Терентьев Евгений Андреевич
- Старший научный сотрудник, Директор центра:Институт образования / Центр социологии высшего образования
- академический директор:Аспирантская школа по образованию
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 2 года.
Образование, учёные степени
- 2016Кандидат социологических наук
- 2012
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Социология»
- 2010
Специалитет: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Социология»
Выпускные квалификационные работы студентов
- Магистратура
Токарь С. Д. «Научное руководство аспирантами в российских университетах: проблемы и перспективы развития». Институт образования, 2020
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Шибанова Е. Ю. Оценка институциональной эффективности и продуктивности университетов в контексте воздействия реформ российской системы высшего образования (aспирантура: 2-й год обучения)
- 2Григорьева А. В. Стратегии формирования образовательных альянсов аспирантов и научных руководителей в российской аспирантуре (aспирантура: 2-й год обучения)
- 3Ефимов Д. Б. Студенческое представительство в современной России: структура, практики работы и роль в формировании образовательной политики (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Дизайн и методы научного исследования в образовании (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Методы исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Методы сбора данных (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Методы онлайн-исследований (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
20208
- Глава книги Bekova S., Maloshonok N., Terentev E. Russia, in: The Making of Doctoral Supervisors. Routledge, 2020. doi
- Статья Gruzdev I., Terentev E., Dzhafarova Z. Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities // Higher Education. 2020. No. 79. P. 773-789. doi
- Статья Бекова С. К., Терентьев Е. А. Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 51-64. doi
- Статья Дремова О. В., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 366-394. doi
- Статья Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру: типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40-69.
- Статья Терентьев Е. А., Бедный Б. И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9-28. doi
- Книга Клягин А. В., Абалмасова Е. С., Гарев К. В., Груздев И. А., Егоров А. А., Захарова У. С., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Корнеева И. Е., Макарьева А. Ю., Минаева Е. А., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Скокова Ю. А., Терентьев Е. А., Фрумин И. Д., Швиндт А. Н., Шибанова Е. Ю. Современная аналитика образования (Выпуск №6(36) Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии) / Рук.: А. В. Клягин. Вып. 6(36): Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А., Захарова У. С., Григорьева А. В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59-74.
20195
- Статья Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019. Vol. 77. No. 2. P. 195-211. doi
- Статья Terentev E., Maloshonok N. The impact of response options ordering on respondents’ answers to rating questions: results of two experiments // International Journal of Social Research Methodology. 2019. Vol. 22. No. 2. P. 179-198. doi
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Баланс работы и личной жизни и источники стресса научно-педагогических работников российских исследовательских университетов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 8-26. doi
- Статья Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 8-42. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
20182
- Статья Терентьев Е. А., Мавлетова А. М., Косолапов М. С. Интервьюирование с помощью компьютерных технологий в лонгитюдных обследованиях домохозяйств // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 47-64. doi
- Статья Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22. С. 54-66. doi
20174
- Статья Abramov R., Gruzdev I., Terentev E. HSE As Academic Innovator: Mission-Related Challenges // Higher Education in Russia and Beyond. 2017. Vol. 3. No. 13. P. 14-15.
- Статья Maloshonok N., Terentev E. The mismatch between student educational expectations and realities: prevalence, causes, and consequences // European Journal of Higher Education. 2017. Vol. 7. No. 4. P. 356-372. doi
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88-111. doi
- Книга Бекова С. К., Груздев И. А., Джафарова З. И., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Современная аналитика образования (Вып. 15. Портрет современного российского аспиранта) — 60 с. Вып. 7(15). М. : НИУ ВШЭ, 2017.
201611
- Статья Abramov R., Gruzdev I., Terentev E. Academic Professionalism in the Era of Change: Role Subidentities and Transformation of Time Budgets / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 3. P. 163-180. doi
- Статья Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 20-21.
- Статья Terentev E., Gruzdev I., Gorbunova E. The Court Is Now in Session: Professor Discourse on Student Attrition / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 1. P. 44-68. doi
- Статья Maloshonok N., Terentev E. The impact of visual design and response formats on data quality in a web survey of MOOC students // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 62. P. 506-515. doi
- Статья Gruzdev I., Abramov R., Terentev E. Under Pressure: Transformation of Academic Work and Discourse in a Globally-Oriented Russian University: Case of National Research University Higher School of Economics // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 1(7). P. 18-19.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Академическая профессия и идеология "медленной науки" // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 62-70.
