Сорокин Павел Сергеевич
- Заведующий лабораторией, Ведущий научный сотрудник:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Образование, учёные степени
- 2013
Кандидат социологических наук: Высшая школа экономики, специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография», тема диссертации: Карьера руководителей нижнего и среднего звена российских бизнес-организаций как социальное явление
- 2009
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Социология», квалификация «социолог, преподаватель социологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
IV International Summer School of higher education research held from June 4th to 10 th, 2016
Research Seminar “Work conditions in comparative perspective” held at University of Tampere (Finland) 12 – 14 May 2014
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность НИУ ВШЭ (февраль 2022)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2017)
Надбавка за академическую работу (2015-2016, 2014-2015, 2013-2014, 2012-2013)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2020-2021, 2019-2020, 2017-2019)
Надбавка за регулярные публикации в международных рецензируемых научных изданиях (2021-2026)
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом научном издании (2016-2017)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2017-2018)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Основы анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Управление и политика в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Управление и политика в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Инновации и образование в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Управление и политика в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Социологическая теория в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Экономика и управление образованием в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Актуальные исследования и разработки в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Социологическая теория в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Управление, экономика и политика в социальной сфере (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2020 г.: член редколлегии журнала «The American Sociologist».
Гранты
-
Проблема проактивности личности во взаимодействии с социальной средой в современном международном дискурсе (РФФИ, руководитель) 2020-2021 - Качество трудовой жизни работников бизнес-организаций в России и Финляндии: факторы и последствия (Фундаментальный проект (ПФИ), 2014);
- Крестьянство на переломе эпох: анализ социальной организации современного российского села в условиях экономических трансформаций (Фундаментальный проект (ПФИ), 2014);
- Сравнительный анализ развития российской и мировой социологической мысли в контексте применения общенаучных инструментов познания (Фундаментальный проект, РФФИ) 2014;
- Крестьянство Белгородской области в 2000-2013 годах: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни (Фундаментальный проект (ПФИ), 2013);
- Социальные обязательства и ожидания работников и бизнес-организаций: ключевые элементы, факторы и последствия. Интегративный подход (Фундаментальный проект (ПФИ), 2013);
- Ключевые элементы и последствия взаимных социальных обязательств и ожиданий работников и бизнес-организаций (Фундаментальный проект (ПФИ), 2012);
- Социальные факторы и механизмы карьерного продвижения руководителей в российских бизнес-организациях ("Учитель-Ученики", 2011-2012 гг.).
Конференции
- 2013
XIV Апрельская Конференция НИУ-ВШЭ (Москва). Доклад: Карьера руководителей в российских бизнес-организациях как социальный феномен: опыт теоретического и эмпирического анализа
- 6-я Научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» (Москва). Доклад: Трудности и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в сельских территориях России в контексте проблем социальной организации (на примере Белгородской области)
Научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) (Москва). Доклад: Карьера руководителей нижнего и среднего звена в российских бизнес-организациях
- BSA Annual Conference 2013 (Ежегодная Конференция Британской Социологической Ассоциации - 2013) (Лондон). Доклад: Factors of managers'' career success in Russian business-organizations: empirical evidence and theoretical interpretation
- BSA Work, Employment and Society Conference 2013 (Конференция Британской Социологической Ассоциации: Труд, Занятость и Общество - 2013) (Ворвик). Доклад: Organizational career of managers in contemporary Russian society: empirical results and theoretical interpretation
Публикации100
- Статья Сорокин П. С., Черненко С. Е., Вятская Ю. А. Навыки как результат обучения предпринимательству в России: спрос и предложение // Образование и саморазвитие. 2024 (в печати)
- Статья Pavel S. Sorokin, Irina A. Afanaseva, Goloshchapov A. A. Art and Agency in the Era of De-Structuration: Exploring a New Field // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2023. P. 1-17. doi (в печати)
- Книга Сорокин П. С., Афанасьева И. А., Шмаевка В. К., Павлюк Д. Индивидуальная «агентность» как элемент человеческого потенциала: виды, проявления и эффекты в корпоративном секторе. Научный дайджест №10 (27) / Отв. ред.: А. А. Андрианова; под общ. ред.: А. А. Андрианова; науч. ред.: О. В. Ворон. Научный дайджест № 10 (27), 2023. Т. 10. Вып. 27. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
- Книга Сорокин П. С., Черненко С. Е., Вятская Ю. А. Инфраструктура поддержки студенческих предпринимательских инициатив в вузах: российский ландшафт Т. 70. Вып. 2. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. doi
- Книга Сорокин П. С., Тимофеев А. А. Обучение работе на фондовом рынке в России: ключевые характеристики,проблемы и рекомендации : информационный бюллетень Вып. No 6 (48): Мониторинг экономики образования. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. (в печати)
- Статья Никольский В. С., Рубин Ю. Б., Сорокин П. С., Морозова Е. В., Газиева И. А., Харина О. С., Леднев В. А., Лукашенко М. А., Вятская Ю. А., Платонова Е. Д. Предпринимательское образование как предмет научного исследования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 38-53. doi
- Статья Никольский В. С., Рубин Ю. Б., Сорокин П. С., Морозова Е. В., Газиева И. А., Харина О. С., Леднев В. А., Лукашенко М. А., Вятская Ю. А., Платонова Е. Д. Предпринимательское образование как предмет научного исследования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 38-53. doi
- Статья Сорокин П. С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103-114. doi
