Шугаль Николай Борисович
- Директор центра: Институт статистических исследований и экономики знаний / Центр статистики и мониторинга образования
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
- Научно-педагогический стаж: 8 лет.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность руководителя Федеральной службы государственной статистики (сентябрь 2017)
- Благодарность Высшей школы экономики (июль 2015)
Сфера научных интересов
- Статистика и социология образования
- Проведение эмпирических исследований в области экономики образования
- Анализ временных рядов, эконометрика
Участие в рабочих группах
Рабочая группа Минпросвещения России по совершенствованию статистического инструментария в сфере дополнительного образования детей и формированию единых подходов к определению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам
Конференции
- 2018
Московский международный салон образования (Москва). Доклад: Соответствие подготовки по программам среднего профессионального образования запросу рынка труда
XV международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту. Доклад: Мониторинг экономики образования как инструмент оценки эффективности образовательных реформ
XII Международный конгресс-выставка «Global Education – Образование без границ» (Москва). Доклад: Перспективы развития цифровой образовательной среды в среднем профессиональном образовании
- 2017
XI Международный конгресс-выставка «Global Education – Образование без границ» (Москва). Доклад: Массовый и высокотехнологичный сектора в среднем профессиональном образовании: сравнительный анализ (мониторинг экономики образования)
Участие в проектах
Текущие проекты
2022 Мониторинг экономики образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2022 Мониторинг цифровой зрелости
2022 Формирование статистической основы экономики знаний
2022 Рейтинг инновационного развития регионов России (НИУ ВШЭ)
Завершенные проекты
2021 Мониторинг экономики образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2021 Мониторинг цифровой зрелости
2021 Рейтинг инновационного развития регионов России (НИУ ВШЭ)
2021 Оказание услуг по сбору, обработке и анализу статистических данных, характеризующих научный и инновационный потенциал города Москвы, а также информации о научно-технических организациях города Москвы в 2020 году
2021 Формирование актуальной статистической основы изучения образования, науки, инноваций, цифровой экономики (ПФИ НИУ ВШЭ)
2020 Мониторинг экономики образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2020 Оказание услуг по экспертизе и разработке методологии проведения статистических наблюдений и измерения параметров развития цифровой экономики, включая измерение эффектов цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы и формированию статистического контента
2020 Оказание услуг по сбору, обработке и анализу статистических данных, характеризующих научный и инновационный потенциал города Москвы, а также информации о научно-технических организациях города Москвы в 2019 году
2020 Формирование статистической базы исследования экономики знаний (ПФИ НИУ ВШЭ)
2020 Разработка рекомендаций по совершенствованию программы разработки итогов выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование (Росстат)
2020 Рейтинг инновационного развития регионов России (НИУ ВШЭ)
2019 Разработка методики расчета показателя «Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей» (Минпросвещения России)
2019 Разработка рекомендаций по совершенствованию программы выборочного наблюдения за участием населения в непрерывном образовании в соответствии с рекомендациями ОЭСР и Евростата (с учетом опыта других стран) (Росстат)
2019 Комплексное исследование текущей системы оценки образовательных организаций высшего образования и разработка аналитического инструментария мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования (Минобрнауки России)
2019 Мониторинг экономики образования, науки, инноваций и цифровой экономикиПФ(И НИУ ВШЭ)
2019 Разработка методологии статистического измерения цифровой экономики (ПФИ НИУ ВШЭ)
2019 Рейтинг инновационного развития регионов России (НИУ ВШЭ)
2018-2019 Разработка статистического регистра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей (Минпросвещения России)
2018 Мониторинг экономики знаний (ПФИ НИУ ВШЭ)
2018 Исследование развития интернета в России в условиях формирования цифровой экономики (Координационный центр национального домена в сети Интернет)
2018 Анализ профессий, специальностей и направлений подготовки в жилищном строительстве (ДОМ.РФ)
2018 Подготовка прогнозно-аналитических материалов с использованием анализа "больших" данных в целях разработки прогноза по приоритету "20б" "Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии" (ИНЭИ РАН)
2017 Мониторинг экономики знаний (ПФИ НИУ ВШЭ)
2017 Исследование тенденций развития российского сегмента сети Интернет (Координационный центр национального домена в сети Интернет)
2017 Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга системы образования (Минобрнауки России)
2016-2017 Развитие инструментария для сбора и анализа статистических данных по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования, дополнительным общеобразовательным программам для детей, программам профессионального образования (Минобрнауки России)
2016-2017 Мониторинг экономики образования: социологические обследования, направленные на изучение сферы дошкольного образования (Минобрнауки России)
2016-2017 Мониторинг экономики образования: социологические обследования, направленные на изучение сферы среднего профессионального образования, вопросов становления в России непрерывного образования, а также взаимодействия сферы профессионального образования с рынком труда (Минобрнауки России)
2016-2017 Мониторинг экономики образования: социологические обследования, направленные на изучение сферы высшего образования (Минобрнауки России)
2016 Мониторинг экономики образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2016 Мониторинг экономики образования: социологические обследования, направленные на изучение сферы начального общего, основного общего, среднего общего образования (Минобрнауки России)
2016 Мониторинг экономики образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2015 Мониторинг экономики образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2014-2015 Аналитическое и методическое сопровождение внедрения в практику унифицированного инструментария федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ общего образования, дополнительных общеобразовательных программ для детей (Минобрнауки России)
