• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Образование в контексте инновационного развития

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Образование в контексте инновационного развития» являются ознакомление студентов с основными понятиями и концепциями инноватики (национальная инновационная система, «подрывные инновации» К. Клейтона, открытые инновации (Г.Чесбро), циклы Gartner’а, Дж. Мура), мировой практикой типологии инноваций (руководство ОСЛО, методика оценки инноваций в образовании ОЭСР) и мониторинга инновационного развития, а также тенденциями в сфере образования и развития человеческого капитала (цифровизация, Ed Tech, большие данные и доказательное развитие образования, глокализация, анбандлинг, которые оказывают существенное влияние на трансформацию обществ и государств. В курсе рассматриваются особенности коммерческого и социального предпринимательства, базовые понятия теории изменений и теории человеческого капитала, принципы импакт-инвестирования и социального предпринимательства, дается портрет образования как индустрии (вендоры, рынки, ниши, “голубые” и “красные” океаны). Цель дисциплины – сформировать концептуальную основу проектирования инновации или формулирования исследовательского проекта в области инноваций в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с ключевыми концепциями инновационного развития, субъектами инновационной экосистемы, типологиями инноваций и методиками наблюдения за ними
  • изучение краткой истории образования и инноваций на различных этапах его развития, выработка навыка трендвотчинга в образовании
  • получение практических умений базового анализа рынка образовательных услуг и продуктов
  • ориентирование в специфике и в доступных источниках данных в современном образовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет различать основные положения концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала
  • Применяет теорию человеческого капитала в контексте развития инноваций в образовании.
  • Умеет оперировать концептами теории человеческого капитала
  • Способен проиллюстрировать концептуальное понимание логики теории человеческого капитала (и основных критических аргументов против нее) и ее роли в изучении образования и его эффектов.
  • Способен проиллюстрировать логику теории человеческого капитала на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой (а также обосновать и проиллюстрировать критические аргументы).
  • Применяет понятийный инструментарий теории человеческого капитала для интерпретации явлений в образовании (• человеческий капитал / общий ЧК / специфический ЧК / новый общий ЧК • “Большая пятерка” человеческих качеств по Хекману)
  • Понимает ключевые составляющие человеческого капитала в современных реалиях.
  • оперирует ключевыми концепциями инновационного развития;
  • понимает устройство инновационной экосистемы, национальной инновационной системы (НИС) России;
  • определяет тип инновации в соответствии с существующими типологиями инноваций и методиками наблюдения за ними;
  • понимает способ применения теории изменений и моделей импакт-инвестирования для современного образования;
  • определяет рынки и ниши в сфере образования;
  • применяет данные ведущих международных исследований в образовании;
  • умеет распознавать и интерпретировать тренды в сфере образования в интересах развития различных проектов и собственной карьеры
  • идентифицирует data-informed и data - driven подходы в образовании, понимает их ресурсность и ограничения;
  • ориентируется в актуальных идеях в образовании и способах верификации информации о них;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в инноватику.
  • Тема 2. Типология инноваций
  • Цифровая трансформация образования
  • Образование как инструмент управления социальными изменениями.
  • Тема 5. Измерение инноваций в образовании
  • Обзор истории образования
  • Тенденции в образовании 21 века.
  • Трендвотчинг в образовательной сфере
  • Общая теория человеческого капитала.
  • Тема 10. Практическое развитие человеческого капитала.
  • Тема 11. Доказательное образование.
  • Тема 12. Стратегическое лидерство в образовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (РС) (21 семинар)
    Оценка за семинарскую работу ставится на основе: (1) посещения; (2) активной работы - демонстрация знакомства с заданным на дом текстами, участие в дискуссиях; (3) цифрового следа в пространствах коллективной работы ( доски Miro, Jamboard, Padlet, иные). Максимальная оценка за работу на 1 семинаре - 2 балла.
  • неблокирующий Домашние задания (аналитические записки)
    Аналитическая записка как формат - это изложение итогов обработки одного или нескольких предоставленных или выявленных самостоятельно источников вторичных или первичных данных: их реферирование и компиляцию информации, сопоставление в рамках ответа на предложенные вопросы. Объем документа – 3- 4 страницы. Базовая структура документа: Введение (цель написания документа, основания, на которые документ опирается - в вашем случае доклад) - 5-10% текста Изложение основных тезисов с аргументами. В случае данного доклада это может быть его резюме, например - 70 - 80 % текста Рекомендации (их адресата вы можете обозначить во введении) - 10-15% текста. Критерии оценивания (ориентировочные, уточняются в каждом задании): Соответствие жанру аналитической записки (компиляция данных (фактов, мнений) с самостоятельными выводами) 0 - 2 Адекватность массива данных заданной теме (качество, глубина, наглядность) 0 - 3 Качество компиляции материала 0 - 5 Количество, глубина и нетривиальность выводов 0 - 3 Грамотность изложения, использование адекватного языка 0 - 2 Итого мах 15
  • неблокирующий Тест
    Тест на основе материалов курса, контролирует знание ключевых понятий и теорий и умение ими оперировать при анализе кейсов.
  • неблокирующий Итоговый опрос по материалам курса и заранее предложенному контенту (документальный фильм).
    Экзамен происходит в формате индивидуальных ответов на заранее предоставленные вопросы по материалам курса, а также дополнительно предложенному тематическому контенту.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Итоговый опрос по материалам курса и заранее предложенному контенту (документальный фильм). + 0.125 * Работа на семинарах (РС) (21 семинар) + 0.15 * Домашние задания (аналитические записки) + 0.15 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бережливые инновации : технологии умных затрат, Раджу, Н., 2017
  • Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2019
  • Вигоросность и инновации (человеческий фактор как основа модернизации), Карпенко, М. П., 2011
  • Массовое процветание : как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений, Фелпс, Э., 2015
  • Метод стартапа : предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании, Рис, Э., 2018
  • Открытые инновации : создание прибыльных технологий, Чесбро, Г., 2007
  • Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., 2017
  • Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2020
  • Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • LEGO. Как компания переписала правила инноваций и завоевала мировую индустрию игрушек, пер. с англ. Ю. И. Герасимчик, 285 с., Робертсон, Д., Брин, Б., 2018
  • Вклад малого инновационного предпринимательства в становление национальной инновационной системы ... : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Игнатенко, Ю. В., 2012
  • От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее : пер. с англ., Тиль, П., 2015