• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
французский
португальский
испанский
украинский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590 доп. 12450
Электронная почта:
Адрес: Мясницкая ул., д. 11, каб. 530
Время присутствия: Понедельник 15.10 - 16.30, комн. 530 Четверг 16:40 - 18:00 , комн. 530 с предварительным уведомлением по электронной почте
Расписание
Резюме (DOC, 111 Кб)
SPIN РИНЦ: 3670-2923
ORCID: 0000-0001-7479-4681
ResearcherID: K-3374-2015
Scopus AuthorID: 56038905200
Google Scholar
Блоги и соц. сети
Facebook
Руководитель
Чепуренко А. Ю.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Рощина Яна Михайловна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 1999 году.
  • Научно-педагогический стаж: 25 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2006
    Ученое звание: Доцент
  • 1991

    Кандидат экономических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики», тема диссертации: Экономико-математический анализ развития материальной базы социально-культурной сферы и досугового поведения населения города

  • 1985

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Экономика и управление»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

2016: Летняя школа Summer School in Survey Methodology Курс "Practical multilevel modelling with STATA"  в Университете Помпеу Фабра, Барселона

2014: Курс повышения квалификации в ВШЭ «Организация работы с библиографией с помощью программы Zotero»

2010: Стажировка в Центре народонаселения Университета Северной Каролины, Чепел Хилл, США

2002: стажировка в Институте исследований Человека, центр моральной и политической социологии (Париж)

2002: стажировка в Институте исследований экономики образования (Дижон, Франция)

2001: летняя школе по социологии «Урбанизация и бедность» в Будапеште, Центральный Европейский Университет

1999-2001: обучение по ряду учебных семинаров EERC (эконометрика, панельные данные, рынок труда).

2000: летняя школа G-7 по рынку труда в переходный период, Черногория, Герцог Нови.

Достижения и поощрения

  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (сентябрь 2016)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (ноябрь 2012)
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2007)
  • Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2009-2011, 2007-2009)

  • Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2016-2018, 2014-2016, 2012-2014)

  • Надбавка за академическую работу (2011-2012, 2006-2007, 2005-2006)

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Учебные курсы (2008/2009 уч. год)

Планирование и проведение социологического исследования: спецсеминар по написанию дипломной работы (Специалитет; где читается: Факультет социологии; спец-я "Экономическая социология"; 5-й курс, 3 модуль)Рус

Темы для дипломных работ

Образовательная мобильность в Европейских странах (Educational mobility in the European countries) (European social survey, 2014)

Влияние образования и религиозности на субъективное благополучие в Европейских странах (Influence of education and religiousness on subjective wellbeing in the European countries) (European social survey, 2012)

Влияние здоровья на социальное самочувствие в Европейских странах (Influence of health on social well-being in the European countries) (European social survey, 2014)

Типы и факторы институционального доверия в странах с переходной экономикой (Types and factors of institutional trust in countries with economies in transition) (Life in Transition Survey 2016)

Типы и факторы социального самочувствия в странах с переходной экономикой Types and factors of social well-being in countries with economies in transition (Life in Transition Survey 2016)

Толерантность и ее факторы в странах с переходной экономикой (Types and factors of social well-being in countries with economies in transition) (Life in Transition Survey 2016)

Образовательная мобильность в странах с переходной экономикой (Educational mobility in countries with economies in transition) (Life in Transition Survey 2016)

Экологическое поведение домохозяйств в странах с переходной экономикой (Ecological behavior of households in countries with economies in transition) (Life in Transition Survey 2010)

Влияние религиозности на экономическое поведение населения (Influence of religiousness on economic behavior of the population) (RLMS 2016)

Факторы объема социального капитала в Европейских странах (Factors of volume of the social capital in the European countries) (European Quality of Life Survey 2011)

Факторы дифференциации качества окружающей среды в Европейских странах (Factors of differentiation of quality of the environment in the European countries) (European Quality of Life Survey 2011)

