Сорокин Павел Сергеевич
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Старший научный сотрудник:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
Образование, учёные степени
- 2013
Кандидат социологических наук: Высшая школа экономики, специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография», тема диссертации: Карьера руководителей нижнего и среднего звена российских бизнес-организаций как социальное явление
- 2009
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Социология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
IV International Summer School of higher education research held from June 4th to 10 th, 2016
Research Seminar “Work conditions in comparative perspective” held at University of Tampere (Finland) 12 – 14 May 2014

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2017-2018)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Семашко И. К. «Процессы изменения тела в странах Востока и Запада. Сравнительная перспектива развития бодимодификаций в Японии, Корее, Германии и Америке». Факультет мировой экономики и мировой политики, 2020
Авакян Н. О. «Инвестиции в образование и науку в Китае и в Корее в контексте глобальных вызовов: анализ современных подходов.». Факультет мировой экономики и мировой политики, 2020
Попова Т. А. «Роль предпринимательства в социально-экономической динамике в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: сравнительный исторический анализ кейсов Южной Кореи и России на фоне мировых трендов». Факультет мировой экономики и мировой политики, 2020
Горева Д. В. «Обучение предпринимательству в университетах: российские практики на фоне мирового опыта». Высшая школа бизнеса, 2020
Мельников Д. И. «Карьерный процесс в современной российской бизнес организации: теоретико-методологический анализ и эмпирическое исследование на примере алмазодобывающей компании». Высшая школа бизнеса, 2016
- Магистратура
Моисеева А. И. «Состояние и проблемы развития образовательных элементов в рамках федеральных мер поддержки предпринимательства на уровне регионов (на примере Москвы и Ростовской области)». Институт образования, 2020
Матюненко Ю. А. «Современные типологии навыков общего применения, формируемых в старшей школе: критический анализ и перспективы интеграции». Институт образования, 2020
Шевченко А. А. «Современные образовательные программы магистратуры в России и за рубежом для управления бизнесом в индустрии моды: эмпирический сравнительный анализ содержания, методов и результатов обучения». Институт образования, 2020
Злобина Е. О. «Высшее образование за рубежом как фактор формирования человеческого капитала для развития национальной экономики: анализ и систематизация российского и международного опыта исследований для применения в российской образовательной политике». Институт образования, 2020
Гасс П. В. «Подходы к измерению и прогнозированию компетенций для современной экономики: тенденции и перспективы развития на основе анализа международного опыта». Институт образования, 2020
Черненко С. Е. «Навыки как результаты обучения предпринимательству в вузах: анализ глобального опыта». Институт образования, 2020
Веселков И. Н. «Место волонтерской деятельности среди факторов присуждения повышенной государственной академической стипендии: кейс НИУ ВШЭ». Институт образования, 2019
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Инновации и образование в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Управление и политика в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Социологическая теория в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Экономика и управление образованием в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Актуальные исследования и разработки в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Социологическая теория в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 2 модуль)Рус
Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; направление "38.03.04. Государственное и муниципальное управление", направление "41.03.04. Политология"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Управление, экономика и политика в социальной сфере (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет права; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2020 г.: член редколлегии журнала «The American Sociologist».
Гранты
-
Проблема проактивности личности во взаимодействии с социальной средой в современном международном дискурсе (РФФИ, руководитель) 2020-2021 - Качество трудовой жизни работников бизнес-организаций в России и Финляндии: факторы и последствия (Фундаментальный проект (ПФИ), 2014);
- Крестьянство на переломе эпох: анализ социальной организации современного российского села в условиях экономических трансформаций (Фундаментальный проект (ПФИ), 2014);
- Сравнительный анализ развития российской и мировой социологической мысли в контексте применения общенаучных инструментов познания (Фундаментальный проект, РФФИ) 2014;
- Крестьянство Белгородской области в 2000-2013 годах: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни (Фундаментальный проект (ПФИ), 2013);
- Социальные обязательства и ожидания работников и бизнес-организаций: ключевые элементы, факторы и последствия. Интегративный подход (Фундаментальный проект (ПФИ), 2013);
- Ключевые элементы и последствия взаимных социальных обязательств и ожиданий работников и бизнес-организаций (Фундаментальный проект (ПФИ), 2012);
- Социальные факторы и механизмы карьерного продвижения руководителей в российских бизнес-организациях ("Учитель-Ученики", 2011-2012 гг.).