- Статья Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Сорокин П. С. Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 3. С. 116-134. doi (в печати)
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Черненко С. Е. Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников российских вузов / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. Т. 43. Вып. 1. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. doi
- Статья Mironenko I. A., Sorokin P. S. Activity Theory for the De-Structuralized Modernity // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2022. No. 56. P. 1055-1071. doi
- Глава книги Pavel Sorokin, Froumin I., Chernenko S. Entrepreneurship Education in Post-Soviet Higher Education Systems: Moving into or Resisting Global Entrepreneurial Culture, in: Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings Vol. 82: Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings. Bingley : Emerald Group Publishing Limited, 2022. doi P. 161-215. doi
- Статья Сорокин П. С. Hanafi S., Yi C.C. (eds) Sociologies in dialogue. SAGE: SAGE Studies in International Sociology, 2020. Рец. П.С. Сорокин // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 158-161. doi
- Статья Pavel S. Sorokin, Svetlana E. Chernenko. Skills as declared learning outcomes of entrepreneurship training in higher education institutions across the globe: Classification and analysis with a focus on thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 46. Article 101177. doi
- Статья Гошин М. Е., Сорокин П. С., Косарецкий С. Г. Агентность школьников в условиях изменений образовательного контекста в период пандемии COVID-19: источники, проявления и эффекты // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 394-417. doi
- Статья Сорокин П. С. Биосоциальная проблема в контексте новой глобальной реальности: фокус на трансформационном потенциале индивида // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 1. С. 122-126. doi
- Статья Сорокин П. С., Морозова Е. В., Павлюк Д., Редько Т. Д. Как оценивать студенческие предпринимательские проекты? Мировой опыт и рекомендации для российской практики // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 122-140. doi
- Статья Сорокин П. С., Попова Т. А. Качество человеческого капитала – ответ на вызовы социальной политики в условиях деструктурации // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 157-168. doi
- Статья Сорокин П. С., Вятская Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 11-52. doi
- Книга Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Терентьев Е. А., Корешникова Ю. Н. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 116-137. doi
- Статья Сорокин П. С., Мироненко И. А. Проблема проактивности личности во взаимодействии со средой в современном международном дискурсе // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 90-100. (в печати)
- Статья Сорокин П. С., Мальцева В. А., Гасс П. В. Профессиональные навыки и их оценка в новых институциональных условиях: дискуссии, проблемы и перспективы // Журнал институциональных исследований. 2022. Т. 14. № 3. С. 59-73. doi
- Книга Сорокин П. С., Корешникова Ю. Н., Афанасьева И. А., Исаева О. М., Савинова С. Ю., Шубнякова Н. Г., Платонова Ю. А., Назаров М. Г., Феодосиади Н. В., Зобнина М. Р., Омельченко Е. Л., Крупец Я. Н., Нартова Н. А., Бордунос А. К., Карпинская Э. О., Широкова Г. В. Самостоятельность и проактивное поведение / Рук.: П. С. Сорокин; отв. ред.: П. С. Сорокин; под общ. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Т. 2: Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека. М. : Электронное издательство «Эгитас», 2022. (в печати)
- Статья Sorokin P. S., Froumin I. ‘Utility’ of education and the role of transformative agency: Policy challenges and agendas // Policy Futures in Education. 2022. Vol. 20. No. 2. P. 201-214. doi
- Статья Sorokin P. S. Sari Hanafi and Chin-Chun Yi (eds), Sociologies in Dialogue, SAGE, 2020; 392 pp.: ISBN 1529711460 - Review // International Sociology. 2021. Vol. 36. No. 5. P. 761-765. doi
- Статья Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в xxi веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216-241. doi
- Статья Сорокин П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 1. С. 124-138. doi
- Статья Сорокин П. С., Мироненко И. А. К вопросу о волевых свойствах личности в контексте проблемы развития предпринимательского элемента человеческого потенциала в системе высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2021. № 4. С. 117-136. doi
- Книга Сорокин П. С., Мальцева В. А., Гасс П. В. Как и зачем измерять профессиональные навыки? Серия Современная аналитика образования № 8 (57). М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Сорокин П. С., Попова Т. А. Классические и современные подходы к исследованию солидарности: проблемы и перспективы в условиях деструктурации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. С. 457-468. doi
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Повалко А. Б. Неформальное обучение предпринимательству в России: классификация и сравнение с мировым опытом / Отв. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Т. 60. Вып. 11. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Книга Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Черненко С. Е. Обучение предпринимательству в университетах постсоветского пространства: переход к глобальной предпринимательской культуре или сопротивление ей? Вып. 10 (59). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Статья Сорокин П. С., Повалко А. Б., Вятская Ю. А. Открытые инициативы по обучению предпринимательству: характеристика российского поля // Форсайт. 2021. Т. 15. № 4. С. 22-31. doi
- Книга Авдеева С. М., Гасс П. В., Корешникова Ю. Н., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Рук.: Е. Ю. Карданова. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Сорокин П. С. Социологическая теория: вызовы и возможности российской социологии // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 12-23. doi
- Статья Мироненко И. А., Sorokin P. S. Concerning Paradigmatic Status of Psychological Science: For a Flexible and Flowing Psychology in the Face of Practical and Theoretical Challenges // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. Vol. 54. No. 3. P. 604-612. doi
- Глава книги Kuzminov Y., Sorokin P. S., Froumin I. How can education contribute to socioeconomic development? Rethinking Human Capital for the Labour Market of the future, in: Bologna Process beyond 2020: Fundamental Values of the EHEA. Bononia University Press, 2020. P. 85-91.
- Глава книги Sorokin P. S. Kovalevsky, Maksim (1851–1916), in: The Blackwell Encyclopedia of Sociology 2020. [б.и.], [б.г.]. P. 1-2.
