• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590 доб. 22538
Электронная почта:
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 000
Время работы: 10:00 - 18:00
Расписание
SPIN РИНЦ: 5637-8074
ORCID: 0000-0003-1481-2563
ResearcherID: K-6075-2015
Google Scholar
Руководитель
Фрумин И. Д.
Помощник
Чаплина Т. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Болотов Виктор Александрович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
  • Научно-педагогический стаж: 14 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2009
    Академик РАО
  • 2009
    Ученое звание: Профессор
  • 2001
    Доктор педагогических наук
  • 1988
    Ученое звание: Доцент
  • 1975

    Специалитет: Красноярский государственный университет, специальность «Математика»

  • Кандидат наук

Достижения и поощрения

  • Премия Правительства РФ в области образования (ноябрь 2013)
  • Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (июль 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (июнь 2012)
  • Почетная грамота Российской академии образования (апрель 2012)
  • Почетная грамота Правительства Российской Федерации (апрель 2012)
  • Медаль "20 лет Приднестровской Молдавской Республике" (октябрь 2010)
  • Медаль "За отличие в службе" Федерального агентства специального строительства (июнь 2007)
  • Медаль "За содружество во имя спасения" (декабрь 2005)
  • Медаль "В память 1000-летия Казани" (июнь 2005)
  • Медаль "За укрепление боевого содружества" (июнь 2003)
  • Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (июнь 2003)
  • Орден Почета (февраль 2003)
  • Медаль "200 лет МВД России" (сентябрь 2002)
  • Медаль "В память 200-летия Минюста России" (сентябрь 2002)
  • Медаль "В память 850-летия Москвы" (декабрь 1997)

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • Член редакционного совета журнала "Высшее образование сегодня"

  • С 2013г.: член редколлегии журнала «Вопросы образования».

Публикации30

Опыт работы

С 1990 по 1992 гг. – начальник Главного управления педагогического образования Минобразования России.

С 1992 года по 2004 год – заместитель, затем первый заместитель Министра образования Российской Федерации.

В 2004 году назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

 С 2008 по 2013 год - вице-президент Российской академии образования.

С 2013 года работает в НИУ ВШЭ научным руководителем Центра мониторинга качества образования Института образования

С 1990 по 1992 гг. – начальник Главного управления педагогического образования Минобразования России.

С 1992 года по 2004 год – заместитель, затем первый заместитель Министра образования Российской Федерации.

В 2004 году назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

 С 2008 по 2013 год - вице-президент Российской академии образования.

C 2013 года работает в НИУ ВШЭ научным руководителем Центра мониторинга качества образования Института образования

Биография

Действительный член Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, почетный доктор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1995), Йорского университета (Великобритания) (2003)

Организатор образования в России, специалист в области педагогики. Создал первый в СССР психолого-педагогический факультет в Красноярском государственном университете и был первым его деканом (1987-1990). В 2001 году был одним из членов рабочей группы по созданию проекта Концепции модернизации образования, впоследствии одобренной Государственным советом Российской Федерации и утвержденной Правительством Российской Федерации. Организатор и координатор работ по ряду направлений модернизации образования, в т.ч. по введению в России единого государственного экзамена, совмещающего выпускные и вступительные экзамены. В настоящее время результаты его теоретических и практических разработок используются во многих педагогических учреждениях России.

В 2005 году был избран членом-корреспондентом РАО, в 2009 году - действительным членом (академиком) РАО. Состоит в Отделении  профессионального образования РАО. С 2008 года -  вице-президент РАО.

Автор более 150 научных и научно-методических трудов. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2000). Персона года (2002)  - общественно-политическая сфера (номинация «Персона в образовании»). Лауреат премии «IT Лидер 2003 г.» за выдающийся вклад в развитие информационных технологий в России. Признан «Учительской газетой» человеком года в образовании (2004). Награжден орденом Почета, грамотой Президента России за подготовку проведения референдума по принятию Конституции Чеченской Республики, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалями «В память 850-летия Москвы», «За укрепление боевого содружества», «В память 200-летия Минюста России», «200 лет МВД России».

