Лукина Анастасия Андреевна
- Преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Младший научный сотрудник:Институт образования / Центр социологии культуры
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Полномочия / обязанности
Куратор лонгитюдного исследования "Траектории в образовании и профессии": подготовка релизов баз данных, разработка опросных инструментов
Реализация количественных проектов Центра
Образование
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Социология», квалификация «Магистр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Member of Sequence Analysis Association
Стажировка в Институте восточно-европейских исследований, Свободный университет Берлина (окт'18-янв'19)
Летняя школа 'Inequality of Educational Opportunities', Институт образования ВШЭ (июль'18)
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Научно-исследовательский семинар "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Sociology of Education (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Анг
Sociology of Education (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Sociology of Education (Маго-лего; 1 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Научно-исследовательский семинар "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Образовательное решение как продукт или объект анализа: поиск и тестирование идеи проекта (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Образовательный опыт как продукт: поиск и тестирование идеи стартапа (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Инновации и образование в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Основы проектного управления (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Основы проектного управления (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
- Экономика и управление образованием в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Публикации7
- Статья Лукина А. А. Образовательные траектории студентов первого поколения как кейс неравенства в высшем образовании // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 133-160. doi
- Статья Хавенсон Т. Е., Лукина А. А. Мотивы инноваторов в образовании: подходы к определению и разработка шкалы для измерения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 92-108. doi
- Препринт Khavenson Tatiana, Koroleva Diana, Lukina Anastasia. The Four Motives of Educational Innovators / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2019. No. 52.
- Статья Королева Д. О., Хавенсон Т. Е., Лукина А. А., Коваленко М. Л., Герман Е. А. Застрять в прыжке: как дошкольное и школьное образование переходит на цифру // Директор школы. 2019. № 8. С. 63-73.
- Статья Стребков Д. О., Шевчук А. В., Лукина А. А., Мелианова Е. Г., Тюлюпо А. В. Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удалённой работы: исследование конкурсов с помощью «больших данных» // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 25-65. doi
- Книга Хавенсон Т. Е., Королева Д. О., Лукина А. А. Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация / Науч. ред.: В. А. Болотов. Т. 6. Вып. 21. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Глава книги Королева Д. О., Хавенсон Т. Е., Андреева А. А., Лукина А. А. Низовые инновации в современном российском образовании: определение поля исследования // В кн.: Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве: материалы XXIV научно-практической конференции. Красноярск : Институт психологии практик развития, 2018. С. 141-146.
Конференции
- 2023XXI международная конференция молодых ученых “Векторы” (Москва). Доклад: Winding pathways to upward mobility: Russian university graduates’ varied perceptions of their social status
- 2019XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Инновационный потенциал российской образовательной системы: кейс цифровизации
III International Summer School Digital Environment & Inequality of Educational Opportunities (Москва). Доклад: Digital transformation of education: emerging trends and approaches to investigate ongoing processes
- The 2nd Russia-China Education Research Conference "Digital Transformation of Education and Artificial Intelligence" (Москва). Доклад: Digital transformation of Russian secondary education and approaches to its investigation
- The 4th International Scientific Conference "Education Policy in Cultural Contexts: Transmission and/or Transformation" (Вильнюс). Доклад: Russian teachers’ potential through the lenses of digital technology integration
- 19th Annual Aleksanteri Conference "Technology, Culture, and Society in the Eurasian Space" (Хельсинки). Доклад: Teacher innovation potential in the context of Russian digital policy in education
- 2018VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии» (Москва). Доклад: Возможности и проблемы, возникающие при анализе «больших данных»: на примере конкурсов на бирже удаленной работы
- Международная студенческая научно-практическая конференция «Электронный бизнес. Управление интернет-проектами. Инновации» (Москва). Доклад: Формула успеха фрилансера: кейс конкурсов на бирже удаленной работы
- XII Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Доклад: Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы (на основе big data)
- XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Мотивы инноваторов в образовании
- 2017II Открытая научно-практическая конференция молодых исследователей образования EDgeneration (Москва). Доклад: Мотивы инноваторов в образовании
III Всероссийский научный форум (Нижний Новгород). Доклад: Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы
- 2016VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Заполнение пропусков при проведении факторного анализа: метод множественных импутаций
- Первая международная научная конференция молодых учёных «К альянсу социальных наук: теория и практика междисциплинарного взаимодействия» (Москва). Доклад: Факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы: есть ли место социальному?