Факторы удовлетворенности жизнью в Европейских странах (Factors of satisfaction with life in the European countries) (European Quality of Life Survey 2011)

Темы для работ по практикуму по экономической социологии

  • Стратегии ухода за детьми дошкольного возраста
  • Инвестиции в детей: типология и факторы
  • Как измерить социальный семейный капитал: типы взаимоотношений родителей с детьми
  • Стратегии населения в области здоровья (инвестиции в здоровье)
  • Инновационные практики населения
  • Коллекционирование как социальная практика
  • Выбор профессии и вуза школьниками (с учетом ЕГЭ)
  • Увлечения и досуг школьников: влияние семьи
  • Типология досуга москвичей
  • Профессиональные ожидания и ориентации студентов
  • Как измерить социальный семейный капитал: типы взаимоотношений родителей с детьми
  • Дача, сад, огород: как ведут себя домохозяйства, имеющие участки земли
  • Увлечения и досуг школьников: влияние семьи
  • Типология досуга москвичей
  • Интернет-покупатели и их типология
  • Образ жизни пожилых москвичей

Гранты

"Пить или не пить: микроэкономический анализ потребления алкоголя россиянами в конце ХХ - начале ХХI вв.", проект №11-01-0213, реализуемый в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012-2013 гг.

  • «Домашнее производство и обмен в современной России: типология и влияющие факторы», № 08-04-0026  грант по конкурсу Научного Фонда ГУ-ВШЭ «Учитель-Ученики» 2008-2009 гг., руководитель проекта
  • «Отдача от позитивных и негативных инвестиций в здоровье». Грант научного фонда ГУ-ВШЭ, 2007-2008, индивидуальный проект
  • «Муниципальная социальная политика в сфере образования: новые модели и региональные различия», руководитель проекта № SP-06-2-10. Программа «Социальная политика: реалии XXI века» Независимого института социальной политики. Программа финансировалась за счет средств Фонда Форда
  • «Методология профилирования безработных», грант Всемирного банка, март – декабрь 2002, участник проекта
  • «Социально-экономическое поведение домохозяйств. Подготовка курса лекций, семинаров и учебного пособия», 2001-2003 (грант Национального фонда подготовки кадров).
  • «Социология потребления. Подготовка курса лекций, семинаров и учебного пособия», 2000-2002 (грант Национального фонда подготовки кадров).

Проекты

  • «Мониторинг экономики образования», проект ГУ_ВШЭ, руководитель направления «опросы преподавателей и учащихся учебных заведений профессионального образования», 2005-наст.время
  • «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE)», соруководитель проекта, 2006-наст.время
  • «Экономические основания фертильности в современной России». (Российская программа экономических исследований, 2003), руководитель проекта
  • «Оценка влияния процессов развития образования (на базе анализа финансово-экономических показателей) на динамику экономического развития Российской Федерации». (2003. Министерство образования) – руководитель проекта
  • «Методология прогнозирования спроса рынка труда на выпускников системы профессионального образования». (2002. Министерство образования) – основной исполнитель
  • «Формирование спроса на профессиональное образование в России». (Фонд Спенсера, 2001-2003) – индивидуальный проект
  • «Профессиональное образование в современной России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса». (Независимый институт социально политики, 2001) – руководитель проекта
  • «Зависимость качества управления российскими предприятиями от участия менеджеров в российской программе подготовки кадров». (Министерство экономики – ГУ-ВШЭ, 2000) Основной исполнитель проекта
  • «Модели  сберегательного  поведения российских домохозяйств» (Российская программа экономических исследований, 1998-1999), участник проекта, исследователь
  • «Анализ потребительского поведения российских домохозяйств» (Московский общественный научный фонд, 1998-1999) - индивидуальный проект
  • «Стратегии экономического выживания населения в современной России» (Фонд Форда, 1997-1998 гг.), участник  проекта, исследователь
  • «Российские предприниматели: формирование нового стиля жизни» (Центральный Европейский Университет, Research Support Scheme, 1995-1996) - индивидуальный проект
  • «Формирование нового российского предпринимательства» (Междисциплинарный академический центр социальных наук (ИНТЕРЦЕНТР), 1992-1995) - участник проекта, исследователь

