• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Моделирование экономического поведения домохозяйств

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Моделирование экономического поведения домохозяйств» направлена на получение и совершенствование навыков практического использования данных, аналитических инструментов, экономических подходов для исследования закономерностей и особенностей изменения поведения домашних хозяйств Российской Федерации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами представлений о современном экономическом подходе к поведению домашних хозяйств (теоретические модели)
  • Опыт применения и испытания этих теоретических моделей на эмпирических данных о населении современной России, объяснения реального экономического процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности и уметь применять модель отдачи от человеческого капитала
  • Знать основные понятия и теории поведения домохозяйств
  • Знать возможности применения РМЭЗ НИУ ВШЭ для анализа поведения домохозяйств
  • Знать особенности и уметь применять модели факторов заключения и расторжения брака
  • Знать особенности и уметь применять модели факторов принятия решения о рождении ребенка
  • Знать особенности и уметь применять модель факторов неравенства в доступе к образованию
  • Знать особенности и уметь применять модель предложения труда
  • Знать особенности и уметь применять модель занятости в домашнем производстве
  • Знать особенности и уметь применять модель отдачи от инвестиций в здоровье
  • Знать особенности и уметь применять модель потребления аддиктивных благ. Знать структуру доходов и расходов
  • Уметь склеивать данные индивидуальных и семейных файлов. Уметь склеивать данные разных волн исследований.
  • Уметь анализировать структуру доходов и расходов семей, рассчитывать дефлированные доходы и расходы.
  • Уметь оценивать модели отдачи от человеческого капитала и предложения труда, а также вероятности смены трудового статуса в пакете SPSS.
  • Уметь оценивать модели отдачи от человеческого капитала и предложения труда, а также вероятности смены трудового статуса в пакете STATA.
  • Уметь применять модели экономического поведения домохозяйств для анализа данных РМЭЗ НИУ ВШЭ, уметь интерпретировать результаты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Л1. Основные понятия, теории и источники данных о поведении домохозяйств
    Понятие домохозяйства. Отличие домохозяйства от семьи. Предмет курса – основные виды поведения домохозяйств. Различные теоретические подходы к изучению семьи и домохо-зяйства. Необходимость междисциплинарных исследований. Типы семей и домохозяйств. Ос-новные функции семьи и домохозяйства. Экономический подход к моделированию поведения домохозяйств: основные предпо-сылки.
  • Л2. Российский мониторинг экономического положения и здоровья как эмпирическая база анализа поведения домохозяйств
    Источники статистических данных о домохозяйствах. Особенности панельных исследований и методов анализа данных. База данных РМЭЗ (RLMS). Способы построения выборки. Основные разделы анкет и показатели. Возможности и ограничения исследования
  • Л3. Жизненный цикл домохозяйства. Заключение и расторжение брака
    Демографические процессы в домохозяйствах. Жизненный цикл семьи и домохозяйства. Отде-ление от родителей, заключение брака, рождение детей, развод, разделение (отделение детей), смерть. Предпосылки экономического моделирования брачного поведения. Теории «брачного рынка», «количества и качества детей» (Г. Бэккер), заключения брака и развода. Модели семейной не-стабильности. Матричная модель мобильности семейного статуса. Эмпирические модели веро-ятности заключения и расторжения брака. Возможности моделирования брачного поведения на основе RLMS-HSE.
  • Л4. Фертильное поведение семей
    Мотивы рождения детей. Основные черты демографической ситуации в области рождаемости в России. Предпосылки экономического моделирования рождаемости. Модели фертильного по-ведения в статике и в динамике. Взаимосвязь между количеством и качеством детей в семье. Эмпирическая модель вероятности рождения ребенка: зависимая переменная и детерминанты. Детерминанты желаемого количества детей. Возможности моделирования фертильного поведе-ния на основе базы данных RLMS-HSE
  • Л5. Отдача от человеческого капитала
    Понятие человеческого капитала. Доходы, образование и жизненный цикл. Профили «возраст-доход-образование». Отдача от человеческого капитала и уравнение Минцера. Виды инвестиций в человеческий капитал. Способы измерения образования. Эмпириче-ская оценка отдачи от инвестиций в ЧК на основе данных RLMS-HSE.