- Статья Терентьев Е. А., Нефедова А. И., Груздев И. А. Визуализация опросного инструментария в онлайн-исследованиях: как различные элементы дизайна анкеты влияют на качество данных // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 5. № 135. С. 1-15. doi
- Глава книги Мавлетова А. М., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Как влияет приглашение на отклик в онлайн-опросах? // В кн.: Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под общ. ред.: А. В. Шашкин, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдов. М. : ООО "Онлайн маркет интеллидженс", 2016. С. 161-184.
- Книга Правдина М. А., Груздев И. А., Терентьев Е. А., Ступникова М. Н. Современная аналитика образования Вып. 7: Функционирование коллегиальных управленческих органов с общественным участием в университетах зарубежных стран. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Тревога и энтузиазм в дискурсах об академическом мире: международный и российский контексты // Новое литературное обозрение. 2016. Т. 138. № 2. С. 16-32.
- Глава книги Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Эффект самоотбора при формировании онлайн-панели: опыт первого года лонгитюдного исследования студентов НИУ ВШЭ // В кн.: Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под общ. ред.: А. В. Шашкин, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдов. М. : ООО "Онлайн маркет интеллидженс", 2016. С. 237-266.
20159
- Статья Gruzdev I., Makarovs K., Semenova T., Terentev E. Who Takes HSE Courses on Coursera? The Differences between Economics, Humanities and Math-Intensive Courses // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. Vol. 3. P. 22-24.
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Академический профессионализм в эпоху перемен: ролевые субидентичности и трансформация бюджетов времени // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 136-152.
- Статья Абрамов Р. Н., Терентьев Е. А. Борьба на культурном фронте: два топонимических кейса // Гефтер. 2015. № 20.05.2015
- Статья Терентьев Е. А. Общественная дискуссия о переименовании советских топонимов в Санкт-Петербурге: опыт социологического анализа // Топонимический альманах. 2015. № 1. С. 23-29.
- Статья Терентьев Е. А. Переименование советских топонимов в Санкт-Петербурге: анализ публичных дискуссий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 72-86.
- Статья Терентьев Е. А., Груздев И. А., Горбунова Е. В. Суд идет: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129-151.
- Статья Терентьев Е. А. Топонимический активизм и "право на город": социологические заметки // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. Т. 29. № 1. С. 194-202.
- Статья Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.
- Статья Груздев И. А., Терентьев Е. А. Формализованное интервью о бюджете рабочего времени преподавателей и научных сотрудников: опыт методической рефлексии // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 40. С. 32-59.
20144
- Статья Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Влияние дизайна анкеты на качество данных в онлайн-опросах студентов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2014. № 6(124). С. 15-27.
- Статья Мавлетова А. М., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Влияние элементов приглашения на увеличение откликов в онлайн-опросах // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 72-95.
- Статья Абрамов Р. Н., Терентьев Е. А. Символическое пространство культуры памяти: два топонимических кейса // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2014. № 8. С. 73-85.
- Статья Терентьев Е. А. Топонимические практики как объект социологического исследования: аналитический обзор // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014. № 3. С. 73-87.
20131
Конференции
- 2015Международная конференция "Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства" (Москва). Доклад: Изучение бюджетов времени академических профессионалов: методическая рефлексия
- 2014Память в культуре / культура памяти (Москва). Доклад: Переименование советских топонимов в Санкт-Петербурге: политики памяти и индустрия наследия
- VI конференция СОЦИОЛОГИЯ В ДЕЙСТВИИ (Санкт-Петербург). Доклад: Суд идет: дискурс преподавателей об отсеве студентов
- European Sociological Association, Research Network 21 “Quantitative Methods” midterm conference: Modes, Measurement, Modelling: Achieving Equivalence in Quantitative Research (Мангейм). Доклад: The Impact of Visual Design and Response Formats on Data Quality in Web Survey
- 2013Street Art in the Changing City: Theoretical Perspectives (Москва). Доклад: Rethinking the “City as text” metaphor in urban studies and cultural geography
- ESA 11th Conference: Crisis, Critique and Change (Turin). Доклад: Rethinking the metaphor of “Text” in the study of commemorative place-naming
Гранты
Грант РГНФ №15-33-01389, Режимы организации рабочего времени академических профессионалов в современной России в условиях реформы науки и образования, 2015.
Человек, «цифра» и много онлайна
Аспирантура Инобра начала набор. Его особенность в этом году – четыре новых больших проекта, в которые институт будет вовлекать только что поступивших аспирантов. Для молодых ученых это возможность не только «прокачаться» в крупных исследованиях, но и совмещать написание диссертации с работой по профилю и здесь же, а не на стороне. Получить конкурентную зарплату в центрах института или дополнительную стипендию от его партнеров. Рассказываем – в каких проектах можно участвовать, если это совпадает с вашими интересами.
