• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Доказательное управление образовательными системами

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Баринов Сергей Леонидович, Беликов Александр Александрович, Мерцалова Татьяна Анатольевна
Прогр. обучения: Доказательное развитие образования
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

"Доказательное управление образовательными системами" является читаемой на русском языке дисциплиной для студентов, обучающихся на магистерской программе "Доказательная образовательная политика". Дисциплина состоит из двух больших разделов: Индикативное управление в образовании и Региональная дифференциация образовательных систем. Дисциплина направлена на формирование у студентов компетенций в области реализации прикладных аналитических разработок в сфере образования. В ходе изучения дисциплины студенты проходят полный цикл подготовки аналитического материала: выбор подходящих статистических показателей, конструирование комплексных индикаторов под задачу анализа, сбор и обработка статистических данных, подготовка аналитических текстов, иллюстрирование результатов работы с помощью инфографики, публичная презентация результатов работы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основами индикативного планирования, обработки и интерпретации данных различных исследований и мониторингов
  • Формирование у них компетенций в области планирования и проведения исследований в соответствии с актуальными управленческими задачами, аналитической обработки и интерпретации результатов исследований, в том числе, работы с big data
  • Развитие способности видеть за большими массивами данных и отдельными числами реальные про-цессы, навыков использования данных при оценке ситуации и принятии управленческих решений
  • Формирование компетентностей в области проектирования систем оценки качества и аналитики в сфере образования
  • Подготовка студентов магистратуры к реализации evidence based policy в условиях разнообразия социально-экономических условий, в которых функционируют образовательные системы субъектов РФ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент будет знать современные теоретические подходы к конструированию образовательной политики и методологическую базу управления на основе знаний
  • Студент будет уметь исследовать современные практики конструирования образовательной политики и контроля качества и эффективности ее реализации
  • Студент будет уметь читать и интерпретировать информацию, представленную в абстрактно-символическом формате (числовые ряды, массивы данных и др.), и переводить ее в контекстуально-образный формат.
  • Студент будет знать теорию и концепции индикативного планирования, индикативного управления в применении к раз-личным управленческим моделям: управление по результату, управление по изменениям
  • Способность прогнозировать явления, процессы и тенденции в сфере профессиональной деятельности (ОПК3)
  • Студент будет знать принципы оценивания в образовании и принципы построения исследований в сфере образования, в том числе, мониторинговых
  • Студент будет уметь разрабатывать методологию и методику проведения диагностических исследований, в том числе мониторингов, формировать систему критериев, подбирать показатели / индикаторы в соответствии с целями исследования и конкретными управленческими задачами
  • Студент будет знать существующие модели и практики функционирования систем оценки качества образования в рамках единой системы управления образованием, механизмы их построения, возможности и ограничения.
  • Способен определять цели и задачи в сфере профессиональной деятельности, выявлять значимые проблемы и предлагать эффективные пути их решения (ИК-М 1.2 НИД (ГМУ))
  • Способен осуществлять экспертную и консультационную деятельность в сфере профессиональной деятельности (ИК-М 1 ЭД КД (ГМУ))
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию (СК-М6)
  • Способен к самостоятельному освоению новых методов исследований, изменению научного и производственного профиля своей деятельности (СК-М3)
  • Способен систематизировать и презентовать результаты профессиональной деятельности с использованием современных методов и технологий (ИК-М 3 (ГМУ))
  • Способен организовать и самостоятельно осуществить исследования в области пуб-личного управления в соответствии с принципами и методами доказательной поли-тики (ИК-М 7.10. _НИД_ИАД__ПТД (ГМУ))
  • Студент будет уметь готовить аналитические материалы под конкретные управленческие задачи и презентовать их.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концептуальные теории и понятийный аппарат индикативного планирования и индикативного управления. Циклограмма управления по результатам.
    Понятия и их взаимосвязь: «Индикативное планирование», «Индикативное управление», «Управление по целям (результатам)», «Управление по отклонениям», «Критерии», «Индикаторы», «Показатели», «Параметры». Классическая схема менеджмента. Управление по результату и управление по отклонениям. Циклограммы управления по результатам и отклонениям. Этапы управленческой деятельности, требующие работы с индикаторами. Использование ин-дикативных инструментов при реализации основных функций управления.
