• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
французский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22069
Электронная почта:
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 402
Время работы: 9:00 - 17:00
Расписание
SPIN РИНЦ: 2650-7862
ORCID: 0000-0003-1482-1988
ResearcherID: U-8392-2017
Scopus AuthorID: 57015333300
Google Scholar
Руководитель
Косарецкий С. Г.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Мерцалова Татьяна Анатольевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
  • Научно-педагогический стаж: 30 лет.

Образование, учёные степени

  • 1996
    Кандидат педагогических наук
  • 1990

    Специалитет: Владимирский государственный педагогический университет, специальность «Математика и физика», квалификация «Учитель математики и физики»

Достижения и поощрения

  • Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
  • Благодарность Высшей школы экономики (июнь 2018)
  • Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2016)

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Индикативное управление в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус

Конференции

  • 2020
    IX международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (Онлайн). Доклад: Меняется ли оценка качества образования в ходе его цифровой трансформации?
  • XVII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» (Москва). Доклад: Усиление и затухание управленческих инициатив на федерально-региональном уровне как эффект образовательной политики
  • XII Всероссийская научно-практическая конференция «Открытое образование и региональное развитие" (Онлайн). Доклад: Независимая оценка качества и экспертиза программ как условие развития механизмов саморегулирования региональных систем дополнительного образования
  • 2019
    8 международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Минск). Доклад: Оценка качества образования в фокусе показателей образовательной инфраструктуры
  • Московский международный салон образования (Москва). Доклад: Навигаторы по программам ДОД: основные тенденции
  • EDCRUNCH (Москва). Доклад: Мониторинг образовательной инфраструктуры регионов России
  • EDCRUNCH (Москва). Доклад: EdTech и частные школы в России: проблемы и потенциал развития
  • 2018
    XIX АПРЕЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА (Москва). Доклад: «Готовы ли школы к цифровизации образования»
  • Пятнадцатая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» 15-17 февраля 2018 года (Москва). Доклад: «Становление системы независимого оценивания индивидуальных достижений учащихся в России: Регламентация процесса, оценка результата, что дальше?»
  • Московский международный салон образования (Москва). Доклад: Организация и проведение мастер-класса «Как лучший опыт превратить в эффективную практику (представление курса ПК «Успешные практики в образовании: от проектирования до трансляции»)»
  • Московский международный форум "Город образования" (Москва). Доклад: «Отечественные исследования влияния образовательной среды на образовательные результаты. Индекс образовательной инфраструктуры»
  • Седьмая ежегодная международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования «Оценка качества на разных уровнях образования» (Душанбе). Доклад: «Вариативное оценивание для вариативного образования (независимая оценка дополнительного образования детей)»
  • Форум "Сообщество" (Москва). Доклад: «Государственный и общественный контроль качества условий образовательной деятельности: конфликт или сотрудничество?»
  • 2017
    Международная конференция ЕАОКО и CICED "Мониторинги, рейтинги, ренкинги как инструменты управления качеством образования" (Санкт-Петербург). Доклад: "Станет ли независимая оценка инструментом управления качеством образования: риски и барьеры федеральной модели"
  • 2016
    XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Кто и чему учит учителя" (Москва). Доклад: Педагог глазами родителей: каких педагогов хотели бы иметь для своих детей российские родители
  • Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль). Доклад: Независимая оценка качества образования: методологические подходы в условиях нормативного регулирования
  • Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль). Доклад: Родительские представления о качественном образовании (результаты социологического опроса)
  • XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Дифференциация родительского запроса к качеству образования
  • 2015
    Двенадцатая ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня завтра" (Москва). Доклад: Кто выигрывает от публикации рейтингов? (Проблема использования результатов независимой оценки образовательных организаций)
  • IV ежегодная международная конференция ЕАОКО "Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики" (Казань). Доклад: Независимая оценка качества образования: методологические подходы к реализации нормативных требований
  • XVI Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Независимая оценка качества оказания социальных услуг (методологические подходы)
  • 2014
    Одиннадцатая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования»: Что такое эффективная школа и эффективный детский сад? (Москва). Доклад: Рейтинги в оценке качества и управлении развитием образовательных систем

Публикации73

Опыт работы

06.02.201226.11.2015Ведущий научный сотрудник
16.05.200503.02.2012Ведущий научный сотрудник
31.12.199614.05.2005Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
01.09.199630.12.1996Заместитель директора по научной деятельности
15.12.199515.02.1996Старший научный сотрудник
01.10.199205.01.1996Аспирантура
15.08.199030.09.1992Учитель

Информация*

  • Общий стаж: 30 лет
  • Научно-педагогический стаж: 30 лет
  • Преподавательский стаж: 13 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Полномочия / обязанности

Организует экспертное и методическое сопровождение исследовательских работ. Осуществляет информационно-аналитические работы с целью нахождения новых, наиболее целесообразных теоретических и практических решений задач. Обеспечивает эффективность и актуальность проводимых исследований и разработок. Осуществляет руководство аналитической группой.

