• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ проанализировали модели образовательного поведения студентов российских вузов

Ученые ВШЭ проанализировали модели образовательного поведения студентов российских вузов

© Евгения Башкардина / Высшая школа экономики

Российские студенты выбирают вузы, чтобы повысить шансы на трудоустройство. Во время учебы они ожидают найти друзей, учиться только на «отлично» и «хорошо» и принимать участие в научных исследованиях и проектах. Большинство боится незнания ответов на экзаменационные вопросы, отчисления и критики родителей за плохие оценки. Таковы результаты исследования Центра социологии высшего образования (ЦСВО) НИУ ВШЭ.

Исследование было проведено в рамках стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», реализуемого по программе «Приоритет-2030».

Чтобы изучить способы взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, а также проанализировать связи образовательного поведения и показателей успешности учащихся вузов, исследователи ЦСВО НИУ ВШЭ провели опрос более 5 тысяч студентов-первокурсников девяти ведущих российских вузов. Вопросы, которые задавали респондентам, касались их установок по отношению к высшему образованию, планов на обучение, ожиданий от образовательного процесса и университетской жизни в целом.

Опрос показал, что современные студенты в первую очередь получают высшее образование для выхода на рынок труда. Инструментальные мотивы (получение специальных знаний — 59%, улучшение шансов на трудоустройство — 54%) по своей популярности превосходят другие. Таким образом, в представлениях большинства обучающихся университет выполняет буферную функцию между школой и рынком труда. Интересно, что на развитие универсальных навыков (критическое мышление, навыки коммуникации, аналитические навыки, которые так важны сейчас для работодателей) во время учебы в университете ориентирована только четвертая часть опрошенных студентов. Далее по популярности следуют мотивы, связанные с личностным ростом (44%), жизненным опытом (29%) и расширением кругозора (19%). Примечательно, что студенты редко рассматривают обучение в университете как возможность обретения культурного кода: мотивы, связанные с возможностью оказаться в культурной и образованной среде (15%), а также с повышением своего социального статуса (14%), являются одними из наименее популярных.

Подавляющее большинство студентов согласны с идеей о том, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей. Однако еще большее число студентов согласились с мнением о том, что значимость высшего образования в современном мире преувеличена. Студенты скорее не соглашаются с тем, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Иначе говоря, высшее образование рассматривается именно в качестве возможности, которая повышает шансы на успешную профессиональную самореализацию, но не гарантирует ее и, более того, не является единственным способом ее достижения.

Что касается ожиданий от учебы в университете, то для современных первокурсников наиболее важным из них является дружба с другими студентами (87%). Затем следуют варианты, которые непосредственно связаны с учебой в университете, — желание получать только хорошие и отличные оценки, а также участие в научных исследованиях и проектах. Интересно, что посещение студенческих вечеринок важно только для половины опрошенных (49%). Это позволяет предположить, что заводить новых друзей студенты планируют в ходе обучения, участия в научной работе (важно для 70%) и творческих и культурных мероприятиях (важно для 59%).

Несмотря на позитивные ожидания от учебы в университете, у первокурсников все же есть некоторые страхи. Мнение родителей по-прежнему является важным для студентов. Так, 48% первокурсников согласились с утверждением о том, что родители будут критиковать их за плохие оценки. Каждый второй студент (51%) переживает из-за того, что его могут отчислить из университета. Можно предположить, что поэтому большинство опрошенных (63%) готовы прибегнуть к нечестному поведению: если на экзамене они не будут знать ответа на вопрос, то они готовы воспользоваться шпаргалкой, чтобы не получить неудовлетворительную оценку.

Иван Груздев, директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ

Этот проект начался с нашего с коллегами удивления, вызванного тем, что преподаватели даже крайне селективных университетов России часто жалуются на своих студентов — вчерашних круглых отличников в школе. Как же так? Мы хотим дать обстоятельный ответ на этот вопрос, исследовав образовательное поведение одних и тех же студентов на протяжении нескольких лет. Первые наблюдения показывают, что среди первокурсников доминирует трансакционная модель, в рамках которой студенты относятся к обучению как к инструментальному обмену времени и усилий на оценки и в конечном счете — на предполагаемый успех на рынке труда. Такой прагматичный взгляд может не всегда соответствовать ожиданиям части университетских профессоров, предпочитающих ученической установке получать хорошие оценки искренний интерес к наукам.

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Женщины и предприниматели — самые инициативные и оптимистичные россияне

Россияне, которые проявляют инициативу в разных сферах своей жизни — как в семье и с друзьями, так и на рынке труда, — оптимистичнее в отношении как личного благополучия, так и будущего своей страны. Такой вывод делается в научно-исследовательской работе «Практики использования инструментов усовершенствования личности», выполненной в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» программы «Приоритет-2030». В рамках нее с 30 октября по 9 ноября 2023 года был проведен опрос населения России в возрасте от 18 лет.

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.