• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Назад в ПТУ?

19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.

Развитие трудовых ресурсов является не только экономической проблемой, но и социальной. Сегодня из страны в страну перемещается около 240 миллионов рабочих-мигрантов, около 400 миллионов человек трудоспособного возраста числятся безработными. Проблема рабочей силы — мировая проблема со своими экономическими и социальными нюансами.

 

Экономика труда: вспомнить классиков

Джек Мэтьюз посвятил свою карьеру изучению проблем рынка труда, в том числе вопросов профессиональных компетенций и квалификаций. И сегодня, будучи директором Международной организации стандартизации навыков и компетенций (International skills standards organization, INSSO), в качестве главной ее цели и миссии он считает развитие и совершенствование профессиональных навыков миллиардов людей, которые будут способствовать росту и процветанию всех стран мира.

По словам докладчика, следующий этап развития мировой экономики и глобальной конкуренции будет связан с развитием ориентированных на будущее профессиональных навыков и компетенций. Для многих государств актуальной задачей становится активное взаимодействие правительства, работодателей и работников с целью повышения производительности труда и улучшения социального статуса населения. При этом сегодня, как и 200 лет назад, странам важно понимать специфику спроса мирового рынка и свою роль в международном разделении труда. И в этом смысле постулаты Давида Риккардо об абсолютных и относительных конкурентных преимуществах наций по-прежнему работают.

Чтобы участвовать в мировой экономике, любая страна должна постоянно трансформироваться, развиваться, специализироваться на чем-то, используя свои природные, человеческие и другие ресурсы. Скажем, Великобритания сегодня в отличие от прошлых веков больше не имеет конкурентных преимуществ в обрабатывающей промышленности, но является одним из ведущих мировых экспортеров. Что продают британцы? Профессиональные и коммерческие услуги. «Профессиональные умения и навыки становятся новой валютой, которой пользуются страны для обмена богатством», — подчеркнул докладчик.

По данным исследований ОЭСР, в еврозоне доля ВВП в расчете на отработанный час составляет 49 долларов, в Великобритании чуть меньше, около 47 долларов, а вот в России всего 20 долларов. Что стоит за этой разницей в цифрах? Докладчик считает, что это навыки и умения работников.

 

Много знают, мало умеют

Но как эти навыки и умения взрастить? В той же Великобритании выпускникам вузов весьма непросто найти работу. Окончив вуз или колледж, молодые люди далеко не всегда могут похвастаться хорошим уровнем подготовки. Между тем количество специалистов с дипломом о высшем образовании с каждым годом увеличивается, что делает проблему еще острее.

Похожая и даже более проблемная ситуация сложилась и в других европейских странах, например, в Испании около 40% выпускников вообще не имеют постоянной работы.

Докладчик привел интересные данные, которые показывают, как в разных странах молодежь оценивает свои карьерные перспективы на выходе из вуза. К примеру, 60% студентов Саудовской Аравии и Бразилии верят, что высшее образование позволит им найти хорошую работу. Так же думают более половины молодых индийцев и немцев. И всего 40% студентов Великобритании.

В то же время работодатели во многих странах выказывают явное недовольство качеством подготовки молодых специалистов. И речь идет не о знаниях. Молодые люди много знают, но мало умеют. Более того, они не готовы поддерживать эффективные коммуникации, не хотят и не умеют подчиняться корпоративным правилам и распорядкам.

Все дело в том, что образование не ориентируется на заказчика. Готовить будущих специалистов необходимо для реальной работы, а значит, нужно учитывать спрос и потребности работодателей. Образованию нужные инновационные профессиональные стандарты.

 

Дать шанс профессиональному образованию

По мнению докладчика, часть инвестиционных потоков стоит перенаправить из высшего образования в профессионально-техническое. Особенно в свете того, что в развитых экономиках выпускник вуза получает зарплату в реальном исчислении на сегодня гораздо меньше, чем, например, в 1970-е годы. Другая причина в том, что выпускник классического университета — к примеру, специалист по истории Средних веков — несомненно, великолепный собеседник, но он вряд будет способствовать улучшению платежного баланса страны…
В Великобритании за последние 20 лет было проведено немало реформ в сфере профессионально-технического образования. Но все они столкнулись с рядом сложностей. С 1997 по 2010 год в стране сменилось восемь министров образования, была издана масса законопроектов, регулирующих различные стороны профессионального образования. И, увы, государственная политика в этой сфере была крайне непоследовательной. Но все же одна из инициатив оказалось весьма успешной — программа по созданию отраслевых советов для развития квалификаций.

