• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22012
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 207
Время работы: 10:00 - 19:00
SPIN РИНЦ: 5493-9113
ORCID: 0000-0003-3794-0234
ResearcherID: H-6348-2015
Scopus AuthorID: 53984321400
Google Scholar
Блоги и соц. сети
ResearchGate
Academia.edu
Руководитель
Терентьев Е. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Хавенсон Татьяна Евгеньевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
  • Научно-педагогический стаж: 13 лет.

Образование, учёные степени

Достижения и поощрения

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2009-2010)

Полномочия / обязанности

Проведение исследований и руководство группой по изучению магистерского образования

Опыт работы

2015-present

Associate Professor Institute of Education, NRU Higher School of Economics

2010-present

Senior Research Fellow Institute of Education, NRU Higher School of Economics

2017

IEA Academic Visitor Program, IEA, Hamburg

2007-2015

Senior Lecturer Sociology Department, NRU Higher School of Economics

2003-2006

Lecturer and Researcher Sociology Department, Moscow State University

Administrative positions

2019 - 2022

Head (Dean) of Graduate School Institute of Education

National Research University Higher School of Economics (HSE)

2008 - 2013

Deputy head of subdepartment Sociology Department, NRU Higher School of Economics

Информация*

  • Общий стаж: 22 года
  • Научно-педагогический стаж: 13 лет
  • Преподавательский стаж: 16 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Публикации

20241

Статья Корчак А. Э., Хавенсон Т. Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайн-формату // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 9-27. doi

20213

20207

201911

20188

20178

20164

20155

20145

20131

Статья Орел Е. А., Хавенсон Т. Е. Отношение к статистике у студентов, изучающих социальные науки: операционализация понятия и его измерение // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 37-54.

20129

20114

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Методология научных исследований в менеджменте (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус

Проекты

    • Магистратура как уровень образования. Изучение магистерского образования с точки зрения разных участников образовательного процесса. 2021 - н.вр. 
    • Культурные особенности как фактор успешности цифровой трансформации образовательных систем России и Венгрии - РФФИ 2020 (20-513-23002)
    • Цифровая трансформация образовательной системы: изучение инновационного потенциала, распространения инноваций на микро, мезо и макроуровнях и разработка механизмов сопровождения реформ - РНФ 2019 (19-78-10127)
    • Исследование роли низовых инноваций в процессе модернизации российского образования - РФФИ 2019 (17-03-00837)
    • Social inequality, factors of school education quality and students’ choice of educational trajectory. 2017
    • In-depth analysis of international studies of education quality for Russian Ministry of Education and Science. 2016
    • Factors affecting quality of education. Educational outcomes and social inequality. 2016
    • Конкурс инноваций в образовании (КИвО). Этнография инноваций. 2014-2017
    • Связь школьного контекста, характеристик учителей, образовательных практик с академическими результатами в старших классах и выбором послешкольной образовательной траектории. 2015
    • Подходы к измерению социально-экономического статуса в образовательных исследованиях. 2015-2016
    • Анализ факторов качества образования. 2014
    • Почему психологи не знают математику? Влияние профессиональных стереотипов на качество университетского образования. РГНФ. 2013-2014
    • Изучение установок студентов факультетов социальных наук к изучению предметов, связанных с математикой или статистикой. Разработка методов измерения. 2011-2013.
    • Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования. 2012-2013
    • Оценка предсказательной силы ЕГЭ по различным предметам и связи с дальнейшим обучением в ВУЗе. Сравнительный анализ российских ВУЗов. 2011-2013.
    • Анализ факторов развития и упадка государственности в социалистических и постсоциалистических странах Европы и Азии второй половины ХХ – начала ХХI вв. с помощью количественных и качественных методов (включая QCA, Qualitative Comparative Analysis). 2011.
    • Изучение результатов исследования PISA, волна 2009. 2011.
    • Тренды некоторых показателей образовательных систем в постсоциалистических странах и их вклад в достижения школьников в PIRLS, TIMSS и PISA. 2010-2011.
    • Разработка подходов к измерению эмоционального интеллекта. 2011.
    • Разработка учебно-методических материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач. 2010.
    • Изучение распределения политических ценностей в России, Франции, Германии и США. 2009-2011. (Конкурс междисциплинарных научных проектов).
  • Экспериментальная оценка практик повышения эффективности дистанционного и онлайн-образования, ПФИ (2022)
ПФИ — Фундаментальный проект (ПФИ)

Конференции и научные семинары

2022

- Первый томский форум "Преобразование образования" 17.11.2022 - 19.11.2022. Доклад "Качество магистерских программ глазами академических руководителей". Соавтор Корчак А.Э. 

- XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) 26.10.2022 - 28.10.2022

1. Доклад "Новая реальность высшего образования: анализ подходов к пониманию качества онлайн-программ". Соавтор Корчак А.Э. 

2. Круглый стол "Подходы к управлению техническими магистерскими программами". Соавторы доклада: Терентьев Е.А., Корчак А.Э., Лаас Р.А. (ТПУ), Тишкина К.О. (ИТМО) 

- XXIX Всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании». 21-23 апреля 2022. Доклад и проведение круглого стола "Хотят ли студенты магистратуры делать выбор и есть ли возможность?".

