• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия и этика: перспективные точки пересечения

9 февраля в Высшей школе экономики прошла встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве между университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.

Общецерковная аспирантура и докторантура (ОЦАиД), ректором которой является митрополит Иларион, была организована в 2009 году на базе филиала аспирантуры Московской духовной академии. Ее слушатели — действующие и будущие служители церкви, богословы, теологи, которые имеют возможность получить степень кандидата богословия, обучаться на магистерских программах и программах PhD, реализуемых ОЦАиД совместно с зарубежными вузами-партнерами, а также пройти курсы повышения квалификации. Кроме того, в ОЦАиД открыта уникальная для Русской православной церкви  (РПЦ) докторская программа по богословию.

Однако, помимо теологических, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре работают несколько общегуманитарных кафедр, в частности кафедры истории, философии, древних и новых языков. Именно в этих областях предполагается наиболее интенсивно развивать образовательное сотрудничество между двумя вузами — неслучайно на встрече Ярослава Кузьминова с митрополитом Иларионом присутствовали руководители «профильных» факультетов Вышки — декан факультета философии Алексей Руткевич и декан факультета истории Александр Каменский. Также в беседе участвовали первые проректоры ВШЭ Лев Якобсон и Вадим Радаев, проректор ВШЭ Сергей Рощин, директор по международной деятельности ВШЭ Ольга Мошкова. Впрочем, только обменом образовательными курсами взаимодействие ВШЭ и ОЦАиД исчерпываться не будет.

Митрополит Иларион, отметив, что он «рад посетить Высшую школу экономики, которая за свою недолгую историю зарекомендовала себя как инновационный вуз, опирающийся на самые современные образовательные и научные технологии», сказал, что рассчитывает на сотрудничество и по таким направлениям, как экспертная деятельность, совместные исследовательские проекты, совместные магистерские программы, развитие международных связей.

Ярослав Кузьминов, кроме того, предложил коллегам из ОЦАиД принять совместное участие в «деятельности, которая была присуща университетам в России — организации публичных дискуссионных площадок». Одной из центральных тем таких дискуссий, на взгляд ректора ВШЭ, должна стать проблема общественной морали и системы ценностей. «Вопросы экономического развития и стабильности государства прямо определяются той общественной моралью, которая разделяется или не разделяется элитами, — заметил, в частности, Ярослав Кузьминов. — У нас произошел слом ценностей. В девяностые годы экономические отношения устанавливались часто "по понятиям". Сейчас общество в большой степени от этой практики ушло, но находится в такой стадии, когда хозяйствующие субъекты, экономические партнеры, вступая во взаимоотношения, во всем подозревают друг друга. О достижении какой конкурентоспособности можно говорить при столь низком уровне доверия?» Митрополит Иларион, в свою очередь, отметил, что РПЦ недавно приняла особый свод правил, касающийся регулирования хозяйственной деятельности.

В то же время в российском обществе по-прежнему прослеживается деление на «почвенников» и «западников», значительная часть граждан возражает против усиления присутствия церковных организаций в системе школьного образования (эксперимент с введением в школах «основ религиозных культур» — яркий пример такого раскола). Однако и Ярослав Кузьминов, и митрополит Иларион полагают, что у светских и церковных институтов (не только православных) на этом поле существуют самые широкие возможности для взаимодействия и выработки общественного компромисса, а потому «нужно прилагать совместные усилия, а не вытеснять друг друга с этой площадки». Парадокс ситуации заключается в том, что подавляющее большинство противников усиления роли той же РПЦ на самом деле разделяют христианские и православные ценности. «Основные опасения связаны с конкретным воплощением образовательных инициатив церкви в конкретных школах, — заметил ректор ВШЭ. — Если люди увидят, что никакого конфессионального раскола в школах нет, нет обучения "из-под палки", отношение общества к этой идее изменится».