Конференции
- 2013
XIV Апрельская Конференция НИУ-ВШЭ (Москва). Доклад: Карьера руководителей в российских бизнес-организациях как социальный феномен: опыт теоретического и эмпирического анализа
- 6-я Научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» (Москва). Доклад: Трудности и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в сельских территориях России в контексте проблем социальной организации (на примере Белгородской области)
Научный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) (Москва). Доклад: Карьера руководителей нижнего и среднего звена в российских бизнес-организациях
- BSA Annual Conference 2013 (Ежегодная Конференция Британской Социологической Ассоциации - 2013) (Лондон). Доклад: Factors of managers'' career success in Russian business-organizations: empirical evidence and theoretical interpretation
- BSA Work, Employment and Society Conference 2013 (Конференция Британской Социологической Ассоциации: Труд, Занятость и Общество - 2013) (Ворвик). Доклад: Organizational career of managers in contemporary Russian society: empirical results and theoretical interpretation
Публикации64
- Статья Sorokin P. S., Мироненко И. А. Activity Theory for the De-Structuralized Modernity // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. P. 1-17. doi (в печати)
- Статья Sorokin P. S., Мироненко И. А. Concerning Paradigmatic Status of Psychological Science: For a Flexible and Flowing Psychology in the Face of Practical and Theoretical Challenges // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. Vol. 54. No. 3. P. 604-612. doi
- Глава книги Kuzminov Y. I., Sorokin P. S., Froumin I. How can education contribute to socioeconomic development? Rethinking Human Capital for the Labour Market of the future, in: Bologna Process beyond 2020: Fundamental Values of the EHEA. Bononia University Press, 2020.
- Глава книги Sorokin P. S. Kovalevsky, Maksim (1851–1916), in: The Blackwell Encyclopedia of Sociology 2020. [б.и.], [б.г.]. P. 1-2.
- Статья Sorokin P. S. The Promise of John W. Meyer’s World Society Theory: “Otherhood” through the Prism of Pitirim A. Sorokin’s Integralism // The American Sociologist. 2020. Vol. 51. No. 4. P. 506-525. doi
- Книга Сорокин П. С., Гасс П. В., Мальцева В. А. Информационно-аналитические материалы "Мониторинг экономики образования" по результатам статистических и социологических обследований Вып. 30: Общие и специфические навыки: фокус международной экспертной повестки в сфере человеческого капитала. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Зыкова А. В. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований : "Развитие «агентности» как задача образовательной политики в XXI веке: мировой опыт исследований и разработок" Вып. 37. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Сорокин П. С., Повалко А. Б., Черненко С. Е. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Какие навыки формирует обучение предпринимательству в вузах? Анализ передового международного и российского опыта» Вып. 26. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Матюненко Ю. А., Попова Т. А. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Роль навыков «агентности» и поддержания здоровья до пандемии и в эпоху пост-covid-19: международный экспертный дискурс» Вып. 28. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Матюненко Ю. А., Попова Т. А. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Тренды и вызовы, оказывающие влияние на сферу образования: анализ докладов международных организаций и экспертных центров» Вып. 27. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Черненко С. Е., Повалко А. Б. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / Отв. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Ч. 9(39): Современная аналитика образования. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27-36. doi
- Статья Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., Гоголева А. С., Сорокин П. С. Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2019. Т. 12. № 3. С. 215-233. doi
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Власов В. В., Горина Е. А., Денисенко М. Б., Ермолина А. А., Корешникова Ю. Н., Корчагина И. И., Кузьминов Я. И., Любушина Е. С., Мисихина С. Г., Мкртчян Н. В., Нагерняк М. А., Назарбаева Е. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Харькова Т. Л., Шейман И. М., Шилова Н. П., Шишкин С. В. Национальные цели социального развития: вызовы и решения: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Статья Кузьминов Я. И., Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 19-41. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. I. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Статья Sorokin P. S. Emiliana MANGONE, Social and Cultural Dynamics: Revisiting the Work of Pitirim A. Sorokin // European Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 56. No. 2
