• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
SPIN РИНЦ: 7089-0856
ORCID: 0000-0001-6112-0477
ResearcherID: K-3368-2015
Scopus AuthorID: 57126390900
Google Scholar
Версия для печати


Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Самутина Наталья Владимировна

17 марта 1972 — 11 февраля 2021

    В 2021 году в НИУ ВШЭ учреждена стипендия имени выдающегося ученого Н.В. Самутиной. Именная стипендия назначается студентам и аспирантам НИУ ВШЭ, показавшим наивысшие результаты в научной работе по тематике «Культурные исследования. Социология культуры. Киноведение. Исследование фан-сообществ и культур соучастия. Исследование городской культуры».

    11 февраля не стало ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований, доцента факультета социальных наук Натальи Владимировны Самутиной. Воспоминаниями о ней делятся коллеги. 

    Наталья Самутина работала в ИГИТИ с самого его основания как научный сотрудник и ученый секретарь института.  Ее организаторским способностям во многом были обязаны своим успехом семинары института, ставшие в 2000-е годы заметным явлением в интеллектуальной жизни Москвы. В 2003-м году ее учитель Борис Дубин пригласил Наталью совместно читать курс по социологии культуры на Кафедре анализа социальных институтов НИУ ВШЭ, а через пару лет полностью передал в ее руки чтение этого курса. С начала 2010-х года Наталья Самутина возглавила созданный по ее инициативе Центр исследований современной культуры ИГИТИ.

    В науку Наталья Самутина пришла как специалист по изучению зарубежного кинематографа. Опираясь на новейшие достижения cinema studies, она раскрывала в своих работах значение кино для культурного опыта современного человека. Это было предметом ее усилий и как со-редактора серии «Кинотексты» издательства «Новое литературное обозрение». Знаковым стало появление в этой серии вышедшего под ее редакцией первого в России сборника исследований о фантастическом кино. Ее курс о современном кинематографе был одним из самых востребованных в Программе общеуниверситетских факультативов ВШЭ и остался в памяти многих студентов.

    С конца 2000-х годов Наталья Самутина обращается к новым горизонтам изучения современной культуры, связанным с опытом сообществ, которые все больше утверждали себя как полноправные участники культурного процесса. Интерес к визуальной культуре и городской современности воплотился в инициированных ею проектах по изучению парка Царицыно, граффити и стрит-арта. Однако, центральное место в ее стало изучение культур соучастия, сообществ любителей, которые своим творчеством и своей активностью поддерживали воображаемые миры – неотъемлемую часть современной культуры. Культуры соучастия существуют в глобальном мире, они преодолевают границы стран и языков. И Наталья была человеком, с легкостью преодолевавшим эти границы, способным состояться как исследователь в любом академическом сообществе, но никогда не замкнутом исключительно в академии, человеком, открытым культуре, которая как дух – «дышит, где хочет».     

    Человеческий талант Натальи Самутиной принес ей любовь и признание многих людей в разных концах света. Ее жизнелюбие, проявившееся в борьбе с болезнью, преследовавшей ее многие годы, вызывало восхищение, придавало сил в преодолении собственных трудностей и неудач.

    Наталье пришлось пройти самые тяжелые для больного раком варианты химиотерапии и облучения со всеми отягчающими состояние последствиями. Несмотря на многолетнее изнурительное лечение, она продемонстрировала необыкновенную стойкость, открытость, желание ничего не менять в жизни и многому научила и всех нас в ИГИТИ, и большое сообщество людей.

    Ее интеллектуальная работа вызывала и продолжает вызывать отклик у новых и новых поколений исследователей. Обращаясь к изучению граффити и стрит-арта, фанфиков и манги, популярной музыки и цифровых архивов, Наталья Самутина расширяла тематический горизонт гуманитарных исследований в НИУ ВШЭ и легитимировала новые исследовательские поля внутри российской Академии.

    Как преподаватель, научный руководитель и руководитель проектных групп, она на практике реализовывала идеал вдумчивой междисциплинарности (среди ее учеников – культурологи, социологи, историки, филологи и философы, умеющие и понимающие, как работать вместе). Ее научная репутация и академическое влияние выходили за границы нашего университета и университетского знания как такового, она часто оказывалась первым медиатором для новых идей, проектов и контактов внутри университета и глобальной Академии, «университета и города».

    Ее уход – невосполнимая потеря для нашего Института и НИУ ВШЭ в целом. Для всех, кто видит и ценит сложность и красоту современной культуры, кто находит в себе смелость исследовать принципиально новое и неизвестное.

    Мы соболезнуем родным и близким Натальи, всем, кто переживает ее уход как личную трагедию. Мы с благодарностью сохраним в памяти годы нашего общения и совместного творчества.