- Научно-практическая конференция «Сетевые образовательные программы: проблемы организационно-правового, экономического и инфраструктурного обеспечения». 17–18 марта 2022. Пленарный доклад "Сетевые образовательные программы: опыт взаимодействия с ПсковГУ". Соавтор: М.А. Лытаева

2021

  • Mеждународная онлайн-конференция «eLearning Stakeholders and Researchers Summit» (eSTARS 2021). 1-2 декабря 2021. Цифровая трансформация магистратуры: современные тенденции Модератор сессии
  • Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития. 8-10 декабря. Томск. Пленарная дискуссия "Образовательные экосистемы: визионерская идея, значимый контекст, новая предметность управления?". Участник дискуссии
  • Конференция по новым технологиям в образовании. Edcrunch Glocal - проектирование нового образовательного опыта. 7-8 декабря 2021. Москва-Алматы. Панельная дискуссия "Будущее оценивания учебных достижений в школе: тренды PIRLS, TIMSS, PISA, ICT". Модератор сессии

2020

  • 28th April 2020 Assuring online education quality in the COVID-19 period, Tsinghua University. Talk: Faculty support and changes in EMS Institute of education (HSE) experience

  • 26.11.2020 Экспертная сессия «Цифровые инновации в профессиональном образовании» Агентство инноваций г.Москвы. Рынок EdTech для вуза (глазами Института образования НИУ ВШЭ) 

  • 16 декабря 2020. Конференция с региональными инновационными площадками Свердловской области. Доклад: Управление образовательной организацией на основе данных. Оценка инновационного климата и открытости к изменениям

2019

  • Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ. 5 марта 2019. Круглый стол «Инновации в образовании: Что изменилось в классе за последнее десятилетие?». Соавтор: Королева Д.О. 
  • IV Международная научно-практическая конференция "Школа как пространство новых образовательных технологий". Пермь, НИУ ВШЭ. 26 марта 2019. Пленарный доклад "Роль семьи и школы в формировании притязаний на продолжение образования и выбор профессии".
  • Петербургский международный образовательный форум. Санкт-Петербург. 25-29 марта 2019. Доклад "Школы в меняющемся мире. Резильентность как стратегия развития". Соавтор: Роман Звягинцев.

2018

  • ECER 2018: Inclusion and Exclusion, Resources for Educational Research. Italy, Bolzano. 3-7 September 2018. Educational Trajectories of Resilient Students. Coauthors: Tatiana Chirkina, Marina Pinskaya, Roman Zvyagintsev

  • CHER 31st Annual Conference, NRU HSE,  30 August – 1 September 2018. The Role of Socio-Economic Status and Academic Performance in Students' Educational Trajectory in Russia. Moscow, Russia. Coauthor: Tatiana Chirkina
  • Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ. 5 июня 2018. «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной, дорогой непрямой: как становятся инноваторами в образовании?». Соавтор: Королева Д.О.
  • Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ. 24 апреля 2018. «Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой». Соавторы: Захаров А., Капуза А., Керша Ю.

2017

  • CIES 2017 Annual meeting. March 2017. Atlanta, GA, USA. The Role of Human and Cultural Capital, and School Environment in Student Achievement in Russia. Coauthors: Volha Chykina, Katerina Bodovski.
  • CIES 2017 Annual meeting. March 2017. Atlanta, GA, USA. Educational inequality in Russia: The role of socio-economic status and academic achievements. Coauthors: Jackson Michelle, Carnoy Martin, Tatiana Chirkina.  Slides (PDF, 455 Кб)
  • Научный семинар Института образования НИУ ВШЭ. Образовательная политика школ, показывающих высокие результаты в сложных условиях: внутри ковчега.  Презентация (PDF, 1,20 Мб)
  • Международная конференция «Результаты сравнительных международных исследований качества образования TIMSS и PISA как индикаторы преобразований, реализуемых в системе образования». 1 февраля 2017. Москва. Доклад: "Участие в международных исследованиях: выводы для образовательной политики".  Презентация (PDF, 675 Кб)
  • IEA Research, Analysis & Sampling Unit сolloquium. Hamburg, Germany. October 25th. Measuring SES. What do different SES measures add to each other in explaining educational outcomes

2016

  • VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования "Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами" (Москва, 20-22 октября 2016 г.). Доклад: "Социальное неравенство при выборе послешкольной траектории". Соавтор: Татьяна Чиркина.  Презентация (PDF, 137 Кб)
  • Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ. 4 октября 2016. «Инновации в образовании: черный ящик или открытая книга». Соавтор. Королева Д.
  • ISA RC33 9th International Conference on Social Science Methodology. Leicester, UK. September 2016. How Well School Age Children Report Family SES: Systematic Review.  Slides (PDF, 413 Кб). Conference paper.
  • Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ. 31 мая 2016. Москва. Доклад: "Билет на ковчег: Вносит ли школа вклад в резильентность ученика?"
  • CIES 2016. Vancouver, Canada. March 6-10. Ticket to the Ark: does School Impact Student’s Resilience? Coauthors: Pinskaya Marina, Chirkina Tatiana, Kozina Natalia.  Slides (PDF, 669 Кб)
  • XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 19-22 апреля. Москва. Доклад: Билет на ковчег: Вносит ли школа вклад в резильентность ученика? Соавтор: Пинская М.А., Козина Н.С.
  • XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 19-22 апреля. Москва. Доклад: "Качество ответов школьников о социально-экономическом положении семьи. Обобщение исследований" Slides (PDF, 285 Кб)