- Статья Sorokin P. S. Making Global Sociology in the Context of Neoliberal Domination: Challenges, Ideology and Possible Strategies // Sociological Research Online. 2018. Vol. 23. No. 1. P. 21-42. doi
- Статья Мироненко И. А., Sorokin P. S. Seeking for the Definition of “Culture”: Current Concerns and their Implications. A Comment on Gustav Jahoda’s Article “Critical Reflections on some Recent Definitions of “Culture"” // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2018. Vol. 52. No. 2. P. 331-340. doi
- Статья Sorokin P. S. The Ethical Challenge for Sociology in the Face of Global Modernity: toward Solidarity-Oriented and Ethically Contextualized Practice // The American Sociologist. 2018. Vol. 49. No. 3. P. 414-433. doi
- Книга Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д., Нисская А. К. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Sorokin P. S. ‘Global Sociology’ from a Comparative Perspective: A Multidimensional Analysis // Comparative Sociology. 2018. Vol. 17. No. 1. P. 1-28. doi
- Статья Gogoleva A., Sorokin P. S., Efendiev A. RESEARCH INTO QUALITY OF WORK LIFE IN ORGANISATIONAL STUDIES: PROBLEMS AND PERSPECTIVES // Society and Economy. 2017. Vol. 39. No. 4. P. 597-616. doi
- Статья Pavel Sorokin. Vision and mission of sociology: learning from the Russian historical experience // The American Sociologist. 2017. Vol. 48. No. 2. P. 135-171. doi
- Статья Сорокин П. С. Российская социологическая традиция в международном научном дискурсе: особенности, проблемы и перспективы // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 117-126.
- Статья Sorokin P. S. Ethically Responsible Global Sociology: Conceptual Framing of a New Vision // Filosofija, Sociologija. 2016. Vol. 27. No. 4. P. 323-330.
- Статья Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Идентичность и профессиональная культура отечественной социологии: опыт библиометрического анализа // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 45-54.
- Статья Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Социальные институты: опыт анализа социальных изменений сел в Белгородской области // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 62-68.
- Статья Pavel Sorokin. ‘Global sociology’ in different disciplinary practices: Current conditions, problems and perspectives // Current Sociology. 2016. Vol. 64. No. 1. P. 41-59. doi
- Статья Efendiev A., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Changes in the Rural Life in Belgorod Region in 2000-2013: Consequences of Economic Transformations // Journal of Rural Development. 2015. Vol. 34. No. 4. P. 509-527.
- Статья Sorokin P. S., Mironenko I. A. Culture in psychology: Perennial problems and the contemporary methodological crisis // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. No. 4. P. 35-45. doi
- Статья Sorokin P. S. The Russian Sociological Tradition from the XIXth Century Until the Present: Key Features and Possible Value for Current Discussions // The American Sociologist. 2015. Vol. 46. No. 3. P. 341-355. doi
- Статья Сорокин П. С., Мироненко И. А. Биологическое и социальное в человеке – современный методологический кризис и вечная проблема мировой психологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 60-72.
- Глава книги Сорокин П. С. Благосостояние сельских жителей Белгородской области в 2000–2013 гг. в условиях экономических преобразований: динамика изменения и основные проблемы по результатам качественного исследования // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 159-167.
- Глава книги Мироненко И. А., Сорокин П. С. К вопросу о методологическом кризисе в современной психологии // В кн.: Юбилейная конференция: от истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете Т. 1. М. : Когито-центр, 2015. С. 88-90.
- Глава книги Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Крестьянство Белгородской области в 2000–2013 гг.: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 168-177.
- Статья Эфендиев А. Г., Сорокин П. С., Балабанова Е. С. Основные проблемы развития российских и зарубежных социологических журналов // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 36-49.
