Universities” (Valencia). Доклад: Breaking path-dependency: making sense of organizational change in Post-Soviet universities
- Семья в современном мире (Москва). Доклад: Отцовство и деторождение в современной России: формулирование гипотезы
- 2009Х Международная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Детерминанты структуры принятия решений в представлениях руководителей российских вузов
- 9th Conference of European Sociological Association "European Society or European Societies?" (Лиссабон). Доклад: Organizational identities and the quality processes in three Russian universities
- CHER 22nd annual Conference, "Public Vices, Private Benefits? Assessing the role of markets in higher education" (Порту). Доклад: Marketization in Russian higher education: between economic logic and moral argument
Публикации52
- Статья Павлюткин И. В., Голева М. А. Значение религии в объяснении российского парадокса брачности: обоснование гипотезы об отношенческих компетенциях // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. № 106. С. 107-133. doi
- Статья Павлюткин И. В., Пруцкова Е. В., Борисова О. Н. Связь религиозности и рождаемости в России на фоне других европейских стран: эффект социального контекста // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2023. № 2. С. 103-126. doi
- Глава книги Pavlyutkin I., Makareva A. Academic excellence through homogenization? Gaining legitimacy from the strategic positioning of top-ranked universities, in: The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and beyond / Отв. ред.: V. Radaev, Z. Kotelnikova. L. : University College London Press, 2022. doi Ch. 12. P. 237-260. doi
- Глава книги Pavlyutkin I., Goleva M. Il paradosso russo del matrimonio. Quale nesso con la poverta relazionale?, in: Famiglia e poverta relazionale Vol. 32. Milan : Vita & Pensiero, 2021. P. 127-151.
- Статья Павлюткин И. В. Как возникает общность в браке: логика взаимности в нарративах жён из многодетных семей // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 4. С. 11-34.
- Книга Павлюткин И. В., Голева М. А., Борисова О. Н. Море жизни: Как рождаются многодетные семьи в современной России. М. : Издательство ПСТГУ, 2021.
- Статья Павлюткин И. В. Динамика религиозности молодежи в России // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 153-183. doi
- Статья Павлюткин И. В., Голева М. А. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей // Социологические исследования. 2020. Т. 7. № 7. С. 106-117. doi
- Статья Stensaker B., Lee J. J., Rhoades G., Ghosh S., Castiello-Gutiérrez S., Vance H., Çalıkoğlu A., Pavlyutkin I., Kramer V., Marei M. S., O'Toole L., Peel C. Stratified university strategies: The shaping of institutional legitimacy in a global perspective // Journal of Higher Education. 2019. Vol. 90. No. 4. P. 539-562. doi
- Статья Павлюткин И. В., Борисова О. Н. Вариативность моделей современной городской многодетности: возрождение традиции, новые браки или сетевые эффекты? // Мир России: Социология, этнология. 2019. Т. 28. № 4. С. 128-151. doi
- Статья Pavlyutkin I. When 2 Become 1. On the Cultural Aspect of University Mergers // Higher Education in Russia and Beyond. 2018. Vol. 15. No. 1. P. 14-15.
- Статья Агамирзян И. Р., Зиньковский К. В., Лешуков О. В., Павлюткин И. В., Савелёнок Е. А., Сафронов П. А., Клюев А. К., Атнашев Т. М. Университет Inc.: от академической корпорации к интеллектуальному производству // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 4. С. 126-134.
- Статья Агамирзян И. Р., Атнашев Т. М., Зиньковский К. В., Клюев А. К., Лешуков О. В., Павлюткин И. В., Савелёнок Е. А., Сафронов П. А. Университет Inc.: от академической корпорации к интеллектуальному производству // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 4. С. 126-134.
- Статья Павлюткин И. В. Значение религии в современной российской рождаемости // Аист на крыше. Демографический журнал. 2017. № 4. С. 34-37.
- Глава книги Yudkevich M. M., Pavlyutkin I. The Impact of University Academic Culture and Leadership on the Symptoms of “Global Ranking Fever”: The Case of One Russian University in a Particular Institutional Context, in: Higher education research in the 21st century series Vol. 9: Global Challenges, National Initiatives, and Institutional Responses. Boston, Rotterdam, Taipei : Sense Publishers, 2016. P. 187-204.