 

 


Биография

Родился 05 июня 1952 в городе Улан-Удэ. Организатор образования в России, специалист в области педагогики, доктор педагогических наук (2001), профессор (2009), действительный член Российской академии образования (2009), почетный доктор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1995), Йорского университета (Великобритания) (2003).

С отличием окончил математический факультет Красноярского государственного университета (1975), защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук (1980). Работал в Красноярском государственном университете (1981 – 1990).

С 1990 по 1992 гг. – начальник Главного управления педагогического образования Минобразования России.

С 1992 года по 2004 год – заместитель, затем первый заместитель Министра образования Российской Федерации.

В 2004 году назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

 С 2008 по 2013 год - вице-президент Российской академии образования. В настоящее время – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ.

Был одним из создателей Красноярской летней школы по естественным наукам для одарённых детей Сибири.

В 1985 году стал лауреатом премии ЦК ВЛКСМ за работу с одаренными детьми. В.А. Болотовым была сформулирована личностно-ориентированная концепция, положенная в основу подготовки педагогов в Красноярском государственном университете. Данная концепция опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы в педагогике. Результатом его научных разработок в этой области явилось теоретическое обоснование необходимости изменения основной парадигмы подготовки педагогов, переход от предметно-ориентированной практики подготовки педагогов к личностно-ориентированной. Создал первый в СССР психолого-педагогический факультет в Красноярском государственном университете и был первым его деканом (1987-1990). В настоящее время результаты его теоретических и практических разработок используются во многих педагогических учреждениях России.

В 2001 году был одним из членов рабочей группы по созданию проекта Концепции модернизации образования, впоследствии одобренной Государственным советом Российской Федерации и утвержденной Правительством Российской Федерации. Организатор и координатор работ ряда направлений модернизации образования, в т.ч. по введению в России единого государственного экзамена, совмещающего выпускные и вступительные экзамены.

Автор более 150 научных и научно-методических трудов.

Член Президиума ВАК. Лауреат премий Правительства Российской Федерации в области образования (2000 и 2013 гг.).

Персона года (2002) общественно-политическая сфера номинация «Персона в образовании». Лауреат премии «IT Лидер 2003 г.» за выдающийся вклад в развитие информационных технологий в России.

Признан «Учительской газетой» человеком года в образовании (2004).

Награжден орденом Почета, грамотой Президента России за подготовку проведения референдума по принятию Конституции Чеченской Республики, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалями «В память 850-летия Москвы», «За укрепление боевого содружества», «В память 200-летия Минюста России», «200 лет МВД России».

 

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Отобрать паспорта - и дело с концом

Виктор Болотов: "Прочитал на сайте "УГ" об очередном заседании патриотов "Единой России", на котором "досталось отечественному образованию". Не буду перечислять все претензии, которые единороссы предъявляют нашей школе в целом и Министерству образования и науки в частности. Однако характер обвинений обескуражил настолько, что не могу их не прокомментировать".

Учительская газета

Болотов: директор школы должен уметь постоять у доски в классе

Функции и роль директора школы сегодня существенно меняются. Кто может быть лучшим руководителем: опытный педагог или квалифицированный управленец? Часто ли директор становится лидером коллектива? Об этом и многом другом рассказал корреспонденту РИА Новости президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

РИА Новости

За свободу

Виктор Болотов: "Эдуард Днепров был одной из самых ярких фигур в российском образовании. Назначенный в 1988 году руководителем Временного научно-исследовательского коллектива «Школа», он собрал вокруг себя самых нестандартно мыслящих и имеющих реальные заделы педагогов, историков, экономистов и управленцев России".

Учительская газета

Слишком много Онегиных

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, которая, помимо всего прочего, предусматривает и «модернизацию технологий заочного образования». А это значит, что, возможно, мы наконец-то наведем порядок в «заочном» пространстве, которое уже давно требует «ремонта». Главное - подойти к делу разумно и системно, чтобы дров не наломать.

