• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590 доб. 22120
Электронная почта:
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 407
Время консультаций: Четверг, 12:30 - 14:00, по предварительной договоренности.
Резюме (DOCX, 27 Кб)
SPIN РИНЦ: 2664-9458
ORCID: 0000-0002-7334-5953
ResearcherID: J-1998-2015
Scopus AuthorID: 36135586700
Google Scholar
Руководители
Филиппов А. Ф.
Фрумин И. Д.
Заместитель
Малик В. М.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Куракин Дмитрий Юрьевич

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
  • Научно-педагогический стаж: 11 лет.

Образование, учёные степени

  • 2012

    Кандидат социологических наук: НИУ ВШЭ, специальность 22.00.01 «Теория, история и методология социологии», тема диссертации: Сакральное как понятие и проблема в «сильной программе» культурсоциологии

  • 2003

    Магистратура: Московская высшая школа социальных и экономических наук, специальность «Социология»

  • 2000

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Физика»

Профессиональные интересы

  • Социальная теория
  • Культурсоциология
  • Социология сакрального
  • Социология техники
  • Методология социологического исследования
  • Социология образования

Достижения и поощрения

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
  • 1
    Малик В. М. Стратегии построения образовательно-профессиональных траекторий при столкновении с дискриминационными барьерами доступа к высшему образованию: евреи в СССР в 60-80 годы XX века (aспирантура: 2-й год обучения)
  • 2
    Мельникова Е. А. Влияние школьного опыта на формирование девиантной жизненной траектории (aспирантура: 3-й год обучения)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Публикации45

Конференции

  • 2016
    Rethinking Social Movements: Can Changing a Conversation Change the World 111th ASA Annual Meeting August 20-23, 2016 | Seattle, WA | Washington State Convention Center (Seattle). Доклад: Meaning Networks and Multi-dimensional Choice in Educational and Life Course Decision Making
  • 2014
    1st eduLIFE workshop "Differences in Secondary Education and their Short- and Longer-Term Effects on Inequalities of Educational Opportunities" (Флоренция). Доклад: Differentiation in (Upper) Secondary Education and its Short- and Longer-Term Effects on Inequality of Educational Opportunities
  • 2nd eduLIFE workshop "Differentiation in Secondary Education and its Short- and Longer-Term Effects on Inequality of Educational Opportunities" (Флоренция). Доклад: Reproduction of social inequalities in Russia’s educational system
  • 2012
    Конференция: Телесные режимы молодежи в повседневной жизни (Санкт-Петербург). Доклад: Типичные способы принятия решений с точки зрения степени «освоенности» тела молодыми людьми

Участие в конференциях, доклады

• D. Kurakin, D. Bills. The Transition to Late Modernity and the Educational Trajectories of Russian Youth // Culture, Inequalities, and Social Inclusion Across the Globe - 112th ASA Annual Meeting, August 13, 2017, Montreal, Quebec, Canada.

• D. Kurakin. Narrative Structure of Educational Choice // "Frontiers of Cultural Sociology", Yale University, April 28-29, 2017.

• D. Kurakin, T. Malacarne. Meaning Networks and Multi-dimensional Choice in Educational and Life Course Decision Making // Rethinking Social Movements: Can Changing a Conversation Change the World 111th ASA Annual Meeting. Seattle, WA, August 20-23, 2016.

• D. Kurakin. Culture and Education: Underappreciated Junction // "Meaning in Place", Yale University, April 29-30, 2016.

• D. Kurakin. Cultural Mechanics of Mystery: Competing Interpretations of the Dyatlov Pass Tragedy // Workshop in the Center for Cultural Sociology, Yale University, October 16th, 2015. 

• D. Kurakin. Biography and Form of Life: Toward a Cultural Analysis of Narrative Interviews (plenary address) // "Cultural Sociology Writ Small: The Surprising Merits of Modest Case Study Research", Yale University, May 1-2, 2015.

• D. Kurakin. Cultural Sociology of Education: Outline of Research Agenda and Perspectives of International Collaboration // "Cultural Sociology and Education", Center for Cultural Sociology, Linnaeus University, Teleborg´s Castle, Växjö, Sweden, December 4 – 6, 2014.

• D. Kurakin, W. Binder. Biography and Form of Life: Toward a Cultural Analysis of Narrative Interviews // "Cultural Sociology and Education", Center for Cultural SociologyLinnaeus UniversityTeleborg´s Castle, Växjö, SwedenDecember 4 – 6 2014​.