  • Л6. Инвестиции в человеческий капитал и доступность образования
    Затраты на образование и отдача от образования. Двухпериодная модель инвестиций в человеческий капитал. Модель выбора уровня и качества образования. Модель выбора образо-вательного учреждения и специальности. Инвестиции в человеческий капитал детей. Теория семейного капитала Дж. Коулмена. Понятие равенства доступа и доступности образования. Критерии равенства доступа к образо-ванию. Барьеры доступности. Эмпирическая модель вероятности выбора уровня, качества, типа образования и специальности: переменные и проблема измерения.
  • Л7. Предложение труда. Домохозяйства на рынке труда.
    Домохозяйства на рынке труда. Занятость членов домохозяйства. Простая модель пред-ложения труда. Эмпирическая модель предложения труда: проблемы измерения переменных. Проблема смещения выборки в регрессионной модели. Модели 1 и 2 поколения, процедура Хекмана корректировки смещенности выборки. Понятие первичной и вторичной занятости. Моделирование предложения труда в сфере вторичной занятости. Использование данных RLMS-HSE. Совместное решение мужа и жены о предложении труда. Эмпирическая модель совме-стного решения о предложении труда. Типы моделей согласования решений. Профессиональная и трудовая мобильность. Матрицы мобильности и эмпирические мо-дели факторов трудовой мобильности.
  • Л8. Распределение времени и домашнее производство.
    Модель распределения времени домохозяйств между досугом, домашним трудом и оп-лачиваемой работой (модель Гронау). Модель производственной деятельности домохозяйства (модель Беккера). Преимущества домохозяйств перед одиночками – кооперация (обмен деятельностью) и внутрисемейное разде-ление труда. Домашний труд и подсобное хозяйство. Роль подсобного хозяйства в России. Типы се-мей по обеспечению продуктами питания. Модели адаптации домохозяйств к возрастанию занятости женщин на рынке труда.
  • Л9. Инвестиции в здоровье и отдача от инвестиций в здоровье.
    Здоровье как человеческий капитал. Предпосылки экономического моделирования инве-стиций и отдачи от здоровья. Модель Гроссмана инвестиций в здоровье. Позитивные и нега-тивные инвестиции в здоровье. Взаимозависимость доходов и инвестиций в здоровье. Типоло-гический анализ поведения в сфере здоровья. Эмпирическая модель отдачи от инвестиций в здоровье: переменные и проблемы измерения. Возможности моделирования спроса на меди-цинские услуги в базе RLMS-HSE.
  • Л10. Доходы, расходы и потребление домохозяйств.
    Ресурсы домохозяйств и их классификация. Человеческий, финансовый и социальный капитал домохозяйства. Доходы домохозяйств – понятие и измерение. Основные источники и статистика доходов. Статистика семейных бюджетов. Методика определения доходов, распола-гаемых ресурсов, расходов. Номинальные и реальные расходы, индекс потребительских цен. Основные тенденции в России. Понятие душевого дохода, эквивалентного дохода. Шкалы эк-вивалентности. Дифференциация доходов – теоретические подходы, методы измерения, тен-денции в России. Факторы, влияющие на различия в доходах домохозяйств. Подходы к изуче-нию бедности. Мобильность по доходам и методы ее анализа (Т. Богомолова). Понятие и классификация расходов домохозяйств. Семейное потребление и особенности структуры расходов. Эластичность основных видов потребительских расходов. Понятие по-требления и сбережений. Модель межвременного выбора Фишера. Основные подходы к анали-зу функции потребления. Влияние наличия и количества детей на расходы семьи. Расходы на товары длительного пользования и недвижимость. Семейные накопления и имущество. Приня-тие решений о расходах: управление денежными потоками. Способы управления семейным бюджетом. Потребительское поведение домохозяйств. Особенности потребления различных видов благ: продукты питания, услуги, одежда, товары длительного пользования, жилье. Основные тенденции потребления в России. Аддиктивное поведение и теория рациональных пристрастий (потребление алкоголя и наркотиков). Топологические методы построения полей социального пространства (П.Бурдье). Матричная типологическая модель потребительского поведения (А.Овсянников). Бюджет времени домохозяйства. Способы проведения досуга.