  • Методика индикативного планирования. Основные этапы, вариативные под-ходы и барьеры планирования, ориентированного на количественные результаты. Как определить необходимые индикаторы
    Понятия и их взаимосвязь: «Прогнозирование», «Проектирование», «Планирование». Использование прогноза при осуществлении проектирования и планирования. Подбор индикаторов и показателей для проектирования и планирования. Использование кор-реляции, регрессии и факторного анализа. Вариативные подходы при планировании. Понятие «Регуляторы». Определение регуляторов. Их связь с индикаторами. Использование индикаторов для оценки степени влияния регуляторов. Ре-грессия, корреляция, экспертные методы (веса). Использование прогнозирования в индикативном планировании. Экспертный и математиче-ский прогноз. Сценирование в индикативном планировании. Уровень сложности объекта управления: система, элемент системы... Использование схемати-зации, детализации (анализ), кластеризации, контекстуализации для определения «влиятельных» регу-ляторов. Формы представления результатов индикативного планирования: концепция, стратегия, про-грамма. Барьеры индикативного планирования.
  • Мониторинги в образовании: цели, возможности, этапы разработки и проведения. Ме-тоды отбора показателей.
    Понятия, их взаимосвязь и прикладное выражение: «Мониторинг», «Экспертиза», «Оценка», «Диагностика», «Рейтинг», «Исследование», «Отчет» Мониторинг эффективности управленческих решений: оценка или исследование. Методы оценивания: сравнительный анализ, нормы для сравнения. Использование результатов сравнительного анализа в управлении: продвижение приоритетов, мотивация к развитию. Конкретные возможности мониторингов в управлении образованием: выявление трендов и тенденций, причинно-следственные связи, прогнозирование последствий. Методика мониторинга (диагностики): обязательные элементы. Целевое конструирование мо-ниторингов. Практикум по разработке мониторинга: целеполагание, методологические принципы. Принципы оценки образовательных систем. Отбор критериев, индикаторов и показателей образовательной деятельности и образователь-ных систем: разнообразие описываемых аспектов (что оценивается) и сложность описания значимых аспектов (всё ли можно оценить). Как правильно построить расчетные показатели. Использование экспертных оценок, факторного анализа и корреляции при отборе показателей и индикаторов.
  • Использование результатов мониторингов: оценка под управленческие задачи и управленческие решения по результатам оценок. Риски и ошибки в использовании мо-ниторингов. Условия эффективности мониторингов.
    Принятие управленческих решений, на основе имеющихся данных. Связь целей управления и целей оценки. Программа развития – продукт индикативного управления. Потенциальные направления анализа и возможные управленческие решения. Механизмы ис-пользования данных: запланированные результаты и полученные эффекты. Использование динамического анализа, факторного анализа, сопоставительного анализа, кон-текстуализации и кластеризации, формирование индексов при обработке результатов мониторингов. Виды аналитических процедур: констатация, интерпретация. Проблемы индикативного управления в образовании. Разные подходы к «изменению» данных. Манипуляция показателями и весами (весовые коэффициенты). Работа с кейсами. Использование экспертных интерпретаций результатов мониторингов, контекстуализации, дифференциации, индексов. Возможные ошибки в интерпретациях и математических расчетах (индек-сы, веса, факторы, зависимости показателей). Условия для эффективного использования мониторингов в управлении.
  • Формы представления результатов мониторингов. Открытость мониторингов в обра-зовании. Стейкхолдеры мониторингов и оценок в образовании.
    Понятия и их взаимосвязь: «Рейтинг», «Ренкинг», «База данных», «Лига», «Топ», «Отчет», «Аналитический обзор», «Аналитический доклад», «Обобщенная аналитика», «Инфографика», «Ви-зуализация» Рейтингование: управленческий потенциал, ограничения и риски. Риски «подмены мотивации» и «быстрых решений». Форматы, альтернативные рейтингам. Открытые данные. Стейкхолдеры результатов мониторингов и оценок. Кто и как использует результаты оценок. Данные как информационный повод для общественного диалога. Данные для внутреннего пользования. Как работать с «чужими» мониторингами (оценками). Открытость результатов, методики и процедур. Коммуникация в процессе проведения мони-торингов (оценок) как фактор повышения их эффективности. Коммуникативные площадки для экс-пертов, стейкхолдеров и объектов оценки. Представление результатов оценки для объектов оценивания.