- Препринт Gogoleva A., Sorokin P. S., Efendiev A. QUALITY OF WORK LIFE AS METHODOLOGICAL FRAMEWORK IN ORGANIZATIONAL STUDIES: STATE OF THE ART AND PERSPECTIVES FOR THE FUTURE RESEARCH / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2014. No. 23.
- Препринт Efendiev A., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Transformations In The Rural Life In Russian Belgorod Region In 2000-2013 Through “Modernization” Theoretical Perspective: Increasing Material Well-Being, Growing Individualism And Persisting Pessimism / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 56/SOC/2014 .
- Глава книги Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Карьера руководителей в российских бизнес-организациях как социальный феномен: опыт теоретического и эмпирического анализа // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 300-310.
- Статья Efendiev A., Sorokin P. S. Research in social organization as factor affecting rural economic growth in developing society: theoretical and methodological challenges // International Journal of Asian Social Science. 2013. Vol. 3. No. 10. P. 2236-2245.
- Статья Efendiev Azer, Sorokin Pavel. Rural Social Organization and Farmer Cooperatives Development in Russia and other Emerging Economies: Comparative Analysis // Journal of Developing Country Studies. 2013. Vol. 3. No. 14. P. 106-115.
- Статья Sorokin P. S., Efendiev A. Sociological perspective for studying career in developing society: integrative theoretical approach // International Journal of Asian Social Science. 2013. Vol. 3. No. 7. P. 1597-1606.
- Статья Сорокин П. С., Эфендиев А. Г. Взаимосвязь между показателями квалификации, неделовых связей и карьерным успехом у руководителей в российском бизнесе: опыт изучения организаций различных типов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. Т. 31. № 3. С. 87-94.
- Статья Эфендиев А. Г., Сорокин П. С., Гоголева А. С. Карьерные устремления руководителей в российском бизнесе: эмпирическое исследование организаций различных типов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 4. С. 79-93.
- Статья Сорокин П. С. Современные исследования карьеры как социального явления: теоретико-методологические проблемы и пути их преодоления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 3. С. 40-50.
- Статья Сорокин П. С. Дисциплинарные подходы к изучению профессиональной карьеры в бизнес-организации и перспективы применения общих социологических теорий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 1. С. 132-140.
- Глава книги Сорокин П. С. Изучение карьеры сотрудников российских бизнес-организациях: концепция и теоретико-методологические основания эмпирического исследования // В кн.: Современный менеджмент: вопросы теории и практики. Сборник статей аспирантов и студентов / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Вып. 5. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 470-484.
- Статья Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Инновационное поведение сотрудников российских бизнес-организаций: теоретические и методологические основы эмпирического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 3. С. 82-93.
- Книга Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С., Гоголева А. С. Методическое пособие по подготовке инструментария эмпирического исследования социальной организации бизнеса / Рук.: А. Г. Эфендиев; отв. ред.: П. С. Сорокин; под общ. ред.: А. Г. Эфендиев; науч. ред.: А. Г. Эфендиев. М. : Лика, 2012.
- Глава книги Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Модели карьерного успеха руководителей в российских бизнес-организациях // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 2 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 76-84.
- Глава книги Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Теоретико-методологические проблемы компаративных исследований социально-гуманитарных аспектов развития бизнеса // В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 4. В 2 ч. / Сост.: У. В. Ломакова; науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Ч. 2. Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 276-288.
- Статья Сорокин П. С. Теоретические и эмпирические исследования профессиональной карьеры: перспективы интеграции на основе теории П. Бурдье // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 1. С. 5-15.
- Статья Сорокин П. С. Бизнес-карьера как предмет анализа социальных наук: подходы и направления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 4. С. 68-73.
- Глава книги Сорокин П. С. Инновационная активность как фактор карьерного продвижения сотрудников бизнес-организаций: подходы и направления исследования // В кн.: Современный менеджмент: вопросы теории и практики. Сборник статей аспирантов и студентов / Сост.: У. В. Ломакова; науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 494-506.
