• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Национальные и международные программы оценки образовательных достижений

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Исследователи и практики в сфере образования и смежных областях заинтересованы в использовании качественных инструментов оценивания, позволяющих измерить характеристики, знания и навыки людей на различных ступенях образования. В системах оценки качества образования значительного числа стран мира сегодня используются как национальные инструменты оценивания, так и результаты международных сравнительных исследований. Однако планирование, проведение и анализ эффективности крупномасштабных исследований оценки образовательных достижений сопряжены с многочисленными трудностями. С одной стороны, такие исследования являются мощными инструментами для информирования заинтересованных сторон, средствами сбора уникальных и разнообразных данных. С другой стороны, рост использования и влияния национальных и международных инструментов оценки образовательных достижений сопровождается ростом их критики. Часть этой критики касается технических вопросов, которые можно решить с помощью более совершенных методов тестирования, более сложных статистических моделей, усовершенствованных методов выборки или более тщательных аналитических методов. Но некоторые вопросы требуют также широкой общественной и профессиональной дискуссии, вдумчивого изучения и анализа. В рамках данной дисциплины мы рассмотрим крупнейшие международные исследования в сфере образовательных достижений, включая PISA, TIMSS, PIRLS, а также ряд интересных национальных кейсов разных стран мира от Австралии и США до ближайших соседей на пространстве СНГ. В рамках курса своим видением концептуальных вопросов национальных и международных инструментов оценки образовательных достижений поделятся сразу несколько преподавателей Института образования, а также будут приглашены внешние специалисты-практики. В завершении курса слушатели будут ориентироваться на карте крупномасштабных исследований и экзаменационных систем мира, будут иметь представление о их «внутренней кухне», познакомятся с актуальным исследовательским полем в данной сфере.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ориентироваться в основных международных сравнительных исследованиях и уметь интерпретировать их результаты для обоснования политических, экономических и педагогических решений в области развития образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать валидность и надежность собранных эмпирических данных
  • Способен вести профессиональную, в том числе научно- исследовательскую деятельность в международной среде
  • Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
  • Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) ос военные научные методы и способы деятельности
  • - знать историю возникновения движения за проведение международных сравнительных исследований - знать основные международные сравнительные исследования - знать текущую повестку МСИ
  • Владеть навыками проведения в вторичного анализа данных международных и национальных проектов (выбор методов, источников данных, подходов к их анализу и др.);
  • знать последовательность действий и мероприятий, обеспечивающих возможность широкомасштабных исследований (от постановки управленческих задач, разработки и применения инструмента до первичного и вторичного анализа данных)
  • интерпретировать результаты национальных и международных программ оценки образовательных достижений для вынесения обоснованных суждений о повышении качества образования и совершенствовании системы оценки качества образования в России.
  • уметь проводить сравнение основных национальных и международных программ оценки образовательных достижений по выбранным критериям;
  • Способен использовать конкретные научно обоснованные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач.
  • Владеть навыками проведения вторичного анализа данных международных и национальных проектов (выбор методов, источников данных, подходов к их анализу и др.)
  • Студенты обобщают различия и сходства экзаменов с высокими ставками в разных странах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Виды оценочных процедур в образовании.
  • Тема 2. Экзамены с высокими ставками
  • Тема 3. Международные программы оценки образовательных достижений в системе оценки качества образования
  • Тема 4. Результаты российских школьников в МСИ. Использование результатов МСИ.
  • Тема 5. Результаты МСИ и их объяснение.
  • Тема 6. Как работать с данными Международных сравнительных исследований
  • Тема 7. Использование данных контекстных анкет для исследований и аналитики
  • Тема 8. Угрозы валидности при проведении МСИ и национальных программ оценки качества образования.
  • Тема 9. Сопоставимость результатов оценки в кросс-культурном разрезе
  • Тема 10. Использование данных МСИ для информирования политических решений и анализа реформ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальное письменное задание
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Групповые презентации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Эссе + 0.2 * Групповые презентации + 0.4 * Индивидуальное письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • APA handbook of testing and assessment in psychology. Vol.1: Test theory and testing and assessment in industrial and organizational psychology, , 2013
  • APA handbook of testing and assessment in psychology. Vol.3: Testing and assessment in school psychology and education, , 2013
  • Martin Carnoy. (2019). Transforming Comparative Education : Fifty Years of Theory Building at Stanford. Stanford University Press.
  • Michela Bello, & Fernando Galindo-Rueda. (2020). Charting the digital transformation of science: Findings from the 2018 OECD International Survey of Scientific Authors (ISSA2). OECD Science, Technology and Industry Working Papers. https://doi.org/10.1787/1b06c47c-en
  • Rutkowski, D., Davier, M. von, & Rutkowski, L. (2013). Handbook of International Large-Scale Assessment : Background, Technical Issues, and Methods of Data Analysis. Boca Raton: Chapman and Hall/CRC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=668795
  • The OECD Framework for Regulatory Policy Evaluation: An Initial Assessment. (2015). European Journal of Risk Regulation, 6(1), 101–110.
  • Wiseman, A. W., & Taylor, C. S. (2017). The Impact of the OECD on Education Worldwide. Bingley: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1427921

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Faded dreams : the politics and economics of race in America, Carnoy, M., 2005
  • Item response theory: Brief history, common models, and extensions. (1997). Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.36bbe7a6.577f.4df3.9e97.2b8637bc3831
  • Oecd. (2019). ICT investments in OECD countries and partner economies: Trends, policies and evaluation. OECD Digital Economy Papers. https://doi.org/10.1787/bcb82cff-en
  • School vouchers : examining the evidence, Carnoy, M., 2001