• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Назад в ПТУ?

19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.

Развитие трудовых ресурсов является не только экономической проблемой, но и социальной. Сегодня из страны в страну перемещается около 240 миллионов рабочих-мигрантов, около 400 миллионов человек трудоспособного возраста числятся безработными. Проблема рабочей силы — мировая проблема со своими экономическими и социальными нюансами.

 

Экономика труда: вспомнить классиков

Джек Мэтьюз посвятил свою карьеру изучению проблем рынка труда, в том числе вопросов профессиональных компетенций и квалификаций. И сегодня, будучи директором Международной организации стандартизации навыков и компетенций (International skills standards organization, INSSO), в качестве главной ее цели и миссии он считает развитие и совершенствование профессиональных навыков миллиардов людей, которые будут способствовать росту и процветанию всех стран мира.

По словам докладчика, следующий этап развития мировой экономики и глобальной конкуренции будет связан с развитием ориентированных на будущее профессиональных навыков и компетенций. Для многих государств актуальной задачей становится активное взаимодействие правительства, работодателей и работников с целью повышения производительности труда и улучшения социального статуса населения. При этом сегодня, как и 200 лет назад, странам важно понимать специфику спроса мирового рынка и свою роль в международном разделении труда. И в этом смысле постулаты Давида Риккардо об абсолютных и относительных конкурентных преимуществах наций по-прежнему работают.

Чтобы участвовать в мировой экономике, любая страна должна постоянно трансформироваться, развиваться, специализироваться на чем-то, используя свои природные, человеческие и другие ресурсы. Скажем, Великобритания сегодня в отличие от прошлых веков больше не имеет конкурентных преимуществ в обрабатывающей промышленности, но является одним из ведущих мировых экспортеров. Что продают британцы? Профессиональные и коммерческие услуги. «Профессиональные умения и навыки становятся новой валютой, которой пользуются страны для обмена богатством», — подчеркнул докладчик.

По данным исследований ОЭСР, в еврозоне доля ВВП в расчете на отработанный час составляет 49 долларов, в Великобритании чуть меньше, около 47 долларов, а вот в России всего 20 долларов. Что стоит за этой разницей в цифрах? Докладчик считает, что это навыки и умения работников.

 

Много знают, мало умеют

Но как эти навыки и умения взрастить? В той же Великобритании выпускникам вузов весьма непросто найти работу. Окончив вуз или колледж, молодые люди далеко не всегда могут похвастаться хорошим уровнем подготовки. Между тем количество специалистов с дипломом о высшем образовании с каждым годом увеличивается, что делает проблему еще острее.

Похожая и даже более проблемная ситуация сложилась и в других европейских странах, например, в Испании около 40% выпускников вообще не имеют постоянной работы.

Докладчик привел интересные данные, которые показывают, как в разных странах молодежь оценивает свои карьерные перспективы на выходе из вуза. К примеру, 60% студентов Саудовской Аравии и Бразилии верят, что высшее образование позволит им найти хорошую работу. Так же думают более половины молодых индийцев и немцев. И всего 40% студентов Великобритании.

В то же время работодатели во многих странах выказывают явное недовольство качеством подготовки молодых специалистов. И речь идет не о знаниях. Молодые люди много знают, но мало умеют. Более того, они не готовы поддерживать эффективные коммуникации, не хотят и не умеют подчиняться корпоративным правилам и распорядкам.

Все дело в том, что образование не ориентируется на заказчика. Готовить будущих специалистов необходимо для реальной работы, а значит, нужно учитывать спрос и потребности работодателей. Образованию нужные инновационные профессиональные стандарты.

 

Дать шанс профессиональному образованию

По мнению докладчика, часть инвестиционных потоков стоит перенаправить из высшего образования в профессионально-техническое. Особенно в свете того, что в развитых экономиках выпускник вуза получает зарплату в реальном исчислении на сегодня гораздо меньше, чем, например, в 1970-е годы. Другая причина в том, что выпускник классического университета — к примеру, специалист по истории Средних веков — несомненно, великолепный собеседник, но он вряд будет способствовать улучшению платежного баланса страны…
В Великобритании за последние 20 лет было проведено немало реформ в сфере профессионально-технического образования. Но все они столкнулись с рядом сложностей. С 1997 по 2010 год в стране сменилось восемь министров образования, была издана масса законопроектов, регулирующих различные стороны профессионального образования. И, увы, государственная политика в этой сфере была крайне непоследовательной. Но все же одна из инициатив оказалось весьма успешной — программа по созданию отраслевых советов для развития квалификаций.

