• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

© Высшая школа экономики

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Открывая семинар, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Виктор Болотов заявил, что эффективность аспирантуры мало кого устраивает, и реформы, проведенные в последние годы, ситуацию не изменили. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года сделал аспирантуру третьим уровнем высшего образования, однако количество диссертаций, защищенных ее выпускниками, остается небольшим. Для решения проблемы было предложено снова превратить аспирантуру из образовательного трека в академический. Соответствующий законопроект разработан, но позиция на этот счет нового руководства Министерства науки и высшего образования РФ пока неизвестна.

При этом, по мнению Виктора Болотова, многие трудности связаны не со статусом аспирантуры, а с организацией ее работы. Какие именно проблемы возникают и что нужно сделать для их решения, размышляли участники семинара.

В основе традиционной модели аспирантуры, существовавшей до 2012 года, лежит принцип наставничества, пояснила Сауле Бекова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования ВШЭ. Модель не предполагала большой учебной нагрузки и была ориентирована на развитие академических навыков. В ныне действующей модели учебная нагрузка возросла, и это обусловлено, например, интернационализацией: если в аспирантуру поступают студенты из разных стран, их нужно доучивать до определенного уровня. Учебные курсы способствуют развитию разных компетенций, которые пригодятся на любом рынке труда.

По мнению Сауле Бековой, внедрение этой модели не было обеспечено необходимыми условиями, в том числе финансовыми. Зачастую в аспирантуре читаются магистерские курсы, а специально для аспирантов ничего не разрабатывается. При этом спрос на качественное образование есть. Академический директор Аспирантской школы по образованию ВШЭ Евгений Терентьев, ссылаясь на данные опросов, сообщил, что немалая доля аспирантов приходит в университет именно для того, чтобы учиться и получать профессию. Далеко не все выбирают академическую карьеру, но на академическом рынке столько ученых и не требуется.

В нынешней модели аспирантуры продолжает действовать принцип наставничества, считает Евгений Терентьев – аспирант и научный руководитель взаимодействуют один на один.

Наши данные говорят о том, что модель распределенного научного руководства не работает

Есть и другое неприятное обстоятельство: 16% научных руководителей, как сообщают опрошенные аспиранты, ничего не делают, а две трети их аспирантов этой ситуацией удовлетворены. 37% аспирантов согласны участвовать в делах научных руководителей, не связанных с подготовкой диссертации, – добровольно принимают на себя роль «рабов».

По мнению Андрея Игнатова, директора Центра подготовки кадров высшей квалификации НИТУ МИСиС, очередная реформа должна устранить разрыв между окончанием аспирантуры и защитой диссертации. Однако, считает директор Института аспирантуры и докторантуры Университета Лобачевского (Нижний Новгород) Борис Бедный, сложности в этой ситуации могут возникнуть у региональных вузов, не имеющих своих диссертационных советов. Очевидно, им придется налаживать контакты с организациями, где советы есть, – организовывать совместные программы, направлять аспирантов на стажировки, встраивать их в работу ведущих университетах.

Впрочем, начальник Управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ Елена Кобзарь отметила, что не так уж важно, какой закон будет регулировать работу аспирантуры – образовательный или научный. Основные проблемы лежат за пределами законодательного поля: подготовка аспирантов зависит, прежде всего, от особенностей конкретной организации, от специфики отрасли. И здесь есть множество практик. В частности, за два года реализации пилотного проекта, в рамках которого ведущие университеты получили право присваивать собственные ученые степени, было сформировано широкое поле самых разных моделей, форматов и процедур.

Сегодня в вузах с облегчением воспринимают возможный отказ от федеральных государственных образовательных стандартов в аспирантуре и от государственной аккредитации аспирантских программ. Однако не стоит забывать, констатировала Елена Кобзарь, что на смену стандартам придут федеральные государственные требования, на смену аккредитации – лицензирование. А стимулы у аспирантов останутся прежними. Во всем мире люди идут в аспирантуру, чтобы, прежде всего, усилить свои позиции на рынке труда, повысить свою конкурентоспособность, получить доступ к лучшим рабочим местам и высоким заработкам. Сотрудников с кандидатской степенью высоко ценят любые работодатели.

Вам также может быть интересно:

Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы

Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».

«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»

До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.

Сетевая аспирантура

Как сделать российскую аспирантуру эффективнее? Одна из возможных новаций — сетевая аспирантура: аспирант, специализирующийся в конкретной научной области, слушает лекции ведущих ученых в этой сфере в разных вузах и научных организациях. Такой опыт в России уже есть — Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках.

Философия и этика: перспективные точки пересечения

9 февраля в Высшей школе экономики прошла встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве между университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.

Стратегические решения

28 января прошло первое в новом году заседание Ученого совета Высшей школы экономики. В центре дискуссии оказалось будущее университетской аспирантуры и участие Вышки в корректировке «Стратегии 2020».

Междисциплинарный семинар аспирантов

28 сентября в ГУ-ВШЭ прошел семинар группы высокого профессионального потенциала (так называемого кадрового резерва) Высшей школы экономики «Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационной работы».

«Три года посвящены лишь подготовке диссертации»

13 сентября в Высшей школе экономики прошла встреча студентов и преподавателей с аспирантом Университета Миннесоты, выпускником ГУ-ВШЭ Константином Голяевым, он рассказал об особенностях обучения в аспирантуре американских университетов.

Аспирантура ГУ-ВШЭ может стать моделью для ведущих вузов РФ

В этом году в ВШЭ начинает действовать аспирантура полного дня, набор в которую завершается 15 сентября. Аспиранты будут получать дополнительную стипендию и зарплату за работу в проектах, что позволит им больше времени посвящать науке. О принципиально новой форме аспирантуры в интервью РИА Новости рассказывает декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.

«Мы являемся частью глобального академического рынка»

28 мая состоялось очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. Одной из главных тем в повестке дня стало развитие и реформирование университетской аспирантуры.

«Противодействие модернизации будет велико»

Институт проблем правового регулирования ГУ-ВШЭ стал победителем конкурса, проводимого Рособразованием в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. Комментирует директор института Анна Гутникова.