- Статья Sorokin P. S. The Promise of John W. Meyer’s World Society Theory: “Otherhood” through the Prism of Pitirim A. Sorokin’s Integralism // The American Sociologist. 2020. Vol. 51. No. 4. P. 506-525. doi
- Книга Сорокин П. С., Гасс П. В., Мальцева В. А. Информационно-аналитические материалы "Мониторинг экономики образования" по результатам статистических и социологических обследований Вып. 30: Общие и специфические навыки: фокус международной экспертной повестки в сфере человеческого капитала. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Зыкова А. В. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований : "Развитие «агентности» как задача образовательной политики в XXI веке: мировой опыт исследований и разработок" Вып. 37. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Сорокин П. С., Повалко А. Б., Черненко С. Е. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Какие навыки формирует обучение предпринимательству в вузах? Анализ передового международного и российского опыта» Вып. 26. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Попова Т. А. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Роль навыков «агентности» и поддержания здоровья до пандемии и в эпоху пост-covid-19: международный экспертный дискурс» Вып. 28. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Попова Т. А. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Тренды и вызовы, оказывающие влияние на сферу образования: анализ докладов международных организаций и экспертных центров» Вып. 27. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Черненко С. Е., Повалко А. Б. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / Отв. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Ч. 9(39): Современная аналитика образования. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27-36. doi
- Статья Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., Гоголева А. С., Сорокин П. С. Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2019. Т. 12. № 3. С. 215-233. doi
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Глава книги Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Власов В. В., Горина Е. А., Денисенко М. Б., Ермолина А. А., Корешникова Ю. Н., Корчагина И. И., Кузьминов Я. И., Горват Е. С., Мисихина С. Г., Мкртчян Н. В., Нагерняк М. А., Назарбаева Е. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Харькова Т. Л., Шейман И. М., Шилова Н. П., Шишкин С. В. Национальные цели социального развития: вызовы и решения // В кн.: XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 1-113.
- Книга Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Власов В. В., Горина Е. А., Денисенко М. Б., Ермолина А. А., Корешникова Ю. Н., Корчагина И. И., Кузьминов Я. И., Любушина Е. С., Мисихина С. Г., Мкртчян Н. В., Нагерняк М. А., Назарбаева Е. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Харькова Т. Л., Шейман И. М., Шилова Н. П., Шишкин С. В. Национальные цели социального развития: вызовы и решения: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Статья Кузьминов Я. И., Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 19-41. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Статья Sorokin P. S. Emiliana MANGONE, Social and Cultural Dynamics: Revisiting the Work of Pitirim A. Sorokin // European Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 56. No. 2
- Статья Sorokin P. S. Making Global Sociology in the Context of Neoliberal Domination: Challenges, Ideology and Possible Strategies // Sociological Research Online. 2018. Vol. 23. No. 1. P. 21-42. doi
- Статья Мироненко И. А., Sorokin P. S. Seeking for the Definition of “Culture”: Current Concerns and their Implications. A Comment on Gustav Jahoda’s Article “Critical Reflections on some Recent Definitions of “Culture"” // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2018. Vol. 52. No. 2. P. 331-340. doi
- Статья Sorokin P. S. The Ethical Challenge for Sociology in the Face of Global Modernity: toward Solidarity-Oriented and Ethically Contextualized Practice // The American Sociologist. 2018. Vol. 49. No. 3. P. 414-433. doi
- Книга Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д., Нисская А. К. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Sorokin P. S. ‘Global Sociology’ from a Comparative Perspective: A Multidimensional Analysis // Comparative Sociology. 2018. Vol. 17. No. 1. P. 1-28. doi
- Статья Gogoleva A., Sorokin P. S., Efendiev A. RESEARCH INTO QUALITY OF WORK LIFE IN ORGANISATIONAL STUDIES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES // Society and Economy. 2017. Vol. 39. No. 4. P. 597-616. doi
- Статья Pavel Sorokin. Vision and mission of sociology: learning from the Russian historical experience // The American Sociologist. 2017. Vol. 48. No. 2. P. 135-171. doi
- Статья Сорокин П. С. Российская социологическая традиция в международном научном дискурсе: особенности, проблемы и перспективы // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 117-126.
- Статья Sorokin P. S. Ethically Responsible Global Sociology: Conceptual Framing of a New Vision // Filosofija, Sociologija. 2016. Vol. 27. No. 4. P. 323-330.
- Статья Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Идентичность и профессиональная культура отечественной социологии: опыт библиометрического анализа // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 45-54.
- Статья Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Социальные институты: опыт анализа социальных изменений сел в Белгородской области // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 62-68.
- Статья Pavel Sorokin. ‘Global sociology’ in different disciplinary practices: Current conditions, problems and perspectives // Current Sociology. 2016. Vol. 64. No. 1. P. 41-59. doi
- Статья Efendiev A., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Changes in the Rural Life in Belgorod Region in 2000-2013: Consequences of Economic Transformations // Journal of Rural Development. 2015. Vol. 34. No. 4. P. 509-527.
- Статья Sorokin P. S., Mironenko I. A. Culture in psychology: Perennial problems and the contemporary methodological crisis // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. No. 4. P. 35-45. doi
- Статья Sorokin P. S. The Russian Sociological Tradition from the XIXth Century Until the Present: Key Features and Possible Value for Current Discussions // The American Sociologist. 2015. Vol. 46. No. 3. P. 341-355. doi
- Статья Сорокин П. С., Мироненко И. А. Биологическое и социальное в человеке – современный методологический кризис и вечная проблема мировой психологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 60-72.
- Глава книги Сорокин П. С. Благосостояние сельских жителей Белгородской области в 2000–2013 гг. в условиях экономических преобразований: динамика изменения и основные проблемы по результатам качественного исследования // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 159-167.
- Глава книги Мироненко И. А., Сорокин П. С. К вопросу о методологическом кризисе в современной психологии // В кн.: Юбилейная конференция: от истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете Т. 1. М. : Когито-центр, 2015. С. 88-90.
- Глава книги Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Крестьянство Белгородской области в 2000–2013 гг.: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 168-177.
- Статья Эфендиев А. Г., Сорокин П. С., Балабанова Е. С. Основные проблемы развития российских и зарубежных социологических журналов // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 36-49.
- Препринт Gogoleva A., Sorokin P. S., Efendiev A. QUALITY OF WORK LIFE AS METHODOLOGICAL FRAMEWORK IN ORGANIZATIONAL STUDIES: STATE OF THE ART AND PERSPECTIVES FOR THE FUTURE RESEARCH / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2014. No. 23.
