• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Понятие Я и Другого в философии М. Бубера, Э. Левинаса и Ф. Розенцвейга

ФИО студента: Чертков Дмитрий Сергеевич

Руководитель: Лифинцева Татьяна Петровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Понятия «Я» и «Другого являются центральными для философии диалога. Философские размышления, раскрывающие проблематику «диалога», отражены в работах таких мыслителей как: Ф. Розенцвейг, М. Бубер, Э. Левинас. Субъектно-объектная парадигма, свойственная для новоевропейской философии (например, в работах Рене Декарта) может быть изменена. Классическое понимание субъекта основно на том, что он выступает в роли активного, познающего начала, мир же для него выступает как объект, который нужно познать, подчинить себе. Однако работы данных мыслителей показывают, что возможна и другая «оптика» философского дискурса, которая рассматривает мир не с позиции субъектно-объектного отношения, но с позиции субъект-субъект. Именно в данном контексте понятие «Другого» начинает играть особо важную роль. Актуальность данной работы состоит в том, что в ней представлена попытка «возрождения», «реконструкции» понятия «интерсубъективности». Также стоит отметить, что философское наследие Ф. Розенцвейга еще мало изучено российским научным сообществом, поэтому автор опирается на работы англоязычных и франкоязычных авторов. Обратим внимание также на то, что работы Ф. Розенцвейга, М. Бубера и Э. Левинаса рассматриваются в контексте полемики с такими авторами как: М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр. Отражено глубочайшее влияние на философскую концепцию Ф. Розенцвейга его друга и интереснейшего мыслителя О. Розенцтока-Хюсси. Следовательно, философия диалога, представленная под данным углом зрения, дает возможность иной «оптики» для восприятия мира и другого человека, которая не является насилием над миром и человеком, превращая их в объект. Она позволяет принять «Другого» в его «Друговости», увидеть возможность диалога и пространства «между», выводя на первый план этическое отношение, что приобретает особую актуальность в виду процесса «деконструкции», а также его попыток элиминировать такие понятия, как «субъект» и «объект».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