- Статья Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явление: опыт эмпирического исследования // Мир России: Социология, этнология. 2011. Т. XX. № 4. С. 140-169.
- Статья Сорокин П. С. Психологические аспекты бизнес-инноваций: подходы и направления исследований // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Психология. 2011. № 2. С. 67-77.
- Глава книги Сорокин П. С. Исследование социальных проблем реструктуризации на крупном промышленном предприятии // В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: сборник докладов молодежной конференции / Под общ. ред.: М. Ю. Шерешева. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 318-324.
- Статья Сорокин П. С. Социальные факторы и механизмы развития инноваций в бизнесе: направления исследований и перспективы их интеграции // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Экономика. 2010. № 4. С. 67-77.
- Глава книги Сорокин П. С. Эмпирическое исследование стратегий трудового поведения молодых работников в Санкт-Петербурге и в Улан-Удэ // В кн.: Современный менеджмент: вопросы теории и практики: сборник статей аспирантов и студентов факультета менеджмента Государственного Университета – Высшей школы экономики / Под общ. ред.: М. Ю. Шерешева. Вып. 3. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 222-231.
- Глава книги Сорокин П. С. Организационное поведение как предмет социологического анализа: проблемы, подходы, теории // В кн.: Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. Материалы международной научно-практической конференции аспирантов и студентов 14 мая 2009 года. СПб. : Издательство Института бизнеса и права, 2009.
- Статья Сорокин П. С., Мироненко И. А. Идеальные типы Макса Вебера в пространстве дихотомии описательной и объяснительной парадигм психологии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 3. С. 4-16.
Опыт работы
Основные места работы до НИУ ВШЭ:
2006-2007 — Лаборатория исследований проблем психологии, лаборант-исследователь (ЛГУ им. Пушкина);
2008-2009 — Коммерческие и некоммерчески проекты.
2010 — компания Ward Howell Russia (должность researcher).
Богатство России людьми прирастать будет
На Гайдаровском форуме в Москве представили Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала – новый консорциум ученых, который будет искать решения наиболее масштабных социальных и экономических задач и проблем России. Его создали Вышка, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН. Даже в официальных документах новое объединение названо «научным центром мирового уровня». Что это значит и чем предстоит заниматься – рассказали руководители трех университетов и научного института.
Новые разработки в области человеческого капитала в международном дискурсе
Продолжается публикация информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. В серии недавних докладов старшего научного сотрудника ЦРНПО Павла Сорокина с коллегами рассматриваются актуальные вопросы развития навыков в контексте социально-экономических вызовов современности.
Уроки агентности и… правильного питания
Что такое агентность – знают немногие за пределами научного круга. Ее еще называют – активная самостоятельность. Это и способность организовать свое время, и мотивация школьника. Умение не только учиться, но и преодолевать неблагоприятные условия: например, как сейчас – пандемию. В том, что этот термин должен появиться во ФГОСах, потеснив уже привычные «4К», убеждены исследователи Вышки Павел Сорокин, Анастасия Зыкова, Юлия Матюненко и Татьяна Попова. В экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования они предлагают, как развивать агентность в образовании и как школьная программа может ответить на вызов коронавируса.
Губит людей «вода»
Меньше слов, больше дела – так можно описать главную потребность вузовских программ для предпринимателей согласно исследованию Института образования ВШЭ. Учебные курсы университетов зачастую слабо связаны с практикой и не специализированы. Эксперты рекомендуют – как именно «привязать» их к реальным потребностям студентов, которые стремятся в бизнес.
Пандемия как лекарство
Пандемия — это возможность исправить те проблемы в образовании, которые давно копились. Например, равный доступ к качественному образовательному контенту: теперь его можно обеспечить. Об этом заявили эксперты Университета Джона Хопкинса на итоговом семинаре совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ: на нем школам были предложены рекомендации — как свести к минимуму негативные последствия прошедших месяцев.
