• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль личного взаимодействия в формировании толерантности православных верующих к нетрадиционным религиозным движениям (на примере вайшнавизма)

ФИО студента: Сабитова Камиля Рустамовна

Руководитель: Сорвин Кирилл Валентинович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Понятие “новые или нетрадиционные религиозные движения” в современном общественном сознании в России зачастую обладает негативными коннотациями. С одной стороны, оно наследует смысловую нагрузку термина “секта”, с другой, негативный образ НРД укореняется в сознании людей за счет деятельности СМИ. При этом, многие НРД не изживают себя, а лишь увеличиваются в численности. В процессе личного взаимодействия между представителями разных религиозных традиций может обнаруживаться то общее, что позволяет им уживаться в одном социальном пространстве, или то различное, что рождает конфликты. В данной работе изучается опыт непосредственного взаимодействия православных с представителями вайшавизма, изучается сформировавшийся образ вайшнава, а также отношение православных к вайшнавизму и его представителям. Было проведено 17 интервью с православными, которые были разделена по глубине религиозности на начально, средне и глубоко религиозных; проявляли к вайшнавам профессиональный, личный или миссионерский интерес. Были выявлены следующие образы вайшнава: поверхностный (негативный и позитивный) и детальный (негативный, позитивный и смешанный). Длительное и часто воспроизводящееся взаимодействие приводило к обнаружению общего в учениях и в социальных практиках (вопросы морали, нравственности, молитвенная практика, вера в Единого Бога, служение обществу, изучение писаний и т.д.), что приводило к толерантному умеренному и позитивному отношению к вайшнавам. В том, как православные относятся к вайшнавам, немаловажное значение имело еще то, насколько глубоко информанты вовлечены в православие. Также была проведена групповая дискуссия с участием православных и вайшнавов. Важным результатом встречи является осознание сторонами проблемы терминологии и искаженной интерпретации: при обсуждении ключевых понятий обеих религиозных традиций (Бог, душа, человек, любовь, грех, служение) важно точно определиться с содержанием понятий, иначе возникают необоснованные и ни к чему не приводящие споры

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