Груздев Иван Андреевич
- Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов:Дирекция по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов
- Аналитик:Институт образования / Центр социологии высшего образования
- Член Ученого совета НИУ ВШЭ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
Полномочия / обязанности
- Организует аналитическое и методическое обеспечение проведения исследовательских работ.
- Проводит аналитическую и научно-исследовательскую работу с целью сбора, оценки и анализа получаемой информации, а также выработки практических рекомендаций.
- Осуществляет мониторинг публикаций, в том числе в российских и зарубежных средствах массовой информации, дает им оценку.
- Составляет необходимую отчетную документацию.
- Координирует деятельность соисполнителей при совместном выполнении работ с другими структурными подразделениями организации.
Образование
- 2012
Магистратура: НИУ ВШЭ, факультет: социологии, специальность «Комплексный социальный анализ»
- 2010
Бакалавриат: Государственный университет – Высшая школа экономики, специальность «Социология», квалификация «Бакалавр социологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Программа повышения квалификации "Инфографика. Level-0", НИУ ВШЭ, 2014 г.
- Летняя школа исследований высшего образования, НИУ ВШЭ, 8-14 июня 2014 г.
- ICPSR Summer Program in Quantitative Methods of Social Research (4 week session), 2013 г.
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2020)
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (январь 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (июнь 2019)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2018)
- Благодарность Высшей школы экономики (октябрь 2016)
- Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации (сентябрь 2016)
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом научном издании (2016-2018)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Магистратура
Морозова Н. Д. «Алименты в России: медиапроект, основанный на данных». Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 2020
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Институциональные исследования в управлении вузом (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 2-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Гранты
Конкурс поддержки молодых ученых РГНФ
Название: "Режимы организации рабочего времени академических профессионалов в современной России в условиях реформы науки и образования"
Руководитель: Абрамов Р.Н
Исполнители: Груздев И.А., Терентьев Е.А.
Конференции
20203
- Статья Gruzdev I., Terentev E., Dzhafarova Z. Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities // Higher Education. 2020. No. 79. P. 773-789. doi
- Книга Клягин А. В., Абалмасова Е. С., Гарев К. В., Груздев И. А., Егоров А. А., Захарова У. С., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Корнеева И. Е., Макарьева А. Ю., Минаева Е. А., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Скокова Ю. А., Терентьев Е. А., Фрумин И. Д., Швиндт А. Н., Шибанова Е. Ю. Современная аналитика образования (Выпуск №6(36) Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии) / Рук.: А. В. Клягин. Вып. 6(36): Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А., Захарова У. С., Григорьева А. В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59-74.
20193
- Статья Efimov D. B., Gruzdev I. Teaching Awards and Assessment at HSE University // Higher Education in Russia and Beyond. 2019. No. №3 (21). P. 19-21.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Баланс работы и личной жизни и источники стресса научно-педагогических работников российских исследовательских университетов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 8-26. doi
- Статья Гошин М. Е., Мерцалова Т. А., Груздев И. А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 282-303. doi
20181
20173
- Статья Abramov R., Gruzdev I., Terentev E. HSE As Academic Innovator: Mission-Related Challenges // Higher Education in Russia and Beyond. 2017. Vol. 3. No. 13. P. 14-15.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88-111. doi
- Книга Бекова С. К., Груздев И. А., Джафарова З. И., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Современная аналитика образования (Вып. 15. Портрет современного российского аспиранта) — 60 с. Вып. 7(15). М. : НИУ ВШЭ, 2017.
20168
- Статья Abramov R., Gruzdev I., Terentev E. Academic Professionalism in the Era of Change: Role Subidentities and Transformation of Time Budgets / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 3. P. 163-180. doi
- Статья Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 20-21.
- Статья Terentev E., Gruzdev I., Gorbunova E. The Court Is Now in Session: Professor Discourse on Student Attrition / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 1. P. 44-68. doi
- Статья Gruzdev I., Abramov R., Terentev E. Under Pressure: Transformation of Academic Work and Discourse in a Globally-Oriented Russian University: Case of National Research University Higher School of Economics // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 1(7). P. 18-19.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Академическая профессия и идеология "медленной науки" // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 62-70.
- Статья Терентьев Е. А., Нефедова А. И., Груздев И. А. Визуализация опросного инструментария в онлайн-исследованиях: как различные элементы дизайна анкеты влияют на качество данных // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 5. № 135. С. 1-15. doi
- Книга Правдина М. А., Груздев И. А., Терентьев Е. А., Ступникова М. Н. Современная аналитика образования Вып. 7: Функционирование коллегиальных управленческих органов с общественным участием в университетах зарубежных стран. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Тревога и энтузиазм в дискурсах об академическом мире: международный и российский контексты // Новое литературное обозрение. 2016. Т. 138. № 2. С. 16-32.