Учительская газета

Бумажные люди

Виктор Болтов: "Меньше всего в эти праздничные дни мне бы хотелось говорить о проблемах школы. Как хорошо было бы, глядя в будущее, обрисовать его исключительно в светлых, мажорных тонах. Но, увы, болевых точек немало, и если закрыть на них глаза сегодня, завтра будет только хуже".

Учительская газета

Телега впереди лошади

Мысль о том, чтобы разделить обязательные выпускные экзамены по русскому языку и математике на два уровня, базовый и профильный, появилась еще в начале 2000-х, когда мы только планировали эксперимент по введению в ЕГЭ. Очевидно, что с будущих инженеров надо спрашивать одну математику, а с гуманитариев - совершенно другую, точно так же, как технарям абсолютно не нужны научные тонкости языка, столь важные для гуманитариев. Кроме того, ЕГЭ ведь еще сдают дети, которые вовсе не собираются поступать в вуз, им знаний по этим предметам просто должно хватить для повседневной жизни.

Учительская газета

Критерии искренности

Завтра одиннадцатиклассники всей страны, от Сахалина до Калининграда, впервые за долгие годы будут вновь писать итоговое сочинение по литературе. Никто, думаю, не будет спорить, что сочинение - это очень важный и полезный элемент учебного процесса, прекрасный способ проверить, понимает ли ребенок прочитанный текст, умеет ли грамотно излагать и доказывать собственную точку зрения. Подобная форма контроля всегда была, есть и, уверен, останется необходимым элементом работы учителя с классом. Другое дело, если мы рассматриваем сочинение как экзамен с высокими ставками, как допуск к ЕГЭ или способ заработать дополнительные баллы для поступления в вуз. Тут у меня лично возникает масса вопросов.

Учительская газета

А олени лучше

Недавно я побывал в удивительном уголке земли: в небольшом нанайском селе, раскинувшемся на берегу Амура, в трех часах езды от Хабаровска. Естественно, пригласили и в местную школу. Знаете, чем больше всего гордятся ее мальчишки? Тем, сколько рыбы они поймали, как ловко могут обращаться с оленями и метко стрелять, охотясь на соболя. Здешняя школьная жизнь во многом подчинена совершенно иным, особым, непонятным нам, горожанам, законам: первые осенние месяцы ребята вместе со взрослыми заняты путиной: рыба идет косяком, упустить ее нельзя. Весной они тоже отвлекаются от учебы на свои обязательные хозяйственные дела, ровно так же как поступали когда-то их отцы, деды, прадеды.

Учительская газета

Объединенный не значит единый

Поводом к этому размышлению послужила недавняя новость о том, что в центре Москвы прошел митинг, собравший около полутора тысяч участников: учителя, родители, дети школы-интерната «Интеллектуал» и гимназии №1588 вышли на улицу в знак протеста против предстоящего объединения. Выступавшие говорили о том, что хотят жить своей независимой, самостоятельной жизнью, и перспектива слияния ни одно из этих учебных заведений не устраивает.

Учительская газета

Ведущие эксперты в области образования подвергли критике законопроект о единых учебниках

Негативные оценки продолжают поступать в адрес законопроекта, представленного на рассмотрение в Госдуму. Он предусматривает создание единых линеек школьных учебников по истории, литературе и русскому языку. Накануне резко отрицательную позицию выразил Общественный совет при Минобрнауки РФ. Коллег поддержали эксперты Александр Асмолов, Виктор Болотов, Игорь Реморенко и Исак Фрумин.

Учительская газета

Вопросы без ответов

Я давно живу на свете и много чего повидал. Попав в систему образования, я встречался с детьми и взрослыми, преподавал в летних школах, в университете, на курсах повышения квалификации. Но есть вещи, делать которые так и не научился, задачи, решения которых до сих пор не нашел, как ни старался. Признаюсь честно, я не знаю, как работать с немотивированными или демотивированными людьми, как пробивать ледяную стену равнодушия и апатии, которую они выстраивают вокруг себя.

Учительская газета

Уроки со звездами

Этой осенью меня пригласили принять участие в работе Большого жюри Всероссийского финала конкурса «Учитель года России». Для меня это, конечно же, огромная честь. И большое профессиональное путешествие с новыми, интересными и талантливыми, друга на друга не похожими попутчиками. Жду его с нетерпением.