2015

  • LCSR International Annual Conference. Moscow, November 2015. The Unintended and Intended Academic Consequences of Educational Reforms: The Cases of Post-Soviet Estonia and Latvia. Coauthor: Martin Carnoy
  • CIES 2015. Washington, D.C. March 8-13. Доклад: Analyzing the Impact of Educational Reforms on Russian- Medium Students in the Baltic Countries and Russia: A "Natural Experiment". Coauthor: Martin Carnoy.  Скачать презентацию (PDF, 463 Кб).
  • Совещание региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования. Москва, 31.03.2015. Доклад: "Связь характеристик учителей с академическими достижениями учащихся по тестам TIMSS-2011 и PISA-2012". Соавтор: Захаров А.Б.  Скачать презентацию (PDF, 415 Кб).

2014

  • Исследования PISA: зеркало образования Эстонии. 25 августа 2014г. Нарва, Эстония. Пленарный доклад: "Результаты исследований PISA по школам России". Скачать презентацию.
  • XV Апрельская международная научная конференция  по проблемам развития экономики и общества. 2-4 апреля 2014. Москва. Доклад: "Связь характеристик учителей с академическими достижениями учащихся между тестами TIMSS-2011 и PISA-2012: исследование на российских данных". Соавтор: Захаров А.Б. Скачать презентацию.
  • Научный семинар Института образования НИУ ВШЭ. 5 февраля 2014. Москва. Доклад: Образовательные достижения учащихся в PISA. Некоторые результаты и перспективы анализа TIMSS и PISA, проведённых на одной и той же выборке. Соавторы: М.Карной, А.Захаров.


2013

  • 14th Annual Association for Educational Assessment – Europe. 6 – 9 November 2013, Paris Sorbonne. Доклад: A Study of the Unified State Exam’s Validity in Russia. Соавтор: Соловьева А. Скачать презентацию.
  • XX Всероссийская конференция «Педагогика развития: критика движения и современные вызовы», 25-27 апреля 2013 года, Красноярск. Мастер-класс «Современные подходы в разработке инструментов оценки и работы с данными в области качества образования» Часть 3. Международные исследования образования Скачать презентацию.
  • XX Всероссийская конференция «Педагогика развития: критика движения и современные вызовы», 25-27 апреля 2013 года, Красноярск. Учебное мероприятие «Исследования образования. Факторы, влияющие на качество образования» Скачать презентацию.
  • Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований», 19-20 июня 2013, Москва. Доклад "Могут ли международные тесты дать информацию для образовательной политики: пристальный взгляд на достижения студентов России и ее соседей". Соавтор: Карной М. Скачать презентацию.

2012

  • 4th World Conference on Educational Sciences, WCES 2012. 02-05 February 2012, University of Barcelona, Barcelona, Spain. Доклад: Adaptation of Survey of Attitudes Towards Statistics (SATS 36) for Russian sample. Coauthor: Orel E.
  • XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 3–5 апреля 2012, Москва, НИУ ВШЭ. Доклад: Учительские характеристики и достижения школьников. Применение метода "first-difference" к данным TIMSS-2007. Соавтор: Тюменева Ю.
  • The 38th Annual International Conference of the International Association for Educational Assessment, Astana, 16-21 of September. Доклад: Master Program “Measurement in Psychology and Education”: Outcomes and Plans.

2011

  • XII Международные чтения памяти Выготского Л.С., Москва, 14–17 ноября 2011. Доклад: Исследование представлений об эмоциональном интеллекте у представителей социономических профессий. Соавтор Орел Е. Скачать презентацию.
  • 11th European Conference on Psychological Assessment (ECPA2011), Riga, Latvia, August 31st to September 3rd, 2011. Доклад: Usage of vignettes for operationalization and measurement of emotional intelligence. Coauthor: Orel E.
  • The fourth Conference of the European Survey Research Association (ESRA), Lausanne, Switzerland, from the 18th to the 22nd of July, 2011. Доклад: Does political opinions distribution in Russia match with German, French and American ones? (Crosscultural analysis). Coauthor Migol E. Slides.
  • The fourth Conference of the European Survey Research Association (ESRA), Lausanne, Switzerland, from the 18th to the 22nd of July, 2011. Доклад: Combining different types of data in educational research. Data organization issues. Coauthor Tyumeneva Y.  Slides.
  • XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Москва. 5-7 апреля 2011. Доклад: Изучение распределения политических ценностей в России, Франции, Германии и США. Соавтор: Миголь Е.В.
  • VIII международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования: Проблемы управления и оценки качества образования". Москва. 18.02.2011. Доклад: Динамика достижений в TIMSS и PISA и объяснительные возможности контекстных данных: на примере стран Восточной Европы и России. Соавтор Тюменева Ю.А. МВШСЭН_PISA-TIMSS_Тюменева_Хавенсон.pdf.
  • Семинар лаборатории качественных и количественных методов анализа политических режимов. Москва, ФПП НИУ ВШЭ 24.02.2011. Доклад: Возможности методологии QCA для анализа политических режимов. Хавенсон QCA 24.02.2011.pdf.