Опыт работы
Исследовательская группа "Циркон" (стажер): 2014
Институт Образования НИУ ВШЭ, Лаборатория инноваций в образовании (стажер-исследователь): 2016 - 2020
Ipsos Comcon, Social Intelligence Analytics (менеджер проектов): 2020 - 2021
Информация*
- Общий стаж: 5 лет
- Научно-педагогический стаж: 4 года
- Преподавательский стаж: 4 года
Студенты без наследства: образовательный опыт родителей оказывается ценностью, без которой их детям сложнее добиться успеха в вузе
Абитуриенты из семей, в которых ни у кого нет университетского диплома, чаще выбирают скромные образовательные цели, совершают ошибки при выборе вуза и специальности, тяжелее привыкают к студенческой жизни. Из-за этого культурного дефицита и проблем с созданием новых социальных связей растет уязвимость, могут возникать стресс и психологические проблемы. Нередко это заканчивается отчислением из вуза. Такие выводы делает Анастасия Лукина, младший научный сотрудник Центра социологии культуры, в обзоре зарубежных исследований, посвященных образовательным траекториям студентов первого поколения .
«Я привлекаю успех»: в Вышке исследовали новый тип поведения в соцсетях
Все помнят советский фильм, героини которого занимались «аутотренингом»: приговаривали «Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины от меня без ума». Тогда это казалось чем-то странным и забавным, — а сегодня мантры о том, что «меня ждет успех, счастье, изобилие и богатство» встречаются в соцсетях сплошь и рядом. Они стали одним из предметов исследования Анастасии Лукиной, младшего научного сотрудника Центра социологии культуры Института образования. Анастасия изучила проявление «новых эмоциональных режимов» в публичном пространстве, в частности, в трех контекстах — в связи с различными методиками укрепления себя (тренингами личностного роста и косметической хирургией) и с шоковыми ситуациями (были выбраны формы реакции в соцсетях на случаи скулшутинга). Исследование выполнено в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Кто и зачем учится образовательным инновациям?
Бакалавры Высшей школы экономики выбирают тематические курсы, чтобы дополнить свою основную программу. На майнор Института образования пришли студенты, чья профессия не будет связана с образованием напрямую. Двухлетнее обучение закончится для экономистов, дизайнеров, физиков тем, что они представят на защиту образовательные стартапы.
Правила
успешного фриланса
Как побеждать в конкурсах
на бирже удаленной работы
Цифровая эпоха наступила, но “цифра” пока не овладела умами: педагоги осторожны в оценке технологий и неактивны в их использовании
2 июля Татьяна Хавенсон, Анастасия Андреева и Анастасия Лукина провели мастер-класс, в рамках которого поделились результатами “цифровых” исследований Лаборатории и провели брейнсторм-сессию, посвященную трендам современного образования. Основные тезисы доклада и результаты дискуссии - в этом материале.
Сотрудничество с Чжэцзянским университетом
Завершилась уникальная летняя школа для студентов Колледжа образования Чжэцзянского университета, организованная Институтом образования Высшей школы экономики.
Большие данные и социология: где вместе, а где порознь?
13 марта в рамках серии семинаров «Социология рынков» с докладом "Возможности и проблемы работы с big data: исследование конкурсов на бирже удаленной работы" выступили старшие научные сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Денис Стребков, Андрей Шевчук и студент магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» Алексей Тюлюпо и студентки магистерской программы Сравнительные социальные исследования Анастасия Лукина и Екатерина Мелианова.
Будапешт на связи: исследователи инноваций в образовании объединяют усилия
12 февраля 2018 года в Институте образования НИУ ВШЭ состоялся телемост между Центром изучения инноваций в образовании (ЦИИвО) и Исследовательским центром изучения инноваций и высшего образования (University Eötvös Lóránd, Венгрия).
Инноваторам не чужды традиции!
18 декабря в библиотеке Института образования НИУ ВШЭ количество инноваторов на квадратный метр зашкаливало!