Вовлечь в онлайн
У обучения в онлайне масса достоинств. Например, можно жить вдали от цивилизации и проходить лучшие курсы у ведущих экспертов. Но есть и пока нерешенные задачи. В их числе — сравнительно меньшая вовлеченность, чем при очном обучении в классе. Ученику наедине с компьютером или смартфоном легче отвлечься, потерять интерес и концентрацию внимания. Чтобы решить эту задачу, в 2021 году Институт образования НИУ ВШЭ и образовательная онлайн-платформа Учи.ру запускают совместный исследовательский проект. Он направлен на изучение новых технологий, призванных повысить вовлеченность детей при онлайн- и дистанционном обучении.
Academic Dishonesty: Fear and Justifications
Why Russian undergraduates cheat and how they rationalise it for themselves and others
IOE Joins Forces with Lingnan University
A cooperation agreement has recently been signed between the HSE Institute of Education and Lingnan University (Hong Kong). The parties have pledged to embark on a large-scope agenda in scholarship and networking, with a special focus on exploring cross-national perspectives in tertiary education and advancing academic exchange.
С азиатским штабом высшего образования установлена связь
Высшая школа экономики в лице Инобра подписала соглашение о сотрудничестве с Университетом Линнань. Это небольшой вуз в Гонконге, – в нем учится меньше четырех тысяч студентов, – но в мировых исследованиях высшего образования он играет заметную роль. Директор аспирантской школы по образованию, старший научный сотрудник Центра социологи высшего образования ВШЭ Евгений Терентьев рассказал о совместных планах Инобра и Линнаня.
Молодым ученым помогут всем миром
В октябре начинающие исследователи из разных вузов — студенты и аспиранты — встретятся на конференции «Доказательный подход в сфере образования». Конференция молодых ученых впервые проходит в обновленном формате — к ней подключились мировые ассоциации, научные журналы и фонды. Десять новых возможностей для участников перечислили Сергей Косарецкий и Евгений Терентьев.
В Аспирантской школе по образованию ВШЭ объявлен набор на 12 бюджетных мест
До 15 сентября продолжается прием документов от поступающих в Аспирантскую школу по образованию ВШЭ. Приглашаются выпускники любых вузов и направлений подготовки. О возможностях, которые открываются перед аспирантами, о тематике исследований, о совместных проектах с бизнесом и зарубежными университетами рассказывает академический директор аспирантской школы Евгений Терентьев.
Реформы вузов, меченый атом и школы после COVID-19
Аспирантки Института образования Екатерина Шибанова, Екатерина Павленко и Анастасия Андреева получили гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Каждый грант – 1,2 миллиона рублей, на них в течение двух лет молодой ученый сможет обеспечивать свою научную работу. Всего РФФИ распределил полторы тысячи грантов среди российских аспирантов первого года обучения, которые уже имеют публикации по теме своей диссертации.
Большие данные — одни на двоих
Аспирантская школа по образованию ВШЭ начинает набор для совместного проекта со Skyeng – крупнейшей онлайн-школой в России и Европе. Для тех, кто поступает в аспирантуру, это возможность построить академическую карьеру на уникальных в масштабах России данных и узнать индустрию онлайн-курсов изнутри. А также – получить прибавку к стипендии в размере 20 тысяч рублей ежемесячно.
12 мест для будущих PhD
Аспирантская школа по образованию Вышки открывает новый набор: ждем тех, кто видит свое будущее в исследованиях образования. Это молодая область науки, в которой смыкаются интересы ученых самого разного профиля — и экономистов, и социологов, и педагогов, и психологов... Масса еще не изученных вопросов, большие перспективы, и — очевидный путь к постижению этой науки: в России только одна «профильная» аспирантура — в Инобре. А итогом учебы в ней может стать PhD HSE in Education — также единственная в России «профильная» ученая степень.
Вузы сдали «стресс-тест»
Высшее образование справилось с крупнейшим вызовом за последние десятилетия. Подавляющему большинству вузов удалось перестроить свою работу так, чтобы студенты могли учиться во время пандемии. Но нужно учесть ряд уроков и развивать комбинированную модель обучения: опыт форс-мажора показал, что она может быть более эффективной. К такому выводу пришли экспертные группы из 13 университетов – на Общественном совете Минобрнауки был представлен их доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». Важную роль в его подготовке сыграли сотрудники Инобра – Олег Лешуков, Иван Карлов, Александр Клягин, Иван Груздев, Евгений Терентьев.