  • П1. Основы работы с базой данных RLMS.
    Знакомство с полной базой данных RLMS-HSE. Семейная и индивидуальная анкеты. Идентификаторы. Агрегирование индивидуальных данных в семейный файл. Присоединение семейных параметров к индивидуальным файлам. Формирование файла по данным за ряд лет (панель). Проблема сопоставимости данных разных лет. Работа с файлами по семейной анкете. Чистка данных. Перекодирование и форми-рование новых переменных. Региональные переменные.
  • П2. Работа с данными о доходах и расходах семей.
    Показатели доходов и заработной платы в базе данных RLMS-HSE. Региональные де-фляторы и расчет показателей реального дохода. Формирование суммарных показателей. Срав-нение показателей и оценка расхождений. Расчет показателей душевого дохода с различными коэффициентами. Квентильные и децильные группы доходов. Сравнение с прожиточным ми-нимумом по регионам. Расчет агрегированного показателя расходов. Сравнение показателей расходов и доходов. Расхождения. Основные направления доходов и расходов – типологический анализ. Функция потребления.
  • П3. Работа с данными файлов по индивидуальным анкетам. Регрессионный анализ моделей человеческого капитала и предложения труда.
    Формирование панельных файлов по индивидуальным анкетам RLMS-HSE. Разделы ин-дивидуальных анкет – работа, здоровье, бюджет времени, здоровье женщин, детская анкета. Формирование агрегированных переменных – семейных характеристик для индивидов и показателей для файла по семьям на основе индивидуальных данных. Анализ результатов использования факторного и кластерного анализа в программном пакете SPSS. Методы регрессионного анализа особенности их применения для различных видов зависимой переменной (логистическая регрессия, logit, probit, tobit, мультиноминальная регрес-сия). Регрессионный анализ моделей человеческого капитала и предложения труда.
  • П4. Регрессионный анализ в пакете STATA. Интерпретация результатов анализа данных.
    Формирование файлов данных для работы с пакетом STATA. Две формы представления панельных данных. Процедуры трансформации. Регрессионный анализ. Регрессия для дихотомической зависимой переменной (logit, probit). Интерпретация результатов.
  • С1. Реализация мини-проектов на основе данных RLMS-HSE.
    Программа и написание мини-проекта: проблема, цель и задачи, теоретическая основа, тестируемая гипотеза, методология, эмпирическая модель, полученные результаты и выводы, практические рекомендации на основе исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен по теоретической части - тест в ЛМС
    Экзаменационная работа выполняется в форме онлайн теста в LMS с видеоконтролем в зум. Время работы – 120 мин. (2 астрономических часа). В тесте содержатся открытые вопросы по теоретической части курса. Студентам не будут показаны правильные ответы, время на выполнение теста ограничено
  • неблокирующий Эссе
    Выполняется студентом самостоятельно. Каждый студент выполняет один мини-проект. Тема его выбирается из предложенных преподавателем в программе или обязательно согласовывается с преподавателем в случае интереса студента к другой теме. Сдается в письменной форме через 7 днейпосле последнего практического занятия, но не позднее 10 дней до проставления итоговой оценку по курсу. Ориентировочный объем – 10-12 стр. Каждая работа включает: название, ФИО автора и номер группы, краткое обоснование темы, цели и задачи, гипотезы, объект и предмет, теоретическая основа (модель), эмпирическая модель (метод), данные (подготовка и выбор), полученные результаты. В качестве приложения обязательны файлы синтаксиса SPSS.