2014-2015 Модернизация статистики образования в сегментах профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования взрослых (Минобрнауки России)
2014-2015 Мониторинг экономики образования. Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных программ развития дошкольного образования и формирования предложений по совершенствованию и внедрению современных моделей развития системы дошкольного образования (Минобрнауки России)
2014-2015 Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитическая поддержка государственной политики в сфере государственно-общественного управления образованием (анализ информации, сформированной на основании результатов серии социологических обследований в общеобразовательных организациях) (Минобрнауки России)
2014-2015 Мониторинг экономики образования. Проведение серии социологических обследований в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, для сопровождения региональных программ развития среднего профессионального образования и профессионального обучения и формирования предложений по модернизации системы среднего профессионального образования и профессионального обучения (Минобрнауки России)
2014-2015 Мониторинг экономики образования. Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры), для осуществления информационно-аналитической поддержки в сфере высшего образования и формирования рекомендаций по развитию образовательных кластеров и механизмов их участия в реализации образовательных программ (Минобрнауки России)
2014-2015 Мониторинг экономики образования. Проведение социологического обследования на предприятиях различных секторов экономики для осуществления поддержки в сфере взаимодействия профессионального образования с рынком труда и формирования рекомендаций по развитию образовательных кластеров и механизмов их участия в реализации образовательных программ (Минобрнауки России)
2014-2015 Мониторинг экономики образования. Проведение серии социологических обследований населения, для формирования предложений по совершенствованию механизмов и моделей непрерывного образования с учетом возможностей образовательных кластеров (Минобрнауки России)
2014 Мониторинг рынков образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2013 Разработка нового статистического инструментария, направленного на обеспечение методической поддержки мониторинга системы образования
2013 Мониторинг экономики образования (ПФИ НИУ ВШЭ)
2013 Экспертно-консультативная поддержка Минобрнауки России по вопросам подготовки статистических и информационных материалов и расчета индикаторов образования (Минобрнауки России)
2012-2013 Рейтингование субъектов Российской Федерации по показателям развития образования на основе данных федерального статистического наблюдения (НИТУ МИСиС)
2010 НИР "Оценка результативности развития сферы науки и инноваций на основе единой системы прогнозных расчетов" (Минобрнауки России)
2010 Разработка методики оценки потоков обучающихся в российской системе образования
2010 НИР "Анализ процесса преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения и изменений в механизмах финансирования организаций бюджетной сферы» в интересах Министерства экономики Республики Татарстан
2009 «Макроэкономический анализ и исследование институциональной динамики финансирования социальной сферы (на примере систем образования и здравоохранения)» (ПФИ НИУ ВШЭ)
Опыт работы
11.2019 - н.вр. Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, директор центра
02.2013 - 10.2019 Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, заместитель директора центра
04.2008 - 01.2013 Лаборатория анализа и моделирования институциональной динамики ИНИИ НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник, научный сотрудник
03.2006 - 11.2012 Лаборатория макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 8 лет
Сфера ответственности / должностные полномочия
Руководство и координация текущих проектов центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Руководство и координация работ по совершенствованию методологии в статистике образования
Координация проекта "Мониторинг экономики образования"
Методологическая и информационно-аналитическая поддержка Минпросвещения России, Минобрнауки России, Администрации Президента РФ и других органов исполнительной власти в сфере образования
Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования, впервые проведенного с целью выявления масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта (ИИ) в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
Освоение технологий искусственного интеллекта студентами вузов
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует масштабы и условия обучения технологиям искусственного интеллекта в вузах страны, для которых это становится важной частью подготовки высококвалифицированных кадров не только в сфере ИКТ, но и в других отраслях экономики. Согласно прогнозам Правительства РФ, к 2030 г. потребуются 70 тысяч специалистов в сфере ИИ.
Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет новую серию регулярных информационно-аналитических материалов на основе специализированных обследований по изучению трендов, направлений и факторов развития и распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в России и мире. В первом выпуске описаны масштабы обучения технологиям ИИ в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
Подготовка инженерных кадров
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует данные о подготовке высококвалифицированных инженеров, уровень которой (как и в целом представленность таких кадров на рынке труда) в значительной степени влияет на устойчивость национальной экономики и технологический суверенитет страны.
Дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработал информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования». Новый цифровой сервис представляет собой витрину данных (дашборд) и включает 150 интерактивных панелей (виджетов), позволяющих в наглядной и удобной форме анализировать показатели сферы образования в динамике, сравнении по различным уровням и с международным контекстом.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Потребность в инженерах растет
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил уровень спроса российских предприятий на высококвалифицированные инженерные кадры, динамику восполнения их дефицита и восприятия данной профессии в обществе.
