• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Центр изучения мировых религий, Гарвардский университет, 1960 г.

Центр изучения мировых религий, Гарвардский университет, 1960 г.
© Harvard.edu

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

«Университеты всегда были катализаторами отношений между правительством, рынком и обществом, — говорит Екатерина Шибанова. — Но исследователи образования чаще всего воспринимают свой предмет исследования per se, как вещь в себе, не уделяют достаточно внимания внешнему контексту, институтам, государству, политике. А политэкономисты и исторические социологи, наоборот, редко смотрят в сторону образования. Нам стало интересно собрать общую картину, но учесть и национальные особенности».

Екатерина Шибанова
© Высшая школа экономики

Исследователи предложили отказаться от принятой периодизации развития высшего образования: «до» и «после» массовизации. Эта линия проходит по второй половине XX века, когда вырос охват и высшее образование перестало быть доступным только малой доле населения. По мнению авторов, такая оптика устарела. Взамен они предлагают четыре исторические точки:

 завершение Второй мировой войны и холодная война между США и СССР;

 окончание холодной войны;

 появление дискурса неолиберализма и глобальных рейтингов;

 подъем азиатского региона. 

«Конечно, это все еще периодизация, и она условна, как и любая другая, но для стран в спецвыпуске события-отсечки были основополагающими в изменении систем высшего образования. Они помогают контекстуализировать институциональные изменения в секторе и, как нам кажется, более пригодны для межстранового сравнения», — объясняет Екатерина Шибанова.

По мнению авторов, высшее образование тесно встроено в общую политико-экономическую модель, но стратегии государств заметно различаются. Например, скандинавские страны развивают образовательные возможности, инклюзию и стремятся выравнять жизненные шансы. Континентальная Европа также поддерживает вузы, но финансовую поддержку студентов почти полностью перекладывает на семью. США и Британия полагают высшее образование личной инвестицией в будущее. Разное отношение государств ученые концептуализировали в трех метафорах: национальное достояние, право гражданина и товар.

Эти концепции, поясняет Екатерина Шибанова, одновременно в разной степени могут присутствовать в национальной культуре и политике, но в значительной мере определяют размер и характер инвестиций общества в высшее образование: «В обществах, преимущественно трактующих высшее образование как право гражданина, лучше сбалансирована социальная политика, меньше социальные риски, ресурсы образования здесь в меньшей степени становятся инструментом стратификации и борьбы за место под солнцем».

Вам также может быть интересно:

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.