2010

  • IV Всероссийская научная конференция «Современные проблемы формирования  методного арсенала социолога - 2010». Москва. 16.02.2010. Доклад: Изучение связи между успеваемостью по математическим предметам и успеваемостью в целом.
  • Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования»  ИРО, ГУ-ВШЭ. Москва. 23.11.10. Доклад: Тренды некоторых показателей образовательных систем в странах Восточной Европы и достижения школьников в TIMSS и PISA. Соавтор Тюменева Ю.А. PISA_TIMSS_Тюменева_Хавенсон ИРО.pdf.

2009

  • The 39th IIS World Congress "Sociology at the Crossroads". Armenia, Yerevan, 11-14.06.2009 (Тема доклада: Formal Concept Analysis and its Application to Research of Curriculum Structure)
  • Мини-конференция "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога". Москва, ГУ-ВШЭ, ф-т социологии, 17.02.2009 (Тема доклада: Осмысливая методологию Data Mining)

2008

  • III Всероссийский социологический конгресс "Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия". Москва, 21-24.10.2008 (Тема доклада: 1. Различные подходы к определению понятия "вероятность" и их применения в социальных науках. 2. Применение методов Data Mining в социологии. Очное участие)
  • Всероссийская научная конференция "Современная социология в поисках новых методологических подходов и методов исследования". Самара, СамГУ, 16-17.05.2008г. (Тема доклада: История развития методов социологии: необходимость институализации. В соавторстве. Заочное участие)

2007

  • Научный семинар, проводимый Кафедрой методов сбора и анализа социологической информации факультета социологии ГУ ВШЭ, май 2007. Проведение круглого стола на тему: "Анализ данных в общей социологии". Астахова Н.В., Градосельская Г.В., Хавенсон Т.Е.

 

Usage of vignettes for operationalization and measurement of emotional intelligence

Ekaterina Orel

Гранты

2022-2023 Разработка нового учебного курса "Курс-конструктор “Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании” (Стипендиальная программа БФ Владимира Потанина)

2019-2022 Цифровая трансформация образовательной системы: изучение инновационного потенциала, распространения инноваций на микро, мезо и макроуровнях и разработка механизмов сопровождения реформ (РНФ №19-78-10127)

2017-2019 Исследование роли низовых инноваций в процессе модернизации российского образования (РФФИ №№ 17-03-00837)


Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

  • 2022 - Leadership Skills. University of York
  • 2021 - Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс. НИУ ВШЭ
  • 2021 - История педагогической культуры. НИУ ВШЭ
  • 2020 - Планируемые результаты обучения и техники эффективного преподавания. НИУ ВШЭ
  • 2020 - Современные навыки эффективного руководителя образовательных проектов. НИУ ВШЭ
  • 2019 - Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских проектов студентов. НИУ ВШЭ
  • 2018 - The Second International Summer School Inequality of Educational Opportunities. HSE Institute of Education, Moscow, Russia
  • 2017 - IEA Academic Visitor Program. IEA Research, Analysis & Sampling Unit, Hamburg, Germany
  • 2017 - IERI Academy. Sampling in International Large-scale Assessment Studies
    Hamburg, Germany
  • 2017 - The Second International Summer School Inequality of Educational Opportunities. HSE Institute of Education, Moscow, Russia
  • 2014 - Summer school Structural Equation Modelling and Longitudinal Data Analysis with Mplus. Psychometrics Centre University of Cambridge
  • 2014 - Summer school Panel data analysis in education. NRU HSE, Moscow, Russia
  • 2013 – Institute on Statistical Analysis for Education Policy: Causal Inference. The American Educational Research Association
  • 2012, 2013 – Академическое письмо и сопутствующие компетенцииНИУ ВШЭ
  • 2012 – Spring school Multilevel AnalysisOxford, England
  • 2011 – Workshop Web surveys. Methodology. Lecturer: M.Couper. NRU HSE, Moscow, Russia
  • 2010 – Analyzing International Databases. IEA-ETS Research Institute. IERI Spring Academy. Hamburg, Germany
  • 2010 – Qualitative Comparative Analysis and Fuzzy Sets. ECPR Summer School in Methods and Techniques.  Ljubljana, Slovenia

Факторы перехода к устойчивому развитию

В очередном номере журнала «Форсайт» (Т. 17, № 4), который продолжает тему «Корпоративные стратегии устойчивого развития и освоение новых технологий», начатую в номере 2/2023, анализируются финансовые, технологические и социальные механизмы, влияющие на реализацию стратегий устойчивого развития, и потенциал новых Форсайт-подходов для повышения их эффективности.

Непохожа на других: магистратура пока не нашла своего места, но университеты продолжают ее развивать

За последние шесть лет количество мест на программах магистратуры выросло на две тысячи, а число абитуриентов сократилось на сорок четыре. Это может быть связано с демографическим снижением, а возможно — с увеличением числа «пустых» программ в университетах. Будущее российской магистратуры, мотивацию и ожидания ее студентов обсудили на семинаре ВШЭ.