Статистический обзор «Среднее профессиональное образование в России»
Сотрудники Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовили статистический обзор «Среднее профессиональное образование в России». Издание впервые выходит в рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» (МЭО) и продолжает серию публикаций, посвященных различным уровням системы образования.
Разбор с экспертом: Николай Шугаль о трендах цифровизации высшей школы
Некоммерческая ассоциация Educause подготовила доклад Horizon Report, в котором обозначены ключевые направления цифровизации образовательной среды, по мнению глобальной группы лидеров, представляющих все сферы высшего образования. Директор Центра статистики и мониторинга экономики образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль прокомментировал изданию «РБК+1» некоторые выводы авторов доклада и выделил тренды развития цифровых технологий в российском высшем образовании с опорой на новейшие результаты Мониторинга экономики образования. Приводим расширенную версию комментария.
Образование в России: от детства до старости в эпоху ковида
Высшая школа экономики выпустила новый двухтомный «Мониторинг экономики образования» (МЭО) за 2020 год. Ключевой фокус исследований — переход на дистанционное обучение в период пандемии. Кроме того, уделено внимание системному анализу развития образования, реализации мер государственной политики в сфере образования в среднесрочной перспективе.
Статистический обзор «Высшее образование в России»
В рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования», координируемого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, выпущен статистический обзор «Высшее образование в России».
Индикаторы образования: 2020
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ совместно с Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ и Федеральной службой государственной статистики выпустил статистический сборник «Индикаторы образования: 2020», который дает комплексное представление о текущем состоянии сферы образования в России и ее развитии в многолетней динамике и в сопоставлении с другими странами.
К знаниям с любой дистанции
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о стартовых условиях, в которых школы и вузы страны массово переходят на дистанционные форматы обучения, а также об уровне подготовленности преподавателей и обучающихся к образовательным онлайн-практикам.
Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики
В аналитическом докладе, подготовленном ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по заказу Координационного центра национального домена сети Интернет, представлены основные итоги комплексного изучения государственной политики в области цифровой экономики, динамики трансформационных сдвигов в экономике и обществе под влиянием сетевых технологий, межстрановые и межотраслевые сопоставления по основным индикаторам; предлагаются дефиниции и краткие описания «сквозных» цифровых технологий.
Индикаторы образования: 2018
Сборник содержит сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оценке образовательных достижений обучающихся, связи образования с рынком труда, финансировании образования, составе обучающихся, персонале, условиях обучения, образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья; представлены международные сопоставления.
Образование в цифрах: 2018
Краткий статистический сборник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ содержит основные показатели, характеризующие в динамике развитие общего, среднего профессионального и высшего образования в Российской Федерации, и ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР.
Тенденции развития интернета в России
В аналитическом докладе, подготовленном ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по заказу Координационного центра национального домена сети Интернет, представлены основные итоги комплексного изучения тенденций развития интернета, трансформационных сдвигов, происходящих в экономике, социальной сфере, повседневной жизни под влиянием сетевых технологий, оценки уровня распространения онлайн-технологий в России в сравнении с зарубежными странами; предлагаются региональные сопоставления.
Как система среднего профессионального образования взаимодействует с рынком труда?
На ежегодной конференции Минобрнауки России, посвященной среднему профессиональному образованию («Global Education – Образование без границ», 21—22 ноября 2017 г.), сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль, Наталья Шматко и Наталья Бондаренко редставили результаты комплексного проекта по изучению массовых и высокотехнологичных секторов, проведенного в 2016—2017 гг. в рамках мониторинга экономики образования.
Сотрудники ВШЭ получили награды, приуроченные к юбилею университета
Они награждены за заслуги в профессиональной деятельности, многолетний плодотворный труд и в связи с 25-летием со дня образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Мониторинг системы образования: фокус на регионы
В Институте образования НИУ ВШЭ прошла пресс-конференция, посвященная вопросам мониторинга системы образования. Эксперты НИУ ВШЭ рассказали об изменениях, которые произошли в системе образования за прошедший год, обратив внимание на наиболее интересные тенденции развития системы образования страны.
Перспективы массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в сфере высшего образования
В новом информационном бюллетене ИСИЭЗ НИУ ВШЭ серии «Цифровая экономика» представлены мнения преподавателей и студентов вузов о перспективах массовых открытых онлайн-курсов (МООК), обобщенные по результатам опросов, проведенных в 2016 году в рамках мониторинга экономики образования (НИУ ВШЭ реализует проект по заказу Минобрнауки России).
Образование в цифрах: 2017
Краткий статистический сборник содержит основные показатели, характеризующие в динамике развитие общего, среднего профессионального и высшего образования в Российской Федерации. Представлены ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР.
Обучение популярным профессиям и специальностям в профтехучилищах, техникумах, колледжах
Система среднего профессионального образования (СПО) активно реформируется. В большинстве нововведений делается упор на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Как эти перемены оценивают сами участники рынка, приоткрыл Николай Шугаль, замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ, в докладе на X Международном конгрессе-выставке «Global Education — Образование без границ — 2016».