Куликова (Пономарева) Алена Александровна
- Младший научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Доцент, Приглашенный преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Академический руководитель образовательной программы:Измерения в психологии и образовании, Обучение и оценивание как наука
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Образование, учёные степени
- 2019Кандидат наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2014
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Психология, специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2012
Специалитет: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Психология, специальность «Психология», квалификация «Психология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Workshop: International Database Analysis Training in Hamburg, Germany. 10-12 December 2014.
Достижения и поощрения

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2016)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар Бакалавриат, департамент психологии (1-4 модуль 2014/2015) Программа НИС
(DOC, 154 Кб) - Качественные и количественные методы в психологии Магистратуры «Измерения в психологии и образовании», «Системная семейная психотерапия», «Консультативная психология. Персонология» - семинары (1, 2 модуль) Программа КиК 2014
(DOC, 169 Кб)
- Научно-исследовательский семинар Бакалавриат, департамент психологии (1-4 модуль 2014/2015) Программа НИС
- Введение в психологию (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Участие в конференциях, доклады
- 14th Annual Conference Association for Educational Assessment - Europe Paris 2013 выступление с докладом "Comparative study on mathematics teachers' beliefs and practices"
- European Conference on Educational Research 2014 "The Past, the Present and Future of Educational Research in Europe" выступление с докладом "Cross-cultural Comparability of Survey Data: Case ofNordic-Baltic Comparative Study"
- 13th European Conference on Psychological Assessment – Цюрих, Швейцария. Выступление с докладом «The personal, social and emotional development profiles of Russian children at the entrance to the education system»
- Доклад на XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества «Измерение установок учителей математики в кросс-культурном контексте» (апрель, 2015)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
Куликова (Пономарева) А. А. Методология использования данных международных сравнительных исследований для изучения учительского корпуса России
Публикации24
- Статья Petrakova A., Kanonire T., Куликова (Пономарева) А. А., Orel E. Teachers under stress during the COVID-19 pandemic: analysis of a successful case // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. No. № 4 (58). P. 90-104. doi
- Статья Петракова А. В., Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. doi
- Статья Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 114-137. doi
- Книга Авдеева С. М., Гасс П. В., Корешникова Ю. Н., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Рук.: Е. Ю. Карданова. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Разработка и апробация инструмента оценивания социально-эмоционального развития в основной школе // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 10-28. doi (в печати)
- Статья Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 461-479. doi
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Новая теоретическая модель для оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 69. С. 16-29.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 8-17. doi
- Статья Куликова (Пономарева) А. А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 1(46). С. 81-93.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 107-127. doi
- Статья Van de Vijver F., He J., Куликова (Пономарева) А. А. Country-level correlates of educational achievement: evidence from large-scale surveys // Educational Research and Evaluation. 2017. Vol. 23. No. 5-6. P. 163-179. doi
- Книга Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Пинская М. А., Подольский О. А., Куликова (Пономарева) А. А., Рылько Е. Д., Шугаль Н. Б. Индикаторы образования:2017 / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2017.
- Препринт Orel E., Куликова Алена Александровна. Children with Behavioral Problems in the First Grade of Russian School: Similarities and Differences / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 66/PSY/2016 .
- Статья Pinskaya М., Ленская Е. А., Куликова (Пономарева) А. А., Brun I. V., Kosaretsky S., Savelyeva M. What Did We Learn About Our Teachers and Principals? Results of the TALIS-2013 International Comparative Study // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 7-8. P. 491-510. doi
- Книга Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Г. Г., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Пономарева Алена Александровна, Шугаль Н. Б. Образование в цифрах: 2016 Краткий статистический сборник / Под общ. ред.: Г. Андрущак, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Книга Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Г. Г., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Пономарева Алена Александровна, Шугаль Н. Б. Образование в цифрах:2016 / Под общ. ред.: Г. В. Андрущак, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Статья Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Препринт Пономарева Алена Александровна, Kardanova E., Hannula M. S., Pipere A., Lepik M. Measurement of Cross-Cultural Differences in Mathematics Teachers’ Beliefs in Russia, Latvia and Estonia / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2015. No. WP BRP 36/PSY/2015.
- Статья Пинская М. А., Ленская Е. А., Пономарева Алена Александровна, Брун И. В., Косарецкий С. Г., Савельева М. Б. Что мы узнали о наших учителях и директорах? Результаты международного сравнительного исследования TALIS-2013 // Народное образование. 2015
- Статья Карданова Е. Ю., Пономарева Алена Александровна Исследование убеждений и представлений учителей математики об обучении математике в основной школе // Качество образования в Евразии. 2014. № 2. С. 115-131.
- Статья Купцова С., Иванова М., Драгой О., Петрова Л. В., Пономарева Алена Александровна, Уличева А. С., Лауринавичюте А. К. Особенности нарушения концентрации внимания у больных с разными формами афазии // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 34. С. 4.
- Статья Карданова Е. Ю., Пономарева Алена Александровна, Осин Е. Н., Сафуанов И. С. Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 44-81.
- Статья Пономарева Алена Александровна Уроки TALIS для директоров школ // Управление школой. 2014. № 10 (578). С. 7-12.
Опыт работы
- февраль 2014 – настоящее время: НИУ Высшая школа экономики, Институт образования, Центр мониторинга качества образования;
Должность: младший научный сотрудник
- 01 сентября 2014 – июнь 2015 – преподаватель курсов «Научно-исследовательский семинар» (1 курс бакалавриата, факультет психологии, НИУ ВШЭ); «Качественные и количественные методы измерения в психологии» (семинары, 1 курс магистратуры факультета психологии, НИУ ВШЭ);
- 2013 – настоящее время: НИУ Высшая школа экономики, Центр социально-экономического развития школы, проект «Организация и проведение обследования TALIS 2013 на территории Российской Федерации»;
Должность: менеджер по работе с данными;
- февраль – декабрь 2013: НИУ Высшая школа экономики, Международная лаборатория анализа образовательной политики Института образования;
Должность: стажер – исследователь.
- 2011-2012: НИУ Высшая школа экономики, ЦФИ, лаборатория «Нейропсихологии»;
Должность: стажер-исследователь.
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 10 лет
- Преподавательский стаж: 1 год 4 месяца
Научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании»
27-28 сентября 2018 года в департаменте психологии состоялся двухдневный междисциплинарный научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании», организованный департаментом совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования.
Стартовый капитал
Как связаны личные качества первоклассника и его успехи в школе
Апробация инструмента по оценке социальных и эмоциональных навыков в школе
Сотрудники Центра мониторинга качества образования и студенты первого курса магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" приняли участие в крупной апробации в рамках международного исследования
Исследование социальных и эмоциональных навыков
8 - 9 марта 2018 года научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орёл и Алёна Куликова приняли участие в заседаниях консультационного совета проекта Study for Social and Emotional Skills.
Чего не хватает молодым педагогам
Молодые учителя не успевают осваивать современные методики преподавания. Поэтому их ученикам может быть труднее получить максимум знаний, умений и навыков.
Вышел второй номер журнала «Вопросы образования»
Этот выпуск журнала особый: темой его основного раздела стали проблемы учителей в странах Восточной Европы и Средней Азии. Приглашенные редакторы номера – зарубежный и российский эксперты – предложили два разных взгляда на одни и те же процессы, что сделало номер еще более интересным и дискуссионным.