Проектируй, или проиграешь: реальные задачи дают студентам более глубокое понимание профессии

Реальные задачи, которые предстоит решать будущим специалистам, гораздо полезнее, интереснее и многограннее, чем обычные университетские занятия. Это давно доказано, поэтому вузы экспериментируют с проектным обучением и разными формами сотрудничества с индустрией. В Инобре для этого создали проектный офис, чтобы обеспечить заказами студентов всех магистратур. Опыт трех лет его работы обобщили в книге, чтобы, как подчеркивают ее авторы Евгения Ефимова и Татьяна Хавенсон, честно и без купюр рассказать о всех сложностях и развилках такого эксперимента. И о том, что заказчикам проще свалить на студентов рутину, не слишком вкладывая силы в объяснения, и о том, что сами студенты часто несерьезно относятся к неоплачиваемой работе.

Оценка качества не будет прежней: что меняется с переходом высшего образования в онлайн

Из-за вынужденного перехода в онлайн студенты потеряли в качестве образования — все это уже знают. Но проблема не в самом новом формате, а в том, что надо было «перестать в онлайне учить, как в офлайне, а для этого понадобилось время», уверена Татьяна Хавенсон, старший научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. На секции «Цифровизация в высшем образовании» они с коллегой из Центра социологии высшего образования Анной Корчак представили идеи по новой концепции оценки качества обучения в вузе.

Инобр выпустил азбуку работы с данными

«Управлять надо на основе данных» — этот тезис все уже знают, как «отче наш», но он странно воплощается в жизнь. Одни управленцы продолжают опираться скорее на убеждения и мнения, по-старинке. Другие готовы работать по-новому и сами идут осваивать сложные методы анализа или же заказывают дорогостоящий сбор «с нуля». При том, что в том же образовании множество данных уже есть — они буквально под ногами, но используют их в лучшем случае как цифры для отчетов. На программе «Управление образованием» предлагают золотую середину — здесь разработали методику грамотного и пошагового знакомства с данными. Она позволит и принимать решения на основе доказательного подхода, но не делать сложные исследования самому, если нет компетенций, и не заказывать лишнего. Эта разработка воплотилась в курс «Методы социальных исследований» для прикладных магистратур. Подробное описание курса издано в методической серии Инобра.

В форуме «Стань выше с Вышкой!» 2022 года приняли участие более 26 000 человек

На базе НИУ ВШЭ состоялся двухдневный форум «Стань выше с Вышкой!» — комплекс мероприятий для школьных педагогов, методистов и управленцев на тему «Новая реальность общего образования: сотрудничество школы и университета». Форум проходил в гибридном формате: секции и мастер-классы были организованы как очно, так и в формате вебинара на платформах ММСО и НИУ ВШЭ.

Пять причин, почему стоит поступать на очно-заочные программы магистратуры Вышки

До 13 сентября продолжается набор на магистерские очно-заочные программы, которые реализуются по специальностям в сфере образования и управления. Читайте, как обучение на этих программах позволяет заниматься не только наукой, помогает самореализоваться и строить карьеру в других сферах.

Студенты двух магистерских программ Института образования смогут получить дополнительную квалификацию

В предстоящем учебном году в содержании магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» и «Обучение и оценивание как наука» появится новая опция. За время обучения их студенты смогут освоить основные курсы еще одной магистерской программы — «Педагогическое образование», что позволит им получить дополнительную квалификацию педагога. Рассказываем, как это будет организовано и как повлияет на карьерные возможности выпускников.

Технологическая готовность учителей: незнание порождает печали

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.

Совместный проект НИУ ВШЭ и ТГПУ по исследованию инновационного образовательного ландшафта России получил поддержку российского научного фонда

Совместный исследовательский проект «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта» Высшей школы экономики и Томского государственного педагогического университета поддержан Российским научным фондом. Программа реализуется Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ в коллаборации с Лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды, входящей в Парк инновационных образовательных практик ТГПУ.

15 проектов НИУ ВШЭ получили поддержку РНФ

Российский научный фонд (РНФ) подвел итоги конкурса проектов отдельных научных групп 2022 года и конкурса на продление сроков выполнения проектов отдельных научных групп, поддержанных в 2019 году. По итогам первого конкурса поддержано 10 проектов НИУ ВШЭ на три года, по итогам второго конкурса — 5 проектов на два года. Финансирование каждого проекта составит до 7 млн рублей в год.

3 декабря в онлайн-формате прошел семинар кадрового резерва «Поколения Вышки в науке: новые вызовы и возможности»

Сегодня Вышка — глобальный исследовательский университет, получивший международное признание. Какие принципы и идеи заложены в программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», которая стартует в университете в этом году? Что такое стратегические проекты и большие проекты? Как повлияют новые ориентиры на развитие исследовательских команд и персональные стратегии ученых? Какие задачи предстоит решать новым поколениям Вышки и какие возможности для этого есть у молодых исследователей?

Институт образования возьмет директоров школ «под защиту» – Анатолий Каспржак с коллегами запускают аспирантуру для управленцев образования

В новом году в Инобре открывается новое направление в аспирантской школе  – программа для действующих управленцев. Она максимально подстроена под возможности каждого, кто на программу поступит – и по срокам, и форматам учебы. Как говорят авторы концепции, «мы готовы пойти навстречу очень ценному для системы образования человеку, который уже многого добился, чтобы помочь ему оформить опыт и идеи в научную работу». Возглавит программу Анатолий Каспржак, заслуженный профессор Вышки, легендарная фигура в системе образования – в прошлом автор концепции возрождения гимназий в России и директор одной из известных инновационных школ.