20154
- Статья Gruzdev I., Makarovs K., Semenova T., Terentev E. Who Takes HSE Courses on Coursera? The Differences between Economics, Humanities and Math-Intensive Courses // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. Vol. 3. P. 22-24.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Академический профессионализм в эпоху перемен: ролевые субидентичности и трансформация бюджетов времени // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 136-152.
- Статья Терентьев Е. А., Груздев И. А., Горбунова Е. В. Суд идет: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129-151.
- Статья Груздев И. А., Терентьев Е. А. Формализованное интервью о бюджете рабочего времени преподавателей и научных сотрудников: опыт методической рефлексии // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 40. С. 32-59.
20141
20133
- Статья Груздев И. А. Использование онлайн–опросов в университете // Universitas. 2013. Т. 1. № 1. С. 11-22.
- Статья Груздев И. А. Роль преподавателей в отсеве студентов: эмпирическое исследование на примере четырёх российских вузов // Universitas. 2013. Т. 1. № 2. С. 45-58.
- Статья Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67-81.
20103
- Статья Малошонок Н. Г., Груздев И. А. Зимняя школа и студенческая мобильность в ГУ-ВШЭ: значение, проблемы и перспективы развития // Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 26-34.
- Статья Груздев И. А. Использование времени преподавателями: к постановке проблемы // Мониторинг университета. 2010. № 4. С. 37-43.
- Статья Груздев И. А. Реализация междисциплинарной студенческой мобильности в ГУ-ВШЭ // Мониторинг университета. 2010. № 2. С. 37-43.
Исследовательские проекты
- Портрет первокурсника магистратуры ГУ-ВШЭ 2009 - руководитель проекта
- Мониторинг студенческой жизни ГУ-ВШЭ (2009 - аналитик, 2010-2013 - руководитель проекта)
- Зимние школы для поступающих в магистратуру ГУ-ВШЭ 2010 - руководитель проекта
- Способы поддержки молодых преподавателей и сотрудников ГУ-ВШЭ - аналитик
Опыт работы
05.2010 - 03.2014 Ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
09.2009 - 04.2010 Стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Информация*
Победители конкурса студенческих коллективных исследовательских проектов встретились в неформальной обстановке с организаторами конкурса
7 апреля руководители исследовательских групп встретились с организаторами конкурса — Андреем Кожановым, Иваном Груздевым и Юлией Фалькович. Мероприятие проходило на Покровке, а для команд из других кампусов НИУ ВШЭ была организована трансляция в Zoom. В первую очередь, встреча была посвящена ответам на организационные вопросы — как управлять своим исследовательским проектом, как его развивать, как устроена грантовая наука в части отчетности и достижения результата.
«Эндаумент выдающихся выпускников» поддержал стипендиями молодых ученых
На Покровке прошло награждение победителей Конкурса научно-исследовательских работ студентов. Стипендия «Эндаумента выдающихся выпускников» присуждена авторам лучших работ по направлениям «Экономика», «Социология» и «Политология».
«На Дне открытых дверей мы старались передать атмосферу Вышки»
20-21 февраля состоялся общеуниверситетский День открытых дверей для поступающих в бакалавриат ВШЭ. Впервые он был проведен полностью в онлайн-формате. Видеозаписи трансляций доступны для всех желающих. Они содержат выступления первых лиц университета, деканов факультетов, руководителей образовательных программ, довузовского блока и других направлений, а также виртуальные экскурсии.
Почти 2000 работ, 23 секции, 165 победителей и другие итоги конкурса НИРС-2020
8 февраля, в День российской науки, прошла традиционная церемония награждения победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС). В этом году победителями стали 165 человек, среди которых не только студенты Вышки, но и участники из СПбГУ, МГУ, ДВФУ, Mount Holyoke College (США) и других вузов. Еще 160 участников конкурса стали лауреатами, всего было подано 1924 работы.
Отчет о конференции «Микросюжеты в гуманитарных науках: малые истории о больших процессах»
В ноябре состоялась II Всероссийская научная студенческая конференция «Микросюжеты в гуманитарных науках: малые истории о больших процессах». В этом году в ней приняли участие 30 человек из 13 регионов России. Всего поступило 70 заявок из 16 регионов, в том числе заявки поступали и из зарубежных стран.
Как сочетать университетские добродетели с индексом Хирша
Эксперты ВШЭ и других вузов обсудили, что такое университетская добродетель и можно ли оценивать научные заслуги только по количественным критериям. Директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Алексей Плешков представил доклад «В поиске академической этики: благо, добродетели и счастья» на конференции «Кадровая политика университетов: практики управления вовлеченностью».
Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта
Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.
В Вышке стартует Конкурс научно-исследовательских работ студентов – 2020
Принять участие в Конкурсе научно-исследовательских работ студентов (НИРС) может любой учащийся или выпускник 2020 года российского и зарубежного вуза. Подать свою работу необходимо с 1 сентября по 15 октября. Конкурс проходит в Высшей школе экономики с 2003 года.
За время карантина среди студентов сформировалась группа сторонников онлайна
Многие студенты приняли полностью дистанционный формат, но много оказалось и тех, кому осложняли учебу технические проблемы. Труднее всех адаптируются первокурсники, сложнее жизнь стала у малообеспеченных студентов. Таковы данные опроса, проведенного в рамках совместного проекта Института образования и Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ и Института дистанционного образования ТГУ.
Большинство идет в вуз: коронавирус несильно повлиял на планы выпускников школ
Более 80% выпускников российских школ в этом году собираются продолжить обучение в вузе на дневном отделении. Наиболее популярными направлениями для поступления стали естественные науки, экономика и менеджмент, инженерное дело и технические науки. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного экспертами Вышки.
Вузы сдали «стресс-тест»
Высшее образование справилось с крупнейшим вызовом за последние десятилетия. Подавляющему большинству вузов удалось перестроить свою работу так, чтобы студенты могли учиться во время пандемии. Но нужно учесть ряд уроков и развивать комбинированную модель обучения: опыт форс-мажора показал, что она может быть более эффективной. К такому выводу пришли экспертные группы из 13 университетов – на Общественном совете Минобрнауки был представлен их доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». Важную роль в его подготовке сыграли сотрудники Инобра – Олег Лешуков, Иван Карлов, Александр Клягин, Иван Груздев, Евгений Терентьев.
Опрос ВШЭ выявил слабую осведомленность об образовательном кредите
Только 6% опрошенных россиян знают в деталях о том, что такое образовательные кредиты. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Высшей школой экономики в начале июня. В тоже время, отмечается, что настроения респондентов по отношению к образовательному кредиту скорее позитивные.
«К работе на фоне шумных игр я довольно быстро привык»
Совещания на балконе, режим и старшая сестра: как сотрудники Вышки успевают работать с детьми в самоизоляции
«Мы становимся ближе друг другу и как никогда начинаем ценить человеческие отношения»
23 марта прошло очередное заседание рабочей группы Минобрнауки России, посвященное организации образовательного процесса в вузах в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Участники совещания, в частности, поделились практикой волонтерства в высших учебных заведениях, обсудили зарубежный опыт и вопросы анкетирования студентов, чтобы выяснить, какие проблемы есть с переходом на дистанционное обучение.
HERB 3(21): Teaching and Learning: in Search for Balance
Вышел новый выпуск англоязычного журнала о пост-советском высшем образовании "Higher Education in Russia and Beyond"
Радиоактивные бананы и Noize MC: как прошел фестиваль науки «@Павлова»
Что умеют современные генетики, можно ли научить робота писать стихи, как прогнозируют преступность, основываясь на больших данных? Повсеместное проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь и в науку стало главной темой фестиваля, организованного ВШЭ на площадке Digital October.
«Вы можете зарабатывать на том, что приносит вам удовольствие»
Иван Груздев и Андрей Кожанов о привлекательности академической карьеры и конкурсе НИРС
В Вышке стартовал конкурс научно-исследовательских работ студентов
НИУ ВШЭ начинает прием заявок на ежегодный конкурс научно-исследовательских работ студентов. Участвовать в нем могут студенты не только Вышки, но и других российских вузов, а также зарубежных университетов. Работы принимаются на русском и английском языках, подать заявку можно до 15 октября.
International Partners’ Week at HSE: Preparing Students for an Uncertain Future
On June 18, the third International Partners’ Week ‘Academic Agility: Preparing Students for an Uncertain Future’ began at HSE University. The event brings together representatives of more than 30 universities from 16 countries, including France, Italy, Germany, the Netherlands, Turkey, the USA, Finland, the United Kingdom, and China. They have all come to Moscow to learn more about the kind of learning experience HSE University can provide, as well as to discuss practical challenges and solutions regarding international mobility.
Вышка поддержит проекты студенческих научных блогов
Научные блогеры - победители и лауреаты конкурса научно-популярных проектов SciCasting-2019 - будут записывать и выпускать серии видеоблогов и аудиоподкастов для всех, кому интересна наука и ее рациональность, научный метод и объяснение. Студенческие проекты будут поддержаны университетом для широкой аудитории.
