• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наше сотрудничество направлено на формирование и использование человеческого потенциала»

БФ «Вклад в будущее» и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» заключили соглашение о сотрудничестве. Оно, в частности, предусматривает совместную разработку модели структуры человеческого потенциала, включая компоненты гармонично развитой социально ответственной личности и личностного потенциала. Стороны будут проводить научные исследования и мероприятия, готовить доклады, статьи, учебные пособия и пр. Документ был подписан в рамках форума «Развитие человеческого потенциала в интересах развития экономики России», организованного на платформе Московского международного салона образования (MMCO).

4 апреля 2024 года в рамках форума «Развитие человеческого потенциала в интересах развития экономики России» прошла панельная дискуссия «Проактивное поведение для трансформирующегося уклада экономики и общества — запрос к образованию». В ней приняли участие представители НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», по ее завершении состоялось подписание соглашения о сотрудничестве.

Соглашение, в частности, предусматривает совместную разработку модели структуры человеческого потенциала, включая компоненты гармонично развитой социально ответственной личности и личностного потенциала. Планируется совместное проведение научных исследований и распространение их результатов в формате научных докладов, статей, учебных пособий и иных публикаций, а также организация совместных мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, симпозиумов).

Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

«Наше сотрудничество направлено на формирование и использование человеческого потенциала. Сейчас мы понимаем, что как условия для формирования компетенций, навыков и знаний у людей, так и рамки их применения и использования сильно меняются. Меняются они в связи с тем, что происходят значительные изменения в глобальном мире, в самой структуре нашей экономики, актуализируются многие демографические вызовы, например происходит резкое сокращение числа людей в наиболее трудоспособном возрасте», — говорит Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ.

В этой связи возникает запрос на «универсального человека», который успешен в условиях неопределенности и который умеет сам себе ставить задачи и их реализовывать. Данный навык подразумевает способность к самостоятельному инновационному действию. Лилия Овчарова подчеркнула, что совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» «мы обнаружили, что имеем одинаковый взгляд на процесс формирования таких навыков у людей разного возраста».

Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

На данный момент уже разработана программа совместных мероприятий на ближайшее время. 10 апреля в рамках сотрудничества двух организаций состоится методологический семинар консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании», посвященный теме трендов и вызовов в области развития человеческого потенциала, а также проактивного поведения как ядра человеческого потенциала и движущей силы развития. Спикером мероприятия выступит Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель научного направления НЦМУ. Планируется, что участие молодых ученых НЦМУ в методологических семинарах станет регулярным.

Панельную дискуссию «Проактивное поведение для трансформирующегося уклада экономики и общества — запрос к образованию» открыла Лилия Овчарова. Она отметила, что актуальность проактивного созидательного действия усилилась из-за роста неопределенности, вызванного как экономическими условиями, так и демографическими проблемами. Модератором дискуссии выступил Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. Павел Сорокин поделился результатами исследования НЦМУ, связанного с изучением способности к самостоятельному созидательному действию как элемента человеческого потенциала и вызова для сферы образования. Петр Положевец, исполнительный директор БФ «Вклад в будущее», и Павел Рабинович, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС — участника консорциума НЦМУ, ответили на дискуссионный вопрос о роли образования в формировании человеческого потенциала. В дискуссии также приняли участие Дмитрий Алексеев, руководитель проектного офиса федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», Алина Яшина, заместитель председателя Совета Ассоциации волонтерских центров, представители платформы поддержки добровольчества и социального активизма «ДОБРО.РФ» и Анфиса Шминке, директор Центра лидерства и волонтерства НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Запрос на самостоятельность: как повысить индивидуальное благосостояние и устойчивость государства

Ученые отмечают глобальный парадокс: несмотря на масштабность охвата высшим образованием и вложениями в технологии, темпы роста производительности снижаются в большинстве стран мира. Корпорации стали инвестировать преимущественно в инициативных сотрудников, самостоятельность становится одним из ключевых свойств человека. Однако привычные системы образования его не формируют. Круглый стол на тему «Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности» состоялся в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции.

Дефицит институтов саморазвития

Социокультурные портреты российских регионов свидетельствуют, что в каждом из них население располагает значительным человеческим потенциалом. Однако он лишь в небольшой части преобразуется в активный социальный и культурный капитал, что сдерживает переход к современному качеству жизни, считает Николай Лапин, руководитель Центра социокультурных изменений Института философии РАН.