• Kosyakova, Y., Kurakin, D., Yanbarisova, D., Yastrebov, G. Reproduction of social inequalities in Russia’s educational system // 2nd eduLIFE workshop, Phase 3, European University Institute, Florence, Italy, November 27-28, 2014.

• D. Kurakin, W. Binder. Biography and Form of Life: Toward a Cultural Analysis of Narrative Interviews // 14th annual conference "Identities in Conflict, Conflict in Identities", Masaryk University, Brno, Czech Republic, October 17-18, 2014.  

• D. Kurakin. Meaning of Trajectory: Strategies for Cultural Sociological Inquiry in Studies of Educational and Occupational Trajectories // Yale Center for Cultural Sociology Anniversary Conference “Advancing Cultural Sociology”. Yale University, New Haven, USA, April 25-27, 2014.

• Kosyakova, Y., Kurakin, D., Yanbarisova, D. Differentiation in (Upper) Secondary Education and its Short- and Longer-Term Effects on Inequality of Educational Opportunities // 1st eduLIFE workshop, Phase 3, European University Institute, Florence, Italy, May 22-23, 2014. 

• D. Kurakin, Y. Kosyakova. Do institutions matter? Occupational segregation at the labor market entry in Soviet and post-Soviet Russia // 2nd eduLIFE workshop «Education and gender differences in school-to-work transitions». European University Institute, Florence, Italy, November 14-15, 2013.

•Д.Ю. Куракин, Д.М. Янбарисова. Современные факторы повышения значимости бренда университета с точки зрения образовательного выбора // Форум «Гарантии качества профессионального образования», РАНХиГС, 23-24 октября 2013 г.

•E. Pavlenko, D. Kurakin. Conquered Growing-Up: Creating Identity through Transgression // Konstanzer Meisterklasse “Crisis and Collapse”. Konstanz, Germany, July 22-29, 2013.

•D. Kurakin, E. Pavlenko. Introduction into the Russian longitudinal study of educational and professional trajectories // Workshop: International collaboration between Higher School of Economics, Russia and NEPS. Bamberg, Germany, June 3th – 5th, 2013.

•Y. Kosyakova, D. Kurakin. Occupational gender differences  in Russia: Horizontal differences, vertical inequalities and institutional change // 1st eduLIFE workshop «Education and gender differences in school-to-work transitions». European University Institute, Florence, Italy, May 30-31, 2013.

•D. Kurakin. Borders of the Order: Towards a Cultural Sociological Analysis of Singularities // XIV April International Academic Conference on Economic and Social Development. Session “Cultural Sociology in Action: Methodological Reflections and Empirical Explorations”. HSE, Moscow, April 2-5, 2013.

•Д. Куракин (модератор). Дж. Александер, Р. Айерман: «Событие и память: культурсоциологическая теория коллективной травмы» // Первый семинар из цикла «Память: институты и практики». «Международный Мемориал», Москва, 14 марта 2013.
•Kurakin, Dmitry. Cosmetic Surgery as Transgression: Towards a Cultural Sociology of the Body // Yale Center for Cultural Sociology Spring Conference “Possibility and Imagination: Journeys in Cultural Sociology”. Yale, April 27-28, 2012.

•Kurakin, Dmitry. Metaphor, Uncertainty and Emotional Marking of Meaningful Life // Konstanzer Meisterklasse “Cultures of Emotion”. Konstanz, July 23-31, 2012.

•Куракин Д.Ю. Амбивалентность сакрального в дюркгеймианской традиции: история одной потери и приобретения // Семинар из цикла "Сакральное. Междисциплинарные перспективы" (ЦФС НИУ ВШЭ, ИВГИ РГГУ), 2 марта 2012.

•Гольман, Е.А., Куракин, Д.Ю. Границы и регламентации в образах тела: культур-социологический анализ // XIII апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, НИУ ВШЭ, Москва, 3-5 апреля 2012.

•Янбарисова, Д.М., Павленко, Е.С., Куракин, Д.Ю. Типичные способы принятия решений с точки зрения степени «освоенности» тела молодыми людьми // Конференция «Телесные режимы молодежи в повседневной жизни», Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), Санкт-Петербург, 28-29 сентября 2012.

•Куракин, Д.Ю., дискуссант сессии «Образовательные траектории» // XIII апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, НИУ ВШЭ, Москва, 3-5 апреля 2012.