Учительская газета

Независимая система оценки качества образования - имитация? Не везде…

Учительская газета

Авторов ЕГЭ учат создавать тесты

Руководитель магистерской программы ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» Виктор Болотов — о недостатке компетентных тестологов в России.

Московские новости

Болотов: у современных детей нет свободного времени

Виктор Болотов о предстоящем международном образовательном форуме

РИА Новости

Право на ошибку

Предложение предоставить школьникам возможность пересдавать ЕГЭ в течение одного года обсуждалось на заседании президентской комиссии по совершенствованию единого госэкзамена и поддержке одаренных детей. Поднял этот вопрос ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Московские новости

Новые ординарные профессора ВШЭ

На заседании Ученого совета 29 апреля 2016 года было принято решение о присвоении почетного звания (статуса) ординарного профессора 25 профессорам Высшей школы экономики.

Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле

Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.

«Идеи Эльконина и Давыдова пока не стали массовыми, но они для всех»

Недавно в Институте образования прошел очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», темой которого стала одна из уникальных методик обучения – система развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Семинару, участники которого делились своими размышлениями о том, почему при всех своих очевидных преимуществах система развивающего обучения так и не стала главенствующей в отечественной педагогике, посвящена развернутая статья в «Учительской газете».

Исполнилось 30 лет манифесту «Педагогики сотрудничества»

В программе «Тем временем» на канале «Культура» эксперты обсудили идеи, которые родились из опыта великих педагогов, сумевших гуманизировать советскую школу. Почему у них получилось? Что это было – чудо, случайность или странная закономерность? В программе приняли участие научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов и директор Департамента образовательных программ Александр Сидоркин.

В МИА "Россия сегодня" прошел круглый стол, посвященный популяризации профессии учителя

Круглый стол состоялся в рамках XIII конференции "Тенденции развития образования" Московской высшей школы социальных и экономических наук, которая пройдет 18-19 февраля. Ведущие эксперты в сфере образования, в числе которых научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, обсудили Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), изменения в системе повышения квалификации педагогических кадров и модели их карьеры.

Общественный запрос на раскрытие результатов ЕГЭ в централизованном формате должен быть удовлетворен

На заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ научный руководитель Центра мониторинга качества образования Инобра Виктор Болотов выступил с предложением упомянуть в декларации министерства, посвященной целям и задачам на 2016 год, о необходимости повышения открытости и подотчетности системы образования для граждан и общества.

В Омском государственном педагогическом университете обсудили вопросы модернизации педагогического образования

Двухдневный семинар-совещание, проходивший под руководством доктора педагогических наук, академика РАО Виктора Болотова, собрал представителей Института образования НИУ ВШЭ и руководителей ведущих педагогических вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Школьный учитель должен не только знать предмет, но и уметь работать с современными детьми

18-20 ноября Минобрнауки России, Московский городской психолого-педагогический университет и Высшая школа экономики провели всероссийскую конференцию, на которой обсуждались результаты модернизации педагогического образования. Участники конференции пришли к выводу, что модернизация идет успешно, но ее результаты будут видны нескоро.

ВШЭ и РГПУ им. Герцена открыли совместный диссертационный совет

21 сентября заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова подписала приказ о создании объединенного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим наукам на базе ВШЭ и РГПУ имени А.И.Герцена. Об истории создания и предстоящей работе диссовета рассказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов.

Виктор Болотов стал членом Общественного совета Минобрнауки

В соответствии с приказом министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов вошел в состав Общественного совета при министерстве.

Реформаторские идеи Эдуарда Днепрова стали частью повседневности

17 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось интеллектуальное наследие Эдуарда Днепрова — первого министра образования постсоветской России, ординарного профессора ВШЭ, скончавшегося 40 дней назад. Среди участников семинара были эксперты и управленцы, вместе с ним начинавшие реформу образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать

Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.