- Глава книги Yudkevich M. M., Pavlyutkin I. The Ranking Game on the Russian Battlefield: The Case of the Higher School of Economics, in: The Global Academic Rankings Game. Changing Institutional Policy, Practice, and Academic Life / Ed. by P. G. Altbach, M. M. Yudkevich, L. E. Rumbley. NY : Routledge, 2016. Ch. 9. P. 171-196.
- Статья Павлюткин И. В. Павлюткин И. В. Политическая экономия академического обм(е)ана, или Как социологи становятся профессорами Рецензия на книгу: Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. 2015. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. М.: Новое Литературное обозрение (серия «История науки»), 832 с. // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 4. С. 190-200.
- Статья Павлюткин И. В., Голева М. А. Социальные сети и рождаемость // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 83-98.
- Статья Melkumyan E., Pavlyutkin I., Prutskova E. Civic effects of higher education in Russia: religiosity, social capital and the ‘pure teaching effect’ of educational programmes // Tertiary Education and Management. 2015. Vol. 21. No. 3. P. 215-228. doi
- Статья Yudin G., Pavlyutkin I. Recording the Ambiguity: The Moral Economy of Debt Books in a Russian Small Town // Cultural Studies. 2015. Vol. 29. No. 5-6. P. 807-826. doi
- Книга Забаев И. В., Мелкумян Е., Пруцкова Е. В., Павлюткин И. В., Павлюткина Е. Л., Орешина Д. А. Невидимая Церковь: социальные эффекты приходской общины в современном православии. М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015.
- Статья Юдин Г. Б., Павлюткин И. В. Сообщество как данность и сообщество как процесс: стратегии изучения малых городов // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. Т. 7. № 3. С. 88-105.
- Статья Максимова А. С., Павленко Е. С., Павлюткин И. В., Юдин Г. Б. Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения полевой работе // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. № 2. С. 162-170.
- Книга Павлюткин И. В. Экономическое поведение родителей учащихся школ и воспитанников детских садов в 2013 г. Т. 6. Вып. 88. М. : НИУ ВШЭ, 2015.
- Статья Pavlyutkin I. Gifts, Debts or Pin Money? On the Moral Ambiguity of Academic Contract in Russian Higher Education // Higher Education in Russia and Beyond. 2014. No. 2. P. 12-13.
- Препринт Pavlyutkin I., Yudin G. Recording the ambiguity: the moral economy of debt books in a Russian small town / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 49/SOC/2014 .
- Статья Pavlyutkin I. Russian Excellence Initiative and the Red Queen effect in Global Higher Education // ACA Newsletter Education Europe. 2014. No. 152
- Препринт Pavlyutkin I. University Merger And Sensemaking At The Threshold: Understanding Radical Organizational Change In Higher Education / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2014.
- Статья Павлюткин И. В. Необъявленный кризис в образовании и воспитание граждан мира. // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 269-282.
- Статья Павлюткин И. В., Емельянов Н. Н. Университет и дар: постановка проблемы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. № 6(56). С. 21-37.
- Статья Павлюткин И. В., Забаев И. В. Университет и два значения ответственности: объективация общественных эффектов образовательных институтов (на примере опроса выпускников православного университета) // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 202-221.
- Статья Павлюткин И. В., Орешина Д. А., Забаев И. В., Пруцкова Е. В., Мелкумян Е. Б. Влияние религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость // Демоскоп Weekly. 2013. № 553-554
- Книга Павлюткин И. В., Емельянов Н. Н., Мелкумян Е. Б. Православный университет и общество в России. Выпускники православного университета: поведение, ценности, установки. М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013.
- Статья Павлюткин И. В. Рецензия на книгу Higton M. A. Theology of Higher Education // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. № 6. С. 138-141.
- Статья Павлюткин И. В. Слияния в российской высшей школы: мотивы, издержки, возможности // Аккредитация в образовании. 2013. № 67(7). С. 42-46.
- Глава книги Павлюткин И. В. Татьяна Львовна Клячко: Железная леди // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 205-208.
- Статья Павлюткин И. В. Преодолевая границы между государством и церковью: случай православного университета // Этнографическое обозрение. 2012. № 3. С. 47-64.