•Куракин, Д.Ю., дискуссант круглого стола «Sacred (un)limited: split audiences, ambivalence and cultural meanings» // 11-я Международная научно-практическая конференция молодых ученых "Векторы развития современной России. "Границы" в социальных науках", 20-21 апреля 2012.

•Kurakin, Dmitry. Taking the ambiguity of the sacred seriously: towards a cultural sociology of the body (or: What should we know about the sacred to study cultural meanings of the body?) // Conflict in Identities, Identities in Conflict: 11th Annual Conference organized by the Center for Cultural Sociology and the Department of Sociology at Masaryk University, Brno, October 14-15, 2011.

•Kurakin, Dmitry. Reassembling the ambiguity of the sacred: The neglected inconsistency in Durkheim's theory // Yale Center for Cultural Sociology Spring Conference "Communication & Culture: Transitive Explorations", Yale University, April 29-30, 2011.

•Kurakin, Dmitry. Ambiguity of the sacred: problem and advantage // The "KitchenSeminar" at Clark University, May 4, 2011.

•Kurakin, Dmitry. Metaphors and Uncertainty: The Advantages of the Theory of the Sacred for Cultural Sociology : Workshop in the Center for Cultural Sociology, Yale University, April 23th, 2010. 

•Kurakin, Dmitry. Metaphor in sociological research: expanding the model with emotional dimention: The "KitchenSeminar" at Clark University, April 21st, 2010.

•Kurakin, Dmitry. The development of new cultural sociology: theory, methodology and research // Конференция ЦФС ГУ-ВШЭ, 15 мая 2010.

•Kurakin, Dmitry. Cultural sociology and the “morphogenetic turn” in sociology of the sacred // 3rd ESA Sociology of Culture Research Network mid-term Conference 'Culture and the Making of Worlds'. Milan, Italy, October 7-9, 2010.

•Куракин Д.Ю. Культурсоциология и сакральное: в поисках "пятого элемента" социологической теории // «Новые религии и современный мир»: международная зимняя религиоведческая школа, г. Казань, 19-23 февраля 2010 г.

• Куракин Д.Ю. Культурсоциология и продуктивность понятия сакрального в классической и современной социологии. Симпозиум «Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии». 29-30 января 2010 г.

• Куракин Д.Ю. Конфликт метафор и его индикаторы: проблема авторства и современный университет. Конференция «Образование и общество», Секция «Методологические проблемы социологических исследований в образовании» РОС, 20-22 октября 2009 г.

• Куракин Д.Ю. Кадры образования и новый институциональный контекст. Конференция «Образование и общество», круглый стол «Кадры образования и его судьба» РОС, 20-22 октября 2009 г.

• Куракин Д.Ю. Базовые метафоры университетской жизни: кризис идентичности и поиск перспективы анализа. Международная конференция «Человек, культура и общество в контексте глобализации». Круглый стол «Нематериальное и виртуальное наследие». РАГС, 1-3 декабря 2006 г.

• Куракин Д.Ю. Морфогенетический поворот в теории сакрального. Конференция «Проблема текста в гуманитарных исследованиях». Секция «Сакральные тексты и сакральная коммуникация». МГУ им. М.В. Ломоносова, философский ф-т, 16-17 июня 2006 г.

• Куракин Д.Ю. Техника и фетишизм: культурсоциологический подход. Конференция «Эстетическая парадигма в постсовременном обществе» ГУ-ВШЭ, 2004 г.

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2010 г.: член редколлегии журнала «Социологическое обозрение».

Демократия в школе исключается

Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин и Валерия Малик представили новое исследование, касающееся управления российской школой. Основной вывод: в почете у населения «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель». Названия говорят сами за себя. Но что интересно, такой тип руководителя входит в противоречие с заявленными направлениями развития самой школы.

Независимая газета

Бренд вуза абитуриентам важнее, чем направление подготовки

Ведущий научный сотрудник Института образования ВШЭ Дмитрий Куракин — о мотивах получения высшего образования.

РИА Новости

Девятиклассники помогут определить эффективность реформы образования

Жизнь четырех тысяч московских школьников на протяжении нескольких лет будут изучать социологи Высшей школы экономики и фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Заказчиком исследования стал московский департамент образования. Почему социологов интересуют именно девятиклассники и какую информацию дадут многолетние исследования, «МН» рассказали руководитель проекта со стороны ВШЭ Дмитрий Куракин и координатор проекта в ФОМ Лидия Лебедева.