  • неблокирующий Работа на практических занятиях
    В течение 7 занятий (по 4 ак. часа каждое) студенты выполняют задания, предлагаемые преподавателем. На основе степени успешности выполнения заданий выставляется суммарная оценка. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях на основе правильности выполнения поставленных преподавателем задач для реализации в компьютерном классе. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Работа на практических занятиях + 0.3 * Экзамен по теоретической части - тест в ЛМС + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современная экономика труда : теория и государственная политика, Эренберг Р.Дж., Смит Р. С., 1996
  • Человеческое поведение: экономический подход : избранные труды по экономической теории, Беккер Г. С., Батраковой Е. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alper, N. O. ( 1 ), & Morlock, M. J. ( 2 ). (n.d.). Moonlighting Husbands or Working Wives: An Economic Analysis. Journal of Family Issues, 3(2), 181–198. https://doi.org/10.1177/019251382003002004
  • Arleen Leibowitz. (1974). Home Investments in Children. NBER Chapters, 111. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.nbr.nberch.3686
  • Barros, P. P., McGuire, T. G., & Pauly, M. V. (2012). Handbook of Health Economics (Vol. 1st ed). Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=453921
  • Becker, G. S. (1973). A Theory of Marriage: Part I. Journal of Political Economy, 81(4), 813. https://doi.org/10.1086/260084
  • Becker, G. S. (1974). A Theory of Marriage: Part II. Journal of Political Economy, 82(2), 11. https://doi.org/10.1086/260287
  • Becker, G. S. (1993). Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education (Vol. 3rd ed). Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=272561
  • Becker, G. S., & Lewis, H. G. (1973). On the Interaction between the Quantity and Quality of Children. Journal of Political Economy, 81(2), S279. https://doi.org/10.1086/260166
  • Becker, G. S., & Murphy, K. M. (1988). A Theory of Rational Addiction. Journal of Political Economy, 96(4), 675. https://doi.org/10.1086/261558
  • Becker, G. S., & Tomes, N. (1979). An Equilibrium Theory of the Distribution of Income and Intergenerational Mobility. Journal of Political Economy, 87(6), 1153. https://doi.org/10.1086/260831
  • Becker, G. S., Landes, E. M., & Michael, R. T. (1977). An Economic Analysis of Marital Instability. Journal of Political Economy, 85(6), 1141. https://doi.org/10.1086/260631
  • Becker, G. S., Murphy, K. M., & Grossman, M. (2006). The Market for Illegal Goods: The Case of Drugs. Journal of Political Economy, 114(1), 38–60. https://doi.org/10.1086/498918
  • Becker, G. S., Murphy, K. M., Kominers, S. D., & Spenkuch, J. L. (2018). A Theory of Intergenerational Mobility. Journal of Political Economy, 126, S7–S25. https://doi.org/10.1086/698759
  • Boulier, B. L., & Rosenzweig, M. R. (1984). Schooling, Search, and Spouse Selection: Testing Economic Theories of Marriage and Household Behavior. Journal of Political Economy, 92(4), 712. https://doi.org/10.1086/261253
  • De Tray, D. N. (1973). Child Quality and the Demand for Children. Journal of Political Economy, 81(2), S70. https://doi.org/10.1086/260154
  • Dennis N. De Tray. (1974). Child Quality and the Demand for Children. NBER Chapters, 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.nbr.nberch.2964
  • Edward N Wolff. (1999). Wealth Accumulation by Age Cohort in the U.S., 1962–1992: The Role of Savings, Capital Gains and Intergenerational Transfers. The Geneva Papers on Risk and Insurance - Issues and Practice, (1), 27. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.pal.gpprii.v24y1999i1p27.49
  • Gary S. Becker, & H. Gregg Lewis. (1974). Interaction between Quantity and Quality of Children. NBER Chapters, 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.nbr.nberch.2963
  • Gary S. Becker, Kevin M. Murphy, & Ivan Werning. (2005). The Equilibrium Distribution of Income and the Market for Status. Journal of Political Economy, (2), 282. https://doi.org/10.1086/427463
  • Gary S. Becker. (1962). Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, 1. https://doi.org/10.1086/258724
  • Gronau, R. (1973). The Effect of Children on the Housewife’s Value of Time. Journal of Political Economy, (2), 168. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v81y1973i2ps168.99
  • Gronau, R. (1976). The Allocation of Time of Israeli Women. Journal of Political Economy, (4), 201. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v84y1976i4ps201.20