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

«Участие родителей в жизни школы помогает ребенку добиться успехов»

Сайты органов управления образованием: на пути к полной прозрачности

Эксперты Института образования ВШЭ — о проблемах улучшения сайтов органов управления образованием.

РИА Новости

Куда приводит вай-фай

Пока большинство учится из дома, про «цифру» в самой школе вспоминают не так часто. Так ли важно, чем оборудованы классы и проведен ли wi-fi, если всё это почти не используют? Но рано или поздно все вернутся в школьное здание. Эксперты Инобра изучили, что происходит с цифровой средой школы, и сделали вывод – она меняется недостаточно быстро. Квалификацию директоров и учителей надо повышать по-другому, но главное – школе нужны помощь и ресурсы для цифровизации.

«Умная аналитика» для современной школы

Год назад на Coursera открылся курс «Умная аналитика в управлении образованием». За это время его уже прошли почти две тысячи человек. Интересно, что среди слушателей оказалось много управленцев из других сфер – медицины, культуры, госуправления. В чем секрет успеха и чем умная аналитика отличается от обычной? Разбираемся вместе с авторами курса – ведущими научными сотрудниками Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергеем Заир-Беком и Татьяной Мерцаловой.

Сельской школе составили портрет

«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.

Денег нет, но вы учитесь

Чаще всего качество школьного образования сравнивают по таким исследованиям, как PISA или TIMSS. А по итогам политики делают выводы – как дальше развивать национальные системы. Но так в поле зрения оказываются образовательные результаты. Многие факторы, также влияющие на качество обучения в школе, остаются в тени. Ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова сравнили именно «неочевидные» показатели: не только финансовые, но и длину каникул, почасовую нагрузку на детей и многое другое. Их исследование опубликовано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

ВШЭ посчитала готовность регионов к дистанционной работе школ

Высшая школа экономики представила карту готовности регионов России к работе школ в дистанционном режиме в условиях пандемии. Эксперты Института образования ВШЭ собрали и изучили данные, как семьи учеников, учителя, школы обеспечены девайсами и интернетом, и связали их с «индексом риска» – долей заболевших, скоростью распространения вируса и количеством школьников.

Как оценивать знания в эпоху covid?

В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.

Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»

Доступность дополнительного образования выросла. Но несколько существенных проблем сохранились, — такую оценку дают эксперты Инобра в экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. 

Бедные дети

Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения. Многие семьи не могут позволить себе компьютер или ноутбук: на несколько месяцев дети оказались «отключены» от школьной программы. «Масштабы этой проблемы очень широки и неодинаковы в разных субъектах Российской Федерации», – констатируют эксперты из Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Они проанализировали данные нескольких исследований и статистики в докладе «Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение», который опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.

«Цифре» в школе поставят оценку

Исследователи Института образования ВШЭ предложили список критериев – как оценивать цифровизацию школы. Он был представлен на конференции экспертов, которую провели ученые Вышки вместе с Комиссией по развитию образования и науки Общественной Палаты РФ, модератор – заместитель председателя Комиссии Александр Русаков. Пока в списке семь пунктов, но возможно, к ним удастся добавить еще три. По заданию государства Инобр разрабатывает «профильный» мониторинг: первые школы в десяти регионах России (их список сейчас составляет Минпрос) пройдут его уже в ближайшие месяцы.

Children Perform Better When Parents Are Involved in School Life

A family’s involvement in a child’s education acts as a source of social mobility, according to a study by Mikhail Goshin and Tatyana Mertsalova, experts at the IOE Centre for Socio-economic Aspects of Schooling. Lower income parents who actively participate in their children’s school life open up more opportunities for their children.

Юбилей Татьяны Анатольевны Мерцаловой

18 сентября юбилей Татьяны Мерцаловой, доцента департамента образовательных программ.

Независимая оценка качества дополнительного образования в зависимости от запроса семей

В Институте образования ВШЭ прошел вебинар, посвященный основным принципам разработки информационного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам.

Магистратура: из преподавателей в студенты

Студентка первого курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Кристина Семенова оказалась в Институте образования НИУ ВШЭ неслучайно: ее интерес к образованию появился, когда она преподавала в Вышке после окончания бакалавриата.

Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле

Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.

Сайты органов управления образованием улучшаются, но до идеала им далеко

16 декабря представлен рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием, подготовленный Институтом образования ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».

Видеомост: информационная открытость сайтов школ

14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.

Сайты органов управления образованием: не все для людей

26 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Анализ прозрачности сайтов органов управления образованием представили Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ, и Наталья Тюрина, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости.