• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эпический театр Брехта в режиссерских прочтениях 1930-2010-х: Таиров, Любимов, Бутусов

ФИО студента: Китрар Алиса Сергеевна

Руководитель: Пенская Елена Наумовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Филология (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2019

В академических исследованиях методологических подходов Бертольта Брехта к постановке драматургического материала эпический театр немецкого драматурга подвергался тщательному анализу как в российских, так и в западных теоретических работах по театроведению. Традиционно основные театральные принципы драматурга рассматривались сквозь призму социалистического движения и соответствующей эстетики. Целью данного исследования, в котором анализируются и сравниваются российские режиссерские интерпретации пьес Брехта – «Опера нищих» (А. Таиров, 1930) и «Добрый человек из Сезуана» (Ю. Любимов, 1963–1964, и Ю. Бутусов, 2013), – является анализ многогранных возможностей, которые эпический театр Брехта предоставляет режиссерам разных поколений и школ. В исследовании мы описали и проанализировали архивные документы, представляющие театроведческий интерес: по постановке Таирова – машинописный экземпляр перевода пьесы, переписку издательства Petropolis Verlag с Камерным театром, макет декораций и эскизы костюмов, сценографию и актерскую игру в спектакле; по постановке Любимова – режиссерскую экспликацию пьесы, сценографию спектакля и выдержки из критических отзывов прессы; по постановке Бутусова – ранее неопубликованный экземпляр перевода пьесы и выдержки из рецензий. На основании материалов исследования мы продемонстрировали специфику каждой режиссерской интерпретации, что способствует развитию понимания эпических театральных техник Брехта и их применению в режиссерском подходе. Текстологический и семиотический анализ театральных представлений позволил внести дополнительный вклад в дальнейшее развитие критического и театрального восприятия драмы Брехта в контексте русской сценической интерпретации.

Текст работы (работа добавлена 7 июня 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