• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Божественное предопределение и моральная ответственность личности

ФИО студента: Яковенко Мария Константиновна

Руководитель: Носов Дмитрий Михайлович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Год защиты: 2018

В отличие от людей, живших сто-двести лет назад, современный человек имеет много социальной свободы. У человека нашего времени существует миллион возможностей движения вверх и вниз по социальному лифту. В такой ситуации встает большой вопрос о религиозной вере. В минувшие эпохи было понятно, что такое религия и какую роль она играет в обществе. Но мир развивается, с технологическим прорывом, новыми открытиями в науке, с доказательством большого взрыва встает очень логичный вопрос: «Зачем вообще нужна религия?». И хотя многие люди в наше время становятся атеистами, остаются еще те, для кого религия показывает смысл жизни. Вопрос свободной воли для атеистов решен: они не верят в бога, и, следовательно, верят в собственные силы и в собственную власть над своей судьбой. Верующие же, напротив, должны полностью полагаться на волю бога, и тем не менее, верующие задаются вопросом «Действительно, есть ли у меня свобода воли?». Я думаю, каждый человек хоть раз в жизни задавался вопросом «Предопределено ли мне быть там, где я нахожусь сейчас? Или этот успех или эта неудача — плод моих поступков? Мои ошибки и падения — это тоже предначертано? Или это я сам ошибаюсь?». С 18 века европейская культура переживала период упадка религиозности и становилась все более и более секулярной. По мере становления колониальной системы влияние Европы распространилось по миру. Так весь мир прошел вестернизацию, которая сопровождалась секуляризацией уже не только европейской культуры. Однако в конце 20 века очевидным образом начался процесс обратного движения — десекуляризации. Революция в Иране, роль католической церкви в борьбе поляков с коммунистической властью, войны после распада Югославии — это все имело в том числе и религиозную окраску. А тот мир, в котором мы живем сейчас, социологи склонны называть постсекулярным. В этом мире все большую роль играет религия. В связи с этим, становится все более актуальной потребность разобраться в самых болезненных вопросах религиозного сознания.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