• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций


Конкурс инноваций в образовании (КИвО–2017)

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.

В этом году конкурсу исполнилось 5 лет. За это время было подано более 3 тыс. заявок, конкурс поддержали десятки партнеров, в числе которых Агентство стратегических инициатив, группа компаний «Просвещение», ведущие вузы и IT–компании. Победитель получает тревел-грант на поездку в любую страну для продвижения своего проекта и знакомства с международным опытом. Все остальные финалисты покидают конкурс «с мешком подарков» от спонсоров.

Однако сверхзадача конкурса отнюдь не в этом. Есть немало случаев, подчеркивает директор конкурса Диана Королева, когда КИвО становится стимулом дальнейшего развития и монетизации проектов. Самый яркий пример — школа программирования для детей 6–14 лет «Кодабра». Этот проект вышел в финал в 2015 году, когда о нем мало кто знал, и сегодня это один из лидеров дополнительного образования в области детского программирования не только в Москве, но и в других городах. Участие в КИвО — также хорошая возможность для рекламы: как ни парадоксально, проекты нередко становятся известными в своих регионах после того, как их узнали и высоко оценили в Москве.

В этом году проекты на конкурс поступили из 20 стран мира — впервые на сайте можно было подать заявку на английском языке. Еще одна особенность — рост количества заявок от школьников и студентов. В целом же пул инноваторов остался прежним — это и представители системы образования, и предприниматели, причем в обеих группах есть родители, заинтересованные в изменениях в образовании в связи с обучением своих детей.

В этом году большая часть проектов, поданных на конкурс, была посвящена дополнительному образованию, основной и старшей школе. Интерес к дополнительному образованию объясняется тем, что эта сфера в наименьшей степени регулируется государством, там нет образовательных стандартов, поэтому препятствия для внедрения инноваций минимальны. Проекты для основной и старшей школы, как правило, связаны с итоговой аттестацией: инноваторы ищут оптимальные способы подготовки к ЕГЭ и ГИА. В этом году увеличилась доля проектов в сфере дошкольного образования: считается, что в дошкольном возрасте у детей формируются многие важные компетенции, так что на этом этапе родители уделяют развитию детей максимум внимания.

Все пять лет, пока проходит конкурс, исследователи Института образования ВШЭ изучают инновации и инноваторов в образовании. Эмпирическим материалом для исследований становится информация, полученная от участников конкурса. Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций, так как традиционные механизмы управления и реформирования в период бурного развития не всегда эффективны, считает Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ. Их необходимо исследовать, чтобы управлять ими и повышать их эффективность.

Среди факторов, способствующих началу инновационной деятельности в образовании, — образование, работа, семья, социальное окружение. Бывает так, что в инновационный проект превращается учебное задание или академическое исследование, рассказывает Диана Королева. Или, например, родители будущего школьника понимают, что он не сможет получить необходимые навыки в традиционной системе образования, и открывают инновационную школу или детский сад. Семейные «инновации» — игрушки или игры — тоже могут быть тиражированы и «упакованы». Инновационные импульсы появляются откуда угодно, даже от государства, хотя оно создает стимулы для «низовых» инноваций в образовании крайне редко.

Инноваций на стадии идеи или старта проекта в российском образовании много, но успешными становятся единицы, и ежегодный отбор заявок на КИвО — лучшее тому подтверждение. «Инновационный путь сложен и тернист, не все инноваторы доходят до конца реализации проекта, — отмечает Татьяна Хавенсон. — Однако, перефразируя нобелевского лауреата Эдмунда Фелпса, чем больше людей отправится в путь, тем больше инноваций в образовании будет реализовано».

Вам также может быть интересно:

Объявлен победитель Конкурса инноваций в образовании - 2019

В этом году на конкурс, организованный Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом, было подано более 600 заявок. Лучшим признан проект по профилактике буллинга в отношении слабослышащих детей, представленный командой из Санкт-Петербурга. Главный приз, который получила команда-победитель от Института образования НИУ ВШЭ, — грант на стажировку в любой стране мира.

«Разумейка», «Жажда знаний», «Я не вернусь»: кому достался приз зрительских симпатий КИвО

Завершилась Летняя школа «Инновации в образовании — 2019», организованная для полуфиналистов Конкурса инноваций в образовании (КИвО — 2019). Команды представили свои проекты экспертам и получили рекомендации по их совершенствованию.

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

601

заявка из 15 стран и 151 города поступила на Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2019 года. Это на 20% больше, чем в прошлом году. Наиболее популярными оказались три темы: дополнительное образование и воспитание (238 заявок), школьное образование (218 заявок), игровые и интерактивные технологии (126).

На Конкурсе инноваций в образовании появились 12 номинаций

До 19 мая принимаются заявки на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. На сегодняшний день поступило около 250 заявок из 17 регионов России (представлена в основном европейская часть) и четырех зарубежных стран.

Студенты Вышки поучаствуют в конкурсе по созданию патчей на бомберы adidas

В дизайн-конкурсе на создание серии из трех иллюстраций могут участвовать все студенты ВШЭ. Прием работ продлится до 22 мая. Проекты победителей будут реализованы в форме нашивок на куртках-бомберах adidas. Автор лучшей работы отправится в головной офис adidas в Германии.

Заявки на конкурс инноваций в образовании принимаются до 19 мая

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) в шестой раз проводится Высшей школой экономики и «Рыбаков фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Победитель получит грант на поездку в любую страну мира, чтобы представить свой проект потенциальным партнерам и инвесторам.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Факультет физики НИУ ВШЭ ищет молодых завлабов на прорывное направление

Высшая школа экономики объявляет о старте международного конкурса проектов экспериментальных научно-исследовательских лабораторий по прорывному направлению современной физической науки — «Квантовые технологии и новые функциональные материалы». Победителям конкурса предстоит создать и возглавить научно-исследовательские лаборатории на факультете физики НИУ ВШЭ.

Названы победители «Золотой Вышки» — 2018

Ими стали 16 человек в семи «золотых» номинациях и 21 человек в номинации «Серебряный птенец». Также уже традиционно были объявлены лауреаты премии «Золотая ссылка», которая присуждается самому высокоцитируемому вышкинскому ученому. Награждение победителей прошло 27 ноября, в день рождения университета.