Списывание и плагиат характерны не только для российских вузов

10 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась проблема нечестного поведения студентов. Участники дискуссии пришли к выводу, что эта беда случается повсеместно, вне зависимости от вуза и страны, и что преподаватели не должны сами провоцировать студенческую нечестность.

Проекты ВШЭ по оценке качества образования одобрены Рособрнадзором

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги конкурса на лучший проект по совершенствованию оценки качества образования. В числе победителей — проект Института образования ВШЭ, в числе призеров — проект профессора факультета права ВШЭ Анатолия Нестерова.

В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего

7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.

Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей

Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.

В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть

24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные  исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.

Ключевые компетенции формируются у детей благодаря играм и книгам

В Высшей школе экономики прошел семинар Института образования ВШЭ, посвященный неформальному образованию. Профессор ВШЭ Катерина Поливанова рассказала, какие книги и мультфильмы интересуют современных детей и как игры по их мотивам дополняют школьное образование.

При оценке школы необходимо учитывать, с какими детьми она работает

27 мая участники традиционного семинара Института образования ВШЭ обсуждали, как оценивать результаты работы школ. Исследователи считают, что это можно делать только с учетом условий и социально-экономического контекста, в котором работает каждая школа.

Работа Рособрнадзора по организации ЕГЭ-2014 дала первые результаты

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что старт основного этапа сдачи ЕГЭ — по географии и литературе — 26 мая прошел без сбоев. Впервые за последние несколько лет в этот день действительно не было скандалов. Почему это произошло и чего не нужно делать, чтобы избежать проблем в дальнейшем, рассказывает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Каким должно стать школьное образование к 2020 году?

22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.

Утвержден новый состав Наблюдательного совета НИУ ВШЭ

Согласно распоряжению, подписанному премьер-министром России Дмитрием Медведевым, состав Наблюдательного совета ВШЭ сменился наполовину. Новым председателем совета, вероятно, станет первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин — несколько лет назад он уже курировал деятельность университета со стороны Правительства РФ.

Россия старается сохранить свое преимущество в математическом образовании

25 марта на семинаре Института образования ВШЭ была представлена Концепция развития математического образования в РФ, утвержденная Правительством России в декабре 2013 года. С докладом выступил координатор группы разработчиков концепции, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов.

Общественная палата рекомендует авторам рейтингов быть культурными и объективными

13 марта Комиссия по развитию образованию Общественной палаты РФ провела круглый стол «Рейтинги в дошкольном и общем образовании: вопросы качества и эффективности», на котором был представлен проект документа «Принципы рейтингования в образовании в РФ». В разработке проекта приняли участие сотрудники Института образования ВШЭ.

Оценка качества образования должна стать «более тонкой и умной»

11 марта на семинаре Института образования ВШЭ заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов представил проект концепции общероссийской системы оценки качества общего образования.

Реформа педагогического образования станет частью комплексной программы обновления кадров

Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, представленный на общественное обсуждение два месяца назад, не будет приниматься как отдельный документ, но его основные идеи войдут в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников. Почему было принято такое решение, объясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Все неудачные проекты в области образования имеют схожие черты

19 февраля в Московской высшей школе социальных и экономических наук стартовала двухдневная XI международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования», в числе организаторов которой — Высшая школа экономики. На этот раз ее участники ищут ответ на вопрос, что такое эффективная школа и эффективный детский сад.

Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно

Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Пункты проведения ЕГЭ должны быть оборудованы по единому стандарту

29 января Рособрнадзор и Департамент образования Москвы провели пробный ЕГЭ по русскому языку для журналистов — главным образом для того, чтобы продемонстрировать обществу меры информационной безопасности, которые планируется предпринять на реальных экзаменах через четыре месяца. Помогут ли эти меры сделать ЕГЭ честным и объективным, размышляет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Скидки для платных студентов могут стать стимулом к хорошей учебе

28 января на семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос, как стимулировать студентов хорошо учиться. С докладом «Оценивание воздействия скидок на успеваемость студентов первого курса ВШЭ» выступила проректор Мария Юдкевич.