- Препринт Efendiev A., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Transformations In The Rural Life In Russian Belgorod Region In 2000-2013 Through “Modernization” Theoretical Perspective: Increasing Material Well-Being, Growing Individualism And Persisting Pessimism / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 56/SOC/2014 .
- Глава книги Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Карьера руководителей в российских бизнес-организациях как социальный феномен: опыт теоретического и эмпирического анализа // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 300-310.
- Статья Efendiev A., Sorokin P. S. Research in social organization as factor affecting rural economic growth in developing society: theoretical and methodological challenges // International Journal of Asian Social Science. 2013. Vol. 3. No. 10. P. 2236-2245.
- Статья Efendiev Azer, Sorokin Pavel. Rural Social Organization and Farmer Cooperatives Development in Russia and other Emerging Economies: Comparative Analysis // Journal of Developing Country Studies. 2013. Vol. 3. No. 14. P. 106-115.
- Статья Sorokin P. S., Efendiev A. Sociological perspective for studying career in developing society: integrative theoretical approach // International Journal of Asian Social Science. 2013. Vol. 3. No. 7. P. 1597-1606.
- Статья Сорокин П. С., Эфендиев А. Г. Взаимосвязь между показателями квалификации, неделовых связей и карьерным успехом у руководителей в российском бизнесе: опыт изучения организаций различных типов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. Т. 31. № 3. С. 87-94.
- Статья Эфендиев А. Г., Сорокин П. С., Гоголева А. С. Карьерные устремления руководителей в российском бизнесе: эмпирическое исследование организаций различных типов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 4. С. 79-93.
- Статья Сорокин П. С. Современные исследования карьеры как социального явления: теоретико-методологические проблемы и пути их преодоления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 3. С. 40-50.
- Статья Сорокин П. С. Дисциплинарные подходы к изучению профессиональной карьеры в бизнес-организации и перспективы применения общих социологических теорий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 1. С. 132-140.
- Глава книги Сорокин П. С. Изучение карьеры сотрудников российских бизнес-организациях: концепция и теоретико-методологические основания эмпирического исследования // В кн.: Современный менеджмент: вопросы теории и практики. Сборник статей аспирантов и студентов / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Вып. 5. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 470-484.
- Статья Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Инновационное поведение сотрудников российских бизнес-организаций: теоретические и методологические основы эмпирического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 3. С. 82-93.
- Книга Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С., Гоголева А. С. Методическое пособие по подготовке инструментария эмпирического исследования социальной организации бизнеса / Рук.: А. Г. Эфендиев; отв. ред.: П. С. Сорокин; под общ. ред.: А. Г. Эфендиев; науч. ред.: А. Г. Эфендиев. М. : Лика, 2012.
- Глава книги Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Модели карьерного успеха руководителей в российских бизнес-организациях // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 2 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 76-84.
- Глава книги Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Теоретико-методологические проблемы компаративных исследований социально-гуманитарных аспектов развития бизнеса // В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 4. В 2 ч. / Сост.: У. В. Ломакова; науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Ч. 2. Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 276-288.
- Статья Сорокин П. С. Теоретические и эмпирические исследования профессиональной карьеры: перспективы интеграции на основе теории П. Бурдье // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 1. С. 5-15.
- Статья Сорокин П. С. Бизнес-карьера как предмет анализа социальных наук: подходы и направления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 4. С. 68-73.
- Глава книги Сорокин П. С. Инновационная активность как фактор карьерного продвижения сотрудников бизнес-организаций: подходы и направления исследования // В кн.: Современный менеджмент: вопросы теории и практики. Сборник статей аспирантов и студентов / Сост.: У. В. Ломакова; науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 494-506.
- Статья Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явление: опыт эмпирического исследования // Мир России: Социология, этнология. 2011. Т. XX. № 4. С. 140-169.
- Статья Сорокин П. С. Психологические аспекты бизнес-инноваций: подходы и направления исследований // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Психология. 2011. № 2. С. 67-77.
- Глава книги Сорокин П. С. Исследование социальных проблем реструктуризации на крупном промышленном предприятии // В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: сборник докладов молодежной конференции / Под общ. ред.: М. Ю. Шерешева. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 318-324.
- Статья Сорокин П. С. Социальные факторы и механизмы развития инноваций в бизнесе: направления исследований и перспективы их интеграции // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Экономика. 2010. № 4. С. 67-77.
- Глава книги Сорокин П. С. Эмпирическое исследование стратегий трудового поведения молодых работников в Санкт-Петербурге и в Улан-Удэ // В кн.: Современный менеджмент: вопросы теории и практики: сборник статей аспирантов и студентов факультета менеджмента Государственного Университета – Высшей школы экономики / Под общ. ред.: М. Ю. Шерешева. Вып. 3. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 222-231.
- Глава книги Сорокин П. С. Организационное поведение как предмет социологического анализа: проблемы, подходы, теории // В кн.: Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. Материалы международной научно-практической конференции аспирантов и студентов 14 мая 2009 года. СПб. : Издательство Института бизнеса и права, 2009.
- Статья Сорокин П. С., Мироненко И. А. Идеальные типы Макса Вебера в пространстве дихотомии описательной и объяснительной парадигм психологии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 3. С. 4-16.
Научный руководитель диссертационных исследований
Опыт работы
Основные места работы до НИУ ВШЭ:
2006-2007 — Лаборатория исследований проблем психологии, лаборант-исследователь (ЛГУ им. Пушкина);
2008-2009 — Коммерческие и некоммерчески проекты.
2010 — компания Ward Howell Russia (должность researcher).
Информация*
- Общий стаж: 13 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 13 лет
Сотрудники лаборатории исследований человеческого потенциала и образования выступили на международной конференции с результатами исследований НЦМУ ЦМИЧП
С 22 по 24 ноября 2023 года в Национальном институте образования Наньянского технологического университета Сингапура состоялась международная конференция Всемирной ассоциации исследований в области образования (ERAS-WERA) 2023.
