• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мир познается в сравнении

С 2007 года ГУ-ВШЭ (в рамках магистерской программы прикладных методов социального анализа рынков) совместно с Институтом социологии Кельнского университета проводит проект «Мораль и доверие в старых и новых рыночных экономиках».

Научно-учебный проект (руководитель — первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев) ведется на основе базы данных «Европейского социального исследования» (ESS). С российской стороны его также представляют декан факультета социологии Александр Чепуренко и профессор кафедры экономической социологии Леонид Косалс, с немецкой — профессор Хайнер Мойлеманн и доктор Тило Беккер. Однако основная особенность проекта состоит в том, что с обеих сторон главными участниками стали российские и германские студенты.

Основные итоги проекта были представлены на X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. О проекте в целом нам рассказал координатор проекта с российской стороны профессор кафедры экономической социологии Леонид Косалс.

— Как возник этот международный проект Вышки?

— Идея возникла в рамках того курса, которого Высшая школа экономики придерживается в последние несколько лет: речь идет о том, чтобы интернационализовать образование и «включиться» в международное научно-образовательное сообщество. Отмечу, что для нас достаточно не традиционна такая научная форма, когда на одной базе данных параллельно в двух странах две студенческие команды разрабатывают ряд тем. Программа была открыта по инициативе декана факультета социологии ГУ-ВШЭ Александра Чепуренко: в 2006 году он проводил подготовительную работу в Кельнском университета, была достигнута договоренность о совместной деятельности. Сначала встретилась небольшая группа коллег с факультета социологии ГУ-ВШЭ и из Института социологии Кельнского университета. Параллельно мы обратились к нашим студентам, вывесив на сайт информацию о том, что есть возможность участия в международном проекте. С обеих сторон программа реализовывалась в формате научно-исследовательского семинара. Основное содержательное направление исследований — «Мораль и доверие в старых и новых рыночных экономиках». В рамках этой, достаточно широкой, проблематики студентам были представлены на выбор конкретные темы работ, которые они и вели. В результате в проекте участвовали наши магистры, которые на этом материале писали сначала свои курсовые, а теперь и выпускные работы.

— А что касается самой базы данных?

— Несомненный интерес представляет и сама база данных — «Европейское социальное исследование» (ESS). Это опрос населения 25 государств Европы, включая Россию, Украину и ряд других посткоммунистических стран. Он включает вопросы о политических и экономических ценностях, удовлетворенности различными сторонами жизни, доверии между людьми, структуре семей и прочему. Причем ESS — один из самых сильных проектов, который проводится регулярно, начиная с 2002 года, а в 2005 году получил приз Декарта Европейского сообщества за качество используемой методики, что, надо отметить, большая редкость для социальных наук, обычно эту награду вручают физикам и математикам. Соответственно, сбор данных проводится по четким и жестким правилам под контролем международной группы экспертов. Это обеспечивает сравнимость получаемой информации, что является основной проблемой подобных исследований — ведь в разных странах люди часто под одними словами подразумевают разные вещи.

— Когда и где были представлены результаты проекта?

— В сентябре 2008 года все участники проекта встретились на трехдневном семинаре в Кельне и обменялись предварительными результатами. В основном дело касалось постановки задач, разработки методики, предварительных расчетов и анализа. Второй, окончательный, раунд произошел сейчас, в ходе X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, когда уже немецкие коллеги приезжали к нам. И если сентябрьская встреча была внутренним рабочим семинаром, то в апреле мы представили результаты широкой публике. В целом, было три секции, на которых обсуждались результаты нашего научно-учебного проекта, одна была профессорская и две студенческие. В итоге студенты подготовили доклады, которые, в нашем случае, ложатся в основу их выпускных работ.

На факультете социологии был организован специальный день Кельнского университета, включавший публичную лекцию профессора Хайнера Мойлеманна «Перспективы изучения социального капитала — определение, исследовательские задачи и некоторые результаты на данных Европейского социального исследования» (видеозапись, текст и презентация лекции Хайнера Мойлеманна), презентацию доктором Тило Беккером программ преподавания социологии в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре Кельнского университета, а также неформальное общение студентов и преподавателей.

— Рабочий язык проекта — английский?