Конференции

  • 2015
    VI Конференция РАИВО (Российской ассоциации исследователей высшего образования) (Москва). Доклад: Трудовые и образовательные планы студентов российских вузов
  • “Экономика пороков и добродетелей” (Санкт-Петербург). Доклад: Alcoholic beverages use in modern Russia: factors of demand and consumption patterns
  • 2014
    The Cooperation and Conflict in the Family conference (Сидней). Доклад: What determine fertility in modern Russia?
  • 2013

    The 2013 International Academic Conference (Буэнос-Айрес). Доклад: Factors of alcohol consumption in Modern Russia

  • XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Пить или не пить: спрос на алкоголь в современной России

  • The First International RLMS-HSE Users Conference (Москва). Доклад: Alcohol use in modern Russia: factors of demand and consumption patterns.

  • 2012

    The Fourth Asian Conference on Education (Осака). Доклад: Intergeneration educational mobility of age cohorts in Russia and URSS

  • 2011
    SASE 23rd Annual Conference Transformations of Contemporary Capitalism: Actors, Institutions, Processes (Мадрид ). Доклад: Labor market and housework: distribution of time in Russian households
  • Sixth International Conference on Interdisciplinary Social Sciences (New Orleans). Доклад: Marriage Market in Modern Russia: factors affecting decision about marriage and divorce for men and women of different ages
  • 2010

    Econometrics of Healthy Human Ressources: Conference of Applied Econometric Association (Рим). Доклад: The return on investments into health in modern Russia: microeconomic analysis

  • Юбилейная конференция, посвященная 15-летию «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» (RLMS) (Москва). Доклад: Межпоколенная образовательная мобильность возрастных когорт в России
  • Франко-российская научно-практическая конференция «Экономика, политика, общество: новые вызовы, новые возможности» (Москва). Доклад: Housework in modern Russia: typology and factors

  • 2009
    Всероссийская социологическая конференция "Образование и общество" (Москва). Доклад: Особенности рынка образовательных услуг.
  • Capitalism in Crisis: What's Next? (Париж). Доклад: Social Differentiation of Youth in the Russian Professional Education and their Labor Aspirations.
  • Зимняя школа факультета социологии ГУ-ВШЭ "Современная социология для современной России" (Подмосковье). Доклад: Мастер-класс по материалам базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ, RLMS)
  • Французско-российская неделя в Университете ПАриж-Уэст (Париж (Нантер)). Доклад: Le cumul d'emploi des enseignants-chercheurs russes: source de revenus ou optimisation des compétences?
  • Социальные и экономические последствия реструктуризации экономики в России и Украине» («The Social and Economic Consequences of Economic Restructuring in Russia and Ukraine») (совместно с Университетом Болоньи и Немецким институтом экономических исследований (DIW)) (Москва). Доклад: Accessibility of Professional Education

  • 2008
    Тенденции развития образования: Придут ли новые учителя в школу? (Москва). Доклад: Муниципальная социальная политика в сфере образования: новые модели и региональные различия
  • III Всероссийский социологический конгресс (Москва). Доклад: Потребление алкоголя в России: экономические и социальные факторы.
  • III Всероссийский социологический конгресс (Москва). Доклад: Влияние «здорового образа жизни» на доходы и заболеваемость населения
  • III Всероссийский социологический конгресс (Москва). Доклад: Трудовые практики преподавателей российских вузов
  • 2007
    Семья в потоке перемен: демографические вызовы социальной политике (Москва). Доклад: Моделирование факторов заключения и расторжения брака в современной России.
  • РАВНЫЕ ПРАВА И РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Москва). Доклад: Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотивации и спроса
  • 2006
    Экономика образования: итоги мониторинга (Москва). Доклад: Рынок образовательных услуг: стратегии учащихся и преподавателей

Публикации88

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

Авторские права и патенты

  • база данных«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)»2012620764Козырева П.М. Низамова А.Э. Рощина Я.М. Дорофеева З.Е. Благодетелева Е.Д.

