• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Центр изучения мировых религий, Гарвардский университет, 1960 г.

Центр изучения мировых религий, Гарвардский университет, 1960 г.
© Harvard.edu

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

«Университеты всегда были катализаторами отношений между правительством, рынком и обществом, — говорит Екатерина Шибанова. — Но исследователи образования чаще всего воспринимают свой предмет исследования per se, как вещь в себе, не уделяют достаточно внимания внешнему контексту, институтам, государству, политике. А политэкономисты и исторические социологи, наоборот, редко смотрят в сторону образования. Нам стало интересно собрать общую картину, но учесть и национальные особенности».

Екатерина Шибанова
© Высшая школа экономики

Исследователи предложили отказаться от принятой периодизации развития высшего образования: «до» и «после» массовизации. Эта линия проходит по второй половине XX века, когда вырос охват и высшее образование перестало быть доступным только малой доле населения. По мнению авторов, такая оптика устарела. Взамен они предлагают четыре исторические точки:

 завершение Второй мировой войны и холодная война между США и СССР;

 окончание холодной войны;

 появление дискурса неолиберализма и глобальных рейтингов;

 подъем азиатского региона. 

«Конечно, это все еще периодизация, и она условна, как и любая другая, но для стран в спецвыпуске события-отсечки были основополагающими в изменении систем высшего образования. Они помогают контекстуализировать институциональные изменения в секторе и, как нам кажется, более пригодны для межстранового сравнения», — объясняет Екатерина Шибанова.

По мнению авторов, высшее образование тесно встроено в общую политико-экономическую модель, но стратегии государств заметно различаются. Например, скандинавские страны развивают образовательные возможности, инклюзию и стремятся выравнять жизненные шансы. Континентальная Европа также поддерживает вузы, но финансовую поддержку студентов почти полностью перекладывает на семью. США и Британия полагают высшее образование личной инвестицией в будущее. Разное отношение государств ученые концептуализировали в трех метафорах: национальное достояние, право гражданина и товар.

Эти концепции, поясняет Екатерина Шибанова, одновременно в разной степени могут присутствовать в национальной культуре и политике, но в значительной мере определяют размер и характер инвестиций общества в высшее образование: «В обществах, преимущественно трактующих высшее образование как право гражданина, лучше сбалансирована социальная политика, меньше социальные риски, ресурсы образования здесь в меньшей степени становятся инструментом стратификации и борьбы за место под солнцем».

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.