«Мы знаем об открытости ВШЭ и готовности обсуждать самые разные вопросы, поэтому здесь действительно может появиться оптимальная площадка для обсуждения многих проблем и, прежде всего, гражданского мира в нашей стране», — продолжил другой участник встречи, проректор ОЦАиД протоиерей Владимир Шмалий. Среди наиболее актуальных тем для дискуссий и исследований, на его взгляд, концепция секулярности, проблема этики и этического воспитания, «практически ушедшего из российской школы». «Можно развивать направление религиоведения, философии религии, социологии религии, — добавил протоиерей. — С учетом того, что в ВШЭ сложилась в определенном смысле лаборатория дальнейшего развития российского общества, мы были бы заинтересованы принимать участие в соответствующих исследованиях как партнеры».

В ближайших планах двух вузов, как отметил Сергей Рощин, обмен образовательными программами, установление формальных процедур перезачета курсов, читающихся в Вышке и ОЦАиД, запуск до конца нынешнего учебного года совместной дискуссионной площадки, обмен и укрепление международных контактов. Кроме того, Вышке стоит перенять у коллег из ОЦАиД опыт построения PhD-программ. «Мы пытаемся восстановить у себя нормальную аспирантуру, которая рухнула в России как институт», — отметил в связи с этим Ярослав Кузьминов.

«Но самые главные точки пересечения, которые могут быть для нас перспективными, — полагает ректор ВШЭ, — это философия и история религии, социология религии, вопросы трудовой этики, предпринимательской этики, благотворительности, восстановления шкалы ценностей, в том числе в профессиональной деятельности людей».

Ярослав Кузьминов также считает, что к сотрудничеству ВШЭ и ОЦАиД можно в перспективе привлечь и студентов Московской духовной академии. «Конечно, она расположена в Сергиевом Посаде, но не думаю, что с этим возникнут сложности, — заметил ректор ВШЭ. — Ведь наши студенты свободно обучаются на курсах, которые им читают онлайн, например, профессора из Калифорнии».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля

Вам также может быть интересно:

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

В Вышке прошла ярмарка партнерских университетов

В рамках Международной партнерской недели представители 25 вузов из 15 стран рассказали студентам ВШЭ о возможностях обучения. Новостная служба ВШЭ составила список тех вузов, которые входят в топ-200 мировых рейтингов и/или пользуются наибольшей популярностью среди студентов ВШЭ. Изучайте и пользуйтесь.

Резильентные школы. Как они устроены

Хорошие результаты экзаменов, мотивация всех учеников, раскрытие способностей, определившиеся и самостоятельные выпускники — все это не самореклама одной из раскрученных гимназий, а рутинная практика ряда обычных школ. В самых сложных условиях они дают детям все шансы на успех. IQ.HSE продолжает рассказ о феномене резильентных школ по исследованию Института образования НИУ ВШЭ.

Институт образования: от экстенсивного роста к качественному развитию

19-20 октября состоялось первое заседание экспертного комитета Института образования НИУ ВШЭ, членами которого стали шесть иностранных специалистов в области образования из пяти стран и трое российских экспертов. Комитет дал независимую оценку деятельности института и рекомендации по доработке стратегии его развития до 2024 года.

Ректоры вузов и представители министерств ответили на «детские» вопросы

Зачем ходить в школу, когда есть интернет? Не пора ли выкинуть традиционные учебники? Смогут ли учителя стать звездами Youtube? На конференции EdCrunch эти вопросы экспертам в области образования задали школьники младших классов. Среди «вызванных к доске» оказался и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Новостная служба ВШЭ записала самые интересные вопросы и ответы.

Поступательное движение

На образовательную миграцию влияют исходные данные абитуриентов и уровень жизни в регионах, показали в статье сотрудники Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Илья Прахов и Мария Бочарова. Сильные выпускники из образованных и обеспеченных семей в целом чаще поступают в вуз далеко от дома. Но выбор обычно корректирует экономика. Большие зарплаты притягивают учащихся в регион, высокая стоимость жизни — отталкивает.