— Фактически, наши студенты выполняли работу и на русском и на английском языках, их доклады, которые готовились для представления, в том числе, немецким коллегам, затем легли в основу учебных работ на русском языке. У наших же немецких партнеров все общение изначально велось на английском, чему способствовало то, что их студенческая команда изначально международная: есть там и поляки, и англичане, и немцы. Я думаю, что этот опыт, в конечном итоге был крайне полезным как для студентов, так и для преподавателей. Прежде всего, работа с подобными базами данных позволяет студентам потренироваться на международно признанной информационной базе. И, кроме того, крайне важно включение в международный проект с точки зрения общения на другом языке и усвоения иных академических стандартов. С этим были связаны и некоторые методические и организационные проблемы, которые выявились в ходе проекта.

— И каковы эти проблемы?

— Первая проблема состоит в том, что все же учебный процесс в Вышке не вполне налажен для проведения международных проектов, он слишком заорганизованный, негибкий. Не существует хорошего способа избежать двойной работы: ты делаешь то, что положено по стандартной учебной программе, и параллельно делаешь то же самое с некоторыми модификациями на английском языке. Причем это не приносит никаких формальных бонусов ни студентам, ни преподавателям — дополнительная нагрузка не учитывается, хотя объем работы достаточно большой. Конечно, нужно пытаться каким-то образом модифицировать организацию рабочего процесса, чтобы такие вещи просто как-то органично можно было вписывать. Необходимо создавать методические и финансовые условия для проведения подобных программ. Ведь такие проекты нестандартны. И нельзя сказать, что есть поток подобных предложений из хороших университетов Европы, тогда как именно с них начинается включение российской науки в глобальный академический контекст.

Второй вопрос содержательный, он связан с качеством нашей подготовки и готовностью вписаться в международные академические стандарты. Это касается и языковой подготовки — несмотря на то, что в ГУ-ВШЭ она достаточно сильная, студентам все же сложно начать сразу же коммуникацию на академическом английском. Впрочем, эта часть проблемы как раз разрешается практикой. Различия проявляются, в том числе, в стандартах, касающихся эмпирического анализа данных: так, например, наши коллеги используют многоуровневый регрессионный анализ, а у нас он практически не применяется.

Есть и проблемы, связанные с теорией и осмыслением результатов сравнительных международных исследований, что предполагает достаточно четкое понимание места России в мире. Этим много занимались мыслители XIX и XX веков, но в сегодняшних реалиях встают другие задачи, необходимо выявлять и осмыслять конкретные различия России и других стран в терминах эмпирических исследований. Это требует одновременно и широты взгляда и знаний конкретных деталей устройства экономических и политических систем, а также культурных особенностей разных стран или, скорее, групп стран. Потому что нужно отвечать на вопросы, например, такие: «За счет каких факторов уровень доверия в скандинавских странах существенно выше, чем, скажем, в России и Болгарии?» Кстати, именно для студенческой работы концептуальные проблемы особенно значимы, ведь студенты только усваивают теоретические основы своей науки, а здесь они лишь формируются. В то же время участие студентов в академической «кухне», безусловно, крайне полезно.

— Какова перспектива проведения таких международных проектов?

— Нынешний проект уже фактически завершен, сделаны итоговые доклады, работа продолжается постольку, поскольку наши студенты собираются представить ее результаты уже на защите своих магистерских диссертаций в июне. Что касается продолжения проекта, то конкретных договоренностей еще нет, однако есть определенный интерес у немецкой стороны и у администрации Вышки, есть и результаты «Европейского социального исследования» 2008 года, которые позволят рассмотреть полученные данные в динамике.

Для того чтобы серьезно включиться в работу по проведению международных сравнительных проектов, необходимо, чтобы в России накопилась некая «критическая масса» опыта участия в подобных исследованиях. На данный же момент даже российская часть исследования ESS финансируется Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), который проводит опросный этап на свои деньги, что уже характеризует интерес к данной теме в обществе.

Студенческое участие в таких программах — вещь еще более редкая, хотя на факультете социологии идет уже второй проект сравнительных исследований (он касается исследования рынка труда России и Германии, его реализуют преподаватели кафедры экономической социологии доцент Яна Рощина и Татьяна Карабчук). Студенты должны иметь выбор подобных проектов, чтобы уже в бакалавриате они могли принимать участие в международных проектах, постепенно включаясь в работу на все более и более серьезном уровне. Тогда к моменту выпуска они станут специалистами, которые усвоили международные стандарты и готовы к коммуникации в глобальном научно-образовательном пространстве.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новый цикл лекций в ЗИЛе преподаватели прочтут вместе со студентами

12 февраля в культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых ученых Вышки «Жизнь после мега-события. Экспедиционный дневник». В его основу легли материалы студенческих экспедиций, прошедших по следам наиболее значимых событий последнего десятилетия.

«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»

Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.

Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?

Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.