Тише едешь – дальше будешь

Эффект «длинных надбавок»

Институт образования ВШЭ делает ставку на сетевые магистерские программы

В новом учебном году при участии ВШЭ запущены две сетевые магистерские программы. Первая реализуется Псковским госуниверситетом при методической и содержательной поддержке Института образования, ее студенты — будущие учителя школ Псковской области. Вторая программа — совместный проект Института образования и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», здесь учатся действующие учителя из разных регионов, использующие в своей работе цифровую платформу для школы «СберКласс».

Институт образования ВШЭ открыл офис проектного обучения студентов для внешнего сотрудничества

Офис проектного обучения Инобра организует и координирует проекты с участием студентов магистратуры института. Недавно он открыл собственный сайт, на котором можно предлагать проекты. Сотрудничать с ним смогут не только подразделения ВШЭ, но и внешние заказчики. Студентам участие в проекте помогает успешно пройти итоговую аттестацию, усилить портфолио и найти работодателя.

«Открытие академической аспирантуры стало для меня подарком судьбы»

В 2010 году в Высшей школе экономики открылась академическая аспирантура – инновационная для того времени образовательная программа подготовки аспирантов. А в начале 2021 года среди выпускников ее первого набора появился первый доктор наук – Елена Вакуленко, доцент факультета экономических наук ВШЭ. О своей академической карьере она рассказала в интервью новостной службе портала.

Российские и венгерские исследователи инноваций поделились лучшими практиками образования и экспертизы

1825 километров, разные часовые пояса и закрытые в связи с пандемией COVID-2019 границы не остановили исследование «Культурные особенности как фактор успешности цифровой трансформации образовательных систем России и Венгрии» (грант РФФИ № 20-513-23002). Для работы над научным проектом Лаборатория инноваций в образовании (ЛИвО) и исследователи из венгерского университета Лоранда Этвёша выходят на связь раз в 2 недели в zoom-е. Команды ведут совместное исследование, а также развивают долгосрочное партнерство по экспертному и образовательному направлениям. В конце 2020 года  российская и венгерская команды собрались на онлайн-встречу для обмена лучшими образовательными практиками.

«Ковид-эпоха» в парадоксах и фактах

Дистант помог родителям наладить диалог со старшими детьми, а многие опытные педагоги оценивают «цифру» вовсе не по качеству и удобству. Эти и другие выводы, иногда ожидаемые, а иногда и парадоксальные, собраны в экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования, который проводит Вышка. Мониторинг еще продолжается, а экспресс-бюллетени – возможность рассказать о разных аспектах того, что происходило в образовании в «ковидном» 2020-м. Неудивительно, что пандемия и реакция на нее стала одной из главных тем бюллетеней. Выводы экспертов можно использовать и сегодня, и завтра – если ковид или другое ЧП продолжит отправлять на удалёнку школы или отдельные классы.

В магистратуре ВШЭ будут готовить аналитиков и исследователей для сферы образования

До 31 июля продолжается набор на новую магистерскую программу ВШЭ «Доказательное развитие образования». Студенты смогут выбрать разные варианты карьеры в системе образования – в этом им поможет большая вариативная часть учебного плана и возможность построения индивидуальной учебной траектории.

Вузы в шоке

Считается, что на фоне школ вузы – в выгодном положении. Студенты лучше всех владеют технологиями, преподаватели менее консервативны, и вообще, «заочка» – это и есть дистанционный вариант.  Но так ли это? Продолжаем серию материалов о том, каким быть образованию после пандемии.

Following in the Parents’ Footsteps

How the social status of the family programs the education of the child

Родительский потолок

Как социальное положение семьи программирует образование ребенка

Осенняя пора… выездных семинаров академического кадрового резерва Вышки…

25-27 октября резервисты, выпускники и эксперты кадрового резерва приняли участие в семинаре – «Проектная деятельность студентов в современном университете: зачем это нужно и как её организовать», который прошёл в учебном центре Вороново.

Инновации в образовании «разобрали по косточкам» и сделали инструмент для всех

Лаборатория изучения инноваций в образовании Института образования ВШЭ получила патент на базу данных «Характеристики проектов конкурса инноваций в образовании». По сути, речь идет об универсальной системе, которая позволит исследователям изучать, как меняются тренды на рынке инноваций и стартапов – не только в образовании.

Цифровая эпоха наступила, но “цифра” пока не овладела умами: педагоги осторожны в оценке технологий и неактивны в их использовании

2 июля  Татьяна Хавенсон, Анастасия Андреева и Анастасия Лукина провели мастер-класс, в рамках которого поделились результатами “цифровых” исследований Лаборатории и провели брейнсторм-сессию, посвященную трендам современного образования. Основные тезисы доклада и результаты дискуссии - в этом материале.

Basic General

Dispelling some myths about school

Мария Юдкевич вручила благодарности выпускникам академического кадрового резерва Вышки

28 мая в теплой неформальной обстановке проректор Мария Юдкевич вручила команде наставников благодарности за многолетнее сотрудничество и вклад в развитие группы высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ

«Международные тесты в образовании –  это не Олимпийские игры»

Институт образования поздравляет Татьяну Хавенсон с защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ (PhD HSE in Education). Диссертация посвящена тому, как используются сейчас и как могут быть правильно использованы результаты международного тестирования для национальной образовательной системы (в первую очередь – в России). 