Отраслевые советы работали в ключевых секторах экономики и совместно с работодателями выстраивали общую позицию по поводу специальных навыков и компетенций, необходимых для работы в той или иной отрасли. В итоге удалось создать ряд стандартов, приемлемых для всех заинтересованных сторон. Эти стандарты сегодня активно используются при подготовке примерно 90% специалистов рабочих профессий в Великобритании.

Джек Мэтьюз заметил, что навыки, которые дает высшее образование, не позволяют существенно повысить производительность труда. Поэтому правительство должно обеспечить молодым людям возможность получать качественное профессионально-техническое образование. Не все могут учиться в университетах. Но все, кто выходит на рынок труда, должны иметь такие навыки и умения, которые нужны экономике и обществу. Государство может быть конкурентоспособным на мировом рынке, опираясь исключительно на высокий уровень профессиональных компетенций своих граждан.

 

Навыки и компетенции: кому это надо?

Федор Дудырев, заместитель руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования, выступавший на встрече в качестве дискуссанта, заметил, что в России ситуация с высшим образованием даже более драматична, чем в Великобритании. Но и у нас делаются попытки что-то изменить. К примеру, дискуссии о прикладном образовании, которые активно ведутся в нашей стране в последнее время, — не что иное, как попытка обеспечить молодых людей дипломом в 22 года и дать им возможность быть реально конкурентоспособными на рынке труда, работать «головой и руками». За последнее время вышло около 40 поручений правительства и президента РФ в области профессионального образования. Все эти документы в той или иной мере содержат ориентиры, схожие с теми, что разрабатываются в странах Евросоюза. Вопрос в том, как достичь этих ориентиров…

Второй дискуссант, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Олег Подольский, заметил, что Джек Мэтьюз «человек скромный» и далеко не все про достижения Великобритании рассказал. Туманный Альбион очень серьезно подходит к вопросам оценки компетенций и выработки профессиональных стандартов. Об этом говорит и количество посвященных данным вопросам исследований, и объемы финансирования. За последние 12 лет Министерство образования Великобритании потратило около 11 миллиардов фунтов на развитие базовых, ключевых компетенций. Министерство ставило перед собой амбициозную цель — до 2010 года обучить базовым компетенциям 2,5 миллиона граждан. Эта цель была достигнута даже раньше установленного срока. Великобритания — пример страны со здоровой экономикой, которая реально заинтересована в развитии своего населения.

По словам директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, из прозвучавшего доклада не совсем ясно, ради чего необходимо развивать навыки и компетенции. Для развития страны в средне- и дальнесрочной перспективе? Или для развития самого человека? Кроме того, предложенный докладчиком ориентир на работодателя при создании образовательных стандартов является довольно спорным. Участие работодателей в формулировании текущих навыков и компетенций — это, конечно, важно. Но при этом речь идет об «экономике с глазами назад». Новая экономика, рискованная, способная на высокую производительность труда, не станет инвестировать в сегодняшние требования. В приложении к российским реалиям выводы доклада звучат, как «Вернемся назад, к ПТУ!». Это не может быть стратегией для тех, кто стремится к лидерству в сфере образования.

Как отметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов, существует некая презумпция, будто высшее образование знает, что оно делает. Но так ли это на самом деле? Наше высшее образование очень разное. Есть общее высшее, академическое образование, которое не дает профессиональных навыков, но работает на развитие мышления, коммуникативных компетенций, умение добывать знания и подобное. Однако чтобы действительно иметь хорошую профессию, нужны и базовые навыки, и сложные компетенции. Где их взять? Профессию в сфере высоких технологий — к примеру, в наноиндустрии — невозможно получить в ПТУ или в техникуме. Таких специалистов могут готовить на специальных программах только вузы, работающие на отрасль. И все же ни одна страна не может обойтись без профессионально-технического образования.

 

Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.

Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда

Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

В серой зоне

В России, Франции и Греции внешние неквалифицированные трудовые мигранты невольно поддерживают политику работодателей, сразу помещающих их в серое правовое поле. Исследование в трех странах показало, что иностранные рабочие изначально готовы трудиться полулегально, лишь бы заработать на жизнь. Между тем, их доходы не компенсируют ситуацию социальной уязвимости, в которой они оказались. Статья об этом опубликована в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.