• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Применение принципов ответственных инноваций в России

ФИО студента: Тудвасева Юлия Сергеевна

Руководитель: Соколова Анна Владимировна

Кампус/факультет: Институт статистических исследований и экономики знаний

Программа: Управление в сфере науки, технологий и инноваций (Магистратура)

Год защиты: 2020

В последние годы в академических кругах широко обсуждается концепция ответственных инноваций. Данный концепт возник на стыке нескольких пластов научного знания. На данный момент единого, согласованного подхода к определению данного термина не существует. Однако Р. Шомберг предложил один из самых распространенных на сегодняшний день в 2011 году. Необходимость определения таких ответственных ценностей определяется тесной связью научно-технических аспектов с социальными, этическими и политическими вопросами, особенно с учетом фундаментальной роли науки и техники в жизни современного общества и в определении его будущего (Шомберг, 2011). В статье дается общий обзор эволюции этой концепции и предлагаются ее ключевые характеристики. Будучи поставленной во главе рамочной концепции инновационного развития Европы в рамках программы "Горизонт 2020", концепция ответственных инноваций стала еще более значимой. В рамках программы возникла необходимость отслеживать показатели работы в этой области. По этой причине соответствующий подход был предложен группой экспертов ЕС (ЕС, 2015). Работа состоит из четырех основных разделов: введение, методология, выводы, обсуждение и заключение. Вводная часть включает в себя обсуждение концепции ответственной инновации, ее эволюцию и набор показателей для измерения. Кроме того, там же был предложен анализ инновационного развития Российской Федерации. Методология работы включает в себя три основных этапа: анализ документов, интервью и анкетирование. Главным объектом для первого этапа была Московская политика. С помощью подхода ЕС и показателей, предложенных для измерения уровня ответственности за инновационное развитие региона, был проведен анализ политик. В статью были включены интервью, призванные обсудить выводы, полученные в ходе анализа документа с экспертной точки зрения, а также определить уровень осведомленности об ответственных инновациях и их критериях и уровень использования принципов ответственных инноваций при реализации инновационных проектов. Интервьюируемые являются представителями академических кругов, правительства, посреднического агентства между бизнесом и правительством, а также бизнеса. Завершающим этапом данной части стал опрос, основной целью которого является анализ показателей с точки зрения того, как они воспринимаются обществом, и выяснение того, до какой степени население вовлечено в эти процессы. Опрос проводился с помощью онлайн-платформы. Участники были привлечены тремя основными способами: таргетированные электронные письма, прямые веб-ссылки и ссылки в Фейсбук мессенджере. Затем, в разделе выводы результаты работы иллюстрируются в описательной форме. Обсуждение и выводы включают в себя основные итоги работы и предложения по дальнейшему исследованию.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