- Книга Забаев И. В., Емельянов Н. Н., Павленко Е. С., Павлюткин И. В. Семья и деторождение в России. Категории родительского сознания / Науч. ред.: М. С. Ковалева. М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012.
- Статья Павлюткин И. В. Три саги об экономике, или Особенности профессиональной кухни // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 112-117.
- Статья Павлюткин И. В. Конструирование университета как организации // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 1. С. 104-123.
- Статья Павлюткин И. В. Отцовство. Роль мужчины в планировании рождений // Человек. 2011. № 2. С. 124-131.
- Книга Pavlyutkin I., Novikov A., Androuschak G. Russian Regional Markets for Higher Education (Economic Indicators). Yoshkar-Ola : ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010.
- Статья Павлюткин И. В. Организационные изменения в российских вузах: институционализация качества образования // Социология образования. 2010. № 3. С. 48-58.
- Статья Павлюткин И. В., Чириков И. С. Основные социологические подходы к анализу организаций // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 5. С. 161-177.
- Книга Павлюткин И. В., Андрущак Г. В., Новиков А. В. Региональный атлас экономики высшего образования (показатели рынка). Йошкар-Ола : ООО «Полиграфическое предприятие Центр Принт», 2010.
- Статья Павлюткин И. В. Университеты, рейтинги и рынок: институциональные эффекты ранжирований в поле высшего образования // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 25-41.
- Глава книги Павлюткин И. В. Управленческий потенциал вузов Рособразования // В кн.: Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. М. : МАКС Пресс, 2009. Гл. 1.2. С. 99-150.
- Статья Павлюткин И. В. Ресурсная зависимость и институты: детерминанты вузовского поведения в трёх организационных популяциях // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 220-229.
- Глава книги Павлюткин И. В. Что может сказать новый институционализм о поведении образовательной организации? // В кн.: Экономика университета: институты и организации / Науч. ред.: М. В. Семенова. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 151-167.
- Препринт Павлюткин И. В. Образовательные организации как открытые системы: детерминанты вузовских стратегий в трех организационных популяциях / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2006. № 04.
- Книга Павлюткин И. В., Панова А. А., Санович С. В., Сивак Е. В., Юдкевич М. М., Андрущак Г. В. Экономический факультет в институтах и фактах. Информационный бюллетень по результатам проекта "Экономика университета". М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
- Статья Павлюткин И. В. Управление университетом в условиях новой рыночной ситуации (к концепции "нового менеджериализма") // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 57-65.
Публикации студентов:
Конобеева Е. А. Организованный диссонанс и эмоциональность: case-study одного государственного детского сада в Москве // Экономическая социология. 2013. Т. 4. № 1. С. 72-95.
Неуважаева М. А. Институциональные условия формирования негосударственных вузов в России // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 5 С. 102–128.
Опыт работы
С 2018 г. по настоящее время
Cтарший научный сотрудник, руководитель группы исследований семьи лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского университета.
С 2018 г. по настоящее время
Член редколлегии журнала «Экономическая социология».
2014-2018
Член редколлегии журнала “Higher Education in Russia and Beyond”.
2013-настоящее время
Доцент кафедры экономической социологии
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
2011-2013
программный директор Ежегодной международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования.
2010-2018
Младший научный сотрудник, старший научный сотрудник
Лаборатория исследований по экономической социологии
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
2012-настоящее время
Член исследовательского семинара по социологии религии.
Православный Свято-Тихоновский университет
2006-2010
Младший научный сотрудник
Международная исследовательская лаборатория институционального анализа экономических реформ, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Информация*
- Общий стаж: 17 лет
- Научно-педагогический стаж: 17 лет
- Преподавательский стаж: 9 лет
Теория полей: студенты и преподаватели Вышки про то, как учесть все уровни анализа реальности и создать интегрированную теорию
Дальше – больше, сказали себе участники текстологических семинаров «5 книг по экономической социологии», и решили провести целых две встречи по обсуждению четвёртой книги в рамках проекта. Таковой стала работа американских исследователей Нила Флигстина и Дага Макадама «Теория полей», которая впервые была издана на русском языке в 2022 году под научным редактированием проф. Вадима Валерьевича Радаева. Задумка книги весьма амбициозна - создание общей социологической теории для преодоления разрозненности различных исследовательских направлений. Разбор теории был представлен в докладах участников проекта. Ценными комментариями и важными дополнениями к пониманию идей книги поделились со слушателями эксперты: доктор экономических наук, профессор Вадим Валерьевич Радаев и кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии Иван Владимирович Павлюткин.
