• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выбор образовательной траектории школьниками: применение метода поиска взаимодействий

ФИО студента: Яковлева Александра Николаевна

Руководитель: Хавенсон Татьяна Евгеньевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Основная идея данной исследовательской работы заключается в применении метода качественного сравнительного анализа (QCA) при поиске сочетаний различных индивидуальных и школьных характеристик школьников, которые приводят к выбору в пользу обучения в средних профессиональных учебных заведениях (СПО/НПО) и учреждениях общего среднего образования после окончания 9 класса школы. Актуальность исследования объясняется новизной используемого подхода, необходимостью изучения образовательного неравенства в контексте образовательных переходов и ключевым значением для рынка труда выбора траектории обучения после 9 класса школы. В работе последовательно рассматриваются теоретические концепции, связанные с выбором образовательной траектории и влияющими на него факторами. Методологическая часть работы раскрывает особенности применяемого метода качественного сравнения, и указывает на его отличия от традиционных статистических методов, используемых в исследованиях образовательного выбора. Отбор переменных для анализа осуществляется на основании категорий факторов, выделенных в обзоре литературы, требований применяемого в работе метода и анкетных вопросах из используемой для анализа базы данных. Исследование основано на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» Института Образования НИУ ВШЭ, которое приводится с 2011 года. Аналитическая часть работы состоит из построения пятнадцати различных моделей качественного сравнительного анализа, их описании и оценке. Применение метода качественного сравнительного анализа для поиска сочетаний характеристик, которые приводят к выбору определённой траектории образования не оказалось успешным в рамках данного исследования. Однако, содержательно применение качественного сравнительного анализа позволяет дать новую информацию, которую невозможно получить, используя традиционные статистические методы изучения выбора образовательной траектории. В заключение была успешно проведена качественная оценка сочетаний различных характеристик школьников в случаях, когда такие сочетания статистически не рассматривались как достаточные. В исследовании была подробно рассмотрена процедура проведения качественного сравнительного анализа и показано как в нём сочетаются черты количественного и качественного подходов в социальных исследованиях.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