Основное общее

Школа без мифологии

World Experts Discuss Education for Sustainability at CIES 2019

San Francisco, the U.S. has recently welcomed a superb cohort of international researchers, institutional leaders and policymakers to engage in multi-prism discussions on the role of education in the Global Sustainability Agenda as part of the 63rd annual Comparative and International Education Society (CIES) Conference. A team of 16 experts from IOE representing the Institute’s various R&D units and dimensions of expertise traveled to San Francisco this year to speak at CIES 2019.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Старт года академического кадрового резерва – 2019

8-10 февраля в Учебном центре «Вороново» прошел стартовый выездной семинар академического кадрового резерва «Эффективные стратегии профессионального становления и развития в академическом мире». В нем приняли участие около 100 резервистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода, впервые вошедших в программу кадрового резерва в 2019 году.

Поздравляем победителей НИРС-2018!

Поздравляем победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов по направлению Образование! В этом году победителями стали выпускницы нашей магистерской программы.

HSE Staff Members Get Scopus Awards as Most Cited Russian Scholars

The academic publisher Elsevier has given awards to Russian scholars with the best citation indices in the Scopus database of research publications. HSE is the university with the most winning scholars.

IOE Expert Tatiana Khavenson Recognized by Scopus Awards 2018

Tatiana Khavenson, a research fellow at the IOE International Laboratory for Education Policy Analysis, has been acknowledged by Scopus Awards Russia 2018 as the most frequently cited scholar in ‘Education.’

Исследователь Института образования и преподаватель магистерской программы "Управление в высшем образовании" получила награду Scopus Awards Russia 2018

Компания Elsevier вручила премии Scopus Awards Russia 2018 российским ученым, имеющим лучшие показатели цитирования по базе данных научных публикаций Scopus.

Сотрудники ВШЭ получили премию Scopus Awards как самые цитируемые российские ученые

Компания Elsevier вручила премии Scopus Awards Russia 2018 российским ученым, имеющим лучшие показатели цитирования по базе данных научных публикаций Scopus. Среди награжденных больше всего представителей Вышки.

Резильентные школы. Как они устроены

И почему ломают стереотипы

Образование родителей влияет на образовательную стратегию детей

Образовательный уровень родителей зачастую влияет на будущее детей больше, чем их успеваемость в школе. Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какую роль играет этот фактор в том выборе, который школьник делает после 9 и 11 классов. Как следует из результатов исследования, далеко не всегда этот выбор продиктован академической успеваемостью. Семья с высоким уровнем образования  помогает школьнику выбрать такие стратегии, которые позволяют получить хорошее образование даже при невысокой успеваемости. И наоборот: дети из семей с невысоким образовательным уровнем чаще готовы согласиться на меньшее или отказаться от тех возможностей, которые открывают им текущие образовательные результаты.

Сотрудничество с Чжэцзянским университетом

Завершилась уникальная летняя школа для студентов Колледжа образования Чжэцзянского университета, организованная Институтом образования Высшей школы экономики.

Поздравляем Хавенсон Татьяну Евгеньевну с присуждением звания Лучший преподаватель 2018 года!

Лучшие преподаватели НИУ ВШЭ 2018

Выборы лучшего преподавателя Высшей школы экономики 2018 года состоялись. Традиционно, среди объявленных победителей  много сотрудников нашего департамента. Поздравляем коллег!

Закончилась II Международная Летняя Школа "Неравенство образовательных возможностей"

В Летней школе в качестве слушателей приняли участие 45 человек из 8 стран мира: Россия, Белоруссия, Казахстан, Чили, ЮАР, Бангладеш, Албания, Гонконг. 


Changes in Education Start with Grassroots Innovations

On June 5, the results of the semifinals in this year’s KIVO International Education Innovation Competition were announced. Held for the fifth straight year since 2014, KIVO is a joint project between IOE and the Rybakov Fund that aims to support grassroots innovations in learning & development. In 2018, an authoritative expert panel has shortlisted 28 best projects out of more than 500 applications filed. The finalists will first take part in an acceleration summer school to be held in Moscow later this June. The competition finals will get underway in the fall of 2018.

Changes in Education Start with Innovations ‘from Below’

On June 5th, the results of the Competition of Innovations in Education (KIVO–2018) were announced. The competition was organized by the HSE Institute of Education together with the Rybakov Fund. Out of 503 applications, the jury selected 28 projects. Their authors will take part in an innovation accelerator summer school, which will take in Moscow in late June. The competition finals will be held in autumn.

«Людей, готовых что-то предложить образованию, очень много»

Самые яркие цитаты семинара «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной, дорогой непрямой: как становятся инноваторами в образовании?».

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.

Будапешт на связи: исследователи инноваций в образовании объединяют усилия

12 февраля 2018 года в Институте образования НИУ ВШЭ состоялся телемост между Центром изучения инноваций в образовании (ЦИИвО) и Исследовательским центром изучения инноваций и высшего образования (University Eötvös Lóránd, Венгрия).