Incompatible Alternatives: HSE Researchers on the Ambivalence of Power in the Twenty-first Century Economy
Ambivalence and a combination of contradictory principles are vividly manifested in the actions of government, its individual agents and institutions, as well as the everyday practices of economic subjects and citizens. The participants of the HSE Laboratory for Studies in Economic Sociology seminar discussed the book The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and Beyond, recently published in the UK. Prepared by researchers from HSE University and foreign universities, the book focuses on the study of ambivalence in Russia and beyond.
Вадим Радаев открыл цикл лекций о социологии на факультете компьютерных наук
Сотрудники лаборатории экономико-социологических исследований будут выступать до 8 декабря
Недофинансирование науки и образования трагически влияет на состояние технологических кадров
Высшее образование теснейшим образом переплетено с социальными, экономическими и политическими элементами устройства общества, его нельзя рассматривать в отрыве от этих процессов. В этом убеждены авторы книги «Университеты в России: как это работает» научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор университета Мария Юдкевич. Они представили недавно вышедшее в свет издание на семинаре «Институциональная память российских организаций высшего образования: богатое наследство или тяжелое бремя?».
Three to Ten
Why families choose to have more children, more often
От трех до десяти
Какие семьи решаются рожать больше и чаще
Мария Юдкевич вручила благодарности выпускникам академического кадрового резерва Вышки
28 мая в теплой неформальной обстановке проректор Мария Юдкевич вручила команде наставников благодарности за многолетнее сотрудничество и вклад в развитие группы высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ
Поздравляем Елену Гудову с защитой кандидатской диссертации
17 декабря 2018 г. Гудова Елена представила к защите диссертацию на тему «Процессуальный подход к анализу организационных изменений на примере ФГУП «Почта России»
Парадоксы «народной» педагогики объяснили научно
У родителей, активно вовлеченных в процесс обучения детей, существует своя педагогическая система, зачастую не совпадающая с профессиональными концепциями. Знание о различных теориях воспитания и обучения и насыщенность научными терминами («норма», «психика», «травма»), которые наполняются собственным смыслом, сочетаются у родителей с противоречивостью и неполнотой аргументов. К такому выводу пришла аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Яна Михайлова, которая защитила диссертацию «Структура и содержание обыденных педагогических представлений матерей (на примере Москвы)». Комитет по диссертации единогласно проголосовал за присвоение ей научной степени кандидата наук об образовании ВШЭ (PhD HSE).
Красная фасоль против белых пятен в теории
«Можно ли научить строить теории в социальных науках?» - таким вопросом задались собравшиеся на текстологическом семинаре ЛЭСИ 7 ноября. Старший научный сотрудник лаборатории Зоя Котельникова предложила обсудить книгу Ричарда Сведберга «The Art of Social Theory», в которой автор приглашает читателей к пересмотру своего отношения к теории: перейти от пассивного использования существующих наработок к креативному теоретизированию, т.е. деятельности, в результате которой рождаются новые, авторские объяснительные схемы..
Может ли университет стать предпринимательским?
Сегодня происходит удивительное явление — университеты в России превращаются в бизнес-корпорации. Но готов ли вуз к новой форме существования? Если готов, то в каких условиях, в каких рамках, в какой институциональной форме? На эти и другие вопросы попытались найти ответы эксперты НИУ ВШЭ и представители региональных вузов в рамках круглого стола «Университет Inc.: задачи академической корпорации в условиях организационного плюрализма» на VIII Международной конференции исследователей высшего образования.
Norwegian Professor to Discuss Latest Trends in Higher Education Research at Upcoming Conference
Professor Bjørn Stensaker, who teaches in the Department of Education at the University of Oslo, will be the plenary speaker at the 8th International Conference on Higher Education Research organized by the Russian Association of Higher Education Researchers in Moscow. The conference is due to take place October 19-21. In a recent interview with the HSE News Service, Professor Stensaker spoke about his latest research and the trends he sees in higher education, including the growing role of technology.
"Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ" - репортаж с выступления В.В. Радаева на семинаре ЛЭСИ.
