• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Независимая оценка качества выпускников должна появиться и в высшем образовании

3 ноября в НИУ ВШЭ состоялось расширенное заседание комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) по независимой оценке качества образовательных программ высшего образования с участием руководителей Минобрнауки России, Рособрнадзора и представителей профессиональных ассоциаций. Обсуждалось создание системы независимой оценки образовательных результатов выпускников программ высшего образования по экономике и управлению и другим направлениям.

Тема независимой оценки в высшем образовании рассматривается на площадке АВВЭМ, так как к качеству образования по экономике и менеджменту у общества, государства и работодателей накопилось больше всего претензий, отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. В этой сфере есть вузы-лидеры, но есть и те, кто берет на бюджетные места троечников, обеспечивая трудоустройство лишь 20 процентов выпускников.

Одна из причин недостаточного качества программ, а как следствие — недовольства работодателей выпускниками, заключается в том, что в высшем образовании нет системы независимой оценки качества подготовки выпускников, заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Ныне действующих инструментов — государственной аккредитации, новых образовательных стандартов, мониторинга эффективности вузов, всевозможных рейтингов — недостаточно для решения проблемы.

Недавний опыт внедрения форм независимого оценивания в школьном образовании показал, что система оценки качества влияет на процесс обучения, рассказал Сергей Кравцов: благодаря ЕГЭ «налаживается обратная связь, и мы понимаем, где слабые и сильные стороны общего образования». Можно упомянуть еще такие инструменты независимой оценки в школе, как ОГЭ в 9 классе, национальные и международные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, а в высшем образовании подобные меры эпизодичны. Понятно, что Рособрнадзор уделяет пристальное внимание вузам, у которых по результатам министерского мониторинга обнаруживаются признаки неэффективности, но и в эффективных вузах далеко не все программы реализуются качественно. Так что нужна прозрачная и понятная технология оценки результатов выпускников и соответствующие измерительные материалы.

Важнее оценить знания по некоторым ядерным дисциплинам направления — например, для будущих экономистов это микро- и макроэкономика, статистика, эконометрика, финансы, бухучет. Без этих предметов невозможно освоить специализированные курсы

Но какие именно результаты нужно оценивать? Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев пояснил, что введение новых федеральных стандартов постепенно ведет к изменению схемы обучения «4 +2» (бакалавриат + магистратура) на «2+2+2». Эта схема подразумевает, что первые два года в бакалавриате — базовый уровень, освоение которого позволяет студенту выбрать на следующие два года академическую или ориентированную на практику специализацию. Меняется также смысл обучения в магистратуре: это необязательно образование, ведущее к исследовательской работе и получению в дальнейшем научных степеней, но также и возможность дополнить, перепрофилировать свою бакалаврскую подготовку. Чтобы эта схема заработала в полную силу, необходимо унифицировать оценку результатов базового уровня. Содержательно, нормативно и технологически система образования готова к тому, чтобы оценивать качество подготовки студентов после двух лет обучения, заявил Александр Соболев.

Ярослав Кузьминов предложил приступить к независимой оценке результатов студентов прежде всего в четырех секторах: экономика и менеджмент, право, медицина, педагогика. Он подчеркнул, что в экономике и менеджменте дела обстоят хуже, чем в остальных секторах, программ недостаточного качества там больше. Независимый экзамен должен быть для студентов обязательным — если его будут сдавать по желанию, придется потратить лет пять, чтобы всех в это втянуть. Результаты эксперимента в четырех секторах можно будет распространить на всю систему высшего образования страны. В инженерных науках или в сфере культуры организовать независимые экзамены сложнее, так как нужно проверять слишком «дробные» компетенции, но со временем и это будет возможно.

При этом общие требования следует предъявлять при оценке части профессиональных компетенций и готовности работать по специальности. Понятно, что выпускники вузов должны обладать, например, коммуникативными компетенциями и лидерскими навыками, но проверить их у всех студентов крайне сложно, разработчики таких измерительных материалов неизбежно попадут под огонь критики. Важнее оценить знания по некоторым ядерным дисциплинам направления — например, для будущих экономистов это микро- и макроэкономика, статистика, эконометрика, финансы, бухучет. Без этих предметов невозможно освоить специализированные курсы, на них базируются более узкие компетенции.

Главная задача такой оценки качества — определить долю студентов, которые не владеют данными базовыми предметными компетенциями совсем и, как следствие, отсечь некачественные образовательные программы. Попутно можно выявить и настоящих лидеров, но этого общество от нас пока не ждет, считает ректор ВШЭ. Ведь есть немало других инструментов, позволяющих выделить лучшие вузы и лучшие образовательные программы. А сейчас нужно перестать тратить бюджетные деньги на «бросовые» программы, дискредитирующие высшее образование, которые по инерции продолжают существовать. Одновременно, подчеркнул проректор ВШЭ Сергей Рощин, необходимо сформировать нормативную рамку, чтобы мотивировать вузы проходить такую оценку. В противном случае перейти от слов к делу не удастся.

Вам также может быть интересно:

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

Обходной маневр

Каждый десятый российский школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ.

Заявление Ученого совета НИУ ВШЭ

Ученый совет НИУ ВШЭ обеспокоен отзывом государственной аккредитации МВШСЭН («Шанинки»). Многолетнее партнерство наших вузов позволяет утверждать, что качество подготовки студентов МВШСЭН отвечает высоким стандартам.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.