Отраслевые советы работали в ключевых секторах экономики и совместно с работодателями выстраивали общую позицию по поводу специальных навыков и компетенций, необходимых для работы в той или иной отрасли. В итоге удалось создать ряд стандартов, приемлемых для всех заинтересованных сторон. Эти стандарты сегодня активно используются при подготовке примерно 90% специалистов рабочих профессий в Великобритании.

Джек Мэтьюз заметил, что навыки, которые дает высшее образование, не позволяют существенно повысить производительность труда. Поэтому правительство должно обеспечить молодым людям возможность получать качественное профессионально-техническое образование. Не все могут учиться в университетах. Но все, кто выходит на рынок труда, должны иметь такие навыки и умения, которые нужны экономике и обществу. Государство может быть конкурентоспособным на мировом рынке, опираясь исключительно на высокий уровень профессиональных компетенций своих граждан.

 

Навыки и компетенции: кому это надо?

Федор Дудырев, заместитель руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования, выступавший на встрече в качестве дискуссанта, заметил, что в России ситуация с высшим образованием даже более драматична, чем в Великобритании. Но и у нас делаются попытки что-то изменить. К примеру, дискуссии о прикладном образовании, которые активно ведутся в нашей стране в последнее время, — не что иное, как попытка обеспечить молодых людей дипломом в 22 года и дать им возможность быть реально конкурентоспособными на рынке труда, работать «головой и руками». За последнее время вышло около 40 поручений правительства и президента РФ в области профессионального образования. Все эти документы в той или иной мере содержат ориентиры, схожие с теми, что разрабатываются в странах Евросоюза. Вопрос в том, как достичь этих ориентиров…

Второй дискуссант, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Олег Подольский, заметил, что Джек Мэтьюз «человек скромный» и далеко не все про достижения Великобритании рассказал. Туманный Альбион очень серьезно подходит к вопросам оценки компетенций и выработки профессиональных стандартов. Об этом говорит и количество посвященных данным вопросам исследований, и объемы финансирования. За последние 12 лет Министерство образования Великобритании потратило около 11 миллиардов фунтов на развитие базовых, ключевых компетенций. Министерство ставило перед собой амбициозную цель — до 2010 года обучить базовым компетенциям 2,5 миллиона граждан. Эта цель была достигнута даже раньше установленного срока. Великобритания — пример страны со здоровой экономикой, которая реально заинтересована в развитии своего населения.

По словам директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, из прозвучавшего доклада не совсем ясно, ради чего необходимо развивать навыки и компетенции. Для развития страны в средне- и дальнесрочной перспективе? Или для развития самого человека? Кроме того, предложенный докладчиком ориентир на работодателя при создании образовательных стандартов является довольно спорным. Участие работодателей в формулировании текущих навыков и компетенций — это, конечно, важно. Но при этом речь идет об «экономике с глазами назад». Новая экономика, рискованная, способная на высокую производительность труда, не станет инвестировать в сегодняшние требования. В приложении к российским реалиям выводы доклада звучат, как «Вернемся назад, к ПТУ!». Это не может быть стратегией для тех, кто стремится к лидерству в сфере образования.

Как отметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов, существует некая презумпция, будто высшее образование знает, что оно делает. Но так ли это на самом деле? Наше высшее образование очень разное. Есть общее высшее, академическое образование, которое не дает профессиональных навыков, но работает на развитие мышления, коммуникативных компетенций, умение добывать знания и подобное. Однако чтобы действительно иметь хорошую профессию, нужны и базовые навыки, и сложные компетенции. Где их взять? Профессию в сфере высоких технологий — к примеру, в наноиндустрии — невозможно получить в ПТУ или в техникуме. Таких специалистов могут готовить на специальных программах только вузы, работающие на отрасль. И все же ни одна страна не может обойтись без профессионально-технического образования.

 

Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства

Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.

Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста

Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки

Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.