Командная работа над своим проектом полезнее лучшей лекции
На круглом столе ИВО собралось более 20 экспертов и практиков для обсуждения мер по повышению эффективности обучения предпринимательству
Почему большинству россиян не хватает знаний о фондовом рынке и как это исправить?
Среди новых трендов в развитии образования всё больше внимания уделяется образованию в сфере предпринимательства. Однако осталось практически незамеченным то, что сформировался особый массовый феномен, непосредственно связанный с предпринимательской деятельностью - российский фондовый рынок. Иными словами, возник институт, который по своему объему и значению превосходит даже самые успешные инициативы, направленные на вовлечение в предпринимательство. Каких специальных знаний и навыков требует работа на фондовом рынке? Почему современная система образования не отвечает базовым требованиям качества знаний об этом институте? Как решить проблему нехватки качественного обучения фондовому рынку?
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Как развивать и поддерживать индивидуальную «агентность» в корпоративном секторе?
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал новый выпуск научного дайджеста. В нём представлены результаты обзора и анализа научных и экспертных источников последних лет и определены ключевые «запросы» и формы соответствующих «ответов», связанных с поддержкой и формированием агентности (проактивного поведения) в корпоративной среде в условиях современной экономики.
Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Высокая наука фриланса: вузам подскажут, как подготовить выпускников к самозанятости и даже «сдаче в аренду»
Рынок труда меняется гораздо быстрее, чем высшее образование. Университеты готовят к тому же типу карьеры, что и 20 — 30 лет назад. А работа изменилась: всё популярнее фриланс, самозанятость, сотрудничество с платформами, и даже традиционная форма карьеры в корпорации движется в сторону предпринимательства. Вузам надо догонять новую реальность, но как? Ответы будет искать группа ученых Инобра под руководством Павла Сорокина: их проект получил грант Российского научного фонда.
15 проектов молодых ученых Высшей школы экономики поддержаны Российским научным фондом
Российский научный фонд подвел итоги молодежных конкурсов Президентской программы: «Проведение инициативных исследований молодыми учеными», «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса на продление сроков выполнения проектов, в 2020 году поддержанных грантами РНФ по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых». Молодые ученые Высшей школы экономики получат гранты на проведение исследований в области экономики, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, математики, информатики, оптики, инженерной механики и океанологии.
XV Конгресс антропологов и этнологов России: итоги выступлений экспертов НЦМУ ЦМИЧП
С 26 по 30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге при участии НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» прошел XV конгресс антропологов и этнологов России. В рамках круглого стола «Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов» ведущие исследователи России из НИУ ВШЭ, МГИМО и ИЭА РАН смогли не только обменяться знаниями и опытом, но и представить свои доклады, обсудить актуальные проблемы и осуществить междисциплинарное научное взаимодействие. Мероприятие собрало специалистов из различных областей антропологии и этнологии для обсуждения актуальных тем и проблем, связанных с изучением человеческой культуры, общества и биологии.
Вузам не хватает красивой «картинки»: они много делают для развития предпринимательства, но не умеют рассказать об этом студентам
Идеальное место для того, чтобы научиться бизнесу — вуз: это признано во всем мире. Ведь начинать лучше в молодости, и кто лучше даст для этого системные знания и создаст нужную среду и экосистему? В России в этом смысле картина противоречивая: с одной стороны, интерес к бизнесу среди студентов высокий, с другой — инфраструктуру вуза студенты используют для учебы предпринимательству довольно редко. Причины выясняли Павел Сорокин, Светлана Черненко и Юлия Вятская из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.
Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.
Мировоззрение «из рук в руки»: наставничество может дать гораздо больше, чем традиционное обучение
Для успеха в современном мире надо быть самостоятельным, адаптивным, инициативным — все это сложно развивать в традиционных пассивных формах образования. Работа же с наставником позволяет передавать «из рук в руки» не только компетенции, но и социальные связи, мировоззрение, — говорит Павел Сорокин, руководитель научного проекта НЦМУ «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» . Как именно? — обсуждали на круглом столе «Наставничество как инструмент развития человеческого потенциала» в рамках Ясинской конференции.
«Мы планируем расширить меры поддержки молодых людей»
Современная молодежная политика для повышения эффективности должна выстраиваться на основе анализа больших данных и качественной экспертизы, необходимо учитывать реальные запросы молодых людей. Об этом шла речь на пленарной сессии XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции «Доказательная молодежная политика: перспективы развития и потенциал внедрения в российском контексте».
Больше не винтики
Вышка выпустила доклад — кто и как развивает (или не развивает) самостоятельность человека
Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.
Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению. Серия мастер-классов НЦМУ ЦМИЧП для студентов (и аспирантов) НИУ ВШЭ
С 18 октября по 17 декабря 2022 года состоялась серия мастер-классов, посвящённая итогам исследований НЦМУ “Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала” о концептуальных основах оценки и измерения человеческого потенциала. В рамках семинаров прошли как теоретические занятия, посвященные экономическим и социологическим подходам к изучению человеческого капитала, так и практические мастер-классы по технике его измерения. Мероприятия были направлены на популяризацию результатов исследований НЦМУ ЦМИЧП и вовлечение обучающихся и молодых ученых в работу по данной проблематике.
Гармонично развитая и социально ответственная личность – кто она?
17 декабря 2022 года при участии НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» состоялась стратегическая сессия «Концептуальные подходы к критериям гармонично развитой и социально ответственной личности (ГРСОЛ) в России». Одной из важнейших задач сессии стала разработка концепта гармонично развитой и социально ответственной личности и определение её критериев.
Delivering on Entrepreneurship Commitments: Evidence from Post-Soviet Universities
‘Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings,’ a new volume in organizational sociology & economics by Emerald Publishing Limited, features a contribution by IOE experts Pavel Sorokin, Isak Froumin, and Svetlana Chernenko that explores the realm of entrepreneurship-centric learning & development in post-Soviet higher education.