Сайты органов управления образованием улучшаются, но до идеала им далеко

16 декабря представлен рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием, подготовленный Институтом образования ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».

Три сотрудника ВШЭ получили премии Правительства РФ

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов, директор Центра развития лидерства в образовании Анатолий Каспржак и заведующий кафедрой менеджмента инноваций Иван Бортник стали лауреатами премии Правительства РФ 2013 года в области образования.

Сектор обзора у общественных наблюдателей на ЕГЭ должен стать шире

18 ноября ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в работе всероссийского форума «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году». Обсуждались вопросы совершенствования процедуры проведения единого государственного экзамена.

Государство отвернулось от частных вузов

Негосударственное высшее образование находится в неравных условиях с госвузами. Но ему нужно не просто ждать поддержки от государства, но и продемонстрировать ему свои сильные стороны. Обсуждение ситуации с негосударственными вузами на семинаре Института развития образования НИУ ВШЭ

Каких оценок заслуживает образование

Оптимальная система оценки качества (СОК) образования должна учитывать и национальный, и мировой контекст. Универсальный рецепт эксперта Всемирного банка Марии-Хосе Рамирес

Системы оценки качества образования: нет идеала…

14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.

Новая шкала для вузов

Новые методики ранжирования вузов, европейская и российская, были представлены на международной конференции в Москве. Уже существующие рейтинги покрывают лишь 3% университетов мира, новые системы, как обещают, будут пригодны для всех вузов

Российские вузы пытаются преодолеть границы

Российские университеты уже не «обороняются» от преобразований. Но для того, чтобы стать конкурентоспособными в мире, им придется в рекордно короткие сроки провести апгрейд по многим направлениям, считает исследователь Французского института международных отношений (IFRI) Татьяна Кастуева-Жан

Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы

Инвестиции в среднее профессиональное образование сейчас могут принести большую отдачу, чем инвестиции в вузы. Нужно учить людей прикладным навыкам и умениям, опираясь на требования работодателей. Доклад Джека Мэтьюза в ВШЭ

Назад в ПТУ?

19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.

Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы

19 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Форсайт компетенции 2030» выступил Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково».

Негосударственные вузы остаются на обочине

Неоднородное, смутное и отчасти маргинальное явление – такой увидели негосударственную высшую школу эксперты на семинаре в НИУ ВШЭ, посвященном развитию образования. Со времен появления первых негосударственных вузов в постсоветской России прошло 20 лет. Однако в большинстве своем они так и не оправдали надежд общества

Негосударственные вузы — временное явление?

22 января состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Обсуждались проблемы негосударственных вузов в России и за рубежом.

Вышка составит атлас регионального образования

12-14 декабря в Высшей школе экономики прошел семинар «Актуальные вопросы региональной образовательной политики», организованный Институтом образования ВШЭ.

Нерешаемые задачи как основа высшего образования

20 ноября на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ с докладом «Высшее образование 2.0» выступил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков.

Образовательное неравенство: как помочь слабым стать сильнее?

6 ноября состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Программы сокращения образовательного неравенства: политика и практика» выступили сотрудники института Сергей Косарецкий, Ирина Груничева и Марина Пинская.

Журнал «Вопросы образования», №3, 2012

Вышел очередной номер журнала «Вопросы образования», №3, 2012

«Трудно менять, ничего не меняя. Но мы будем»

19 июня состоялся семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный памяти Анатолия Пинского, на тему «Образование в 2013 году. Тенденции и вызовы — сбываются ли прогнозы?»

«Прививка» против неравенства

18 июня в Общественной палате РФ состоялись организованные Комиссией по развитию образования общественные слушания на тему «Выравнивание шансов детей на качественное образование». В докладе экспертов ВШЭ был предложен комплекс мер для улучшения ситуации в сфере школьного образования.

Главный социальный проект современной России

7 июня в Высшей школе экономики состоялся семинар «Уроки ЕГЭ как системного проекта», посвященный 60-летнему юбилею научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ, вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова. В семинаре принял участие новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, впервые после своего назначения посетивший ВШЭ.