Как образованию выйти из коронавирусного шока
Вирус уходит — проясняются уроки чрезвычайной ситуации: что делать дальше? Обсуждаем на трех итоговых семинарах Института образования НИУ ВШЭ
Диссертация под ключ
Зачем учащиеся поступают в аспирантуру
Идете в аспирантуру по образованию – усильте свое портфолио с помощью экспертов Инобра
Оцените свои шансы на поступление в аспирантуру и получите комментарии наших экспертов. До 13 марта открыта первая волна набора в Аспирантскую школу по образованию. Самое время собирать свое портфолио, чтобы успешно пройти конкурс.
На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры
28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.
Открыт набор в аспирантуру Института образования-2020
В этом году мы набираем на 7 человек больше – 25 мест. Подробно рассказываем обо всех особенностях и даем инструкцию по поступлению.
Видео онлайн-встречи руководителей Аспирантской школы с абитуриентами
Академический директор Аспирантской школы Евгений Андреевич Терентьев и заместитель академического директора Надежда Петровна Дерзкова встретились с абитуриентами, рассказали об особенностях поступления в 2019 году, приоритетных исследованиях Института образования.
Эксперты Института образования ВШЭ подвели итоги учебного года
На традиционном семинаре Инобра обсудили ключевые события, которые произошли в российском образовании в завершившемся учебном году.
Поступай в аспирантуру – и включайся в глобальное исследование неравенства в высшем образовании
Тем, кто еще размышляет над темой своей будущей диссертации и научно-исследовательским проектом, мы предлагаем уникальную возможность – включиться в команду исследователей Института образования, которая занимается изучением неравенства в высшем образовании, и подготовить свою диссертацию на данных этого амбициозного исследования.
Поступи в аспирантуру по образованию – и работай с Гарвардом!
Институт образования НИУ ВШЭ анонсирует новый проект, адресованный аспирантам. Теперь поступающие в Аспирантскую школу по образованию смогут принять участие в масштабном международном проекте, проводимом Гарвардским университетом совместно с Высшей школой экономики. Это крупнейшее исследование образования XXI века, которое откроет участникам новые профессиональные, карьерные, личностные перспективы. Что нужно для участия в проекте? Подать документы в аспирантуру: конкурс совмещен со вступительными испытаниями аспирантской школы.
Новая публикация: все о переходе от PAPI к CAPI
В журнале "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены" вышла статья сотрудника нашего Центра. Евгений Терентьев в соавторстве с Айгуль Мавлетовой и Михаилом Косолаповым представили методологические аспекты перехода к интервью с использованием компьютерных технологий. Поздравляем коллег с новой публикацией!
Поздравляем коллег с публикацией в журнале Higher Education
В журнале Higher Education вышла новая статья сотрудников нашего центра, Натальи Малошонок и Евгения Терентьева. На основе исследования аспирантов и руководителей аспирантских программ, проведенного в 2016 году, в статье описываются проблемы современной российской аспирантуры, влияющие на долю аспирантов, вовремя защищающих свои работы
Портрет современного российского аспиранта
Сколько российских аспирантов совмещают работу с обучением? Хотели бы они сменить научного руководителя? Какая доля молодых людей поступает в аспирантуру, чтобы избежать призыва в армию? Ответы на эти и другие вопросы о российском аспиранте представлены в новом номере серии "Современная аналитика образования", который подготовили сотрудники нашего центра.
Как привлечь молодежь в аспирантуру
Аспирантские программы должны быть интересны не только будущим профессорам, но и тем, кто идет в бизнес или работает по найму.
Седьмой выпуск серии «Современная аналитика образования»
Вышел новый доклад серии «Современная аналитика образования», посвященный функционированию коллегиальных управленческих органов с общественным участием в университетах зарубежных стран.
Высшее образование как общественное благо: конференция ASHE
В ежегодной конференции Ассоциации по исследованиям высшего образования, прошедшей в городе Коламбус штата Огайо, США, приняли участие сотрудники Центра социологии высшего образования Наталья Малошонок и Евгения Шмелева.
В Дублине прошла очередная Международная конференция Европейской ассоциации исследователей образования EERA
Конференция 2016 года была посвящена вкладу исследователей в образование и освещала широкий круг исследовательских и прикладных вопросов. Институт образования был представлен на форуме внушительной делегацией.
Новая публикация в зарубежном издании
В журнале «Computers in Human Behavior» (первый квартиль по психологии в Скопусе), выходящем под эгидой крупнейшего международного академического издательского дома «Elsevier», опубликована новая статья сотрудников Центра социологии высшего образования Инобра Натальи Малошонок и Евгения Терентьева.