• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка качества образования должна стать «более тонкой и умной»

11 марта на семинаре Института образования ВШЭ заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов представил проект концепции общероссийской системы оценки качества общего образования.

Когда речь заходит об оценке качества школьного образования, первое, что приходит в голову, — ЕГЭ для 11-классников и ГИА для 9-классников. Другие оценочные процедуры вплоть до постоянного оценивания детей в классе остаются за рамками широкого обсуждения и никак не регламентируются. Как отметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов, если останутся только эти две процедуры — ЕГЭ и ГИА, и не будет ничего нового, то «мы и их угробим». Поэтому нужны новые инструменты оценки качества. Например, много говорится о том, что дети должны уметь решать сложные задачи в меняющихся жизненных обстоятельствах, однако как оценивать это умение в практике современной российской школы, мало кто понимает.

Идея создания общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) возникла примерно семь лет назад. Тогда же появился первый текст концепции, и одним из его авторов был Виктор Болотов, в то время возглавлявший Рособрнадзор. Однако тогдашнее руководство Минобрнауки не придавало этому особого значения, и к теме вернулись только совсем недавно. Осенью 2013 года в Саратове прошла всероссийская конференция, посвященная ОСОКОО, затем были обсуждения на других площадках.

На сегодняшний день разработан проект концепции ОСОКОО (в числе его авторов — сотрудники ВШЭ Виктор Болотов и Игорь Вальдман), его планируется обсудить, доработать и в июне 2014 года утвердить на коллегии министерства. По мнению Павла Сергоманова, ОСОКОО — это продукт консенсуса между органами власти и экспертным сообществом. Концепция — это система представлений об оценке качества образования, а отнюдь не директивный документ. На этапе обсуждения важно понять, что из предложений авторов разделяется профессиональным сообществом, а что не разделяется совсем.

Конечным результатом образования становятся компетенции, их и нужно оценивать.

Особенность проекта концепции в том, что речь идет именно об оценке образовательных достижений детей. Такие факторы, как оценка школьной инфраструктуры или образовательных программ, остаются за ее рамками. Основное внимание уделяется оценочным процедурам — центральному понятию системы оценки качества. Они рассматриваются в полном цикле: от стандартов разработки до стандартов интерпретации результатов. Последнее особенно важно, поскольку интерпретация данных иногда строится на ложных основаниях. Важно определить границы интерпретации: что и в каких целях можно делать, а что нельзя.

При этом, говоря об образовательных достижениях, авторы имеют в виду не просто сумму знаний, как раньше. Конечным результатом образования становятся компетенции, их и нужно оценивать. А это сложно: необходимо новое представление о качестве, связанное с компетентностным (системно-деятельностным) подходом. Если раньше успешным считался ребенок, освоившим нужное количество дидактических единиц, записанных в государственном образовательном стандарте, то теперь, когда минимум содержания образования из стандарта исключен, задача усложняется. Реагирование на те или иные результаты должно быть «более тонким и умным». Ведь есть немало примеров, когда, например, школы ранжируются по результатам ЕГЭ, и принимается решение поощрить тех, кто вверху, и наказать тех, кто внизу. Это самый простой, но, в конечном счете, тупиковый путь.

В проекте концепции приводится конечный перечень возможных оценочных процедур. Есть три основных разновидности: государственные национальные экзамены, международные мониторинги, оценивание в школе и в классе (в том числе накопительная оценка и оценка индивидуального прогресса). При этом нужно отделить экзамены с высокими ставками (прежде всего, ЕГЭ, по результатам которого поступают в вузы) от мониторинговых исследований, которые играют совсем другую роль.

По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, разработчикам концепции еще предстоит дать ответ на вопрос, какие изменения предстоят. Как будет выглядеть это будущее? Что изменится в жизни учителя и ребенка? Советская школа с ее стандартизацией всех процессов не нуждалась в рефлексии — учителя не задумывались об оценке собственных действий и результатов. Теперь же мы говорим о «колоссальном культурном сдвиге» — учителя должны обсуждать результаты детей компетентно и заинтересованно. Это и будет главное изменение, которое приведет к улучшению результатов.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Леонида Доронина

Вам также может быть интересно:

Независимая оценка качества выпускников должна появиться и в высшем образовании

3 ноября в НИУ ВШЭ состоялось расширенное заседание комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) по независимой оценке качества образовательных программ высшего образования с участием руководителей Минобрнауки России, Рособрнадзора и представителей профессиональных ассоциаций. Обсуждалось создание системы независимой оценки образовательных результатов выпускников программ высшего образования по экономике и управлению и другим направлениям.

Проекты ВШЭ по оценке качества образования одобрены Рособрнадзором

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги конкурса на лучший проект по совершенствованию оценки качества образования. В числе победителей — проект Института образования ВШЭ, в числе призеров — проект профессора факультета права ВШЭ Анатолия Нестерова.

Системы оценки качества образования: нет идеала…

14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.