    Достижения и поощрения

    Интервью и выступления

    Интервью

    Праздничное чтение

    25.01.2018. В разгар новогодних праздников «Окна роста» попросили Наталью Самутину рассказать о праздничном чтении, проникнутом атмосферой свободы и вольности, и дать несколько советов.

    Фандом родной

    29.08.2017. «Санкт-Петербургские ведомости» сделали репортаж о лекции ведущего научного сотрудника ИГИТИ Натальи Самутиной «Фандомы и культуры фанатов: чему у них можно научиться?». «Фандомы — колоссальные машины для самообразования: фанаты «копают матчасть», чтобы не оконфузиться, делая костюм средневекового персонажа, или не написать совсем уж ахинею в научной фантастике. Сообщества — мощный организатор: поклонники музыкальных групп из разных стран списываются перед концертами, покупают друг другу билеты, проводят на послеконцертные вечеринки.

    Зачем нужны научные семинары?

    04.05.2017. Без научных семинаров невозможна академическая жизнь, они — важнейшая часть академической культуры и один из самых гибких ее инструментов. Наталья Самутина рассказала «Окнам Роста» про научный семинар Института, ставшего одной из первых площадок развития гуманитарных и социальных наук в НИУ ВШЭ.

    «Помогает мысль о гамбургском счёте»: интервью порталу ФОМ-Лабс

    24.11.2016. На портале «ФОМ-Лабс» (проект Фонда «Общественное мнение») опубликовано интервью с ведущим научным сотрудником ИГИТИ, руководителем Центра исследований современной культуры ИГИТИ Натальей Самутиной, где она рассказала о своем опыте нестандартных исследований культуры.

    Презентация книги о Царицыно

    19.06.2014. Наталья Самутина рассказывает о проекте исследования парка и музея Царицыно, итогом реализации которого стала книга «Царицыно: аттракцион с историей».

    Выступления

    • «Как стать другом другому чтению? Исследование чтения японских комиксов манга» в Российской государственной детской библиотеке.
    • Публичная лекция «Как устроено чтение манги подростками»
    • Популярная лекция о творчестве группы Gorillaz на премьере документального фильма «Gorillaz: Долой фальшивых идолов»
    • Публичная лекция «Маленькие следы крупных процессов: нелегальные уличные изображения» в Музее Москвы
    • Доклад The De-Digitalization of Manga for Non-Japanese Audiences: Research Problems and Questions of Methods на воркшопе в Свободном университете Берлина
    • Доклад Does Cult Anime Still Exists? Rethinking 'Cult' in the Age of Online Fan Community на симпозиуме аниме в Университете Васеда, Токио (абстракт)
    • Доклад «Что нам титаны? Манга в российском и западном контексте: подходы к исследованию» на научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ
    • Лекция «Фандомы и культуры фанатов: чему у них можно научиться?» в открытом лектории Новая Голландия
    • Доклад Reading manga in Russia на международной конференции The Fan Studies Network
    • Доклад «Фанфикшн и практики вовлеченного чтения» на конференции «Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой»
    • Доклад What is trash within participatory cultures? Functions of cultural hierarchies in amateurish internet production на воркшопе Dirt, Punk, Trash в Амстердамском университете
    • Публичная лекция «Культуры соучастия (фанаты, виддеры, блогеры, геймеры) — что о них сегодня говорят исследователи» в Еврейском музее и центре толерантности
    • Доклад World-Building in Crossover Writing на конференции Expanding Universes. Exploring Transmedial & Transfictional Ways of World-Building в Ягеллонском университете
    • Лекция Between «Tolstoyevsky», romance and underground: what fan fiction in Russian can tell us about the culture of literature на факультете гуманитарных наук Амстердамского университета
    • Доклад «Tolstoyevsky was writing better»: Russian Harry Potter fan fiction and literary culture на конференции European Fan Cultures 2015 в Роттердамском университете Эразма
    • Доклад «Читая город через стрит-арт: случай Берлина» на научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ
    • Доклад Participatory Culture in the Digital Field: Communication Practices of Fandom Communities на конференции Publishing differently. Small publishers, independent journalists and bloggers in Russia в Парижском университете Сорбонна
    • Доклад на круглом столе «Аттрактивные визуальные образы в литературе» Центра исследований современной культуры ИГИТИ
    • Доклад Parks as reinvented public arenas in Post-Socialist cities: the case of Tsaritsyno Moscow на воркшопе Current Research on Post-Socialist Cities in East Central Europe: Transformations of Public Urban Spaces after 1989 — Agents, Practices and Strategies в Институте Гердера
    • Доклад XVIII Century Attractions: The Multitemporality of the Museum Reserve «Tsaritsyno» на конференции Time and Temporality in Theme Parks в университете Гутенберга
    • Доклад «Cinema studies: новые причины для метарефлексии» на конференции Международной ассоциации гуманитариев (МАГ) «Актуальные проблемы исследований в гуманитарных науках на постсоветском пространстве» во Львове