• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мир познается в сравнении

С 2007 года ГУ-ВШЭ (в рамках магистерской программы прикладных методов социального анализа рынков) совместно с Институтом социологии Кельнского университета проводит проект «Мораль и доверие в старых и новых рыночных экономиках».

Научно-учебный проект (руководитель — первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев) ведется на основе базы данных «Европейского социального исследования» (ESS). С российской стороны его также представляют декан факультета социологии Александр Чепуренко и профессор кафедры экономической социологии Леонид Косалс, с немецкой — профессор Хайнер Мойлеманн и доктор Тило Беккер. Однако основная особенность проекта состоит в том, что с обеих сторон главными участниками стали российские и германские студенты.

Основные итоги проекта были представлены на X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. О проекте в целом нам рассказал координатор проекта с российской стороны профессор кафедры экономической социологии Леонид Косалс.

— Как возник этот международный проект Вышки?

— Идея возникла в рамках того курса, которого Высшая школа экономики придерживается в последние несколько лет: речь идет о том, чтобы интернационализовать образование и «включиться» в международное научно-образовательное сообщество. Отмечу, что для нас достаточно не традиционна такая научная форма, когда на одной базе данных параллельно в двух странах две студенческие команды разрабатывают ряд тем. Программа была открыта по инициативе декана факультета социологии ГУ-ВШЭ Александра Чепуренко: в 2006 году он проводил подготовительную работу в Кельнском университета, была достигнута договоренность о совместной деятельности. Сначала встретилась небольшая группа коллег с факультета социологии ГУ-ВШЭ и из Института социологии Кельнского университета. Параллельно мы обратились к нашим студентам, вывесив на сайт информацию о том, что есть возможность участия в международном проекте. С обеих сторон программа реализовывалась в формате научно-исследовательского семинара. Основное содержательное направление исследований — «Мораль и доверие в старых и новых рыночных экономиках». В рамках этой, достаточно широкой, проблематики студентам были представлены на выбор конкретные темы работ, которые они и вели. В результате в проекте участвовали наши магистры, которые на этом материале писали сначала свои курсовые, а теперь и выпускные работы.

— А что касается самой базы данных?

— Несомненный интерес представляет и сама база данных — «Европейское социальное исследование» (ESS). Это опрос населения 25 государств Европы, включая Россию, Украину и ряд других посткоммунистических стран. Он включает вопросы о политических и экономических ценностях, удовлетворенности различными сторонами жизни, доверии между людьми, структуре семей и прочему. Причем ESS — один из самых сильных проектов, который проводится регулярно, начиная с 2002 года, а в 2005 году получил приз Декарта Европейского сообщества за качество используемой методики, что, надо отметить, большая редкость для социальных наук, обычно эту награду вручают физикам и математикам. Соответственно, сбор данных проводится по четким и жестким правилам под контролем международной группы экспертов. Это обеспечивает сравнимость получаемой информации, что является основной проблемой подобных исследований — ведь в разных странах люди часто под одними словами подразумевают разные вещи.

— Когда и где были представлены результаты проекта?

— В сентябре 2008 года все участники проекта встретились на трехдневном семинаре в Кельне и обменялись предварительными результатами. В основном дело касалось постановки задач, разработки методики, предварительных расчетов и анализа. Второй, окончательный, раунд произошел сейчас, в ходе X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, когда уже немецкие коллеги приезжали к нам. И если сентябрьская встреча была внутренним рабочим семинаром, то в апреле мы представили результаты широкой публике. В целом, было три секции, на которых обсуждались результаты нашего научно-учебного проекта, одна была профессорская и две студенческие. В итоге студенты подготовили доклады, которые, в нашем случае, ложатся в основу их выпускных работ.

На факультете социологии был организован специальный день Кельнского университета, включавший публичную лекцию профессора Хайнера Мойлеманна «Перспективы изучения социального капитала — определение, исследовательские задачи и некоторые результаты на данных Европейского социального исследования» (видеозапись, текст и презентация лекции Хайнера Мойлеманна), презентацию доктором Тило Беккером программ преподавания социологии в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре Кельнского университета, а также неформальное общение студентов и преподавателей.

— Рабочий язык проекта — английский?