Первые цифры в море мнений
На первом вебинаре в рамках совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ эксперты привели подсчеты – какой эффект даст сегодняшнее закрытие школ в долгосрочной перспективе. По словам Павла Сорокина, старшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ, заведующего лабораторией исследований человеческого капитала и образования, попытка точного прогноза – это уже прорыв, потому что за те полтора-два месяца, что в большинстве стран мира закрыты школы, доказательные оценки эффекта практически не давались.
Unsupportive Environment
What hinders innovations in Russian business
Вязкая среда
Что замедляет инновации в российском бизнесе
Профессиональное образование Швейцарии: обмен опытом и начало сотрудничества
В конце октября состоялась ознакомительная поездка российской делегации в Швейцарию , одну из мировых лидеров с точки зрения решения проблемы перехода из системы образования на рынок труда.
Transcending Disciplinary Realms in Exploring the Role of Education in Socioeconomic Development
At IOE, we have ploughed more and more effort in recent years in expanding and invigorating the program of learning & networking that we offer early-career scholars from multiple corners of the globe and with diverse perspectives in educational research. Proudly inaugurated this year in association with the World Bank, the First International Summer School ‘The Role of Education in National and Regional Socioeconomic Development’ has become an enriching and timely addition to IOE’s summer academic agenda of 2019.
«Все друг друга слушают»: участники из разных стран – о Летней школе Инобра и Всемирного банка
Пожалуй, еще ни одна Летняя школа Института образования ВШЭ не была столь космополитичной. К этому обязывала и тема – «Роль образования в социально-экономическом развитии стран и регионов», и устроители – институт проводил эту школу совместно со Всемирным банком, и список стран, откуда приехали участники.
Магистратура по образованию: советы абитуриентам
Приглашаем на вебинар академических руководителей двух партнерских магистерских программ «Экономика и управление образованием» и «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ
Журнал «Форсайт»: №2, 2019
Главная тема нового выпуска журнала «Форсайт» — влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
О программе – «без галстуков»: встреча с академическим руководством
Приглашаем абитуриентов на неформальную встречу с академическими руководителями программ «Доказательная образовательная политика» и «Экономика и управление образованием».
О цифровизации и будущем рынка труда — в новом номере журнала «Форсайт»
Главной темой очередного выпуска журнала «Форсайт» (Т.13, №2) стало влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
Rethinking Human Capital for 21st Century Workplace and Socio-economic Growth
From June 24 to 25, the University of Bologna, Italy, which is the very cradle of the European university tradition with its history spanning as far back as 1088, welcomed over 1,000 academics and institutional leaders from 70 countries for an international conference, Bologna Process Beyond 2020, that celebrated the 20th Anniversary of the Bologna Declaration. IOE experts Isak Froumin and Pavel Sorokin took part in the forum to present novel research insights into the role of education in building future-proof human capital for socio-economic growth.
Эксперты Института образования ВШЭ подвели итоги учебного года
На традиционном семинаре Инобра обсудили ключевые события, которые произошли в российском образовании в завершившемся учебном году.
Exploring Novelty Perspectives in Human Capital Theory and Education
On October 5–7, Hakone, Japan hosted the 2018 Conference of Asia Pacific Sociological Association (APSA), the largest forum for multifaceted social scholarship in the Pacific Rim region. Senior researcher Pavel Sorokin, Academic Supervisor in IOE’s Evidence-based Educational Policy MA, presented at the event about a recent study he carried out together with IOE Head Isak Froumin, which aims to largely rethink the conceptual framework of human capital.
Исследование Инобра о человеческом капитале обсудили на конференции в Японии
В японском городе Хаконе завершился конгресс Asia Pacific Sociological Association (APSA) – крупнейший социологический форум, ориентированный, прежде всего, на страны Тихоокеанского региона. Институт образования НИУ ВШЭ представлял на этом форуме Павел Сорокин – академический руководитель программы «Доказательная образовательная политика». Он познакомил делегатов с результатами исследования, выполненного совместно с научным руководителем Института образования ВШЭ Исаком Фруминым. Павел отметил, что новая трактовка понятия человеческого капитала, предложенная российскими учеными, заинтересовала участников конгресса.