«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.
Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».
Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении
Первый сезон семинаров стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» начался с разговора о том, насколько продвинулась мировая наука в понимании самостоятельности (“агентности”). Скорее даже не «продвинулась», а «приблизилась»: в разных областях знаний сделаны лишь первые попытки объяснить и отрефлексировать это понятие, для которого в русском языке нет пока единого устоявшегося термина.
Мозговой штурм в Питере: итоги семинара «Самостоятельность и проактивное поведение»
Что такое агентность, как она проявляется и как ее исследовать — по- прежнему предмет дискуссий. А теперь и мозгового штурма, который состоялся в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где 16 сентября прошел стратегический семинар подпроекта «Самостоятельность и проактивное поведение» стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Организаторами выступили Институт образования НИУ ВШЭ г. Москва и Департамент менеджмента НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург, а из 30 участников 20 работали на семинаре очно, остальные подключились онлайн.
Доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» (ECER-2022)
Авторский коллектив из Института образования ВШЭ (М.Е. Гошин, П.С. Сорокин, С.Г. Косарецкий) представил доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» на ECER-2022
Приоритет исследований человеческого потенциала - разработка национальной модели социальной устойчивости
Работа научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — консорциума в составе НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО МИД России и Института этнологии и антропологии РАН в 2021 году заслужила высокую оценку РАН. Об интеграции в международные исследования по активному долголетию, об уникальном проекте по созданию базы данных по трендам развития человеческого потенциала, исследовании эффектов цифровизации, а также о приоритетах деятельности НЦМУ на будущее HSE Daily рассказала инициатор создания НЦМУ проректор ВШЭ Лилия Овчарова.
Симпозиум «Агентный, изменчивый и устойчивый: личность как стержень современности» (ECP20, Madrid 2022)
15 июля сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ – Павел Сергеевич Сорокин, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, и Екатерина Позднухова, магистр государственного и муниципального управления, менеджер Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования и (с 2022 года) аспирант Института образования, – совместно с коллегами из СПбГУ – Ириной Анатольевной Мироненко, доктором психологических наук, профессором кафедры психологии личности СПбГУ, и Анной Морозовой, аспирантом факультета психологии СПбГУ, – провели симпозиум «Агентный, изменчивый и устойчивый: личность как стержень современности» в рамках XX международной конференции по психологии личности, проводимой европейской ассоциацией психологии личности в Мадриде.
Мастер-класс на Архипелаге-2022: «Предприниматели в сфере НИОКР и образования: проактивность, самомотивация и самоорганизация»
15 июля заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Сорокин П.С. принял участие в мастер-классе "Предприниматели в сфере НИОКР и образования: проактивность, самомотивация и самоорганизация". Участники: сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования, а также внешние слушатели.
Startup Village-2022: «Техпредпринимательство. Выбор университета и студента»
Сессия «Техпредпринимательство. Выбор университета и студента» была посвящена обсуждению роли предпринимателей (внешних и внутренних по отношению к вузу) в процессах коммерциализации результатов исследовательской деятельности и создании технологических стартапов, а также ценности предпринимательской деятельности для университетов. Выступающие: Сорокин Павел Сергеевич, Морозова Екатерина Владимировна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, в т.ч. Тимофеев Александр Аркадьевич, аспирант Лаборатории, а также внешние слушатели.
Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России
24 марта состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования на тему «Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России». В рамках семинара представлена попытка систематизации практик поддержки предпринимательства в секторе высшего образования и обобщение общего исследовательского и эмпирического опыта, накопленного в России и за рубежом. Выступающие: Сорокин Павел Сергеевич, Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования и внешние слушатели.
Агентность: трактовки понятия в современных исследованиях
3 марта состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования по теме «Агентность: трактовки понятия в современных исследованиях». Семинар явился началом серии дискуссий, посвящённой вопросам самостоятельности и агентности, в рамках которых планируется обсуждать ключевые тексты и актуальные исследования по данной тематике. В рамках введения в тематику на первом семинаре было предложено рассмотреть выступление исследователя высшего образования Саймона Марджинсона, где он обобщил вопросы об особом типе вклада высшего образования в социально-экономическое развитие, который пока остаётся за рамками основных дискуссий. Этот вклад заключается в формировании через высшее образование самостоятельности, агентности человека.
Неформальное обучение предпринимательству в России: состояние и перспективы
Новый выпуск «Современной аналитики образования» посвящен теме: «Неформальное обучение предпринимательству в России: классификация и сравнение с мировым опытом».
Предпринимательство: новые вызовы и стратегии
Очередной выпуск журнала «Форсайт» (Т. 15, № 4) посвящен вызовам для предпринимательства, которые частично обусловлены пандемией COVID-19, но в большей степени стали следствием масштабных социально-экономических изменений в мире за последнее десятилетие и реакции на них со стороны бизнеса.
Есть отдача: работники с высшим образованием получают в России почти вдвое больше, чем не имеющие его
Снижение отдачи и премии за высшее образование в России сильно преувеличено, важно рассчитывать эти показатели на основании сопоставления данных из нескольких источников. А неправильные расчеты отдачи от образования могут повлиять на государственную политику в этой сфере. Об этом говорилось на семинаре «Отдача от образования в России на фоне международных сопоставлений: высокая или низкая», прошедшем в Высшей школе экономики.
Еще увидим «ЧК в действии»: технологии измерения человеческого капитала в реальном времени становятся главными для оценки компетенций сотрудников
Дипломы и сертификаты все меньше выполняют сигнальную функцию на рынке труда. Быстрое технологическое обновление и сокращение «жизненного цикла» профессиональных навыков диктуют необходимость непрерывного образования сотрудников, но как работодателю оценить его результаты? Павел Сорокин, Вера Мальцева и Паулина Гасс систематизировали традиционные и новейшие подходы в докладе в рамках работы направления «Занятость и формирование навыков и компетенций» НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (опубликован в серии «Современная аналитика образования»). Если коротко – будущее за цифровыми системами, которые отслеживают и анализируют активность сотрудников в рабочее время.