— Фактически, наши студенты выполняли работу и на русском и на английском языках, их доклады, которые готовились для представления, в том числе, немецким коллегам, затем легли в основу учебных работ на русском языке. У наших же немецких партнеров все общение изначально велось на английском, чему способствовало то, что их студенческая команда изначально международная: есть там и поляки, и англичане, и немцы. Я думаю, что этот опыт, в конечном итоге был крайне полезным как для студентов, так и для преподавателей. Прежде всего, работа с подобными базами данных позволяет студентам потренироваться на международно признанной информационной базе. И, кроме того, крайне важно включение в международный проект с точки зрения общения на другом языке и усвоения иных академических стандартов. С этим были связаны и некоторые методические и организационные проблемы, которые выявились в ходе проекта.

— И каковы эти проблемы?

— Первая проблема состоит в том, что все же учебный процесс в Вышке не вполне налажен для проведения международных проектов, он слишком заорганизованный, негибкий. Не существует хорошего способа избежать двойной работы: ты делаешь то, что положено по стандартной учебной программе, и параллельно делаешь то же самое с некоторыми модификациями на английском языке. Причем это не приносит никаких формальных бонусов ни студентам, ни преподавателям — дополнительная нагрузка не учитывается, хотя объем работы достаточно большой. Конечно, нужно пытаться каким-то образом модифицировать организацию рабочего процесса, чтобы такие вещи просто как-то органично можно было вписывать. Необходимо создавать методические и финансовые условия для проведения подобных программ. Ведь такие проекты нестандартны. И нельзя сказать, что есть поток подобных предложений из хороших университетов Европы, тогда как именно с них начинается включение российской науки в глобальный академический контекст.

Второй вопрос содержательный, он связан с качеством нашей подготовки и готовностью вписаться в международные академические стандарты. Это касается и языковой подготовки — несмотря на то, что в ГУ-ВШЭ она достаточно сильная, студентам все же сложно начать сразу же коммуникацию на академическом английском. Впрочем, эта часть проблемы как раз разрешается практикой. Различия проявляются, в том числе, в стандартах, касающихся эмпирического анализа данных: так, например, наши коллеги используют многоуровневый регрессионный анализ, а у нас он практически не применяется.

Есть и проблемы, связанные с теорией и осмыслением результатов сравнительных международных исследований, что предполагает достаточно четкое понимание места России в мире. Этим много занимались мыслители XIX и XX веков, но в сегодняшних реалиях встают другие задачи, необходимо выявлять и осмыслять конкретные различия России и других стран в терминах эмпирических исследований. Это требует одновременно и широты взгляда и знаний конкретных деталей устройства экономических и политических систем, а также культурных особенностей разных стран или, скорее, групп стран. Потому что нужно отвечать на вопросы, например, такие: «За счет каких факторов уровень доверия в скандинавских странах существенно выше, чем, скажем, в России и Болгарии?» Кстати, именно для студенческой работы концептуальные проблемы особенно значимы, ведь студенты только усваивают теоретические основы своей науки, а здесь они лишь формируются. В то же время участие студентов в академической «кухне», безусловно, крайне полезно.

— Какова перспектива проведения таких международных проектов?

— Нынешний проект уже фактически завершен, сделаны итоговые доклады, работа продолжается постольку, поскольку наши студенты собираются представить ее результаты уже на защите своих магистерских диссертаций в июне. Что касается продолжения проекта, то конкретных договоренностей еще нет, однако есть определенный интерес у немецкой стороны и у администрации Вышки, есть и результаты «Европейского социального исследования» 2008 года, которые позволят рассмотреть полученные данные в динамике.

Для того чтобы серьезно включиться в работу по проведению международных сравнительных проектов, необходимо, чтобы в России накопилась некая «критическая масса» опыта участия в подобных исследованиях. На данный же момент даже российская часть исследования ESS финансируется Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), который проводит опросный этап на свои деньги, что уже характеризует интерес к данной теме в обществе.

Студенческое участие в таких программах — вещь еще более редкая, хотя на факультете социологии идет уже второй проект сравнительных исследований (он касается исследования рынка труда России и Германии, его реализуют преподаватели кафедры экономической социологии доцент Яна Рощина и Татьяна Карабчук). Студенты должны иметь выбор подобных проектов, чтобы уже в бакалавриате они могли принимать участие в международных проектах, постепенно включаясь в работу на все более и более серьезном уровне. Тогда к моменту выпуска они станут специалистами, которые усвоили международные стандарты и готовы к коммуникации в глобальном научно-образовательном пространстве.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.