Опыт работы

1991-1999: Старший научный сотрудник Института экономики РАН

1999- наст.вр.: доцент НИУ-ВШЭ, департамент (факультет) социологии

2005- наст.вр.: старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ

2010- наст.вр.: ведущий научный сотрудник ЦЛО НИУ ВШЭ

2008, апрель-май: приглашенный профессор University Paris-X-Nanterre, department of sociology

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Конференция РАИВО 2017

Виктор Рудаков и Сергей Рощин приняли участие в VIII Международной конференции исследователей высшего образования, проходившей в Москве 19–21 октября 2017 г.

Конференция eSTARS

10-11 октября 2017 г. на международной конференции «eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017» был представлен доклад Сергея Рощина, Виктора Рудакова и Яны Рощиной «Спрос на MOOCs: опыт российского образования».

Социальный контекст школы и образовательные стратегии учащихся

7 февраля состоялся семинар серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований. Тенишева Ксения, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, соискатель степени кандидата социологических наук НИУ ВШЭ представила свой проект о влиянии разных аспектов социального контекста на образовательные успехи и стратегии учащихся

Сотрудники ВШЭ отмечены ведомственными наградами

27 января на заседании Ученого совета сотрудники ВШЭ были вручены награды Министерства образования и науки РФ.

Как измерить «общественную цену» социальным явлениям и процессам?

29 ноября в рамках серии семинаров "Социология рынков" Лаборатории экономико-социологических исследований с докладом "Общественная цена социальных изменений и подходы к её измерению на основе опросов населения с использованием экспериментальных ситуаций" выступил Владимир Карачаровский, кандидат экономических наук, доцент Департамента прикладной экономики и заместитель заведующего Лабораторией сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ.

Экономическая социология о здоровом стиле жизни, геймификации и музыкальных хитах 

Влияет ли классовая принадлежность человека на его склонность к здоровому образу жизни? Действительно ли внедрение игровых методик повышает мотивацию работников? Что успех Рианны в радиочартах значит для исследователя инноваций? Ответы на эти и другие вопросы опубликованы в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №3).

Студенты ВШЭ стали победителями и финалистами конкурса ВЦИОМ

Подведены итоги VII ежегодного конкурса студенческих работ на получение премии ВЦИОМ. В этом году конкурс был посвящен теме «Россия для себя и для мира: стратегия выживания или стратегия роста». Из четырех победителей трое — студентки факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Еще две студентки получат дипломы финалистов.

30%

такую прибавку к зарплате дает выпускнику диплом магистра уже на первом рабочем месте по сравнению с теми, кто имеет обычный диплом.

Человеческий капитал и потребление алкоголя

2 октября прошел научный семинар Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, посвященный влиянию человеческого капитала на особенности употребления алкоголя в России. С докладом на эту тему выступил профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Скоробогатов.

«Преподаю не столько математику, сколько определенное мировоззрение»

Студенты факультета социологии ВШЭ в числе лучших в 2011 году назвали преподавателя кафедры методов сбора и анализа социологической информации Анну Пашкевич.

«Надо заниматься тем, что интересно»

Константин Фурсов, выпускник бакалавриата факультета социологии и магистерской программы ВШЭ «Комплексный социальный анализ», окончил аспирантуру НИУ ВШЭ, работает сейчас в Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ.

«Мы намерены расширить формат RLMS»

31 мая в Высшей школе экономки прошла юбилейная конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (RLMS).

Об этот камень можно споткнуться

2 февраля в Высшей школе экономики прошел методологический семинар Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ «К понятию социального».

Париж стоит обедни

Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко рассказывает о новой программе двух дипломов — совместной программе Высшей школы экономики и Университета Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс.