  • Система оценки качества образования как проектируемый элемент системы управления.
    Федеральная, региональная, муниципальная система оценки качества образования (ОКО): структура, функционал, сферы внимания. Международный опыт функционирования систем оценки качества образования. Организационная структура российской системы ОКО. Информационные потоки и информационная логистика. Основные барьеры и проблемы функционирования систем ОКО: нормативные, логистические, организационные, кадровые. Проектирование муниципальных и региональных систем оценки качества образования: элементы системы, координация связей, информационная логистика, ресурсная база, подготовка персонала и др.
  • Российские и зарубежные исследования региональной дифференциации в образовании
    Состояние исследований региональной дифференциации в образовании в России и за рубежом. Информационно-аналитические системы, позволяющие анализировать межрегиональную дифференциацию в образовании.
  • Социальное развитие российских регионов как контекст для анализа дифференциации в образовании
    Регионализация в России. Общие теоретические рамки. Оси регионализации РФ. Социальное развитие российских регионов. Контекстные сюжеты и показатели, важные для учета при реализации образовательной политики.
  • Работа с региональной и муниципальной статистикой
    Работа с региональной и муниципальной статистикой. Статистические базы, механизмы работы с ними, барьеры и возможности развития.
  • Методы анализа межрегиональной дифференциации в образовании
    Обзор методов анализа межрегиональной дифференциации в образовании. Корреляционный анализ. Кластерный анализ. Метод типологизации. Использование осей регионализации РФ и типологий субъектов РФ по уровню и характеру социально-экономического развития для анализа сферы образования.
  • Разработка инфографических материалов по результатам анализа
    Разработка инфографических материалов по результатам анализа межрегиональной дифференциации
  • Образовательная политика в контексте региональной политики
    Образовательная политика в контексте региональной политики. Виды региональной политики и основные стейкхолдеры в России. Формулировка рекомендаций для стейкхолдеров по итогам проведения анализа межрегиональной дифференциации в образовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточная работа 1
  • неблокирующий Промежуточная работа 2
  • неблокирующий Промежуточная работа 3
  • неблокирующий Промежуточная работа 4
  • неблокирующий Промежуточная работа 5
  • неблокирующий Промежуточная работа 6
  • неблокирующий Промежуточная работа 7
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Промежуточная работа 1 + 0.1 * Промежуточная работа 2 + 0.1 * Промежуточная работа 3 + 0.1 * Промежуточная работа 4 + 0.1 * Промежуточная работа 5 + 0.1 * Промежуточная работа 6 + 0.1 * Промежуточная работа 7 + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Город, район, страна и мир : развитие России глазами страноведа, Трейвиш, А. И., 2009
  • Индикативное управление развитием организаций социальной сферы: вопросы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05, Тхориков, Б. А., 2014
  • Индикаторы образования: 2013 : стат. сб., Гохберг, Л. М., Забатурина, И. Ю., 2013
  • Инфографика : коммуникация и влияние при помощи изображений, Смикиклас, М., Литвинова, А., 2014
  • Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Общее образование. Региональный... : стат. информ.-аналит. сб., Агранович, М. Л., 2002
  • Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Профессиональное образование. Р... : стат. информ.-аналит. сб., Агранович, М. Л., 2005
  • Региональная политика России : 20 лет реформ и новые возможности, Кузнецова, О. В., 2015
  • Социальное развитие регионов России : проблемы и тенденции переходного периода, Зубаревич, Н. В., 2012
  • Эффективное управление : экономические задачи и оптимальные решения, Друкер, П. Ф., Котельниковой, М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен, Полян, П. М., Нефедова, Т. Г., 2001
  • Образование в Российской Федерации: 2014 : стат. сб., Абдрахманова, Г. И., Гохберг, Л. М., 2014
  • Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации, Григорьев, Л. М., Зубаревич, Н. В., 2011