12 сентября 2017 г. стартовал очередной сезон семинаров Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), и на первом из них по традиции выступил Вадим Валерьевич Радаев, заведующий кафедрой экономической социологии и ЛЭСИ, первый проректор НИУ ВШЭ.
Поздравляем победителей пятого Всероссийского конкурса ВЦИОМ «Дипломник года»!
Подведены итоги пятого Всероссийского конкурса дипломных работ в области социологии 2016-2017 «Дипломник года». В обеих главных номинациях — «лучшая дипломная работа бакалавра» и «лучшая дипломная работа магистра» — все шесть призовых мест взяли студенты ВШЭ: пять студенток факультета социальных наук (Москва) и один студент Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук.
Подведены итоги пятого Всероссийского конкурса дипломных работ в области социологии 2016-2017 «Дипломник года»
Всего на конкурс было принято 160 заявок от выпускников 40 российских вузов из 26 городов. В том числе в номинации «лучшая дипломная работа бакалавра» на конкурс было представлено 118 работы, в номинации в номинации «лучшая дипломная работа магистра» (номинация объединена с работами специалистов) – 42 работы. Почти все призовые места заняли работы, выполненные под руководством преподавателей департамента социологии.
Глобальные университетские рейтинги: игра или болезнь?
31 января в Лаборатории экономико-социологических исследований состоялся семинар серии «Социология рынков». Доцент факультета экономики, проректор ВШЭ, директор Института институциональных исследований Мария Юдкевич ответила на вопрос о том, в какой степени университетские рейтинги помогают университетам, а в каком создают ограничения и риски. Как университеты в разных академических системах борются с симптомами рейтинговой лихорадки?
EDgeneration: встреча начинающих исследователей с профессионалами
25 – 26 ноября в Институте образования НИУ ВШЭ прошла первая открытая научно-практическая конференция молодых исследователей. Событие состоялось благодаря инициативе студентов магистерской программы Инобра «Доказательная образовательная политика».
Решения судей в российских арбитражных судах: так ли плохи, как их репутация?
8 ноября состоялся семинар серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований, на котором с докладом «Решения судей в российских арбитражных судах: так ли плохи, как их репутация?» выступила Светлана Борисовна Авдашева, ординарный профессор НИУ ВШЭ, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков.
Почему человек не всегда рационален, даже если речь идет о деньгах?
Социологи Иван Павлюткин и Григорий Юдин рассказывают в "Вестнике НАУФОР" о том, почему человек не всегда рационален, даже если речь идет о деньгах; о том, как устроена современная Россия в антропологическом смысле; а также обдумывают гипотезу о необязательности финансовых кризисов.
Как я провел лето: изучение малых городов России
Летом студенты Вышки продолжали набираться знаний и опыта — кто на стажировках в различных компаниях, кто — в полевых экспедициях. Новостная служба ВШЭ попросила некоторых из них поделиться своими летними впечатлениями. Сегодня студентка третьего курса программы «Социология» Анна Соколова рассказывает о Летней социологической практике.
Летняя социологическая практика 2016
Каждое лето студентам НИУ ВШЭ и всем заинтересованным предоставляется возможность реализовать исследования социальной жизни в малых городах России. Традиционная, уже седьмая по счету, летняя школа «Летняя социологическая практика», организованная факультетом социальных наук и Лабораторией экономико-социологических исследований, прошла в городе Тотьма Вологодской области. Рассказывают студентка Наталья Сичкарь и аспирантка Алиса Максимова.
Летняя социологическая практика: возвращение в Гороховец
Ежегодная школа «Летняя социологическая практика» дает возможность студентам ВШЭ проводить исследования общественной жизни в таких малых городах, как Кологрив, Мышкин, Каргополь и другие. В этом году практика была организована там, где она уже проходила в 2011-м, — в Гороховце Владимирской области.
«Команда ЛИА и ИНИИ готова играть по правилам мировой науки»
В Вышке прошла юбилейная конференция, посвященная 10-летию Лаборатории институционального анализа экономических реформ и 5-летию Института институциональных исследований ВШЭ. О том, с чего все начиналось и что сегодня представляют собой ЛИА и ИНИИ, рассказали участники конференции.
Связан ли уровень рождаемости со стабильностью занятости?