WERA 2021 VirtualFocalMeeting: направления и перспективы предпринимательского образования в российских вузах
C 7 по 9 июля в онлайн-формате прошла международная конференция Всемирной ассоциации исследователей образования (The World Education Research Association). Руководитель направления 3 НЦМУ «Занятость и формирование навыков и компетенций» Павел Сорокин принял участие в сессии «Экономика и региональное образование: глобальные перспективы».
Рабочая встреча Института образования «Концепции предпринимательства: сопоставление и выводы для образования»
2 июня на базе Института образования НИУ ВШЭ состоялась рабочая встреча по обсуждению вопросов обучения предпринимательству: «Концепции предпринимательства: сопоставление и выводы для образования».
Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ
27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».
Вузы готовят себе агентов
Студентов нужно учить предпринимательству – это поможет развивать их агентность, то есть умение быть активными, самостоятельными и менять мир под себя. Однако пока вузовские программы далеки от выполнения этих целей. То, чему учит высшая школа, похоже, скорее, на «квазипредпринимательство» – и это не только российская проблема. Ее изучил Павел Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования.
«Проклятье» российского образования отменяется
В вышкинской серии препринтов «Проблемы рынка труда» вышло исследование Ростислава Капелюшникова – члена-корреспондента РАН, главного научного сотрдуника ИМЭМО РАН и заместителя директора Центра трудовых исследований ВШЭ. Оно посвящено проблеме отдачи от образования и опровергает данные об аномально низких показателях для России. В последние годы они господствовали в науке, ими оперирует, в частности, Всемирный банк. Эксперты Инобра считают, что новые оценки представляют российское образование в намного более привлекательном свете.
Богатство России людьми прирастать будет
На Гайдаровском форуме в Москве представили Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала – новый консорциум ученых, который будет искать решения наиболее масштабных социальных и экономических задач и проблем России. Его создали Вышка, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН. Даже в официальных документах новое объединение названо «научным центром мирового уровня». Что это значит и чем предстоит заниматься – рассказали руководители трех университетов и научного института.
Новые разработки в области человеческого капитала в международном дискурсе
Продолжается публикация информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. В серии недавних докладов старшего научного сотрудника ЦРНПО Павла Сорокина с коллегами рассматриваются актуальные вопросы развития навыков в контексте социально-экономических вызовов современности.
Уроки агентности и… правильного питания
Что такое агентность – знают немногие за пределами научного круга. Ее еще называют – активная самостоятельность. Это и способность организовать свое время, и мотивация школьника. Умение не только учиться, но и преодолевать неблагоприятные условия: например, как сейчас – пандемию. В том, что этот термин должен появиться во ФГОСах, потеснив уже привычные «4К», убеждены исследователи Вышки Павел Сорокин, Анастасия Зыкова, Юлия Матюненко и Татьяна Попова. В экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования они предлагают, как развивать агентность в образовании и как школьная программа может ответить на вызов коронавируса.
Губит людей «вода»
Меньше слов, больше дела – так можно описать главную потребность вузовских программ для предпринимателей согласно исследованию Института образования ВШЭ. Учебные курсы университетов зачастую слабо связаны с практикой и не специализированы. Эксперты рекомендуют – как именно «привязать» их к реальным потребностям студентов, которые стремятся в бизнес.
Пандемия как лекарство
Пандемия — это возможность исправить те проблемы в образовании, которые давно копились. Например, равный доступ к качественному образовательному контенту: теперь его можно обеспечить. Об этом заявили эксперты Университета Джона Хопкинса на итоговом семинаре совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ: на нем школам были предложены рекомендации — как свести к минимуму негативные последствия прошедших месяцев.
Первые цифры в море мнений
На первом вебинаре в рамках совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ эксперты привели подсчеты – какой эффект даст сегодняшнее закрытие школ в долгосрочной перспективе. По словам Павла Сорокина, старшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ, заведующего лабораторией исследований человеческого капитала и образования, попытка точного прогноза – это уже прорыв, потому что за те полтора-два месяца, что в большинстве стран мира закрыты школы, доказательные оценки эффекта практически не давались.
Unsupportive Environment
What hinders innovations in Russian business
Вязкая среда
Что замедляет инновации в российском бизнесе
Профессиональное образование Швейцарии: обмен опытом и начало сотрудничества
В конце октября состоялась ознакомительная поездка российской делегации в Швейцарию , одну из мировых лидеров с точки зрения решения проблемы перехода из системы образования на рынок труда.
Transcending Disciplinary Realms in Exploring the Role of Education in Socioeconomic Development
At IOE, we have ploughed more and more effort in recent years in expanding and invigorating the program of learning & networking that we offer early-career scholars from multiple corners of the globe and with diverse perspectives in educational research. Proudly inaugurated this year in association with the World Bank, the First International Summer School ‘The Role of Education in National and Regional Socioeconomic Development’ has become an enriching and timely addition to IOE’s summer academic agenda of 2019.
«Все друг друга слушают»: участники из разных стран – о Летней школе Инобра и Всемирного банка
Пожалуй, еще ни одна Летняя школа Института образования ВШЭ не была столь космополитичной. К этому обязывала и тема – «Роль образования в социально-экономическом развитии стран и регионов», и устроители – институт проводил эту школу совместно со Всемирным банком, и список стран, откуда приехали участники.
Магистратура по образованию: советы абитуриентам
Приглашаем на вебинар академических руководителей двух партнерских магистерских программ «Экономика и управление образованием» и «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ
Журнал «Форсайт»: №2, 2019
Главная тема нового выпуска журнала «Форсайт» — влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
О программе – «без галстуков»: встреча с академическим руководством
Приглашаем абитуриентов на неформальную встречу с академическими руководителями программ «Доказательная образовательная политика» и «Экономика и управление образованием».
