• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытые системы и практика самоорганизации в образовательных организациях

ФИО студента: Петрова Александра Николаевна

Руководитель: Баронене Светлана Геннадьевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2017

В управленческих кейсах и теориях обсуждается переход к ценностям и технологиям, дающим синергетический эффект от взаимодействия разных элементов оргсистемы. Несмотря на значительное количество разработок, изучающих самоорганизацию в разных интеллектуальных практиках, формирование парадигмы самоорганизации не завершено. Понятие «открытости» также не стандартизировано, оно до сих пор трактуется неоднозначно и интерпретируется достаточно широко в зависимости от сферы научного знания, в рамках которой рассматривается. Единых методик, позволяющих выявить уровень присутствия процессов самоорганизации в образовательной оргсистеме, или уровень открытости данной системы, на данный момент не разработано. Этим подчеркивается актуальность данной работы. Цель данного исследования: выявление зависимости уровня самоорганизации от фактора открытости системы. Для выявления данной зависимости или ее отсутствия необходим инструментарий, который позволил бы измерить уровень самоорганизации системы и ее открытость. В связи с этим данные понятия были рассмотрены в различных интеллектуальных практиках, были обобщены их признаки, а при анализе практики деятельности образовательных организаций выявлены индикаторы. Спроектировано и проведено исследование, позволившее судить о наличии линейной связи между фактором открытости и уровнем самоорганизации. В исследовании приняли участие сорок пять образовательных организаций Санкт-Петербурга. Проведено сопоставление полученных результатов, корреляционный анализ. Результатами исследовательской работы можно считать разработанный инструментарий для измерения уровня самоорганизации, для измерения фактора открытости, достижение поставленной в работе цели – вычисление корреляции между показателями, рекомендации по управлению образовательной организацией с целью повышения уровня самоорганизации в системе. Ключевые слова: открытость, самоорганизация, оргсистема, образовательная организация, управление, методика.

Текст работы (работа добавлена 10 декабря 2016 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