• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики косплея в России: фестивали как пространство и событие

ФИО студента: Рябинина Александра Михайловна

Руководитель: Самутина Наталья Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Визуальная культура (Магистратура)

Год защиты: 2019

Косплей – практика культуры соучастия, целью которой является воссоздание образов персонажей массовой культуры. Сходство с персонажем достигается с помощью костюма, аксессуаров, грима и актерской игры, а площадку для такого перформанса предоставляют конвенты и фестивали, посвященные популярной культуре. Наше исследование основано на сорока трех глубинных интервью с российскими косплеерами, проведенных с января по март 2017 года. Мы рассматриваем, как производится фестивальное пространство и как сообщество фанатов вписывает себя в городское пространство. Пространство фестиваля мы описываем с помощью концепций интиматопии Элизабет Вуледж и гетеротопии Мишеля Фуко. Изначально интиматопия представляет собой распространённый преимущественно в фанфикшене троп – фантастическое пространство, в котором развиваются сексуальные и романтические отношения персонажей. В этом пространстве социальные нормы (в том числе, гендерные) отходят на второй план, а взаимодействие героев интимно и аффективно. Используя это понятие для описания косплей-фестиваля, мы прослеживаем аффективный характер взаимодействия его участников. А связь интиматопии и фанфикшена позволяет подчеркнуть роль воображения в восприятии фестиваля. Воображение является основным ресурсом фанатского сообщества: фанаты создают собственные нарративы и «обновляют» не только произведения массовой культуры, но и реальные пространства, в которых проходят фестивали. Гетеротопии же представляют собой «реализованные утопии»: переходные пространства, противопоставленные повседневной реальности, где возможна игра и где границы дозволенного существенно сдвигаются. Понятие гетеротопии позволяет подчеркнуть трансгрессивный характер косплей-фестивалей, а также их локализованность в пространстве. Косплей-фестивали выступают в роли убежищ и позволяют своим участникам занять собственное место в городе.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