Московские новости

Exploring Inequality through the Prism of Lifelong Learning Paths

Since 2012, the HSE Institute of Education has participated in a large-scale international research project, eduLIFE, which aims to give deeper and more conclusive insights into inequality by tracking education life-courses in modern societies.

Спецвыпуск ЖССА по результатам международного сравнительного исследовательского проекта.

Вышел спецвыпуск Журнала социологии и социальной антропологии, посвящённый результатам международного сравнительного проекта «Образование как процесс в течение жизни: сравнение образовательных траекторий в современных обществах» (сокращенно – eduLIFE), который с 2011 года базировался в Европейском университетском институте во Флоренции под руководством профессора Ханса-Петера Блоссфельда.

Международное сотрудничество

В апреле-мае этого года прошел визит Дмитрия Куракина в Йельский университет. Помимо участия в традиционной ежегодной конференции Йельского Центра культурсоциологии, эта поездка была посвящена работе над новым теоретическим проектом, посвященным роли темпоральности в образовании.

Внеочередной семинар серии "Антропология образования" прошёл во вторник, 21 марта.

Почему женщины редко становятся начальниками

Женщины в России реже занимают руководящие посты, чем мужчины с тем же уровнем образования. Это объясняется множеством причин: от слабой государственной поддержки материнства до стереотипа восприятия женщин как домохозяек, выяснили ученые НИУ ВШЭ.

Методологический опыт проведения лонгитюдного исследования представлен на международном уровне

Ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования Института Образования Валерия Малик приняла участие с докладом в ежегодной конференции Общества лонгитюдных исследований и исследований жизненного пути (SLLS), которая проходила в Бамберге, Германия.

В Институте образования состоялась Международная конференция "Траектории и образовательный выбор"

Учёные из Высшей школы экономики и зарубежные партнёры проекта, работающие с данными лонгитюдного иследования "Траектории в образовании и профессии", представили результаты своих исследований, выполненных на материалах этого проекта.

О перспективах развития культурсоциологии образования – с трибуны конференции в Йельском университете

В конце апреля в Нью-Хейвене, США, состоялась ежегодная Весенняя конференция, организованная факультетом социологии и Центром культурсоциологии Йельского университета. Одна из секций конференции была посвящена новой, формирующейся при активном участии Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования Вышки субдисциплине “культурсоциология образования”. О перспективах ее развития на конференции рассказал директор Центра Дмитрий Куракин.

Семинар «Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников»

29 марта 2016 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников».

Профессор Вернер Биндер из Университета им. Масарика в Брно рассказывает о культурсоциологии и о своем сотрудничестве с Институтом образования ВШЭ

Профессор Биндер является партнером Института образования по проекту «Траектории в образовании и профессии» и тесно сотрудничает с директором Центра культурсоциологии и антропологии Инобра Дмитрием Куракиным. Два года назад ученый посещал Инобр с мастер-классом и открытыми лекциями.

HSE Scholar Publishes Article in the European Sociological Review

An article by Director of the Centre for Culture of Sociology and Anthropology of Education (CCSAE), Dmitry Kurakin has been published in Oxford University Press’s leading international sociology journal the European Sociological Review. Dr. Kurakin co-wrote the article Horizontal and 'Vertical Gender Segregation in Russia — Changes upon Labour Market Entry before and after the Collapse of the Soviet Regime' with fellow researchers at the European University Institute on the eduLIFE project.

Наши новые публикации

В ведущем международном журнале по социологии European Sociological Review, выходящем под эгидой крупнейшего мирового университетского издательства Oxford University Press (Великобритания), опубликована статья Дмитрия Куракина «Horizontal and Vertical Gender Segregation in Russia — Changes upon Labour Market Entry before and after the Collapse of the Soviet Regime». Статья написана в соавторстве с сотрудниками Института Европейского Университета (Флоренция), ведущими проект eduLIFE.

Выход новых статей

Вышла статья и глава в книге у директора ЦКСАО Куракина Дмитрия Юрьевича, в соавторстве с сотрудниками Института Европейского Университета, ведущими проект eduLIFE.

