Куликова (Пономарева) Алена Александровна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 8 лет.
Образование, учёные степени
- 2019Кандидат наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2014
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Психология, специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2012
Специалитет: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Психология, специальность «Психология», квалификация «Психология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Workshop: International Database Analysis Training in Hamburg, Germany. 10-12 December 2014.
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2022)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2016)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар Бакалавриат, департамент психологии (1-4 модуль 2014/2015) Программа НИС
(DOC, 154 Кб) - Качественные и количественные методы в психологии Магистратуры «Измерения в психологии и образовании», «Системная семейная психотерапия», «Консультативная психология. Персонология» - семинары (1, 2 модуль) Программа КиК 2014
(DOC, 169 Кб)
- Научно-исследовательский семинар Бакалавриат, департамент психологии (1-4 модуль 2014/2015) Программа НИС
- Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Intro to Programming in Python (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Intro to Programming in Python (Маго-лего; 3 модуль)Анг
- Введение в психологию (Маго-лего; 1 модуль)Рус
- Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2 модуль)Анг
- Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Смарт-аналитика в управлении образованием (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Смарт-аналитика в управлении образованием (Маго-лего; 2 модуль)Рус
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Введение в психологию (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Участие в конференциях, доклады
- 14th Annual Conference Association for Educational Assessment - Europe Paris 2013 выступление с докладом "Comparative study on mathematics teachers' beliefs and practices"
- European Conference on Educational Research 2014 "The Past, the Present and Future of Educational Research in Europe" выступление с докладом "Cross-cultural Comparability of Survey Data: Case ofNordic-Baltic Comparative Study"
- 13th European Conference on Psychological Assessment – Цюрих, Швейцария. Выступление с докладом «The personal, social and emotional development profiles of Russian children at the entrance to the education system»
- Доклад на XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества «Измерение установок учителей математики в кросс-культурном контексте» (апрель, 2015)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
Куликова (Пономарева) А. А. Методология использования данных международных сравнительных исследований для изучения учительского корпуса России
Публикации29
- Глава книги Kulikova (Ponomareva) A., Ivanova A., Orel E., Petrakova A. Inattentiveness Predicts Reading Achievement in Primary School, but with Hyperactivity/Impulsivity It’s More Complicated, in: The First Year at School: An International Perspective / Ed. by P. Tymms, T. Bartholo, S. Howie, E. Kardanova, M. Campelo Koslinski, C. Merrell, H. Wildy. Switzerland : Springer, 2023. doi P. 281-292. doi
- Статья Манина В. А., Петракова А. В., Куликова А. А., Орел Е. А., Канонир Т. Н. Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 52-65. doi
- Статья Струкова А. С., Юрчик Е. Н., Петракова А. В., Канонир Т., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 187-213. doi
- Глава книги Tatjana Kanonire, Alena Kulikova, Ekaterina Orel. Measuring Well-Being in School and University: Approaches and Challenges, in: Happiness - Biopsychosocial and Anthropological Perspectives. IntechOpen, 2022. doi
- Статья Т.Н. Канонир, И.Л. Угланова, А.А. Куликова Мониторинг субъективного благополучия в школе: оценка в рамках современной теории тестирования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 247-272. doi
- Статья Petrakova A., Kanonire T., Kulikova (Ponomareva) A., Orel E. Teachers under stress during the COVID-19 pandemic: analysis of a successful case // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. No. № 4 (58). P. 90-104. doi
- Статья Петракова А. В., Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. doi
- Статья Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 114-137. doi
- Книга Авдеева С. М., Гасс П. В., Корешникова Ю. Н., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Рук.: Е. Ю. Карданова. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Разработка и апробация инструмента оценивания социально-эмоционального развития в основной школе // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 10-28. doi (в печати)
- Статья Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 461-479. doi
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Новая теоретическая модель для оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 69. С. 16-29.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 8-17. doi
- Статья Куликова (Пономарева) А. А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 1(46). С. 81-93.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 107-127. doi
- Статья Van de Vijver F., He J., Kulikova (Ponomareva) A. Country-level correlates of educational achievement: evidence from large-scale surveys // Educational Research and Evaluation. 2017. Vol. 23. No. 5-6. P. 163-179. doi
- Книга Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Пинская М. А., Подольский О. А., Куликова (Пономарева) А. А., Рылько Е. Д., Шугаль Н. Б. Индикаторы образования:2017 / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2017.
- Препринт Orel E., Куликова Алена Александровна. Children with Behavioral Problems in the First Grade of Russian School: Similarities and Differences / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 66/PSY/2016 .