How International Tests Fail to Inform Policy: the Mystery of the Australian Case

Education experts Tatiana Khavenson and Martin Carnoy of IOE and Leila Morsy of the University of New South Wales (Australia) have analyzed Australia’s PISA and TIMSS data for a decade-and-a-half period through 2015 to test the validity of the most popular explanations that Australian education officials have voiced in recent years for the students’ steadily shrinking performance on PISA tests. The study results have been published in Elsevier’s International Journal of Educational Development.

Papers by IOE Experts Featured in Springer’s New Volume on Educational Reforms and Innovation

Several academic papers by leading experts at the HSE Institute of Education have been featured in Springer’s newly released volume Reforms and Innovation in Education, edited by Alexander M. Sidorkin and Mark K. Warford. The authors explore various factors and processes shaping the relationships between educational reforms, as driven by deep and progressive socioeconomic changes, their effects on innovations across the educational realm, and the implications for the quality of human capital.

Новая публикация сотрудников Института Образования

Диана Королева и Татьяна Хавенсон опубликовали главу книги «Innovators from within and from without the education system» в международном журнале Reforms and Innovation in Education - Implications for the Quality of Human Capital.

Книга об инновациях в образовании

В издательстве Springer вышла коллективная монография «Reforms and Innovation in Education». В ней опубликованы статьи академического руководителя магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Петра Сафронова и преподавателей программы Дианы Королевой (в соавторстве с Татьяной Хавенсон) и Ивана Смирнова.

За каждой переменной стоит элемент реальной жизни

Зачем идти в магистратуру по измерениям, если вы уже учились анализировать количественные данные в бакалавриате? В чем специфика обучения на программе «Измерения в психологии и образовании»? Об этом рассказывает преподаватель программы, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Евгеньевна Хавенсон.

Конференция CIES 2017 в Атланте

В начале марта сотрудники Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе международной конференции «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017», проходившей в Атланте. С докладами выступили Исак Фрумин, Олег Лешуков, Елена Минина, Павел Сорокин, Зумрад Катаева, а также ряд сотрудников Международной лаборатории анализа образовательной политики: Мартин Карной, Татьяна Хавенсон, Андрей Захаров.

TIMSS – 2015. Первые результаты

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ комментируют результаты крупнейшего международного исследования.

Почему не надо упрощать школьную математику

9 Международная конференция по методологии социальных наук состоялась в Лестере, Великобритания

В группу ученых, представляющих на конференции Высшую школу экономики, вошла научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Татьяна Хавенсон, выступившая на форуме с докладом.

9th International Conference on Social Science Methodology

On September 11-16 the 9th International Conference on Social Science Methodology was held in Leicester, UK. The event was organised by the International Sociological Associaton (ISA) Research Committee on Logic and Methodology (RC33). The conference takes place every four years and brings together over 500 researchers from Europe, North America and South East Asia. Staff members of the School of Sociology - Inna Devyatko, Aigul Mavletova, Olga Savinskaya and Tatiana Khavenson - took part in the event.

В Институте образования состоялась Международная конференция "Траектории и образовательный выбор"

Учёные из Высшей школы экономики и зарубежные партнёры проекта, работающие с данными лонгитюдного иследования "Траектории в образовании и профессии", представили результаты своих исследований, выполненных на материалах этого проекта.

Какие шансы на успех имеет ребенок из неблагополучной семьи

Среди обычных школ есть заведения, которые дают детям из неблагополучных семей качественное образование

Как психологический климат в школе влияет на успеваемость

Благоприятная атмосфера в школе помогает детям лучше учиться

В каких школах учатся резильентные ученики?

Наши коллеги Татьяна Хавенсон, Марина Пинская и Татьяна Чиркина рассказывают, как ученикам из неблагополучных семей удаётся добиваться высоких образовательных результатов, а также какую роль в этом играет школа.

Калькулятор ЕГЭ от нашей Лаборатории: что влияет на результат школьника?

Из чего складывается оценка? Можно ли предсказать по баллам ЕГЭ успеваемость в вузе? И конечно, как получить высший балл? Ответы на все эти вопросы можно найти в исследованиях наших коллег.

Наши коллеги приняли участие в конференции CIES 2016 в Ванкувере

Замруководителя нашей Лаборатории Андрей Захаров поделился своими впечатлениями от участия в международной конференции Comparative and International Education Society (CIES)

Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран

Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.

«Преподавание помогло по-другому взглянуть на науку, которой я занимаюсь»

Выбирая лучших преподавателей ВШЭ 2012 года, студенты имели возможность выразить им свое признание и с помощью так называемых «писем любви». Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Елена Карданова получила сразу несколько таких посланий от студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании».

Что помогает и что мешает школьникам учиться?

3 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась первая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».

Больше часов на предмет — выше результаты ЕГЭ?

24 января состоялся первый в этом году семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ. С докладом на тему «Вклад профессиональных характеристик и практик учителей в результаты ЕГЭ» выступил старший научный сотрудник ИРО Андрей Захаров.

Выезд на шоссе научной карьеры

С 3 по 5 июня в Подмосковье прошел выездной семинар «Инструменты и практики развития молодых исследователей», в котором приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере.

Образовательные проекты «кадрового резерва» ВШЭ

11 февраля в Высшей школе экономики состоялась вторая в этом году встреча кадрового резерва ВШЭ, на которой победители конкурса инициативных образовательных проектов представили свои работы.