Winners of Student Research Paper Competition Awarded at 15th Annual Award Ceremony at HSE
Last week, over 140 HSE students and graduates were awarded certificates in honour of the quality of their research in HSE’s 2018 Research Paper Competition. In addition to receiving the traditional awards, guests received some exciting news: 1) students are now invited to participate in SciCasting, a research blogger competition; and 2) the winners of the 2018 research paper competition will receive travel grants.
В Вышке прошла XV церемония награждения победителей конкурса НИРС
На прошлой неделе более 140 студентов и выпускников Вышки получили дипломы победителей НИРС-2018. Помимо традиционного награждения гостей юбилейной церемонии ждал ряд приятных новостей по оживлению академической жизни студентов: конкурс научных блогеров SciCasting, трэвел-гранты для победителей НИРС-2018. Был представлен новый проект Центра академического развития студентов — «Республика ученых» — который будет помогать студентам-исследователям в коммуникации между собой и способствовать академическому развитию.
«Вышка вошла в очередной переходный возраст, когда необходимо достичь взаимопонимания по жизненно важным вопросам»
Новым проректором ВШЭ по работе со студентами и выпускниками стала старший директор по взаимодействию с органами власти Валерия Касамара, которая сменила на этом посту Игоря Чирикова*. Она рассказала новостной службе ВШЭ о том, в чем особенность современных студентов и чем она планирует заняться на новой должности.
Иван Груздев назначен директором по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов ВШЭ
Новостной службе Вышки он рассказал о том, чем займется возглавляемая им дирекция.
В Институте образования ВШЭ обсудили цифровизацию образования
15 ноября в Институте образования Национального исследовательскогоуниверситета «Высшая школа экономики» прошел экспертный семинар «Цифровизация образования: будущие вызовы для политики и права». Семинар был организован Центром образовательного права Института образования.
Директор Центра внутреннего мониторинга на семинаре кафедры анализа социальных институтов
13 ноября состоялось выступление Ивана Груздева, директора Центра внутреннего мониторинга ВШЭ, на семинаре кафедры анализа социальных институтов.
Конференция по blended learning: преподавание выходит за пределы университета
Внутриуниверситетская конференция «Blended Learning. Опыт, успехи, перспективы» собрала более 100 преподавателей, академических руководителей и административных сотрудников из всех кампусов Вышки для обсуждения стратегических и практических вопросов интеграции смешанного формата обучения в учебный процесс.
Портрет современного российского аспиранта
Сколько российских аспирантов совмещают работу с обучением? Хотели бы они сменить научного руководителя? Какая доля молодых людей поступает в аспирантуру, чтобы избежать призыва в армию? Ответы на эти и другие вопросы о российском аспиранте представлены в новом номере серии "Современная аналитика образования", который подготовили сотрудники нашего центра.
Как привлечь молодежь в аспирантуру
Аспирантские программы должны быть интересны не только будущим профессорам, но и тем, кто идет в бизнес или работает по найму.
Седьмой выпуск серии «Современная аналитика образования»
Вышел новый доклад серии «Современная аналитика образования», посвященный функционированию коллегиальных управленческих органов с общественным участием в университетах зарубежных стран.
Вышка и Минобрнауки наградили сотрудников университета
Целый ряд преподавателей, исследователей и администраторов Вышки получили признание Министерства образования и науки РФ и были отмечены Почетными знаками ВШЭ.
Университет и выпускники: формировать культурную среду
В НИУ ВШЭ прошел обучающий семинар «Взаимодействие университета с выпускниками: лучший международный опыт и перспективы развития в российских вузах». Комментирует директор по работе со студентами и выпускниками ВШЭ Татьяна Дубова.
Как студенты студентов изучали
Недавно исследователи Проектно-учебной лаборатории ВШЭ «Развитие университетов» вернулись из экспедиции в Томск, где изучали местное студенчество. Об этом — в интервью и.о. заведующего лабораторией Дмитрия Семенова и комментариях студентов-участников экспедиции. Публикуем также 10 наиболее характерных и забавных ответов иностранных студентов, учащихся в Томске, на вопросы вышкинских исследователей.
Конференция научно-учебных групп
13 октября состоялась конференция четырех социологических научно-учебных групп ВШЭ «Профессии социального государства», «Социология публичной сферы», «Семья и социальные неравенства» и Группы исследований социологии науки и профессий.
Почему одни студенты учатся успешнее других
5 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась сессия «Успешность обучения в вузах» секции «Развитие образования». О том, какие факторы влияют на успеваемость российских студентов, рассказали эксперты НИУ ВШЭ.
«Мониторинг университета» №4, лето 2010 года
Вышел новый номер бюллетеня «Мониторинг университета», в котором публикуются результаты социологических исследований по проблемам обучения, преподавания и жизни в ГУ-ВШЭ.