О цифровизации и будущем рынка труда — в новом номере журнала «Форсайт»
Главной темой очередного выпуска журнала «Форсайт» (Т.13, №2) стало влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
Rethinking Human Capital for 21st Century Workplace and Socio-economic Growth
From June 24 to 25, the University of Bologna, Italy, which is the very cradle of the European university tradition with its history spanning as far back as 1088, welcomed over 1,000 academics and institutional leaders from 70 countries for an international conference, Bologna Process Beyond 2020, that celebrated the 20th Anniversary of the Bologna Declaration. IOE experts Isak Froumin and Pavel Sorokin took part in the forum to present novel research insights into the role of education in building future-proof human capital for socio-economic growth.
Эксперты Института образования ВШЭ подвели итоги учебного года
На традиционном семинаре Инобра обсудили ключевые события, которые произошли в российском образовании в завершившемся учебном году.
Exploring Novelty Perspectives in Human Capital Theory and Education
On October 5–7, Hakone, Japan hosted the 2018 Conference of Asia Pacific Sociological Association (APSA), the largest forum for multifaceted social scholarship in the Pacific Rim region. Senior researcher Pavel Sorokin, Academic Supervisor in IOE’s Evidence-based Educational Policy MA, presented at the event about a recent study he carried out together with IOE Head Isak Froumin, which aims to largely rethink the conceptual framework of human capital.
Исследование Инобра о человеческом капитале обсудили на конференции в Японии
В японском городе Хаконе завершился конгресс Asia Pacific Sociological Association (APSA) – крупнейший социологический форум, ориентированный, прежде всего, на страны Тихоокеанского региона. Институт образования НИУ ВШЭ представлял на этом форуме Павел Сорокин – академический руководитель программы «Доказательная образовательная политика». Он познакомил делегатов с результатами исследования, выполненного совместно с научным руководителем Института образования ВШЭ Исаком Фруминым. Павел отметил, что новая трактовка понятия человеческого капитала, предложенная российскими учеными, заинтересовала участников конгресса.
В Инобре начался учебный год
В этом году в Институте образования НИУ ВШЭ будет учиться в два раза больше студентов: к магистерским программам «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании» добавились две новые программы «Педагогическое образование» и «Экономика и управление образованием». Торжественное мероприятие 3 сентября закончилось произнесением клятвы первокурсника у памятника анонимному рецензенту – а после магистрантов ждал квест по исследовательским подразделениям Института. Скоро многим из них предстоит выбрать центр или лабораторию, где они будут работать.
Конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований
С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.
IOE Experts Speak at 2018 WERA Congress in South Africa
On August 3–5, South Africa’s Cape Town welcomed over 500 leading academics from 62 countries for the 2018 Global Congress of World Education Research Association (WERA), the largest international venue for multidisciplinary educational scholarship and networking. IOE researchers Pavel Sorokin, Sergey Kosaretsky and Roman Zvyagintsev were also presenting at this year’s WERA event.
Исследователи Инобра рассказали о российском опыте изучения эффективности образования на конгрессе в ЮАР
В южноафриканском Кейптауне прошел международный конгресс Всемирной ассоциации исследователей образования – World Education Research Association (WERA), крупнейший в мире междисциплинарный форум в области исследований образования. Сквозной темой стала роль образования в решении социальных проблем и его вклад в социально-экономическое развитие. О нюансах взаимодействия образования с экономикой и о его роли в преодолении проблемы неравенства в обществе говорили и сотрудники Института образования НИУ ВШЭ: с докладами на конгрессе выступили Сергей Косарецкий, Павел Сорокин и Роман Звягинцев.
Стратегическое саморазвитие: факультет социальных наук провел первый проектный семинар
Факультет социальных наук продолжает удерживать пальму первенства в вопросах стратегического развития в области образовательной и кадровой деятельности. 21 июня в продолжение февральской Форсайт-сессии ФСН на факультете был проведен стартовый проектный семинар.
Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?
Ведущие эксперты ВШЭ намерены дать ответ на семинаре Института образования 29 мая.
Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны
Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.
Конференция CIES 2017 в Атланте
В начале марта сотрудники Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе международной конференции «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017», проходившей в Атланте. С докладами выступили Исак Фрумин, Олег Лешуков, Елена Минина, Павел Сорокин, Зумрад Катаева, а также ряд сотрудников Международной лаборатории анализа образовательной политики: Мартин Карной, Татьяна Хавенсон, Андрей Захаров.
Проблематизируя неравенство: международная конференция по вопросам образования в Атланте
С 5 по 9 марта в городе Атланта проходила ежегодная международная конференция «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017». В ней принял участие старший преподаватель кафедры общей социологии Павел Сорокин.
Межкультурное взаимодействие в «поле политики» и в «поле науки»: сопоставление через призму мультикультурализма
24 мая в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступил Сорокин Павел Сергеевич (к.с.н., научный сотрудник Центра исследований социальной организации бизнеса, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Межкультурное взаимодействие в «поле политики» и в «поле науки»: сопоставление через призму мультикультурализма".
Карьера в России: связи значат больше квалификации
Вертикальное карьерное продвижение в России зависит от связей, а не от квалификации. Доклад исследователей Высшей школы экономики А. Эфендиева и П. Сорокина на Апрельской конференции ВШЭ.
«Понять социальное устройство российского бизнеса»
16 мая исполнилось 65 лет ординарному профессору ВШЭ Азеру Эфендиеву, директору Центра исследований социальной организации фирмы, возглавлявшему факультет менеджмента ВШЭ с 2000 по 2009 год. О том, чем он занимается сейчас, Азер Эфендиев рассказал в интервью порталу.
Стипендии аспирантам
Аспиранты Высшей школы экономики будут получать в 2011/2012 учебном году стипендии Президента РФ и специальные стипендии Правительства России.