В Инобре начался учебный год
В этом году в Институте образования НИУ ВШЭ будет учиться в два раза больше студентов: к магистерским программам «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании» добавились две новые программы «Педагогическое образование» и «Экономика и управление образованием». Торжественное мероприятие 3 сентября закончилось произнесением клятвы первокурсника у памятника анонимному рецензенту – а после магистрантов ждал квест по исследовательским подразделениям Института. Скоро многим из них предстоит выбрать центр или лабораторию, где они будут работать.
Конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований
С 3 по 5 августа в Кейптауне, ЮАР, проходил Международный конгресс Всемирной ассоциации образовательных исследований (WERA) 2018. Рассказывает старший преподаватель департамента социологии Павел Сорокин.
IOE Experts Speak at 2018 WERA Congress in South Africa
On August 3–5, South Africa’s Cape Town welcomed over 500 leading academics from 62 countries for the 2018 Global Congress of World Education Research Association (WERA), the largest international venue for multidisciplinary educational scholarship and networking. IOE researchers Pavel Sorokin, Sergey Kosaretsky and Roman Zvyagintsev were also presenting at this year’s WERA event.
Исследователи Инобра рассказали о российском опыте изучения эффективности образования на конгрессе в ЮАР
В южноафриканском Кейптауне прошел международный конгресс Всемирной ассоциации исследователей образования – World Education Research Association (WERA), крупнейший в мире междисциплинарный форум в области исследований образования. Сквозной темой стала роль образования в решении социальных проблем и его вклад в социально-экономическое развитие. О нюансах взаимодействия образования с экономикой и о его роли в преодолении проблемы неравенства в обществе говорили и сотрудники Института образования НИУ ВШЭ: с докладами на конгрессе выступили Сергей Косарецкий, Павел Сорокин и Роман Звягинцев.
Стратегическое саморазвитие: факультет социальных наук провел первый проектный семинар
Факультет социальных наук продолжает удерживать пальму первенства в вопросах стратегического развития в области образовательной и кадровой деятельности. 21 июня в продолжение февральской Форсайт-сессии ФСН на факультете был проведен стартовый проектный семинар.
Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?
Ведущие эксперты ВШЭ намерены дать ответ на семинаре Института образования 29 мая.
Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны
Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.
Конференция CIES 2017 в Атланте
В начале марта сотрудники Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе международной конференции «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017», проходившей в Атланте. С докладами выступили Исак Фрумин, Олег Лешуков, Елена Минина, Павел Сорокин, Зумрад Катаева, а также ряд сотрудников Международной лаборатории анализа образовательной политики: Мартин Карной, Татьяна Хавенсон, Андрей Захаров.
Проблематизируя неравенство: международная конференция по вопросам образования в Атланте
С 5 по 9 марта в городе Атланта проходила ежегодная международная конференция «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017». В ней принял участие старший преподаватель кафедры общей социологии Павел Сорокин.
Межкультурное взаимодействие в «поле политики» и в «поле науки»: сопоставление через призму мультикультурализма
24 мая в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступил Сорокин Павел Сергеевич (к.с.н., научный сотрудник Центра исследований социальной организации бизнеса, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Межкультурное взаимодействие в «поле политики» и в «поле науки»: сопоставление через призму мультикультурализма".
Карьера в России: связи значат больше квалификации
Вертикальное карьерное продвижение в России зависит от связей, а не от квалификации. Доклад исследователей Высшей школы экономики А. Эфендиева и П. Сорокина на Апрельской конференции ВШЭ.
«Понять социальное устройство российского бизнеса»
16 мая исполнилось 65 лет ординарному профессору ВШЭ Азеру Эфендиеву, директору Центра исследований социальной организации фирмы, возглавлявшему факультет менеджмента ВШЭ с 2000 по 2009 год. О том, чем он занимается сейчас, Азер Эфендиев рассказал в интервью порталу.
Стипендии аспирантам
Аспиранты Высшей школы экономики будут получать в 2011/2012 учебном году стипендии Президента РФ и специальные стипендии Правительства России.