11-я конференция Йельского Центра культурсоциологии

1-2 мая прошла очередная конференция Йельского Центра культурсоциологии, подводящая итоги работы Центра. 
На ней представили свои доклады директор ЦКСАО Дмитрий Куракин и научный сотрудник ЦКСАО Екатерина Павленко

Симпозиум по изучению траекторий в рамках Апрельской конференции

Списывание и плагиат характерны не только для российских вузов

10 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась проблема нечестного поведения студентов. Участники дискуссии пришли к выводу, что эта беда случается повсеместно, вне зависимости от вуза и страны, и что преподаватели не должны сами провоцировать студенческую нечестность.

Первая конференция по культурсоциологии образования прошла в Университете Линнея в Швеции с 4 по 6 декабря

Социологи ВШЭ представили в Йеле исследование жизненных траекторий школьников

На 10-й конференции Центра культурсоциологии Йельского университета (США) группа социологов из ВШЭ представила результаты своей научной работы. Одна из секций конференции была целиком посвящена реализуемому в Институте образования ВШЭ исследованию жизненных траекторий российских школьников.

Все неудачные проекты в области образования имеют схожие черты

19 февраля в Московской высшей школе социальных и экономических наук стартовала двухдневная XI международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования», в числе организаторов которой — Высшая школа экономики. На этот раз ее участники ищут ответ на вопрос, что такое эффективная школа и эффективный детский сад.

«Солидарность и теория травм». Выступление Дмитрия Куракина на ПостНауке

На ПостНауке опубликовано выступление Дмитрия Куракина, посвященное культурсоциологическому пониманию травмы.

Культурсоциология в Мемориале

14 марта в Международном Мемориале прошел семинар «Событие и память: культурсоциологическая теория коллективной травмы», в организации и проведении которого приняли участие эксперты ВШЭ.

Спор о сакральном

2 марта прошел первый семинар из цикла «Сакральное: междисциплинарные перспективы», организованного Центром фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ и Институтом высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета.

Журнал ВШЭ по социологии читают в 55 странах

В этом году журналу «Социологическое обозрение» десять лет. О миссии, истории и авторах журнала, рассказывает его главный редактор, руководитель Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Александр Филиппов.

Культурное объяснение

С 21 по 27 марта состоялся визит в Москву Бернхарда Гизена, профессора Университета Констанц. Организацией приезда Гизена занималась Исследовательская группа по культурсоциологии, существующая в Центре фундаментальной социологии (ЦФС) ВШЭ уже третий год. В Москве профессор Гизен прочитал две открытых лекций и принял участие в ряде рабочих заседаний ЦФС.

Предельные для социологии вопросы

Виктор Вахштайн, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ рассказывает о деятельности Центра и размышляет о перспективах российской социологии в целом.

Когда встречаются писатель и читатель

24 октября Высшая школа экономики провела в своих стенах встречу сотрудников Центра фундаментальной социологии (ЦФС) с профессором Йельского университета (США) Джеффри Александером.

Автомобиль — не роскошь, а сложный и угрожающий гибрид

19 сентября на встрече, организованной Центром фундаментальной социологии ИГИТИ ГУ-ВШЭ, профессор Ланкастерского университета, социолог Джон Урри рассказывал о работе возглавляемого им Центра исследований мобильностей и о том, какие именно направления исследований в "новой парадигме мобильностей" наиболее перспективны.

Конференция "Теория социальных событий — новая исследовательская перспектива"

30 июня Центр фундаментальной социологии ГУ-ВШЭ провел отчетную конференцию "Теория социальных событий — новая исследовательская перспектива", представив промежуточные результаты проекта "Конструирование социального события в производстве и трансляции повседневного знания".

90 лет речи Макса Вебера «Наука как призвание и профессия»

7 ноября 1917 года Макс Вебер, выступая перед студентами Мюнхенского университета, попытался объяснить им, в чем заключается сущность науки — той деятельности, которую они выбрали для себя. Конференция, организованная  Центром фундаментальной социологии ИГИТИ ГУ-ВШЭ 5 декабря 2007 года, так и называлась: «90 лет речи Макса Вебера «Наука как призвание и профессия»

Ворона и вобла

7 ноября 1917 года Макс Вебер, выступая перед студентами Мюнхенского университета, попытался объяснить им, в чем заключается сущность науки — той деятельности, которую они выбрали для себя. 5 декабря на конференции в Высшей школе экономики современные социологи, философы и историки пытались сообща понять, сохранила ли речь великого немецкого теоретика актуальность.