Топ-менеджер единого экзамена

5 июня исполняется 60 лет научному руководителю Центра мониторинга качества образования ВШЭ, вице-президенту Российской академии образования Виктору Болотову.

Учителя на просторах Интернета

29 мая прошел семинар Института развития образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования». С докладом «Российский учитель в Интернете. Результаты Всероссийской интернет-переписи учителей — 2011» выступили заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости Наталья Тюрина и заместитель директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Ирина Селиверстова.

Награды Правительства экспертам Стратегии-2020

За заслуги в работе по подготовке предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года ряд экспертов ВШЭ удостоены правительственных наград.

Вложения растут — качество падает?

13 марта прошел семинар Института развития образования ВШЭ, в котором принял участие статс-секретарь — заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко. С докладом «Что происходит с зарплатой учителей: зависит ли рост заработной платы от модели оплаты труда?» выступила директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

Оценка образовательных достижений: системный подход

6 марта состоялся очередной семинар Института развития образования НИУ ВШЭ. С докладом «Разработка эталонов в системе оценки образовательных достижений в разных странах: опыт SABER и READ» выступила специалист Всемирного банка Маргарет Кларк.

Идеальная школа для детей Сколково

21 февраля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ. На нем был представлен проект «Новая школа в Сколково», победивший в конкурсе, организованном Минобрнауки совместно с Фондом «Сколково» и компанией «Майкрософт». С докладом выступил ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.

Образование — «плавильный котел» наций?

7 февраля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ. С докладом на тему «Теоретический и политический контекст образования в многонациональном социуме (сравнительная характеристика)» выступил заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Российской академии образования Александр Джуринский.

Препятствия в образовании: не в деньгах дело

20 сентября на совместном семинаре, организованном Институтом развития образования ВШЭ и экспертной группой «Новая школа», работающей над корректировкой Стратегии-2020, с докладом «Уроки рандомизированных экспериментов в образовании» выступил профессор Стэнфордского университета Эрик Бэттингер.

Исследование выявило преподавателей-прогульщиков

13 сентября в Высшей школе экономики состоялся семинар Института развития образования ВШЭ, на котором с докладом «Ловушка низких достижений: сравнение школ Ботсваны и Южной Африки» выступил Мартин Карной, профессор Стэнфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ.

Начал работу Наблюдательный совет ВШЭ

11 июля состоялось первое заседание Наблюдательного совета Высшей школы экономики как автономного учреждения.

Единый и пока единственный

1 июля в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, на котором обсуждались результаты проведения ЕГЭ в этом году. Организаторами выступили Комиссия по развитию образования Общественной палаты и Экспертная группа № 8 по совершенствованию Стратегии-2020 «Новая школа».

Границы университетской демократии

31 мая в Высшей школе экономики прошел совместный семинар Института развития образования и Института институциональных исследований ВШЭ из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования». О том, как создать успешный исследовательский университет и кто им должен руководить, рассказали члены Международного консультативного комитета ВШЭ профессор Филип Альтбах и доктор Патти Питерсон.

Утвержден состав Наблюдательного совета ВШЭ

28 мая Председатель правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о назначении членов Наблюдательного совета Высшей школы экономики сроком на пять лет.

Медсестра с университетским дипломом

22 марта в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме возможного кризиса высшей школы в ближайшие годы. С докладом «Третичное образование в России в переходный период» выступил директор Исследовательского центра по изучению инфраструктурных отраслей Московской школы управления «Сколково», декан Monitor University (США) Алан М. Кэнтроу.

Зарплаты в вузах России одни из самых низких в мире

1 марта в Высшей школе экономики состоялся семинар Института развития образования ВШЭ. С докладом «Академические зарплаты и контракты в России и в мире» выступили заместитель директора Института институциональных исследований ВШЭ Мария Юдкевич и заведующий лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ Григорий Андрущак.

Можно ли доверять студентам педвузов?

22 февраля на семинаре Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ с докладом «Качество педагогического образования в России (по результатам международного исследования по изучению педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS)» выступила директор Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (РАО) Галина Ковалева.