Согласно данным Всемирного банка, в большинстве европейских стран уровень рождаемости снижался вплоть до 2000-х. После 2002 года в некоторых из них (Исландия, Ирландия, Франция и Норвегия) был зарегистрирован рост фертильности. Но почему в одних странах рождаемость растет, а в других — падает? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков».
Стандарт выживания перестал быть массовой моделью поведения
После относительно продолжительного этапа экономического роста Россия оказалась в ситуации геополитической и экономической неопределенности. Какие в связи с этим возможны изменения в доходах, расходах и потреблении населения? Ординарный профессор ВШЭ Лилия Овчарова выступила с докладом по этой теме на очередном семинаре серии «Социология рынков», которые проводит Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ.
Искусство VS рынок: как прорасти на поле литературы
«Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?» — эта фраза Коровьева из романа «Мастер и Маргарита» была актуальной в советские годы, когда официально признанные авторы (члены Союза писателей) были противопоставлены литераторам, которых власть не признавала. Но кого можно считать писателем сегодня? На этот вопрос попытались ответить участники семинара, проведенного Лабораторией экономико-социологических исследований ВШЭ.
В малых городах России каждый второй живет в кредит
В малых городах России 45% населения живет в кредит. 23% жителей не может вовремя расплачиваться по долгам. Причина — отсутствие финансовой грамотности. Кредитование пришло на смену неформальным долговым отношениям в торговле, выяснили исследователи ВШЭ Григорий Юдин и Иван Павлюткин в исследовании «Долг и сообщество: две долговые экономики малых городов».
41%
жителей малых городов России имели в 2013 году невыплаченные кредиты банкам.
Книга, призывающая к действию в борьбе за гуманитарные науки
Иван Павлюткин, доцент кафедры экономической социологии ВШЭ, рассказывает о книге американского философа, профессора Чикагского университета Марты Нуссбаум «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки», перевод которой вышел в Издательском доме ВШЭ.
Серебряный птенец: Константин Глазков
Победитель конкурса «Золотая вышка» в номинации «Серебряный птенец», студент четвертого курса факультета социологии ВШЭ Константин Глазков возглавляет Социологический клуб «Город». В интервью стажеру новостной службы портала, студентке ВШЭ Елене Зверевой, он рассказал о своей учебе и планах на послеуниверситетскую жизнь.
Бюллетень «ЭСфорум»
Вышел февральский номер бюллетеня «ЭСФорум» (2013, № 1).
Негосударственные вузы — временное явление?
22 января состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Обсуждались проблемы негосударственных вузов в России и за рубежом.
Победители Конкурса НИРС-2012
17 декабря в Высшей школе экономики состоялась торжественная церемония награждения победителей Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) 2012 года.
Почему слияния вузов даются непросто?
19 октября в рамках III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования, которая состоялась в ВШЭ, на одной из секций обсуждалась тема «"Старые" новые университеты: практики слияния, поглощения и радикальных изменений в университетах».
Социологи идут в поля
Сейчас идет сбор заявок на участие в ежегодной летней исследовательской практике факультета социологии Высшей школы экономики. О том, что ожидает студентов на практике в этом году, рассказывает студентка второго курса магистратуры факультета социологии, Екатерина Павленко.
Честные, обманщики и оппортунисты
18 февраля прошел семинар «"Пределы контроля": административные регламенты и контроль за действиями чиновников», организованный Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ.
Лучшие преподаватели ГУ-ВШЭ — 2008
Кадровая комиссия Ученого совета ГУ-ВШЭ определила победителей конкурсов Фонда образовательных инноваций, который, как известно, был создан в университете для выявления и поощрения лучших преподавательских кадров, привлечения к преподаванию лучших студентов и аспирантов, а также для поддержки инновационных образовательных разработок и распространения лучших учебных практик.
Социология рынков: позитивные и негативные тенденции
22—23 октября в рамках III Социологического конгресса прошла сессия "Социология рынков". Первое заседание сессии было посвящено исключительно теоретическим и методологическим проблемам социологии рынков. На втором заседании обсуждались конкретные исследования.
"Школьник-калькулятор страшнее, чем Homo economicus": о семинаре "Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор"
17 апреля состоялся научный семинар "Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор", организованный научно-учебной лабораторией "Институциональный анализ экономических реформ". С докладом выступил Григорий Андрущак.