  • Gronau, R. (1977). Leisure, Home Production, and Work——the Theory of the Allocation of Time Revisited. Journal of Political Economy, 85(6), 1099. https://doi.org/10.1086/260629
  • Hanushek, E. A., & WELCH, F. (2006). Handbook of the Economics of Education. San Diego: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=182241
  • Hanushek, E. A., Machin, S., & Woessmann, L. (2016). Handbook of the Economics of Education. Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1151310
  • Heckman, J. J. (1976). A Life-Cycle Model of Earnings, Learning, and Consumption. Journal of Political Economy, (4), 11. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v84y1976i4ps11.44
  • Heckman, J. J. (1976). A Life-Cycle Model of Earnings, Learning, and Consumption. Journal of Political Economy, 84(4), 11. https://doi.org/10.1086/260531
  • Heckman, J. J., & Macurdy, T. E. (1980). A Life Cycle Model of Female Labour Supply. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B497674F
  • Is cohabitation more egalitarian? The Division of household labor in five European countries. (2012). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.58844C54
  • Klara Z. Sabirianova. (2002). The great human capital reallocation: A study of occupational mobility in Transnational Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE1E73E4
  • Kolev, A. (1998). Labour Supply in the Informal Economy in Russia during Transition. CEPR Discussion Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cpr.ceprdp.2024
  • Kotlikoff, L. J. (1988). Intergenerational Transfers and Savings. Journal of Economic Perspectives, 2(2), 41–58. https://doi.org/10.1257/jep.2.2.41
  • Leibowitz, A. (1974). Home Investments in Children. Journal of Political Economy, (2), 111. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v82y1974i2ps111.s131
  • Lewin-Epstein, N. (2006). The division of household labor in Germany and Israel. Journal of Marriage and the Family, 68(5), 1147–1164. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2006.00320.x
  • Marion Goussé, Nicolas Jacquemet, & Jean‐Marc Robin. (2017). Marriage, Labor Supply, and Home Production. Econometrica, (6), 1873. https://doi.org/10.3982/ECTA11221
  • Martin Browning, Frangois Bourguignon, & Valerie Lechene. (1994). Incomes and Outcome: A Structural Model of Intrahousehold Allocation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EFBAF43
  • Newhouse, J. P., & Culyer, A. J. (2000). Handbook of Health Economics. Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=198970
  • South, S. J., & Spitze, G. (1994). Housework in Marital and Nonmarital Households. American Sociological Review, 59(3), 327–347. https://doi.org/10.2307/2095937
  • Welch, F., & Hanushek, E. A. (2006). Handbook of the Economics of Education. Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=182213
  • Гимпельсон, В., Капелюшников, Р., & Рашкова, Т. (2003). Велики Ли Глаза У Страха?Страх Безработицы И Гибкость Заработной Платы В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DE1D7065
  • Рощин, С., & Рощина, Я. (2007). Заключение И Расторжение Брака В Современной России: Микроэкономический Анализ. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15690479
  • Рощина, Я. (2005). Дифференциация Доходов И Образования В России. Вопросы Образования, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15735240
  • Рощина, Я. (2006). Чьи Дети Учатся В Российских Элитных Вузах? Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688011
  • Рощина, Я. (2007). Дифференциация Стилей Жизни Россиян В Поле Досуга. Экономическая Социология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692885
  • Рощина, Я. М. (2016). Health-Related Lifestyle: Does Social Inequality Matter? ; Стиль жизни в отношении здоровья: имеет ли значение социальное неравенство? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.357D0F1F
  • Рощина, Я. М., & Богданов, М. (2018). What Influences Alcohol and Tobacco Consumption: Review of Economic and Sociological Concepts and Empirical Results ; Что влияет на потребление алкоголя и табака: обзор экономических, социологических концепций и эмпирических результатов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.316121BB
  • Сваффорд, М., Косолапов, М., & Козырева, П. (1999). Российский Мониторинг Экономического Положения И Здоровья Населения (Рмэз): Измерение Благосостояния Россиян В 90-Е Годы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.63050DA9