Экономика труда как Labor Economics

С 5 по 11 июля в подмосковном Голицино прошла третья российская Летняя школа по экономике труда RSSLE-2009, проводимая Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. О Школе рассказывает ее организатор и руководитель лаборатории проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин.

Мир познается в сравнении

С 2007 года ГУ-ВШЭ (в рамках магистерской программы прикладных методов социального анализа рынков) совместно с Институтом социологии Кельнского университета проводит проект «Мораль и доверие в старых и новых рыночных экономиках».

Зимняя социологическая школа: диапазон ролей

Зимняя школа факультета социологии ГУ-ВШЭ показала: познакомиться с Вышкой приехали именно те студенты, которых, по мнению преподавателей, хотелось бы видеть на магистерских программах университета.

Труд как рынок и призвание

Первый семинар, который положил начало проведению совместных российско-немецких студенческих социологических проектов по рынку труда, состоялся около года назад. Проект продолжается, и очередной семинар состоится в апреле 2009-го в Вышке.

Лучшие преподаватели ГУ-ВШЭ — 2008

Кадровая комиссия Ученого совета ГУ-ВШЭ определила победителей конкурсов Фонда образовательных инноваций, который, как известно, был создан в университете для выявления и поощрения лучших преподавательских кадров, привлечения к преподаванию лучших студентов и аспирантов, а также для поддержки инновационных образовательных разработок и распространения лучших учебных практик.

К учебе нужно относиться как к проекту

Первый раз Виктория Байдина пришла в Вышку на День открытых дверей в 1996 году, когда училась в восьмом классе. В 2000 году поступила на факультет социологии, а сегодня работает медиа-менеджером Московского региона ОАО "Вымпелком". Согласитесь, для человека, несколько лет назад окончившего университет, это немало. О том, чем запомнилась подготовка к поступлению и сама учеба, Виктория рассказывает в интервью Новостной службе портала.

"Вышка научила меня тайм-менеджменту"

В 2007 году Дарья Кулеметьева окончила магистратуру факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, после чего получила стипендию на обучение в Германии и Испании по одной из магистерских программ Erasmus Mundus — "Еврокультура". О том, что представляет собой учеба в Европе, чем она отличается от учебы в Вышке и что нужно сделать для получения стипендии, Дарья рассказала Новостной службе портала ГУ-ВШЭ.

Пациент скорее жив?..

9 сентября, когда летняя погода стремительно менялась на болезненно-осеннюю, в Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ прошел семинар на очень необычную для этой лаборатории тему. С докладом "Социальное нездоровье современного российского общества: постановка проблемы" выступила профессор кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Инна Рывкина.

Исследователь экономики труда должен быть специалистом сразу в трех областях

О Летней школе по экономике труда (RSSLE), организованной Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ, о слушателях и экспертах, и о том, что удалось в этом году, а что нет, рассказывает проректор Высшей школы экономики, руководитель ЛИРТ, Сергей Рощин.

После Летней школы ЛИРТ чертовски хочется работать!

На днях завершилась работа второй Летней школы по экономике труда, организованной Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. В течение пяти дней восемнадцать слушателей летней школы представляли собственные исследовательские проекты, слушали лекции ведущих российских экспертов в области экономики труда, принимали участие в дискуссиях и создавали коллективные экспресс-проекты.

Образовательный рынок: вопросов больше, чем ответов

"У меня нет готовых ответов и решений на те вопросы, которые я пыталась поставить в данном проекте, поэтому мое сегодняшнее выступление — размышление на две темы: откуда возникла исследуемая проблема и как обобщить имеющиеся эмпирические исследования по ней с единой позиции", — начала свое выступление Яна Рощина.

Психологические составляющие человеческого капитала

На очередном заседании семинара научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), состоявшемся 12 февраля, с докладом "Психологические составляющие человеческого капитала как фактор экономического поведения" выступили заведующий кафедрой политической психологии СпбГУ Александр Юрьев и доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.

Университет — место для учебы или для научных исследований?

30 мая в ГУ-ВШЭ в рамках цикла семинаров Института развития образования прошел семинар "Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды?"