- Статья Pinskaya М., Ленская Е. А., Kulikova (Ponomareva) A., Brun I. V., Kosaretsky S., Savelyeva M. What Did We Learn About Our Teachers and Principals? Results of the TALIS-2013 International Comparative Study // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 7-8. P. 491-510. doi
- Книга Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Г. Г., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Пономарева Алена Александровна, Шугаль Н. Б. Образование в цифрах: 2016 Краткий статистический сборник / Под общ. ред.: Г. Андрущак, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Книга Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Г. Г., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Пономарева Алена Александровна, Шугаль Н. Б. Образование в цифрах:2016 / Под общ. ред.: Г. В. Андрущак, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Статья Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Препринт Пономарева Алена Александровна, Kardanova E., Hannula M. S., Pipere A., Lepik M. Measurement of Cross-Cultural Differences in Mathematics Teachers’ Beliefs in Russia, Latvia and Estonia / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2015. No. WP BRP 36/PSY/2015.
- Статья Пинская М. А., Ленская Е. А., Пономарева Алена Александровна, Брун И. В., Косарецкий С. Г., Савельева М. Б. Что мы узнали о наших учителях и директорах? Результаты международного сравнительного исследования TALIS-2013 // Народное образование. 2015
- Статья Карданова Е. Ю., Пономарева Алена Александровна Исследование убеждений и представлений учителей математики об обучении математике в основной школе // Качество образования в Евразии. 2014. № 2. С. 115-131.
- Статья Купцова С., Иванова М., Драгой О., Петрова Л. В., Пономарева Алена Александровна, Уличева А. С., Лауринавичюте А. К. Особенности нарушения концентрации внимания у больных с разными формами афазии // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 34. С. 4.
- Статья Карданова Е. Ю., Пономарева Алена Александровна, Осин Е. Н., Сафуанов И. С. Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 44-81.
- Статья Пономарева Алена Александровна Уроки TALIS для директоров школ // Управление школой. 2014. № 10 (578). С. 7-12.
Опыт работы
- февраль 2014 – настоящее время: НИУ Высшая школа экономики, Институт образования, Центр мониторинга качества образования;
Должность: младший научный сотрудник
- 01 сентября 2014 – июнь 2015 – преподаватель курсов «Научно-исследовательский семинар» (1 курс бакалавриата, факультет психологии, НИУ ВШЭ); «Качественные и количественные методы измерения в психологии» (семинары, 1 курс магистратуры факультета психологии, НИУ ВШЭ);
- 2013 – настоящее время: НИУ Высшая школа экономики, Центр социально-экономического развития школы, проект «Организация и проведение обследования TALIS 2013 на территории Российской Федерации»;
Должность: менеджер по работе с данными;
- февраль – декабрь 2013: НИУ Высшая школа экономики, Международная лаборатория анализа образовательной политики Института образования;
Должность: стажер – исследователь.
- 2011-2012: НИУ Высшая школа экономики, ЦФИ, лаборатория «Нейропсихологии»;
Должность: стажер-исследователь.
Информация*
- Общий стаж: 11 лет
- Научно-педагогический стаж: 8 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Сюрпризы младшей школы: международные эксперты о том, что важно в первом классе
Педагогам важно знать, как улучшить образование с самого начала — например, в каком возрасте детям лучше идти в школу, когда учить их читать и знакомить с арифметикой. К тому же, необходимо оценить качество обучения детей, и здесь наука все еще совершенствует свои методы.
Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии
Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.
"Что такое психометрика?" - руководитель программы "Обучение и оценивание как наука" Алена Куликова ответила на этот вопрос в интервью для Skillbox
Журналисты портала Skillbox Media решили подробнее узнать о прошлом, настоящем и будущем науки психометрика, а также выяснить, востребованы ли выпускники магистерской программы "Обучение и оценивание как наука" сегодня.
Научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании»
27-28 сентября 2018 года в департаменте психологии состоялся двухдневный междисциплинарный научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании», организованный департаментом совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования.
Стартовый капитал
Как связаны личные качества первоклассника и его успехи в школе
Апробация инструмента по оценке социальных и эмоциональных навыков в школе
Сотрудники Центра мониторинга качества образования и студенты первого курса магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" приняли участие в крупной апробации в рамках международного исследования
Исследование социальных и эмоциональных навыков
8 - 9 марта 2018 года научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орёл и Алёна Куликова приняли участие в заседаниях консультационного совета проекта Study for Social and Emotional Skills.
Чего не хватает молодым педагогам
Молодые учителя не успевают осваивать современные методики преподавания. Поэтому их ученикам может быть труднее получить максимум знаний, умений и навыков
Вышел второй номер журнала «Вопросы образования»
Этот выпуск журнала особый: темой его основного раздела стали проблемы учителей в странах Восточной Европы и Средней Азии. Приглашенные редакторы номера – зарубежный и российский эксперты – предложили два разных взгляда на одни и те же процессы, что сделало номер еще более интересным и дискуссионным.