Как вести себя в космосе и как «правильно» выйти замуж

Пять дней, с 26 по 30 января, участники Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ВШЭ провели рядом с ведущими преподавателями университета, у которых им, возможно, предстоит учиться на протяжении двух лет.

Магистры для сферы образования

21 декабря состоялся семинар «Образовательные программы Института развития образования ГУ-ВШЭ: новые перспективы в ответ на современные вызовы». Руководители и преподаватели трех магистерских программ института, стартовавших в сентябре этого года, рассказали о первых результатах, планах международного сотрудничества и новых идеях.

«О чем не знают, того не желают»

На очередном семинаре Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ, состоявшемся 16 ноября, с докладом «Ignoti nulla cupido: прозрачность российских вузов по результатам анализа их веб-сайтов» выступил один из авторов исследования, аналитик ИРО и менеджер лаборатории ГУ-ВШЭ «Развитие университетов» Дмитрий Семенов.

Преобразование образования

19 октября в Высшей школе экономики состоялся семинар, на котором обсуждались концепция и базовые принципы проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Закон как «лакмусовая бумажка»

22 июня в ГУ-ВШЭ состоялся семинар «Итоги года в образовании», посвященный памяти Анатолия Пинского. На нем были названы события, которые стали, по мнению образовательных экспертов, главными в уходящем 2009–2010 учебном году.

Хорошая семья — хорошие результаты?

25 мая на традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ГУ-ВШЭ с докладом «Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характеристик» выступил эксперт по внешней оценке качества образования информационно-образовательного агентства «Лидер» Сергей Боченков.

ЕГЭ: бульдозер с функциями эскалатора

22 декабря в ГУ-ВШЭ прошел очередной семинар из цикла «Актуальные исследования и разработки в области образования». С докладом на тему «ЕГЭ в системе оценки качества образования» выступила руководитель Центра оценки качества Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева.

Мы говорим — ЕГЭ, подразумеваем — Болотов

9 декабря Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института развития образования ГУ-ВШЭ, был избран академиком Российской академии образования.

Дети, сколько стоит баррель? Будущее российской математики

Я всячески избегаю мероприятий, связанных со школьным образованием, так как чувствую свою полнейшую беспомощность в этом вопросе. Чему учить, как, да еще и детей – все эти вопросы кажутся настолько сложными, что люди, дающие на них четкие ответы, вызывают скорее подозрение, чем уважение. Непонятно, кому из них верить – искренним энтузиастам-предметникам, защищающим важность своей дисциплины, или матерым экспертам, с PISA в руках ратующим за «современный объективный подход». Первые, по мнению вторых, наивны, вредны и находятся в плену ложных представлений. Вторые часто аттестуются как враги родины, ведущие уникальную образовательную систему к воспетому Задорновым американскому жупелу. Вдобавок ко всему профессиональные знатоки школьного образования – основоположники, члены и участники такого количества фондов и институтов, партий и направлений, что разобраться, кто есть кто, человеку со стороны невозможно.

Мы лучшие в мире, и у нас это не укладывается в голове

28 октября на семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ "Актуальные исследования и разработки в области образования" в очередной раз обсуждались результаты PIRLS — международного сравнительного исследования качества чтения учеников начальной школы, в котором в 2006 году Россия заняла первое место в общем рейтинге сорока стран.

С российским дипломом - за рубеж

Ежегодно в Рособрнадзор за подтверждением российских документов об образовании обращаются 16 тыс. человек. Это главным образом те, кто выезжает на работу за границу и кому нужен документ, подтверждающий легитимность их дипломов. Понятно, что для проведения такого рода экспертизы представленных заявителем документов требуется большое количество экспертных центров. Это весьма трудоемкая работа, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов на заседании Рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в РФ.

Как перестать врать при итоговой аттестации школьников

В ГУ-ВШЭ прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) на тему: "Как перестать врать при итоговой аттестации школьников?"

Реформируя российскую школу, нужно опираться на то, что диктуется развитием общества

3 февраля в ГУ-ВШЭ прошло организованное Российским общественным советом по развитию образования (РОСРО) заседание Круглого стола на тему "Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования".